История генетики.

Наука » Генетика
Основоположником генетики как науки по праву считается Грегор Мендель, сформулировавший в 1865 году законы наследования. Он, применив гибридологический метод, впервые открыл закономерности наследования признаков, которые известны как законы Менделя. Мендель опубликовал результаты своих исследований в 1866 г. в работе “Опыты над растительными гибридами”. Однако они заняли достойное место в системе биологических знаний спустя 35 лет, лишь в 1900 году. 1990 год считается датой рождения генетики, когда три ученых – голландец Г.де Фриз, немец К.Корренс, австриец Э.Чермак независимо друг от друга переоткрыли законы Менделя. После этого развитие генетики пошло более быстрыми темпами.
К концу XIX века в результате повышения оптических качеств микроскопов и совершенствования цитологических методов стало возможно наблюдать поведение хромосом в гаметах и зиготах. Еще в 1875 г. Гертвиг обратил внимание на то, что при оплодотворении яиц морского ежа происходит слияние двух ядер – ядра спермия и ядра яйцеклетки. В 1902 г. Бовери продемонстрировал важную роль ядра в регуляции развития признаков организма, а в 1882г. Флеминг описал поведение хромосом во время митоза.
В 1901-03 гг. голландец де Фриз ввел термин “мутации”.
В 1906 г. В.Бетсон предложил термин генетика (от geneticos – относящийся к рождению, происхождению).
В 1908 г. Г. Харди и В. Вайнберг сформулировали закон распределения генов в популяциях.
В 1908 Г. Нильсон-Эле открыл явление полимерии.
В 1909 г. В. Иогансен предложил термин “ген”, “генотип”, “фенотип”.
В 1909 г. А. Гаррод установил, что болезнь алкаптонурия является наследственным заболеванием, связанным с нарушением метаболизма, что явилось основой зарождения биохимической генетики. Одной из самых важных вех в развитии генетики стали экспериментальные работы Т. Моргана (1911-1914 гг.) и его сотрудников (А. Стертеван, К. Бриджис, Г. Меллер) с плодовой мушкой дрозофилой. Ими была установлена связь генов с хромосомами. Эти работы экспериментально доказали хромосомную теорию наследственности.
В 1909 г. К. Коррренс опубликовал работу о цитоплазматической наследственности.
В 1920 г. Н. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости; открыл мировые центры происхождения растений; создал мировую коллекцию культурных растений.
В 1927 г. Г.Д. Карпиченко преодолел стерильность гибридов, создав плодовитый межродовой гибрид редьки и капусты.
С.Г. Навашин открыл двойное оплодотворение. Работы С.С. Четверикова (1926, 1929 гг.) положили начало современной генетики популяций.
Труды Р. Фишера (1931 г.), С. Райта (1932 г.), Н.П. Дубинина и Д.Д. Ромашова (1932 г.), Дж.Б. Холдейна (1935 г.), Ф Добжанского (1937 г.) заложили основы синтетической теории эволюции.
В 1927 г. Н. Тимофеев–Ресовский и Добжанский разработали учение о микроэволюции.
1929 г. А.С. Серебровский – геногеография, разработал методы селекции домашних животных. Огромное значении для селекции имели труды И.В. Мичурина.
В 1928 гг. Ф. Гриффит установил явление трансформации.
В 1941 г. Дж. Бидл и Э. Татум сформулировали гипотезу “один ген-один фермент”.
В 1949 г. Л. Полинг выявил причину серповидноклеточной анемии.
В 1944 г. О. Эйвери, К. Мак-Леод и М. Мак-Карти определили природу трансформирующего агента, доказав что таковым является молекула ДНК.
В 1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик установили пространственную структуру молекулы ДНК, что явилось переломным моментом для развития биологии XX века и, как считают многие учение, в 1953 г. произошло рождение молекулярной генетики.
В 1961 г.Ф. Жакоб и Ж. Моно сформулировали концепцию оперона.
В 1956 г. Дж.-К. Тио и А.Леван установили, что диплоидное число хромосом человека равно 46, а не 48.
В 1959 г. Лежен определил причину возникновения синдрома Дауна (трисомия по 21 хромосоме).
Следует отметить ряд успехов в развитии генетики в последние десятилетия – интенсивно развивается генная инженерия и биотехнология, осуществляется программа “Геном человека”, клонирование, генная терапия наследственно-детерминированных заболеваний и т.д.