Будда Шакьямуни, восседавший на престоле в чертоге града "Прекрасного" в ипостаси Верховного целителя, вняв просьбам окружающих повернуть Колесо Учения о врачевании, погрузился в самадхи, именуемое "Царь лекарств, излечивающий 404 болезни", испустив из сердца своего множество тысячецветных лучей на все десять сторон света. Под их воздействием обитатели шести миров (боги, ассурьи, люди, животные, голодные духи, обитатели ада) освободились от пороков, связанных с дурными помыслами, и успокоились все болезни, проистекавшие от "трех ядов": ом-раченности, гневливости и страстей. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник эманированный из сердца Верховного Целителя нирманический наставник Рикпэ Еше, обладающий природой запредельной мудрости - "мудрости, подобной зеркалу".
"О друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя,- стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку врачевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений материального благополучия и безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавлять живые существа от болезней и обрести в силу этого глубокое уважение людей должны изучать науку врачевания".
Риши Рикпэ Еше "подобно солнцу, сиянием своего милосердия, разогнал тьму "трех ядов", губительных для людей", и во всей полноте изложил науку врачевания в виде "Четверокнижия".
"О друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя,- стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку врачевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений материального благополучия и безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавлять живые существа от болезней и обрести в силу этого глубокое уважение людей должны изучать науку врачевания".
Риши Рикпэ Еше "подобно солнцу, сиянием своего милосердия, разогнал тьму "трех ядов", губительных для людей", и во всей полноте изложил науку врачевания в виде "Четверокнижия".
Люди в этом мире усиленно занимаются мирской деятельностью, как-то: земледелием, торговлей, ремеслом и т. п. Но материальные блага вне святого учения -причина лишь всяческих тягот, поэтому наряду с повседневными занятиями должно, исполнившись веры, выполнять заветы Будды, с почтением внимать советам благого друга - т. е. доброжелательного ламы, отвращать свои взоры от еретических учений, избегать мест, связанных с неблагими делами, следует избегать грехов телесных: убивать, грабить, прелюбодействовать.
Нельзя грешить и речью: говорить неправду, суесловить, чваниться, говорить грубости, клеветать. Наоборот, надо мирить поссорившихся. Надо отвращаться от помыслов греховных, к которым относятся: жадность, скупость, злобность, склонность к еретическим взглядам. Следует всемерно быть полезным людям страдающим и обездоленным, больным и голодным. Ко всем малым тварям, включая и насекомых, следует относиться с милосердием и взирать на них как на самого себя. Со всеми, не исключая больных, нужно разговаривать правдиво, без обмана, с кроткой улыбкой и стараться быть всемерно полезным даже врагам, не говоря уже о других людях.
Тибетская медицинская традиция утверждает, что из пяти тысяч лет или десяти пятисотлетий, предшествовавших мифической дате создания "Четверокнижия", первые пятисотлетия, в силу безупречного поведения людей, были весьма благостными, не было ни мора, ни голода. Постепенно, однако, все изменилось к худшему, что достигло своего апогея в последнее пятисотлетие, которое именуется "пятисотлетие скверны".
Нельзя грешить и речью: говорить неправду, суесловить, чваниться, говорить грубости, клеветать. Наоборот, надо мирить поссорившихся. Надо отвращаться от помыслов греховных, к которым относятся: жадность, скупость, злобность, склонность к еретическим взглядам. Следует всемерно быть полезным людям страдающим и обездоленным, больным и голодным. Ко всем малым тварям, включая и насекомых, следует относиться с милосердием и взирать на них как на самого себя. Со всеми, не исключая больных, нужно разговаривать правдиво, без обмана, с кроткой улыбкой и стараться быть всемерно полезным даже врагам, не говоря уже о других людях.
Тибетская медицинская традиция утверждает, что из пяти тысяч лет или десяти пятисотлетий, предшествовавших мифической дате создания "Четверокнижия", первые пятисотлетия, в силу безупречного поведения людей, были весьма благостными, не было ни мора, ни голода. Постепенно, однако, все изменилось к худшему, что достигло своего апогея в последнее пятисотлетие, которое именуется "пятисотлетие скверны".
С древних времен человек мудрый, совершенствуясь, мог продвигаться по этому пути лишь малыми шагами. А в прегрешениях он менялся к худшему лишь через мельчайшее движение. То, посредством чего он был способен действовать, можно назвать вкушением лекарств.
* Соблюдение норм ритуала в движении и покое - это лекарство.
* Податливость тела и мягкость характера - это лекарство.
Милосердие в действиях и гармония в сердце - это лекарство.
Соблюдение ритма в движениях и паузах - это лекарство.
Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти - это лекарство. Избавление от желаний в сердце - это лекарство. Довольствуясь своей судьбой, воспринимать все как должное - это лекарство.
Не брать того, что достается тебе сверх положенного - это лекарство.
Преодолевая гнев, сохранять любовь - это лекарство. Стремиться к свободному и непринужденному взаимодействию - это лекарство. Желать людям счастья - это лекарство. Спасать в беде, помогать в трудностях - это лекарство. Перевоспитывать глупых и наивных - это лекарство.
* Призывать к исправлению склоняющихся к смуте - это лекарство.
* Предостерегать и увещевать молодых и неопытных - это лекарство.
* Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся - это лекарство.
* Помогать старым и слабым - это лекарство.
* Соблюдение норм ритуала в движении и покое - это лекарство.
* Податливость тела и мягкость характера - это лекарство.
Милосердие в действиях и гармония в сердце - это лекарство.
Соблюдение ритма в движениях и паузах - это лекарство.
Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти - это лекарство. Избавление от желаний в сердце - это лекарство. Довольствуясь своей судьбой, воспринимать все как должное - это лекарство.
Не брать того, что достается тебе сверх положенного - это лекарство.
Преодолевая гнев, сохранять любовь - это лекарство. Стремиться к свободному и непринужденному взаимодействию - это лекарство. Желать людям счастья - это лекарство. Спасать в беде, помогать в трудностях - это лекарство. Перевоспитывать глупых и наивных - это лекарство.
* Призывать к исправлению склоняющихся к смуте - это лекарство.
* Предостерегать и увещевать молодых и неопытных - это лекарство.
* Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся - это лекарство.
* Помогать старым и слабым - это лекарство.
Тибетские медики считают, что нельзя подавлять такие естественные процессы, как голод, жажда, рвота, отрыжка, зевота, чихание, дыхание, сон и кашель, не следует также задерживать мочу и семя, выделение кишечных газов.
При подавлении отделения слюны, мокроты, газов разрушается тело, исчезают силы, пропадает аппетит.
При подавлении жажды появляются головокружение, слабость. В этих случаях рекомендуется принимать холодную пищу небольшими порциями.
При задержке рвоты исчезает аппетит, появляются одышка, отеки в нижней части тела, различные кожные поражения, болезни глаз, кашель, волчанка и лепра. При появлении этих нарушений необходимо голодать и вдыхать через рот дым сандала, алоэ, а их отваром полоскать рот.
Задержка чихания притупляет органы чувств, способствует появлению головной боли, судорог в мышцах конечностей и затылка, при этом кривится рот, отвисает челюсть. В этих случаях также необходимо вдыхать едкий дым сандала или алоэ, а также рекомендуется принимать слабительное или смотреть на солнце.
При подавлении зевоты повреждаются пять органов чувств и появляются другие неприятные последствия, такие же, как при сдерживании чихания. Лечение в этих случаях должно быть направлено на угнетение ветра.
Задержка дыхания, особенно в состоянии утомления и после физических нагрузок, приводит к появлению отеков, болей в сердце, "возбуждению. Лечить эти состояния следует покоем и лекарствами, направленными на подавление ветра.
При недосыпании появляется частая зевота, слабость, тяжесть в голове, несварение, "темнота в глазах". В этом случае больной должен принимать алкоголь, ему нужно делать массажи, и есть он должен мясо, супы.
При подавлении отделения слюны, мокроты, газов разрушается тело, исчезают силы, пропадает аппетит.
При подавлении жажды появляются головокружение, слабость. В этих случаях рекомендуется принимать холодную пищу небольшими порциями.
При задержке рвоты исчезает аппетит, появляются одышка, отеки в нижней части тела, различные кожные поражения, болезни глаз, кашель, волчанка и лепра. При появлении этих нарушений необходимо голодать и вдыхать через рот дым сандала, алоэ, а их отваром полоскать рот.
Задержка чихания притупляет органы чувств, способствует появлению головной боли, судорог в мышцах конечностей и затылка, при этом кривится рот, отвисает челюсть. В этих случаях также необходимо вдыхать едкий дым сандала или алоэ, а также рекомендуется принимать слабительное или смотреть на солнце.
При подавлении зевоты повреждаются пять органов чувств и появляются другие неприятные последствия, такие же, как при сдерживании чихания. Лечение в этих случаях должно быть направлено на угнетение ветра.
Задержка дыхания, особенно в состоянии утомления и после физических нагрузок, приводит к появлению отеков, болей в сердце, "возбуждению. Лечить эти состояния следует покоем и лекарствами, направленными на подавление ветра.
При недосыпании появляется частая зевота, слабость, тяжесть в голове, несварение, "темнота в глазах". В этом случае больной должен принимать алкоголь, ему нужно делать массажи, и есть он должен мясо, супы.
Купание снимает усталость, уменьшает жажду и жар. Оно усиливает страсть, физическую силу, предупреждает кожные болезни. Купание продлевает жизнь. Полезно обмывание теплой водой нижней части тела, но не рекомендуется мыть голову и волосы горячей водой, ибо она "похищает волосы и силу зрения". Противопоказано купание при заболеваниях носа и глаз, а также сразу после еды.
Натирание кожи маслом (массажи с применением масел)
Постоянные натирания кожи маслом "сдерживают" старость, подавляют ветер, поддерживают голову, ноги и уши, делают тело легче, укрепляют, сгоняют жир, дают телу тепло и огонь. Но в чрезмерном количестве они вредят. Старикам, детям, больным, страдающим расстройством ветра и желчи, горячими болезнями, они противопоказаны. Рекомендуется делать натирания с маслом людям с конституцией слизи, особенно зимой и весной, они уменьшают слизь, способствуют "переплавлению жира", делают кожу чистой, конечности -крепкими.
Натирание кожи маслом (массажи с применением масел)
Постоянные натирания кожи маслом "сдерживают" старость, подавляют ветер, поддерживают голову, ноги и уши, делают тело легче, укрепляют, сгоняют жир, дают телу тепло и огонь. Но в чрезмерном количестве они вредят. Старикам, детям, больным, страдающим расстройством ветра и желчи, горячими болезнями, они противопоказаны. Рекомендуется делать натирания с маслом людям с конституцией слизи, особенно зимой и весной, они уменьшают слизь, способствуют "переплавлению жира", делают кожу чистой, конечности -крепкими.
Нельзя жить половой жизнью во время менструации, с беременными женщинами, с больными. Зимой половая активность повышена, и число сношений не ограничивается, осенью и весной жить половой жизнью рекомендуется один раз в 2-3 дня, а летом - раз в полмесяца. При несоблюдении режима половой жизни слабеют органы чувств, появляются слабость, головокружение, и "можно вдруг умереть".
Ночью нужно спать, бодрствование ночью - грубое нарушение режима жизни. Если случилось так, что не пришлось спать ночью, спать нужно на следующий день на голодный желудок половину времени ночного бдения.
Те, кто страдает от плохого здоровья, алкоголизма, люди пожилого возраста, уставшие, ослабленные должны спать после обеда, особенно в летние месяцы, для того, чтобы предупредить усиление первой системы регуляции - ветра. При хорошем здоровье спать днем не рекомендуется, т. к. это может привести к накоплению слизи, а затем и к ее движению, что будет сопровождаться увеличением веса, появлением отеков, головными болями, подавленностью и частыми простудными заболеваниями.
Постоянная сонливость является проявлением избытка слизи в конституции; рвотные, пост и активная половая жизнь устраняют избыток слизи в организме.
Бессонница является проявлением избытка ветра в конституции. Люди конституции ветра обычно страдают бессонницей. Для того чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать днем. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании кисломолочные продукты, мясо, горячее молоко, супы, творог, питательную пищу, хорошо также втирать масло в кожу головы и тела.
Те, кто страдает от плохого здоровья, алкоголизма, люди пожилого возраста, уставшие, ослабленные должны спать после обеда, особенно в летние месяцы, для того, чтобы предупредить усиление первой системы регуляции - ветра. При хорошем здоровье спать днем не рекомендуется, т. к. это может привести к накоплению слизи, а затем и к ее движению, что будет сопровождаться увеличением веса, появлением отеков, головными болями, подавленностью и частыми простудными заболеваниями.
Постоянная сонливость является проявлением избытка слизи в конституции; рвотные, пост и активная половая жизнь устраняют избыток слизи в организме.
Бессонница является проявлением избытка ветра в конституции. Люди конституции ветра обычно страдают бессонницей. Для того чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать днем. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании кисломолочные продукты, мясо, горячее молоко, супы, творог, питательную пищу, хорошо также втирать масло в кожу головы и тела.
Располагая информацией о свойствах и действиях пищевых продуктов, о правилах их рационального использования в питании людей, относящихся к различным конституционным типам, имея также сведения о влиянии на состояние систем регуляции образа жизни, тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституционных типов по сезонам года. Ниже приведены тибетские рекомендации по правильному питанию и образу жизни в каждый из сезонов года.
Как известно, в зимние месяцы усиливается третья система регуляции, слизи, проявления ее деятельности в организме приходят в движение позже, в конце зимы - начале весны, когда внутреннее тепло тела ослабевает, а действие солнечных лучей усиливается. В этот период нужно питаться продуктами, имеющими три последних вкуса: горький, жгучий и вяжущий, например, мясом животных из сухой местности, старым ячменем, использовать в пищу мед, питье принимать горячим, в это время полезно пить отвар из имбиря. Образ жизни зимой надо вести "жесткий", подвижный, обтираться водой для того, чтобы удалить слизь. Особенно рекомендуется придерживаться этих рекомендаций людям конституции слизи.
В следующий сезон года -- весной, в период роста растений, солнце очень сильное, оно "похищает силы" тела. В это время нужно питаться продуктами сладкого, соленого, жгучего и кислого вкусов, маслянистыми и прохладными. Жить в это время нужно в прохладном помещении, носить прохладные одежды, обмываться прохладной водой. Людям конституции ветра особенно рекомендуется придерживаться этих жизненных правил для того, чтобы предотвратить чрезмерное усиление системы ветра весной.
Как известно, в зимние месяцы усиливается третья система регуляции, слизи, проявления ее деятельности в организме приходят в движение позже, в конце зимы - начале весны, когда внутреннее тепло тела ослабевает, а действие солнечных лучей усиливается. В этот период нужно питаться продуктами, имеющими три последних вкуса: горький, жгучий и вяжущий, например, мясом животных из сухой местности, старым ячменем, использовать в пищу мед, питье принимать горячим, в это время полезно пить отвар из имбиря. Образ жизни зимой надо вести "жесткий", подвижный, обтираться водой для того, чтобы удалить слизь. Особенно рекомендуется придерживаться этих рекомендаций людям конституции слизи.
В следующий сезон года -- весной, в период роста растений, солнце очень сильное, оно "похищает силы" тела. В это время нужно питаться продуктами сладкого, соленого, жгучего и кислого вкусов, маслянистыми и прохладными. Жить в это время нужно в прохладном помещении, носить прохладные одежды, обмываться прохладной водой. Людям конституции ветра особенно рекомендуется придерживаться этих жизненных правил для того, чтобы предотвратить чрезмерное усиление системы ветра весной.
Масло сливочное и жиры животного происхождения, в том числе костный жир, имеют сладкий вкус, они полезны старикам и детям, ослабленным и утомленным, при истощении семени и крови, при тяжелой физической и умственной работе.
Свежее масло холодно, оно увеличивает страсть и силу тела, подавляет горячие болезни, желчь. Свежевзбитое масло, пенки, сыр возбуждают аппетит, регулируют функционирование кишечника. Масло старое, прогорклое подавляет первую и третью системы регуляции, ветер и слизь, "рождает огонь и тепло". Масло топленое - "лучшее из масел, оно рождает теплоту в теле и силу, удлиняет жизнь, проясняет память, Дает остроту уму".
Масло из молока яка и овцы - горячее, оно "удаляет холод ветра". Масло из коровьего и козьего молока - холодное, угнетает жар ветра. Костный жир и мозг - холодные, угнетают ветер и увеличивают слизь, сперму, лечат болезни суставов, ожоги, болезни ветра, заболевания уха, головы и матки.
Растительные масла
Кунжутное масло -- горячее и острое, при истощении способствует "росту мяса", при ожирении -- похуданию, укрепляет тело, подавляет холодные болезни, угнетает слизь и ветер.
Горчичное масло обладает нейтральными свойствами, возбуждает как слизь, так и желчь, а ветер - первую систему регуляции - угнетает.
У людей, питающихся маслом, "силен огонь и внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы крепки, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет".
Свежее масло холодно, оно увеличивает страсть и силу тела, подавляет горячие болезни, желчь. Свежевзбитое масло, пенки, сыр возбуждают аппетит, регулируют функционирование кишечника. Масло старое, прогорклое подавляет первую и третью системы регуляции, ветер и слизь, "рождает огонь и тепло". Масло топленое - "лучшее из масел, оно рождает теплоту в теле и силу, удлиняет жизнь, проясняет память, Дает остроту уму".
Масло из молока яка и овцы - горячее, оно "удаляет холод ветра". Масло из коровьего и козьего молока - холодное, угнетает жар ветра. Костный жир и мозг - холодные, угнетают ветер и увеличивают слизь, сперму, лечат болезни суставов, ожоги, болезни ветра, заболевания уха, головы и матки.
Растительные масла
Кунжутное масло -- горячее и острое, при истощении способствует "росту мяса", при ожирении -- похуданию, укрепляет тело, подавляет холодные болезни, угнетает слизь и ветер.
Горчичное масло обладает нейтральными свойствами, возбуждает как слизь, так и желчь, а ветер - первую систему регуляции - угнетает.
У людей, питающихся маслом, "силен огонь и внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы крепки, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет".
Различные пищевые растения имеют разные свойства в зависимости от того, в какой местности они произрастают, в сухой или сырой, свежие они или сухие, сырые или проваренные. Теплые растения излечивают и предупреждают болезни холода, холодные -болезни жара.
Мясо. Различают мясо животных, птиц и рыбу; мясо животных, обитающих в разных средах, на земле, в воде и повсеместно, обладает различными свойствами.
Мясо всех животных, птиц и рыба имеют и первичный и вторичный вкусы сладкие. У многих животных, обитающих на суше, мясо имеет свойства прохладные, легкие и грубые, оно подавляет горячие болезни.
Мясо обитателей воды - горячее, жирное, тяжелое, оно лечит холодные болезни в желудке, почках, пояснице.
Мясо обитающих повсеместно обладает горячими и холодными свойствами.
Мясо хищных зверей и птиц грубое, острое, легкое, оно порождает тепло в теле, огонь в желудке, "увеличивает мясо", лечит холодные болезни.
Мясо павлина помогает при болезнях глаз, хрипоте, дает силу старикам.
Мясо дикого яка лечит холодные болезни желудка и печени, порождает тепло.
Зайчатина тепла, груба, лечит поносы, порождает тепло.
Мясо сурка горячее, тяжелое маслянистое, полезно при нарывах, лечит холодные болезни желудка, почек, области поясницы, головы. Мясо выдры возбуждает страсть, удаляет холод из почек и поясницы.
Мясо. Различают мясо животных, птиц и рыбу; мясо животных, обитающих в разных средах, на земле, в воде и повсеместно, обладает различными свойствами.
Мясо всех животных, птиц и рыба имеют и первичный и вторичный вкусы сладкие. У многих животных, обитающих на суше, мясо имеет свойства прохладные, легкие и грубые, оно подавляет горячие болезни.
Мясо обитателей воды - горячее, жирное, тяжелое, оно лечит холодные болезни в желудке, почках, пояснице.
Мясо обитающих повсеместно обладает горячими и холодными свойствами.
Мясо хищных зверей и птиц грубое, острое, легкое, оно порождает тепло в теле, огонь в желудке, "увеличивает мясо", лечит холодные болезни.
Мясо павлина помогает при болезнях глаз, хрипоте, дает силу старикам.
Мясо дикого яка лечит холодные болезни желудка и печени, порождает тепло.
Зайчатина тепла, груба, лечит поносы, порождает тепло.
Мясо сурка горячее, тяжелое маслянистое, полезно при нарывах, лечит холодные болезни желудка, почек, области поясницы, головы. Мясо выдры возбуждает страсть, удаляет холод из почек и поясницы.
Зерна получают из колосьев и стручков. Зерна из колосьев: рис, пшеница, просо, ячмень голосеменный, ячмень дикий, овес и др. Перечисленные зерновые обладают сладким первичным вкусом, сладким же остается их вкус после переваривания. По действию на организм большинство зерновых относится к средствам, подавляющим первую систему регуляции - ветер и стимулирующих третью систему - слизь, все они за счет стимуляции слизи порождают силы организма, но угнетают страсть (как одну из функций организма). Различные виды зерновых обладают следующими свойствами и действиями: рис - холоден, легок, маслянист, мягок, "сдерживает" все три системы регуляции, останавливает рвоту и понос, снижает половую потенцию. Просо - холодное, тяжелое, укрепляет и соединяет сломанные и поврежденные кости и мягкие ткани. Ячмень голосеменный - холоден, тяжел, увеличивает кал, лучшее из средств, придающих силу телу. Ячмень дикий и овес - прохладны, легки, подавляют вторую и третью системы регуляции, желчь и слизь. Кунжут - горячий, тяжелый, лечит болезни, вызванные первой системой регуляции - системой ветра, подавляет страсть. Семена льна - нейтральные, мягкие, маслянистые, регулируют состояние первой системы - ветра. Гречиха - холодна, легка, "порождает движение" всех трех систем регуляции.
"При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут жизнь погубить".
Все виды пищевых продуктов подразделяются на 5 групп:
Зерна.
Зелень.
Мясо.
Масла (жиры).
Приготовленная пища.
Все виды пищевых продуктов подразделяются на 5 групп:
Зерна.
Зелень.
Мясо.
Масла (жиры).
Приготовленная пища.