Скотизм и Томизм.

Наука » Философия » История философии
В этих условиях в схоластике возникают оппозиционные направления, прямо или косвенно полемизировавшие против томизма. Характерная черта этих направлений заключалась в том, что они были лишены его универсалистских притязаний. По мере этого в них возрастал аналитический компонент, стремление увязать философские изыскания с теми или иными частными вопросами знания.
Получив прозвище Тонкий Доктор, Иоанн Дунс Скотт создал целостную философскую систему, ключевым моментом которой стал принцип индивидуальности. Он принадлежал к умеренным реалистам, по созданию объяснительной конструкции, которая подрывает принцип философии Ф.А. Смысл принципа индивида: 1) Общая природа вещей (moteria prima) определяется как свойство первой формой, существования genus (род). Первое, что можно зафиксировать в классификации множеств вещей – это наличие родов, универсалий, признаков. Затем природное продолжение индивидуальности дальше предстает в виде specias (отличит. признак) – вид. Существуют видовые отличительные признаки. Совокупность вида и рода является quiditas (чтойность).
Дальше различий между индивидами и единичным никто, кроме Ф.А. не имеет. А Скотт признает наличие этих подвидов, но и придает им субстанциональный характер. Этот подвидовой уровень он называет «вид вида». Это те индивидуальные различия, которые присущи отдельным единичным вещам. «Выше знания есть знание индивидуальности единичности». Он снабжает результатом самосовершенного знания индивидуальности определенным признаком haecceitas (этовость – конкретности. В совокупности конкретных черт и свойств есть высшее знание. Это начало победного шествия философской идеологии над религиозной. Самое ценное знание – знание конкретных сторон вещи.
Универсалии выступали именно конкретно индивидуальностью качества, а не род и не вид. Высшее воплощение Божественного Разума – создание универсальных уникальных вещей. Универсалий ровно столько же, сколько вещей.
Несовпадение взглядов на индивид-ти (Фомы и Иоанна): «Различия между индивидуумами есть-но это не есть предмет философии»(Ф.Аквинский) Признание наличия индивидов-обозначенность их субстанциального хар-ра(И.Скотт)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.