Исторические взгляды Г.Ф.В. Гегеля базируются на понятиях, сформулиро-ванных в “Философии духа”, где он выделил т.н. субъективный дух (инди-видуальная душа), объективный дух (свободная воля, выраженная в нормах и институтах общественной жизни); абсолютный дух (выраженный в искус-стве). История интерпретируется Гегелем как раскрытие объективного (мирового или народного) духа во времени, как целенаправленный логический процесс, подчиненный законам разума; его целью является расширение свободы общества. Объективной реализацией этой свободы является государство, понимаемая как “сверхиндивидуальная дей-ствительность нравственной идеи”.
История по Гегелю начинается с момента, когда народ начинает сознавать себя, т. е. сам пишет свою историю. В государствах Древнего Востока народ полностью подчинен деспотизму. В Греции и Риме он осознал свою свободу не вполне, так как свободны были лишь некоторые люди. Большей свободы «мировой дух» достиг в Европе после Реформации. В нач. XIX в. он находился на высших ступенях своего развития и логическим завершением этого процесса должно было стать познание «мировым духом» собственной свободы.
Материалистическая философия К. Маркса исходила из того, что мир раз-вивается по объективным законам, которые познаются в ходе развития об-ществ. Основой общества Маркс считал материальное производство (“ба-зис”, над которым формировалась политическая и идеологическая “над-стройка”). Важнейшим фактором антропогенеза по Марксу стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, появляется ряд экономических формаций, сменяющихся революционным путем:
Ф. Ницше выделяет два антогонистических начала: аполлонистическое (ра-циональное) и дионистическое (иррациональное), развитие которых просле-живает через всю историю человечества. Науку и разум Ницше рассматри-вает как силу, подрывающую жизнь, единственным выражением которой является искусство, выраженное в дионистическом начале. В процессе куль-турного совершенствования человека должен был появиться сверхчеловек, превосходящий остальных людей по моральным и интеллектуальным каче-ствам; это и достижимый в будущем универсальный идеал человечества и лирическая фантазия, противопоставленная культурному человеку XIX сто-летия. Воплощением “сверхчеловека” в истории Ницше считал Александра Македонского, Юлия Цезаря, Августа, Чезаре Борджа и Наполеона. В сере-дине 1880-х гг. на смену просвещенному “сверхчеловеку” Ницше выдвигает авторитарную сильную личность, которая преодолевает влияние общества. Философ приходит к мысли о том, что религия и мораль отрывают человека от самой жизни; движущей силой бытия объявляется “воля к власти” и все процессы представляются как модификации этой идеи.
По мнению основоположников Марбургской школы неокантианства Г. Когена и П. Наторпа, исходивших из понимания идеи как прообраза эмпирически данных предметов и рассматривавших бытие только как мыслимое или идеальное, эволюционное движение от природы к истории следовало рассматривать в рамках единого логически объяснимого процесса, мысленный образ которого создан человеческим разумом. Конструирование образа мира превращается в соучастие в вечно живом творении божества – тем самым идея Бога превращается в реальность Бога, а история становится лишь бесконечной погоней «за идеей». Таким образом, у П. Наторпа и Г. Когена мы находим, прежде всего, истолкование духовного содержания истории и почти полное игнорирование эмпирической исторической науки. К собственно историческим работам они относились как к художественным произведениям, созданным на основе обработки документальных материалов.
История по Гегелю начинается с момента, когда народ начинает сознавать себя, т. е. сам пишет свою историю. В государствах Древнего Востока народ полностью подчинен деспотизму. В Греции и Риме он осознал свою свободу не вполне, так как свободны были лишь некоторые люди. Большей свободы «мировой дух» достиг в Европе после Реформации. В нач. XIX в. он находился на высших ступенях своего развития и логическим завершением этого процесса должно было стать познание «мировым духом» собственной свободы.
Материалистическая философия К. Маркса исходила из того, что мир раз-вивается по объективным законам, которые познаются в ходе развития об-ществ. Основой общества Маркс считал материальное производство (“ба-зис”, над которым формировалась политическая и идеологическая “над-стройка”). Важнейшим фактором антропогенеза по Марксу стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, появляется ряд экономических формаций, сменяющихся революционным путем:
Ф. Ницше выделяет два антогонистических начала: аполлонистическое (ра-циональное) и дионистическое (иррациональное), развитие которых просле-живает через всю историю человечества. Науку и разум Ницше рассматри-вает как силу, подрывающую жизнь, единственным выражением которой является искусство, выраженное в дионистическом начале. В процессе куль-турного совершенствования человека должен был появиться сверхчеловек, превосходящий остальных людей по моральным и интеллектуальным каче-ствам; это и достижимый в будущем универсальный идеал человечества и лирическая фантазия, противопоставленная культурному человеку XIX сто-летия. Воплощением “сверхчеловека” в истории Ницше считал Александра Македонского, Юлия Цезаря, Августа, Чезаре Борджа и Наполеона. В сере-дине 1880-х гг. на смену просвещенному “сверхчеловеку” Ницше выдвигает авторитарную сильную личность, которая преодолевает влияние общества. Философ приходит к мысли о том, что религия и мораль отрывают человека от самой жизни; движущей силой бытия объявляется “воля к власти” и все процессы представляются как модификации этой идеи.
По мнению основоположников Марбургской школы неокантианства Г. Когена и П. Наторпа, исходивших из понимания идеи как прообраза эмпирически данных предметов и рассматривавших бытие только как мыслимое или идеальное, эволюционное движение от природы к истории следовало рассматривать в рамках единого логически объяснимого процесса, мысленный образ которого создан человеческим разумом. Конструирование образа мира превращается в соучастие в вечно живом творении божества – тем самым идея Бога превращается в реальность Бога, а история становится лишь бесконечной погоней «за идеей». Таким образом, у П. Наторпа и Г. Когена мы находим, прежде всего, истолкование духовного содержания истории и почти полное игнорирование эмпирической исторической науки. К собственно историческим работам они относились как к художественным произведениям, созданным на основе обработки документальных материалов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи