Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его качеств и свойств.
Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.
Индивидуальность занята сама собой: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений.
Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.
Индивидуальность занята сама собой: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений.
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого.
Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле все объекты во Вселенной индивидуальности.
В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму.
Индивидуализм делает человека, а не общество самоцелью развития.
В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма.
Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле все объекты во Вселенной индивидуальности.
В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму.
Индивидуализм делает человека, а не общество самоцелью развития.
В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма.
Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии).
В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо.
Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.
В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В русском языке слово «человек» по смыслу связано с лицом, т.е. имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть лица, где сосредоточено сознание человека.
Выражение «потерять лицо» означает разочарование в человеке, разочарование в его духовных качествах. Утрату доверия. След., лицо символизирует душу человека.
Сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.
В XX веке это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей.
В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо.
Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.
В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В русском языке слово «человек» по смыслу связано с лицом, т.е. имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть лица, где сосредоточено сознание человека.
Выражение «потерять лицо» означает разочарование в человеке, разочарование в его духовных качествах. Утрату доверия. След., лицо символизирует душу человека.
Сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.
В XX веке это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей.
Человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
Техника – опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника – это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс).
Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек придает технике негативное содержание. Происходит это следующим образом: богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, затем на основе этих понятий создают технику. В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивается кризис человека и его науки, и его техники. Есть ли выход из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для этого и наука, и техника должны сотворяться как полноценные знаки жизненного мира человека. Техника – это обычно бедный знак нашей жизни, его следует наполнить этой жизнью. Для этого нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая философия.
Человек не должен в технике забывать самого себя. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна.
Техническая деятельность человека не является нейтральной в этическом отношении. Моральным идеалом технической деятельности человека является этика ответственности.
Техника является средством для достижения добра (может быть и зла).
А природа добра определяется в процессе интерпретации.
Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек придает технике негативное содержание. Происходит это следующим образом: богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, затем на основе этих понятий создают технику. В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивается кризис человека и его науки, и его техники. Есть ли выход из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для этого и наука, и техника должны сотворяться как полноценные знаки жизненного мира человека. Техника – это обычно бедный знак нашей жизни, его следует наполнить этой жизнью. Для этого нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая философия.
Человек не должен в технике забывать самого себя. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна.
Техническая деятельность человека не является нейтральной в этическом отношении. Моральным идеалом технической деятельности человека является этика ответственности.
Техника является средством для достижения добра (может быть и зла).
А природа добра определяется в процессе интерпретации.
Истощение недр
Загрязнение земли
Уничтожение растительного и животного мира (вырубка лесов)
Применение атомной энергии: возможность техногенной катастрофы – Чернобыль и угроза ядерной войны (терроризм).
Урбанизация – изменение культуры человека. 10-25 млн. чел. – города.
Мощное влияние техники – нужно экологическое сознание. Социальная экология – оградить человека от влияния общества и научно-технического прогресса.
Загрязнение земли
Уничтожение растительного и животного мира (вырубка лесов)
Применение атомной энергии: возможность техногенной катастрофы – Чернобыль и угроза ядерной войны (терроризм).
Урбанизация – изменение культуры человека. 10-25 млн. чел. – города.
Мощное влияние техники – нужно экологическое сознание. Социальная экология – оградить человека от влияния общества и научно-технического прогресса.
Три закона.
1.Закон отрицания отрицания. Закон двойного отрицания.
В процессе развития каждый этап (ступень) развития является результатом синтеза предыдущих ступеней развития. На более высокой ступени развития частично воспроизводятся характерные черты предыдущих ступеней развития с добавлением новых характеристик.
Более высокая ступень развития является синтезом всех предыдущих ступеней развития.
Если развивающийся объект способен провести синтез есть развитие.
Любое развитие, по Гегелю (1770-1831), триадично.
Закон отрицания отрицания – это закон диалектического синтеза.
Пример зерна, бабочки. Пример семьи.
1.Закон отрицания отрицания. Закон двойного отрицания.
В процессе развития каждый этап (ступень) развития является результатом синтеза предыдущих ступеней развития. На более высокой ступени развития частично воспроизводятся характерные черты предыдущих ступеней развития с добавлением новых характеристик.
Более высокая ступень развития является синтезом всех предыдущих ступеней развития.
Если развивающийся объект способен провести синтез есть развитие.
Любое развитие, по Гегелю (1770-1831), триадично.
Закон отрицания отрицания – это закон диалектического синтеза.
Пример зерна, бабочки. Пример семьи.
1.Качественный характер изменений
Качество – философская категория, обозначающая внутреннюю определенность объекта или явления, благодаря которой объект является именно этим, а не иным объектом.
2.Необратимость изменений
Переход из одного качества в другое есть необратимость изменений. Метафизика понимает развитие как вращение по кругу или как прямолинейное. Диалектика по спирали. Повторение ступеней. Но качественно.
3.Направленность развития
Взаимосвязь качественных изменений. Качественные изменения создают новые возможности для объекта.
Качество – философская категория, обозначающая внутреннюю определенность объекта или явления, благодаря которой объект является именно этим, а не иным объектом.
2.Необратимость изменений
Переход из одного качества в другое есть необратимость изменений. Метафизика понимает развитие как вращение по кругу или как прямолинейное. Диалектика по спирали. Повторение ступеней. Но качественно.
3.Направленность развития
Взаимосвязь качественных изменений. Качественные изменения создают новые возможности для объекта.
Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности.
Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития.
Определение развития.
Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы.
Под развитием понимают, в том числе, и отрицательные моменты, а не только положительные. Развитие является разноплановым, многоуровневым и многоэтапным.
Развитие есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение в процессе развития основы делает возможным понимание процесса развития как закономерного.
Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития.
Определение развития.
Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы.
Под развитием понимают, в том числе, и отрицательные моменты, а не только положительные. Развитие является разноплановым, многоуровневым и многоэтапным.
Развитие есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение в процессе развития основы делает возможным понимание процесса развития как закономерного.
Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Индивидуальное и общественное сознание.
Два уровня обыденное и теоретическое.
Формы: религиозное, моральное, правовое, политическое, экономическое и др.
Общественная психология – чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Индивидуальное и общественное сознание.
Два уровня обыденное и теоретическое.
Формы: религиозное, моральное, правовое, политическое, экономическое и др.
Общественная психология – чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Социальная сфера – это внутреннее устройство общества основанное на разделении труда, собственности на средства производства и на национальном факторе.
Два подхода классовый и стратификационный.
Элементы:
классы (антагонизм классов, классовая борьба - марксизм) и
страты (небольшие социальные группы – профессиональных, демографических, по уровню дохода, образования и т.д.).
Социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Два подхода классовый и стратификационный.
Элементы:
классы (антагонизм классов, классовая борьба - марксизм) и
страты (небольшие социальные группы – профессиональных, демографических, по уровню дохода, образования и т.д.).
Социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.