БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Мы уже упомянули о болезнетворных бактериях. Их вредное воздействие человек ощутил на себе, вероятно, гораздо раньше, чем смог оценить пользу, приносимую их полезными «сородичами».
ЧУМА. «Чёрной смертью» в древности и в Средние века называли эту болезнь, внушавшую людям панический ужас. В VI в. эпидемия чумы погубила 100 млн. человек. Некоторые государства, например Византийская империя, почти полностью обезлюдели.
С 1346 по 1351 г. от чумы («великого мора», как тогда говорили) погибло 24 млн. человек — четверть населения тогдашней Европы. Часто лишь последняя горстка уцелевших — 5—10 человек — покидала опустевший город с многотысячным прежде населением.
Рассказом об эпидемии чумы в 1348 г. начинает свою книгу «Декамерон» итальянский писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо: «В начале болезни у мужчин и женщин показывались под мышками какие-то опухоли, разраставшиеся до величины обыкновенного яблока или яйца; народ называл их бубонами. В короткое время эта смертоносная опухоль распространялась на другие части тела, а затем признак указанного недуга изменялся в чёрные и багровые пятна, появлявшиеся на всех частях тела. Казалось, против этой болезни не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила лекарства... не помогали против неё ни мудрость, ни предусмотрительность человека. Почти все умирали на третий день после появления указанных признаков.
Мы уже упомянули о болезнетворных бактериях. Их вредное воздействие человек ощутил на себе, вероятно, гораздо раньше, чем смог оценить пользу, приносимую их полезными «сородичами».
ЧУМА. «Чёрной смертью» в древности и в Средние века называли эту болезнь, внушавшую людям панический ужас. В VI в. эпидемия чумы погубила 100 млн. человек. Некоторые государства, например Византийская империя, почти полностью обезлюдели.
С 1346 по 1351 г. от чумы («великого мора», как тогда говорили) погибло 24 млн. человек — четверть населения тогдашней Европы. Часто лишь последняя горстка уцелевших — 5—10 человек — покидала опустевший город с многотысячным прежде населением.
Рассказом об эпидемии чумы в 1348 г. начинает свою книгу «Декамерон» итальянский писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо: «В начале болезни у мужчин и женщин показывались под мышками какие-то опухоли, разраставшиеся до величины обыкновенного яблока или яйца; народ называл их бубонами. В короткое время эта смертоносная опухоль распространялась на другие части тела, а затем признак указанного недуга изменялся в чёрные и багровые пятна, появлявшиеся на всех частях тела. Казалось, против этой болезни не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила лекарства... не помогали против неё ни мудрость, ни предусмотрительность человека. Почти все умирали на третий день после появления указанных признаков.
БАКТЕРИИ
Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ — бактерий. Их находили в струях гейзеров с температурой около 105° С, в сверхсолёных озёрах, например в знаменитом Мёртвом море. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2—3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров — везде находили бактерии.
Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации.
Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Некоторые бактерии, как и зелёные растения, сами производят органические вещества с помощью солнечных лучей. Только кислород в отличие от растений они при этом процессе (фотосинтезе) не выделяют.
Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ — бактерий. Их находили в струях гейзеров с температурой около 105° С, в сверхсолёных озёрах, например в знаменитом Мёртвом море. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2—3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров — везде находили бактерии.
Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации.
Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Некоторые бактерии, как и зелёные растения, сами производят органические вещества с помощью солнечных лучей. Только кислород в отличие от растений они при этом процессе (фотосинтезе) не выделяют.
НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ
Порой приходится слышать мнение, что гонения, тюрьмы, казни для людей науки канули в Лету вместе с инквизицией, охотой на ведьм и прочими мрачными атрибутами средневековья. Но биологу Николаю Вавилову пришлось «взойти на костёр» за свои научные убеждения в XX в., веке торжества науки.
Николай Вавилов родился 26 ноября 1887 г. в Москве. Его дед был крепостным крестьянином, а отец, Иван Ильич, — одним из директоров «Трёхгорной мануфактуры». Иван Ильич мечтал передать Николаю своё дело и поэтому отдал его в коммерческое училище.
Сквозь пальцы смотрел Иван Ильич на увлечение своих сыновей, Николая и Сергея, собиранием гербариев и коллекций насекомых. Он никак не мог предполагать, что эта «забава» превратится в дело всей жизни.
Но 18-летний Николай заявил отцу о своём намерении стать биологом, а не «деловым человеком». Он поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию (позднее названную Тимирязевской).
Порой приходится слышать мнение, что гонения, тюрьмы, казни для людей науки канули в Лету вместе с инквизицией, охотой на ведьм и прочими мрачными атрибутами средневековья. Но биологу Николаю Вавилову пришлось «взойти на костёр» за свои научные убеждения в XX в., веке торжества науки.
Николай Вавилов родился 26 ноября 1887 г. в Москве. Его дед был крепостным крестьянином, а отец, Иван Ильич, — одним из директоров «Трёхгорной мануфактуры». Иван Ильич мечтал передать Николаю своё дело и поэтому отдал его в коммерческое училище.
Сквозь пальцы смотрел Иван Ильич на увлечение своих сыновей, Николая и Сергея, собиранием гербариев и коллекций насекомых. Он никак не мог предполагать, что эта «забава» превратится в дело всей жизни.
Но 18-летний Николай заявил отцу о своём намерении стать биологом, а не «деловым человеком». Он поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию (позднее названную Тимирязевской).
АЛЕКСАНДР ФЛЕМИНГ
Открытие лекарств-антибиотиков, к которым мы уже так привыкли в наше время, сильнейшим образом изменило человеческое общество. Отступили заболевания, ещё недавно считавшиеся безнадёжными. Ещё удивительнее история самого открытия.
Мы расскажем о человеке, который это сделал, — об Александре Флеминге.
Выдающийся биолог Александр Флеминг родился 6 августа 1881 г. в Шотландии, в графстве Эршир. Мальчик рос на ферме своих родителей, со всех сторон окружённой вересковыми пустошами. Природа давала юному Алеку гораздо больше, чем школа. Будущий учёный часто отправлялся со своими братьями на охоту среди поросших вереском пустошей. Ребята придумали необычный способ охоты на кроликов: увидев затаившегося зверька, они делали вид, что не замечают его, и продолжали разгуливать вокруг, высоко задрав головы и постепенно к нему приближаясь. Кролик не убегал, пока не встречался взглядом с человеком. Подойдя к зверьку, мальчики неожиданно падали на него. В такую игру мог играть только ребёнок: человек нормального роста не успел бы накрыть кролика своим телом. Ни разу добыче не удалось спастись от «охотников».
Открытие лекарств-антибиотиков, к которым мы уже так привыкли в наше время, сильнейшим образом изменило человеческое общество. Отступили заболевания, ещё недавно считавшиеся безнадёжными. Ещё удивительнее история самого открытия.
Мы расскажем о человеке, который это сделал, — об Александре Флеминге.
Выдающийся биолог Александр Флеминг родился 6 августа 1881 г. в Шотландии, в графстве Эршир. Мальчик рос на ферме своих родителей, со всех сторон окружённой вересковыми пустошами. Природа давала юному Алеку гораздо больше, чем школа. Будущий учёный часто отправлялся со своими братьями на охоту среди поросших вереском пустошей. Ребята придумали необычный способ охоты на кроликов: увидев затаившегося зверька, они делали вид, что не замечают его, и продолжали разгуливать вокруг, высоко задрав головы и постепенно к нему приближаясь. Кролик не убегал, пока не встречался взглядом с человеком. Подойдя к зверьку, мальчики неожиданно падали на него. В такую игру мог играть только ребёнок: человек нормального роста не успел бы накрыть кролика своим телом. Ни разу добыче не удалось спастись от «охотников».
ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ
Владимир Вернадский стал одним из немногих учёных XX в., оставивших свой след в самых разных областях науки — в том числе геологии, биологии, химии, философии. Он стал создателем учения о живом веществе и биосфере — учения, которое находится на стыке всех этих наук.
Родился Владимир Вернадский 12 марта 1863 г. в Петербурге в семье профессора-экономиста. Владимир рос любознательным ребёнком. Во время учёбы в гимназии он часто совершал походы за город, на природу, где собирал коллекции жуков и бабочек. Увлекался он и химическими опытами, которые из-за неопытности экспериментатора часто заканчивались взрывами.
Закончив гимназию, Владимир решил изучать естествознание и поступил в Петербургский университет. Среди его учителей были создатель периодической системы элементов Дмитрий Менделеев, основоположник почвоведения Василий Докучаев. Как раз во время обучения Вернадского в университете Докучаев выпустил свою знаменитую книгу «Русский чернозём». В ней он развил идеи, высказанные ещё Михаилом Ломоносовым, о том, что почвы не существуют вечно, как горные породы, а образовались из «мёртвых» горных пород под воздействием растений и животных. На глазах Вернадского рождалась новая наука. Как он говорил позднее, это было захватывающе интересно.
Владимир Вернадский стал одним из немногих учёных XX в., оставивших свой след в самых разных областях науки — в том числе геологии, биологии, химии, философии. Он стал создателем учения о живом веществе и биосфере — учения, которое находится на стыке всех этих наук.
Родился Владимир Вернадский 12 марта 1863 г. в Петербурге в семье профессора-экономиста. Владимир рос любознательным ребёнком. Во время учёбы в гимназии он часто совершал походы за город, на природу, где собирал коллекции жуков и бабочек. Увлекался он и химическими опытами, которые из-за неопытности экспериментатора часто заканчивались взрывами.
Закончив гимназию, Владимир решил изучать естествознание и поступил в Петербургский университет. Среди его учителей были создатель периодической системы элементов Дмитрий Менделеев, основоположник почвоведения Василий Докучаев. Как раз во время обучения Вернадского в университете Докучаев выпустил свою знаменитую книгу «Русский чернозём». В ней он развил идеи, высказанные ещё Михаилом Ломоносовым, о том, что почвы не существуют вечно, как горные породы, а образовались из «мёртвых» горных пород под воздействием растений и животных. На глазах Вернадского рождалась новая наука. Как он говорил позднее, это было захватывающе интересно.
ИВАН ПАВЛОВ
Скульптор Сергей Конёнков рассказывает в своих воспоминаниях об одном забавном случае, произошедшем, когда он в конце 20-х гг. лепил бюст академика Павлова. Академик приезжал к нему в студию на автомобиле, но как-то попросил привезти его в конном экипаже, сказав, что автотранспорт ему надоел. Но достать конный экипаж оказалось непросто. В конце концов академику Павлову был подан, как обычно, автомобиль, но с опозданием на два часа.
Возмущённый потерей времени учёный пригрозил, что перестанет позировать. Оказалось, виною всему был нелепый случай. Поиски конного экипажа привели в зоопарк, где согласились дать напрокат лошадку, вот уже 10 лет катавшую детей по кругу. Но когда животное запрягли в экипаж городского типа, оказалось, что оно неспособно покинуть территорию зоопарка и привычно сворачивает на круговой маршрут. Промучившись целый час с лошадью, академику решили всё же подать автомобиль.
Конёнков пишет, что он с тревогой ожидал, какой взрыв ярости вызовет у Ивана Петровича это нелепое происшествие. Но неожиданно учёный пришёл в хорошее расположение духа и воскликнул:
— Отлично! Это только подтверждает мою теорию условных рефлексов!
Скульптор Сергей Конёнков рассказывает в своих воспоминаниях об одном забавном случае, произошедшем, когда он в конце 20-х гг. лепил бюст академика Павлова. Академик приезжал к нему в студию на автомобиле, но как-то попросил привезти его в конном экипаже, сказав, что автотранспорт ему надоел. Но достать конный экипаж оказалось непросто. В конце концов академику Павлову был подан, как обычно, автомобиль, но с опозданием на два часа.
Возмущённый потерей времени учёный пригрозил, что перестанет позировать. Оказалось, виною всему был нелепый случай. Поиски конного экипажа привели в зоопарк, где согласились дать напрокат лошадку, вот уже 10 лет катавшую детей по кругу. Но когда животное запрягли в экипаж городского типа, оказалось, что оно неспособно покинуть территорию зоопарка и привычно сворачивает на круговой маршрут. Промучившись целый час с лошадью, академику решили всё же подать автомобиль.
Конёнков пишет, что он с тревогой ожидал, какой взрыв ярости вызовет у Ивана Петровича это нелепое происшествие. Но неожиданно учёный пришёл в хорошее расположение духа и воскликнул:
— Отлично! Это только подтверждает мою теорию условных рефлексов!
РОБЕРТ КОХ
Немецкий учёный Роберт Кох (1843—1910) стал одним из основоположников современной микробиологии.
Свои успехи учёный скромно объяснял тем, что в его научной работе ему посчастливилось найти такие области, где «золото лежит у самой дороги», в чём нет особой его заслуги.
Какой же путь привёл Роберта Коха к сделанным им замечательным открытиям?
До определённого момента биография Коха была достаточно заурядной. В возрасте 23 лет он получил диплом врача в Гёттингенском университете.
В душе молодой медик был искателем приключений. Он мечтал поступить на военную службу хирургом или судовым врачом и объездить весь мир. Но реальная жизнь оказалась гораздо прозаичнее. Ему досталась должность младшего врача в Гамбургском доме умалишённых.
Затем он сменил это место на работу сельского врача. Обыденность и однообразие сельской медицинской практики скрашивались для Роберта Коха лишь частыми переездами с места на место, из деревни в деревню, вместе с женой Эммой.
Немецкий учёный Роберт Кох (1843—1910) стал одним из основоположников современной микробиологии.
Свои успехи учёный скромно объяснял тем, что в его научной работе ему посчастливилось найти такие области, где «золото лежит у самой дороги», в чём нет особой его заслуги.
Какой же путь привёл Роберта Коха к сделанным им замечательным открытиям?
До определённого момента биография Коха была достаточно заурядной. В возрасте 23 лет он получил диплом врача в Гёттингенском университете.
В душе молодой медик был искателем приключений. Он мечтал поступить на военную службу хирургом или судовым врачом и объездить весь мир. Но реальная жизнь оказалась гораздо прозаичнее. Ему досталась должность младшего врача в Гамбургском доме умалишённых.
Затем он сменил это место на работу сельского врача. Обыденность и однообразие сельской медицинской практики скрашивались для Роберта Коха лишь частыми переездами с места на место, из деревни в деревню, вместе с женой Эммой.
ЛУИ ПАСТЕР
Однажды на улицу, где жил французский микробиолог Луи Пастер, пришло письмо, где вместо имени адресата стояло: «Тому, кто совершает чудеса». На почте не колебались и доставили письмо по адресу — Пастеру.
Разгадка тайны брожения, профилактические прививки против многих заразных болезней, в том числе бешенства, доказательство невозможности самозарождения жизни — все эти и многие другие замечательные открытия связаны с именем Пастера.
27 декабря 1822 г. в семье кожевника Жана-Жозефа Пастера родился мальчик, которого назвали Луи. Ребёнок почти ничем не выделялся среди своих сверстников, разве что умением хорошо рисовать и наблюдательностью.
В 25 лет Луи Пастер закончил курс физики и химии в парижском учебном заведении «Эколь Нормаль» и получил диплом учителя. Позднее кое-кто из научных противников упрекал Пастера в том, что он всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни биологического образования.
Но первые работы Пастера были посвящены именно химии. Он изучал симметрию молекул органических веществ. Позднее на основе этих исследований Пастера родилась целая наука — стереохимия.
Однажды на улицу, где жил французский микробиолог Луи Пастер, пришло письмо, где вместо имени адресата стояло: «Тому, кто совершает чудеса». На почте не колебались и доставили письмо по адресу — Пастеру.
Разгадка тайны брожения, профилактические прививки против многих заразных болезней, в том числе бешенства, доказательство невозможности самозарождения жизни — все эти и многие другие замечательные открытия связаны с именем Пастера.
27 декабря 1822 г. в семье кожевника Жана-Жозефа Пастера родился мальчик, которого назвали Луи. Ребёнок почти ничем не выделялся среди своих сверстников, разве что умением хорошо рисовать и наблюдательностью.
В 25 лет Луи Пастер закончил курс физики и химии в парижском учебном заведении «Эколь Нормаль» и получил диплом учителя. Позднее кое-кто из научных противников упрекал Пастера в том, что он всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни биологического образования.
Но первые работы Пастера были посвящены именно химии. Он изучал симметрию молекул органических веществ. Позднее на основе этих исследований Пастера родилась целая наука — стереохимия.
ГРЕГОР ИОГАНН МЕНДЕЛЬ
Грегор Иоганн Мендель стал основоположником учения о наследственности, создателем новой науки — генетики. Но он настолько опередил своё время, что в течение жизни Менделя, хотя его работы были опубликованы, никто не понял значения его открытий. Лишь через 16 лет после его смерти учёные заново прочли и осмыслили написанное Менделем.
Родился Иоганн Мендель 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчицы на территории современной Чехии, а тогда — Австрийской империи.
Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные, как «первому из отличившихся в классе». Родители Иоганна мечтали вывести своего сына «в люди», дать ему хорошее образование. Помехой этому служила крайняя нужда, из которой не могла выбиться семья Менделя.
И всё-таки Иоганну удалось закончить сперва гимназию, а затем двухгодичные философские курсы. Он пишет в краткой автобиографии, что «почувствовал, что не сможет далее выдержать подобное напряжение, и увидел, что по завершении курса философского обучения ему придётся изыскивать для себя положение, которое освободило бы его от мучительных забот о хлебе насущном...»
Грегор Иоганн Мендель стал основоположником учения о наследственности, создателем новой науки — генетики. Но он настолько опередил своё время, что в течение жизни Менделя, хотя его работы были опубликованы, никто не понял значения его открытий. Лишь через 16 лет после его смерти учёные заново прочли и осмыслили написанное Менделем.
Родился Иоганн Мендель 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчицы на территории современной Чехии, а тогда — Австрийской империи.
Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные, как «первому из отличившихся в классе». Родители Иоганна мечтали вывести своего сына «в люди», дать ему хорошее образование. Помехой этому служила крайняя нужда, из которой не могла выбиться семья Менделя.
И всё-таки Иоганну удалось закончить сперва гимназию, а затем двухгодичные философские курсы. Он пишет в краткой автобиографии, что «почувствовал, что не сможет далее выдержать подобное напряжение, и увидел, что по завершении курса философского обучения ему придётся изыскивать для себя положение, которое освободило бы его от мучительных забот о хлебе насущном...»
ЧАРЛЗ ДАРВИН
Английский учёный Чарлз Дарвин сумел создать теорию развития живого мира, ставшую основой биологической науки XX столетия.
Родился Чарлз Дарвин 12 февраля 1809 г. в английском городе Шрусбери в семье врача. В своей «Автобиографии» Дарвин вспоминал: «Уже ко времени посещения школы мой вкус к естественной истории и в особенности к собиранию коллекций ясно выразился. Я старался разобраться в названиях растений и собирал всякую всячину: раковины, печати, монеты и минералы».
Но о карьере натуралиста он долгое время не помышлял. Обучаясь в университетах Эдинбурга и Кембриджа, сначала он готовился стать медиком, а затем, изменив свои намерения, — священником. «Когда подумаешь, как свирепо нападали на меня позднее сторонники церкви, просто смешно вспомнить, что я сам когда-то имел намерение сделаться пастором», — писал Дарвин.
Английский учёный Чарлз Дарвин сумел создать теорию развития живого мира, ставшую основой биологической науки XX столетия.
Родился Чарлз Дарвин 12 февраля 1809 г. в английском городе Шрусбери в семье врача. В своей «Автобиографии» Дарвин вспоминал: «Уже ко времени посещения школы мой вкус к естественной истории и в особенности к собиранию коллекций ясно выразился. Я старался разобраться в названиях растений и собирал всякую всячину: раковины, печати, монеты и минералы».
Но о карьере натуралиста он долгое время не помышлял. Обучаясь в университетах Эдинбурга и Кембриджа, сначала он готовился стать медиком, а затем, изменив свои намерения, — священником. «Когда подумаешь, как свирепо нападали на меня позднее сторонники церкви, просто смешно вспомнить, что я сам когда-то имел намерение сделаться пастором», — писал Дарвин.
ЖОРЖ КЮВЬЕ
Про французского зоолога Жоржа Кювье говорили, что по одной-двум косточкам ископаемого животного он может точно воссоздать весь его облик. Кювье стал основателем науки об ископаемых животных и растениях — палеонтологии.
Жорж Кювье родился 23 августа 1769 г. в небольшом французском городе Монбельяре в небогатой семье отставного офицера. Жорж рос болезненным, но удивительно смышлёным ребёнком. В 4 года он уже читал. Одной из любимых книг его отрочества стала «Естественная история» французского натуралиста Жоржа Бюффона, иллюстрации из которой он часто перерисовывал.
Воспитание привило Кювье любовь к чёткому распорядку дня, которую он сохранил на всю жизнь. Соблюдение этого распорядка позволило ему сохранять огромную работоспособность, поражавшую его друзей.
Блестяще закончив школу, в 15 лет Жорж поступил в Штутгартский университет, где изучал право и сельское хозяйство. Но предметом его увлечения оставалась биология.
Про французского зоолога Жоржа Кювье говорили, что по одной-двум косточкам ископаемого животного он может точно воссоздать весь его облик. Кювье стал основателем науки об ископаемых животных и растениях — палеонтологии.
Жорж Кювье родился 23 августа 1769 г. в небольшом французском городе Монбельяре в небогатой семье отставного офицера. Жорж рос болезненным, но удивительно смышлёным ребёнком. В 4 года он уже читал. Одной из любимых книг его отрочества стала «Естественная история» французского натуралиста Жоржа Бюффона, иллюстрации из которой он часто перерисовывал.
Воспитание привило Кювье любовь к чёткому распорядку дня, которую он сохранил на всю жизнь. Соблюдение этого распорядка позволило ему сохранять огромную работоспособность, поражавшую его друзей.
Блестяще закончив школу, в 15 лет Жорж поступил в Штутгартский университет, где изучал право и сельское хозяйство. Но предметом его увлечения оставалась биология.
ЖАН БАТИСТ ЛАМАРК
Французский учёный Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся создать стройную и целостную теорию эволюции живого
мира. Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.
Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1 августа 1744 г. в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.
Французский учёный Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся создать стройную и целостную теорию эволюции живого
мира. Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.
Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1 августа 1744 г. в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.