Исследования криоскопических, эбулиоскопических и осмотических явлений дали химикам много ценной информации. Однако в ряде случаев получались странные результаты, которые не укладывались ни в какие теории. Выходило, например, что в разбавленных растворах поваренной соли число «молекул» вдвое больше, чем вычисленное по формуле NaCl, в растворах СаСl2 — втрое больше и т. д. Можно было бы предположить, что указанные соединения при растворении в воде распадаются на несколько частей — как говорят химики, претерпевают диссоциацию (от лат. dissociatio — «разъединение», «разделение»). Такие явления известны: в частности, при нагревании хлорида аммония он возгоняется с одновременной диссоциацией на две молекулы: NH4Cl=NH3+HCl. Но распад при нагревании объяснить намного легче: энергия, необходимая для диссоциации, черпается за счёт тепловой энергии. А вот откуда берётся энергия, когда соль растворяется в воде при комнатной температуре, никто объяснить не мог. Температура раствора часто почти не меняется. Более того, при растворении некоторых солей в воде раствор сильно нагревается.
В 1887 г. Аррениус, исследуя электропроводность водных растворов, высказал предположение, что некоторые вещества в растворах находятся в виде заряженных частиц — ионов. Эта гипотеза объясняла, с одной стороны, почему растворы определённых веществ (электролитов) проводят ток, с другой — увеличение числа частиц в растворе. Измерения показали также, что полный распад на ионы происходит только в очень разбавленных растворах. В более концентрированных электролиты вели себя так, как будто они распадаются на ионы лишь частично.
Однако большинство учёных идею о диссоциации в растворах не приняли. Ведь в конце XIX в. ещё не было чёткого понимания, чем ионы отличаются от нейтральных атомов. Казалось невероятным, что, например, хлорид натрия в воде может существовать в виде отдельных ионов натрия и хлора: как известно, натрий бурно реагирует с водой, а раствор хлора имеет жёлто-зелёный цвет и ядовит. Неудивительно, что Аррениус, изложивший свои взгляды в диссертации, получил на неё плохие отзывы.
К числу самых непримиримых противников Аррениуса принадлежал Д. И. Менделеев, создавший «химическую» теорию растворов — в отличие от «физической» теории Аррениуса. Менделеев считал, что в растворах происходят, по сути, химические взаимодействия между растворённым веществом и растворителем, тогда как по теории Аррениуса водные растворы представляли собой механическую смесь ионов и воды. В 1889 г. Менделеев опубликовал в «Журнале Русского физико-химического общества» «Заметку о диссоциации растворённых веществ», в которой поставил под сомнение сам факт существования ионов в растворах электролитов. «Сохраняя всё то, что приобретено в отношении к пониманию растворов, — писал он, — мне кажется, можно оставить в стороне гипотезу об особом виде диссоциации — на ионы, совершающейся с электролитами при образовании слабых растворов». Хотя Менделеев, критикуя Аррениуса, во многом оказался не прав, в его рассуждениях всё же была доля истины: растворённые вещества действительно часто взаимодействуют с растворителем.
Спор между сторонниками и противниками Аррениуса продолжался не один год. И, как это часто бывает в науке, в ожесточённом споре между приверженцами физической и химической теории правы оказались обе стороны. Очень сильное химическое взаимодействие между ионами и молекулами растворителя даёт ту энергию, которая необходима для разрушения кристаллической решётки веществ-электролитов, например поваренной соли. В случае водных растворов эта энергия называется энергией гидратации («гидор» по-гречески «вода»), и она может достигать колоссальных значений. Так, энергия гидратации ионов Сl- равна 352 кДж/моль, ионов Na+ — 423 кДж/моль, ионов Н+ — 1109 кДж/моль, ионов Са2+ — 1615 кДж/моль, а ионов Аl+ — 4800 кДж/моль. Для сравнения: чтобы разорвать связь между атомами в молекуле хлора, требуется «всего» 242 кДж/моль. Чтобы разъединить катионы и анионы в кристаллах электролитов, тоже требуется затратить немало энергии (она называется энергией кристаллической решётки) — 788 кДж/моль для NaCl, 1044 кДж/моль для LiF, 2240 кДж/моль для СаСl2 и т. д. Если суммарная энергия гидратации катионов и анионов при образовании раствора больше энергии кристаллической решётки, то растворение будет сопровождаться нагреванием, а если меньше — охлаждением раствора. Именно поэтому при растворении в воде таких веществ, как LiCl, безводный СаСl2, и многих других раствор нагревается, а при растворении КСl, KNO3, NH4NO3 и некоторых других — охлаждается. Охлаждение может быть таким сильным, что стакан, в котором готовят раствор, покрывается снаружи росой или даже примерзает к мокрой подставке.
Сванте Август Аррениус.
Растворение нитрата аммония сопровождается заметным поглощением тепла. Смоченный водой стаканчик с раствором примерзает к деревянной скамейке так прочно, что её можно оторвать от стола.
Растворы иода в воде, этаноле, бензоле и четырёххлористом углероде.
Похожие статьи