Все эти понятия образуются в человеческом мышлении од- ним и тем же алгоритмическим путем, состоящим из пяти мысленных «шагов». Их принято в логике называть «методами образования понятий».
Предположим, что вы исследуете класс предметов, явлений или процессов (живой организм, землетрясение, выборы). Вы располагаете эмпирически- ми (опытными) данными, но не имеете пока понятия или термина, закрепленного за ними. В таком случае возникает практическая необходимость в создании соответствующего понятия. Логически это процесс выглядит следующим образом:
1. Анализ - первый шаг на пути к понятию. Необходимо мысленно разложить предмет на свойственные ему признаки.
2. Сравнение - означает мысленное сопоставление разных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между
ними.
3. Синтез - это мысленное объединение полученных в ходе анализа и сравнения признаков в определенную систему.
4. Абстрагирование - чисто логическая операция, состоящая в отвлечении от признаков, различающих класс исследуемых объектов. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследований
5. Обобщение - завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные признаки всему классу объектов.
Например, образуя понятие «фобия», мы абстрагируемся в итоге от признаков, указывающих на ее виды (светофобия, гидрофобия, клаустрофобия), оставляя лишь родовые признаки, указывающие на «определенное психическое заболевание, характеризующееся патологическим чувством страха».
Итак, образование понятий связано с осмыслением чувственного опыта.
Какова же роль понятий в мыслительном процессе? Может ли понятие быть истинным или ложным? Понятие не имеет истинностного значения, т.е. оно не является ни истинным, ни ложным. Однако это не умаляет его значения в практике мышления. Образно говоря, понятие является способом интеллектуальной ориентации в пространстве. Кодируя предметы внешнего мира через их существенные признаки, понятия создают в сознании человека мысленную, идеальную модель мира, благодаря которой мы отличаем один предмет от другого. Благодаря этому мы находим нужный учебный корпус и нужную аудиторию, отличаем лекцию от семинара, один учебный предмет или специальность от другого и т.д. Четкое знание смысла понятий указывает на логическое качество мышления, ибо понятие – это та «клеточка», из которой образуется вся сложная ткань мыслительного процесса. Поэтому понятие, как и мышление в целом,выраженное в языке, выполняет ряд функций:
1. Коммуникативную, т.е. функцию общения между людьми. Отражая социальный опыт, одни и те же понятия (смыслы) выражаются на разных естественных языках. Например, понятие «человек» имеется во всех языках мира («Mensch», «homme», «man»). Сеть понятий образует универсальное пространство мысли, своего рода «логический» интернет. Благодаря этому люди понимают друг друга, могут общаться и обмениваться информацией.
2. Познавательную функцию. Оставаясь на уровне чувственных представлений, невозможно говорить о научном знании, стремящемся не
к живым, чувственным подробностям, а к познанию сущности предметов, их глубинных связей и отношений. Это возможно только на уровне абстрактного мышления, когда в сознании человека происходит переработка
полученных представлений в понятия. Образование понятий – необходимая предпосылка существования науки.
3. Экспрессивную, т.е. эмоциональную функцию. Логика традиционно относится к числу гуманитарных наук и никогда не остается в стороне от «человеческих» проблем. Она всегда была тесно связана с риторикой, сочетая логику доказательства с искусством речи. Психологический, ценностно-личностный анализ человека оперирует системой экзистенциальных категорий, передавая различные состояния человеческого существования при помощи таких понятий как «страх», «отчаяние», «любовь», «ненависть», «безысходность». Одним словом, роль понятий в мыслительном процессе велика и разнопланова.
Предположим, что вы исследуете класс предметов, явлений или процессов (живой организм, землетрясение, выборы). Вы располагаете эмпирически- ми (опытными) данными, но не имеете пока понятия или термина, закрепленного за ними. В таком случае возникает практическая необходимость в создании соответствующего понятия. Логически это процесс выглядит следующим образом:
1. Анализ - первый шаг на пути к понятию. Необходимо мысленно разложить предмет на свойственные ему признаки.
2. Сравнение - означает мысленное сопоставление разных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между
ними.
3. Синтез - это мысленное объединение полученных в ходе анализа и сравнения признаков в определенную систему.
4. Абстрагирование - чисто логическая операция, состоящая в отвлечении от признаков, различающих класс исследуемых объектов. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследований
5. Обобщение - завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные признаки всему классу объектов.
Например, образуя понятие «фобия», мы абстрагируемся в итоге от признаков, указывающих на ее виды (светофобия, гидрофобия, клаустрофобия), оставляя лишь родовые признаки, указывающие на «определенное психическое заболевание, характеризующееся патологическим чувством страха».
Итак, образование понятий связано с осмыслением чувственного опыта.
Какова же роль понятий в мыслительном процессе? Может ли понятие быть истинным или ложным? Понятие не имеет истинностного значения, т.е. оно не является ни истинным, ни ложным. Однако это не умаляет его значения в практике мышления. Образно говоря, понятие является способом интеллектуальной ориентации в пространстве. Кодируя предметы внешнего мира через их существенные признаки, понятия создают в сознании человека мысленную, идеальную модель мира, благодаря которой мы отличаем один предмет от другого. Благодаря этому мы находим нужный учебный корпус и нужную аудиторию, отличаем лекцию от семинара, один учебный предмет или специальность от другого и т.д. Четкое знание смысла понятий указывает на логическое качество мышления, ибо понятие – это та «клеточка», из которой образуется вся сложная ткань мыслительного процесса. Поэтому понятие, как и мышление в целом,выраженное в языке, выполняет ряд функций:
1. Коммуникативную, т.е. функцию общения между людьми. Отражая социальный опыт, одни и те же понятия (смыслы) выражаются на разных естественных языках. Например, понятие «человек» имеется во всех языках мира («Mensch», «homme», «man»). Сеть понятий образует универсальное пространство мысли, своего рода «логический» интернет. Благодаря этому люди понимают друг друга, могут общаться и обмениваться информацией.
2. Познавательную функцию. Оставаясь на уровне чувственных представлений, невозможно говорить о научном знании, стремящемся не
к живым, чувственным подробностям, а к познанию сущности предметов, их глубинных связей и отношений. Это возможно только на уровне абстрактного мышления, когда в сознании человека происходит переработка
полученных представлений в понятия. Образование понятий – необходимая предпосылка существования науки.
3. Экспрессивную, т.е. эмоциональную функцию. Логика традиционно относится к числу гуманитарных наук и никогда не остается в стороне от «человеческих» проблем. Она всегда была тесно связана с риторикой, сочетая логику доказательства с искусством речи. Психологический, ценностно-личностный анализ человека оперирует системой экзистенциальных категорий, передавая различные состояния человеческого существования при помощи таких понятий как «страх», «отчаяние», «любовь», «ненависть», «безысходность». Одним словом, роль понятий в мыслительном процессе велика и разнопланова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи