Наука зародилась в Древней Греции и впервые была систематизирована Аристотелем, заложившим основы логического анализа эмпирических фактов. В XVII в. после того как Бэкон обосновал принцип индуктивного анализа, а Галилей разработал и применил метод точного эксперимента, использовав для его описания математический аппарат, были созданы предпосылки развития современной науки, в которых выделяют три типа научной рациональности, соответствующие трем стадиям развития науки.
Классический тип научной рациональности, сложившийся в 17 в., сосредотачивая внимание на объекте, стремился при теоретическом объяснении и описании устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования были детерминированы доминирующими мировоззренческими установками, но классическая наука не осмысливала этих установок.
Неклассический тип научной рациональности (позитивизм), распространив-шийся во 2-й пол. 19 в., учитывает связи между знаниями об объекте и характером логич. операций. Объяснение этих связей рассматривалось в качестве условий объективного описания и объяснения мира. Но связи между научными и социальными ценностями по-прежнему не являлись предметом научной рефлексии.
Постнеклассический тип рациональности (постпозитивизм), получивший распространение в 20 в., расширяет поле рефлексии над деятельностью ученого, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми установками. Причем проявляется связь внутринаучных целей с внена-учными, социальными ценностями и целями.
Классический тип научной рациональности, сложившийся в 17 в., сосредотачивая внимание на объекте, стремился при теоретическом объяснении и описании устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования были детерминированы доминирующими мировоззренческими установками, но классическая наука не осмысливала этих установок.
Неклассический тип научной рациональности (позитивизм), распространив-шийся во 2-й пол. 19 в., учитывает связи между знаниями об объекте и характером логич. операций. Объяснение этих связей рассматривалось в качестве условий объективного описания и объяснения мира. Но связи между научными и социальными ценностями по-прежнему не являлись предметом научной рефлексии.
Постнеклассический тип рациональности (постпозитивизм), получивший распространение в 20 в., расширяет поле рефлексии над деятельностью ученого, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми установками. Причем проявляется связь внутринаучных целей с внена-учными, социальными ценностями и целями.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи