А. Шопенгауэр (1788-1860)

Наука » Философия
“Мир как воля и представление” (1818 первый том, а в 1844 второй том).

Мировоззрение Шопенгауэра формируется из трех источников, из трех мировоззренческих позиций:

1.Философия Платона (с его миром идей и миром вещей, которая проникнута духом аристократизма, презрения к толпе); Обыденные вопросы отодвинуты на второй план – главное мир идей.

2.Философия Канта; Априорность, мир познаваем до опыта.

3.Философия древней Индии (философия Упанишад). Мистика, поэтическая красота.

Общая идея этих позиций: утверждается, что разум (наше мышление) постигает только поверхность (часть) бытия. Подлинные причины происходящего всегда скрыты от нас.

Иррационализм (философия жизни)

Наука » Философия
Философия жизни отличается от предыдущих иррационализмом, то есть отрицанием того, что только разум, только наука может постичь действительность.

Иррационализм ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное.

Иррациональное (от латинского irrationalis – неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.

Противоположность иррациональному – рациональное (рационализм).

Философия иррационализма – это многообразные позиции.

Иррационализм выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека:

волю (волюнтаризм) – социальное бытие; ни одно действие не может быть осуществлено без воли;

Герберт Спенсер (1820-1903)

Наука » Философия
Пытается реализовать задумку Конта (анализирует данные наук). Философией не интересовался, читал любую научную литературу (немножко дилетант). Ценил социологию Конта, но не разделял метафизических мотивов. «Конт предлагает описывать развитие идей, я же предлагаю описывать развитие вещей».

Идеи Спенсера: идея эволюции (независимо и за два года до Дарвиновских «Происхождения видов»); прежде всего, говорит об эволюции вселенной, которая движется в определенном направлении. Развитие происходит между хаосом и порядком. От хаоса к порядку, но иногда (периодически) падая в хаос.

В живой природе эволюция идет за счет приспособления к среде. Развитие общества идет по той же схеме.

Мораль – это результат эволюции и средство эволюции. Моральные принципы – это принципы выживания рода человеческого, поэтому одинаковы во всех религиях. (Сравни с Кантом).

Д.С.Милль (1806-1873)

Наука » Философия
Родился в Лондоне в семье мыслителя, политического деятеля Джеймса Милля. Джон Милль не занимался академической деятельностью. Был руководителем ост-индийской компании. Три года провел в парламенте. Читал работы Конта и очень ими вдохновился: переписывался и приступил к самостоятельным исследованиям, но лично с Контом знаком не был.



Испытывает отрицательное отношение ко всей предыдущей философии, как и Конт.

Учение о научном методе

«Система логики», 1843. Заслуга Милля состоит в том, что он развивал идеи логического познания. Милль является известным логиком (и по сей день).

Милль здесь следует Конту и говорит, что все знание, в конечном счете, происходит из опыта. Поэтому возникает вопрос: какая логическая процедура является основополагающим методом в научном познании?

Классификация наук по О.Конту

Наука » Философия
Ему принадлежит позитивная классификация наук, в которой Конт делит все науки на два вида: абстрактный (изучают законы определенных групп явлений, например, явлений физических, биологических) и конкретные (которые применяют эти законы к частным областям). Так, например, биология – абстрактная наука, медицина – конкретная.

Выделяет пять основных абстрактных теоретических наук, по порядку их усложнения (сложно – это больше математических формул, сложнее определения).

Принцип построения: по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности, от простого к сложному.

1.Астрономия
2.Физика
3.Химия
4.Биология
5.Социология

Огюст Конт (1798-1857)

Наука » Философия
Основная идея позитивизма принадлежит не Конту, а его учителю, у которого Огюст работал секретарем (1817-22). Этот учитель – француз, социолог, социальный утопист Клод Анри Сен-Симон (1760-1825).

Сен-Симон был инициатором и марксистских и позитивистских течений, он поставил вопросы, которые решали оба эти направления. Сен-Симон был назван марксистами социалистом-утопистом. В XIX веке марксисты и позитивисты «внутренне похожи» (близки).

Конт на фоне Сен-Симона выглядел незаметно, но Сен-Симон разбрасывался в жизни, а Конт (секретарь) воспринял, систематизировал. Развил и переработал и стал знаменит, а Сен-Симон поблек.

Огюст Конт создает в Париже позитивистское общество, целью которого являлось обучения народа в духе позитивистского мировоззрения.

Позитивизм

Наука » Философия
Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание.

По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука), опираться на научный метод.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857).

В 18-19 веках интенсивно развиваются наука и техника.

Марксизм – культ денег и товаров;

Позитивизм – культ науки (только наука может претендовать на истинное отображение действительности).

Позитивизм – тенденция (течение) европейской философии, которое понизано духом научного мировоззрения.

Сравнение философии Гегеля и Маркса

Наука » Философия
1.Абсолютная идея – материальное производство (противоречие между производительными силами и производственными отношениями (борьба классов)).
2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).
3.Человек (сознание) – человек (труд).
Критика капиталистического общества
Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.
Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.
Человек отчуждается от труда.

Объективной основой потребительской психологии выступают при капита¬лизме отчуждённый труд и товарный фетишизм
Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).
Основной фетиш – деньги.
Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.

Философия марксизма

Наука » Философия
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)
Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой философии не усвоил.
Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.

Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи бродят в XIX веке в Европе? Это связано с интенсивным развитием промышленности, капитализма.
Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.

Философия Фейербаха

Наука » Философия
Философия Фейербаха

Людвиг Фейербах
(1804-1872)


Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).
“Мысли о смерти и бессмертии”. Основные выводы: отрицание бессмертия души. 1829-30. Книгу опубликовал анонимно, но авторство установили и лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.
“К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”.
Основной пафос работ – непримиримая критика религии.

Философия права

Наука » Философия
Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.
По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.

Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.

Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.

Философия Гегеля

Наука » Философия
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).

“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».

Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.

2.Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.