Первую химическую реакцию человек провёл тогда, когда научился добывать огонь. С той поры и до настоящего времени реакции горения играют первостепенную роль в нашей жизни. Они приносят в дома тепло, двигают автомобили, самолёты и ракеты, помогают извлекать ценные вещества из природного сырья.
Флогистонная теория Шталя впервые выделила процессы горения и прокаливания металлов в отдельную группу реакций (см. статью «Химия в XVIII веке»). Кислородная теория горения, предложенная Лавуазье, обобщила экспериментальный материал, накопленный в «эпоху флогистона». А кроме того, Лавуазье выдвинул кислородную теорию кислот: он полагал, что своими свойствами кислоты обязаны присутствию в них кислорода (отсюда и название элемента oxygenium — «рождающий кислоты»). Поэтому реакции горения веществ на воздухе стали называть окислением, а
процессы, обратные окислению, т. е. связанные с уменьшением количества кислорода в веществе, — раскислением или восстановлением. Поскольку в ходе окислительных реакций вещество нередко разрушается (как, например, при ржавлении), термин «восстановление» указывает на процесс, противоположный окислению.
В дальнейшем представления о сущности процесса окисления значительно расширились. Как показали эксперименты, многие вещества (водород, металлы) горят не только в кислороде, но и в хлоре, броме. А значит, окисление — это не только присоединение кислорода. В 1914 г. русский учёный Лев Владимирович Писаржевский (1874—1938) предложил электронно-ионную теорию окислительно-восстановительных реакций.
В наши дни химикам известны тысячи самых разных окислительно-восстановительных реакций, в том числе и протекающих в живых организмах. Можно с уверенностью говорить: химия жизни — это процессы окисления-восстановления.
Похожие статьи