Лечебные свойства вторичных вкусов

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Восемь выделенных основных вторичных свойств, образуемых шестью первичными вкусами, оказывают определенные воздействия на три регулирующие системы организма. Действия эти следующие:
Таблица 2
Вторичные свойства
Их действие на регулирующие системы

ВРАЧЕБНАЯ НАУКА ТИБЕТА

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
В нашем современном цивилизованном мире проблема продления человеческой жизни становится все более актуальной. Люди, механизировавшие свой труд, освоившие ближний космос, придумавшие много увлекательных развлечений, оказываются бессильными перед проблемой продления своих лет. В некоторых цивилизованных странах иногда даже наблюдается снижение среднестатистической продолжительности жизни. К сожалению, не является исключением и наша страна. Дети, которые были рождены в России в 90-е годы XX века, будут жить в среднем 57 лет. Также снижается уровень здоровья молодежи.
Человек может жить долго. Человек может жить, почти не болея, и в одиночку без врачей справляться со своими болезнями.
Современные наука и техника изобрели множество хитрых и эффективных приспособлений для сокращения человеческой жизни и лишения человека здоровья. Успехами же в продлении жизни современная цивилизация похвастаться не может.
Западной медицине известно более 50 тысяч названий болезней. Больным от этого не легче. Западная медицина лечит человека, рассматривая его отдельно от природы, от космоса. Каждую группу болезней лечит отдельный врач, который иногда может не учесть побочное воздействие своего лечения на другие органы и сферы пациента.
Тибетская медицина основана на идее единства всего живого. Одна из основных практик буддизма - религии Тибета - основана на сострадании всем живым существам. Тибетские ламы лечат не болезнь, а человека. Лечение сопровождается соответствующими ментальными установками на добро, на умиротворение, на разум и сострадание. Лечение не болезни, а человека - вот основное правило тибетских монахов.
Тибетский лама лечит не только и не столько следствие болезни. Он работает с причиной, вызвавшей болезнь.
Тибетский лама обязан уметь приготовить лекарство, находясь в любой точке земного шара. Он корректирует карму пациента, подключает человека к космосу, учит с любовью относиться ко всему живому.

Восемь "небесных" качеств

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Следует развивать характер, обогащая его высокочтимыми "восемью небесными качествами", как основой для накопления в значительной мере заслуг в грядущих жизнях.
Вот они:
1. Долголетие, поскольку ты прекратил причинять зло другим.
2. Приятная внешность, поскольку ты подносил жертвенные светильники, одеяния и т. п.
3. Рождение в благородной семье, поскольку ты смиренно воздавал почести своему Гуру и членам Общины.
4. Сила богатства, поскольку ты подавал бедным ученым людям, больным инуждающимся все то, что им требовалось.
5. Авторитетная речь, поскольку ты говорил только то, что созидательно.
6. Огромная власть и влиятельность, поскольку ты совершал лучшие подношения и молитвы Драгоценнейшим и своим родителям.
7. Мужское тело, поскольку ты покровительствовал мужчинам и спасал животных от оскопления.
8. Все разновидности сил в изобилии, поскольку ты по-дружески помогал другим, не рассчитывая при этом совершить свои личные религиозные обязательства.
Культивируй то поведение, которое принесет тебе эти качества.
Коль скоро ты освободился от страстной тяги к самсаре, ты должен научиться отбрасывать и ее причину -пагубные деяния. И независимо от того, наблюдают за тобой со стороны или нет, не плутуй в совершении тех или иных благотворных деяний, в охране своих обетов, священных клятв и иных добродеяний, которые ведут к освобождению.

Ни благотворное, ни пагубное действие

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Вы можете просто "убивать время" прогуливаясь, разминаясь, спать или сидеть - это беспоследствен-ные действия, т. е. ни благотворные, ни пагубные, и они вызревают ни в благом, ни в пагубном переживании. Но поскольку такие действия - просто пустая трата человеческой жизни, то, вместо разбазаривания своих способностей в праздных забавах, прилагай сознательные усилия к тому, чтобы посвятить все свое время только благотворным деяниям. Тщательно избегай даже малейших вредоносных деяний, памятуя о том, что "коготок увяз -- всей птичке пропасть". Не недооценивай силы даже малого благого деяния, памятуя о том, что "коготок увяз...".

Благотворное действие

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Оно -- прямая противоположность пагубному деянию, т. е.:
Вместо убийства спасай жизни других.
Вместо кражи раздавай свою пищу и деньги.
Сохраняй нравственное поведение независимо от того, наблюдает ли кто-либо за тобой или нет.
Говори истинно, правдиво.
Улаживай ссоры, вызванные клеветой.
Используй мягкие, тактичные слова.
Обсуждай в беседах достойные буддиста темы.
Радуйся удаче и благу других.
Думай только об их пользе.
Когда ты слышишь изложение взглядов иноверцев, не отвергай их, но просто упрочивай свою веру в слова Будды.
Таковы десять благотворный деяний. Как можно лучше верши их. Побуждай и других к тому же. Радуйся тем, что уже совершил. А в результате - быть тебе Долгожителем в высших сферах, обладающих достоянием и комфортом.

Определено десять пагубных деяний:

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
1. Сознательно лишать жизни любое живое существо, пусть то будет даже насекомое. Ведь разумей - когда оно вступает в жизнь, нет ни "малого", ни "великого"!
2. Тайком брать собственность другого.
3. Совокупляться: с несоответствующим партнером, т. е. с тем, кто принял обеты (целомудрия) или женат (замужем за другим); в несоответствующее время, т. е. во время беременности жены; в несоответствующем месте, т. е. рядом с Гуру, ступой, в монастыре или в молитвенном помещении, во время Великого поста; несоответствующим образом - таковы четыре нецеломудренных действия. И вышеперечисленное - три пагубных физических деяния (телом).
Это - четыре пагубных деяния речью:
4. Сознательно лгать, т. е. говорить то, что не соответствует истинному положению вещей.
5. Клеветать, т. е. говорить такое, что приведет других к раздору.
6. Отзываться дурно и грубо о других, т. е. называть человека вором, или придурком, или бить по его чувствам, грубо указывая на его недостатки и ошибки.
7. Предаваться праздной болтовне о военных действиях, торговле, женщинах, или увлекаться глупыми песнями, танцами, шутками и т. п.
Это - три пагубных рассудочных деяния (мыслью):
8. Завидовать кому-то и желать чьих-либо денег, жены, репутации и т. п., думая при этом: "О, если бы у меня это было!"
9. Сердиться, негодовать на других, т. е. испытывать недовольство от их счастья или удачи.

КАНОНЫ БУДДИЗМА. ДЕЙСТВИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ В САМСАРУ (НЕСЧАСТЬЕ)

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Скопление (твоих) злодеяний есть корень страдания в самсаре. Именно аффекты-клеши ответственны за все пагубные деяния. Невежество, которым поддерживается сверхценность (представления о) "Я", обусловливает активность аффектов-клеш. Общая омраченность потока сознания есть корень невежества и всех (производных) аффектов-клеш. Именно из-за общей омраченности мы не ведаем, откуда возникла самсара, какова ее природа, какие разновидности действия-причины-результата полезны, а какие разновидности вредны и т. д., ибо мы --во мраке! Например, когда Учитель разъясняет (природу Реальности), то, прослушав и обдумав все, что Он сказал, мы можем прийти к некоему концептуальному пониманию. Но, как и грезы о стране, которую мы никогда не посещали ранее, также когда мы навешиваем концептуальные обозначения-ярлыки на (Высшую Реальность), которая отнюдь не является некой "Вещью", тогда мы просто играем с концепциями-представлениями.
Посредством того же процесса мы навешиваем обозначение-ярлык "самость" на то, что отнюдь не является (незыблемой, самостийной, отдельной "самостью"), а затем цепляемся за эту "самость". А на этой основе возникает и заблуждение относительно Высшей Реальности, и множество прочих извращенных псевдосхем-установок (сознания). Затем возникает привязанность ко всему, что поддерживает эту "самость": к телу, богатству, знакомствам и т.п. - а вслед возникает гордыня, зависть, алчность. Одновременно извергается отвращение к тому, что представляется "другим", "инородным", и следом - жгучий гнев, злоба и т. п.
Если вы свободны от (умственной омраченности, пристрастия или отвращения) трех отрав-клеш, ваши деяния не будут накапливаться. А поскольку результаты не возникают без соответствующих причин-действий, то надо всевозможными путями стремиться к тому, чтобы вырвать эти три корня блуждания в самсаре.

Классификация болезней

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Болезни можно классифицировать разными способами: по локализации в теле больного, по их типу, по факторам окружения и т. д. Итак, принимая по внимание четыре класса 101 болезни, насчитывают 404 болезни:
101 болезнь из-за сильного влияния деяний (кармы) предшествующих жизней;
101 болезнь данной жизни - те, причины которых кроются в раннем периоде жизни и которые проявляются в данной жизни;
101 болезнь, связанная с духами;
101 болезнь поверхностная, называемые так потому, что простым соблюдением диеты и правильного образа жизни можно устранить их, не прибегая к лекарствам и дополнительной терапии.
Последний вид болезней, поверхностные, могут быть следствием приема неподходящей пищи (несбалансированной диеты) или неправильного образа жизни; таким образом, эти болезни являются самоизлечивающимися без лечения в какой-либо форме, если исправляются временные обстоятельства, связанные с питанием и образом жизни, которые послужили их возникновению. Однако же болезни одной жизни, причина которых кроется в раннем периоде жизни и которые проявляются позднее, будучи связаны с кармой, обычно оказываются смертельны, если их не лечить. В этом случае назначение лечения является жизненно важным. Кроме того, в некоторых случаях одних материальных лекарственных средств может оказаться недостаточно; надо будет прибегнуть к духовным практикам, таким как раскаяние в прошлых дурных деяниях и уменьшение силы их воздействия путем осуществления благих действий и развития намерения воздерживаться от подобных действий в будущем. В таких случаях добродетельные действия и лекарственные средства работают сообща.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛЕЗНИ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Все в этом мире, все живые существа, все, что дышит,- будь то люди, животные, кто угодно,- подвержены различным видам страдания. Согласно тибетской системе мировоззрения, считается, что независимо от того, каким является наше физическое самочувствие, по существу все мы больны. Хотя болезнь может и не проявляться, она присутствует в спящей форме, и поэтому трудно определить ее границы.
Относительно происхождения болезни Будда Шакь-ямуни провозгласил, что имеется 84 тысячи различных видов влекущих болезни омрачений, таких как страсть и ненависть, которые оказывают соответствующее воздействие на живые существа и тем самым приводят к возникновению 84 тысяч различных видов болезней. Их можно свести к 1016 видам болезней, а далее свести к 404 видам.
Факторами, способствующими возникновению болезней, являются причины и условия, причем последние позволяют причинам созревать или проявляться. Причины бывают двух видов: отдаленные и близкие. Близкие причины - это ветер, желчь и слизь. Что касается отдаленных причин, то трудно перечислить определенные причины каждой болезни, потому что в основе своей все болезни происходят от определенного состояния ума в прошлом - - от предшествующих влекущих за собой болезни омрачений --и именно эти психические факторы в конечном счете ответственны за все виды болезней. Эти омрачающие эмоции возбуждают действия (карму), зарождающиеся в сознании потенциальности, впоследствии созревающие как особые болезни. И поэтому невозможно определить все соответствующие той или иной болезни отдаленные причины; однако основной сутью этих причин являются три яда: страсть, ненависть и омрачение. А они, в свою очередь, опираются на неведение.
Неведением называется такое состояние ума, при котором не только нет понимания того, как на самом деле существуют вещи, но также имеется заблуждение относительно самой природы явлений. Неведение влечет за собой страсть, которая, в свою очередь, порождает ненависть, гордость, зависть, злословие, еще большую омраченность и так далее. В общих чертах, от деятельности этих неблагих состояний ума возникает три вида нарушений жизненных начал: ветра, желчи и слизи.

ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Под народной медициной следует разуметь те врачебные средства, приемы и разные способы лечения, которыми помогают себе жители сел и деревень. Народная медицина - прародительница научной рациональной (разумной). На границе их стоит, составляя как бы переходную ступень от одной к другой, домашнее врачевание, к которому относятся так называемые домашние лечебные средства, употребляемые более образованными классами до прибытия врача или, за отсутствием его, черпаемые частью из народной, частью из научной медицины. Когда говорят о медицине, то выделяют три ее вида: народную, традиционную и современную. Народная и традиционная отличаются по способу передачи накопленных знаний: в первой это происходит путем устной традиции, во второй закрепляется письменно. Но оба эти вида медицины традиционны и народны, т. к. опираются на тысячелетнюю традицию и вобрали в себя исторический опыт народов. За свою более чем 10-ты-сячелетнюю историю народная медицина накопила огромный арсенал фармакологических и иных способов воздействия на человека. Только лекарственных растений, используемых в народной медицине многих стран, насчитывается более 10 тысяч.

Жизнь в Туве

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Эта республика долгие годы была ничьей территорией. Страна снежных гор и барсов, тайн и загадок природы, целебных источников, редкой флоры и фауны. Недра богаты залежами редкоземельных металлов, в тайге множество уникальных животных и целебных трав, ягод, грибов и кедровых орехов. Лекарственные богатства этой прекрасной страны никто до сих пор не оценил. Местное население - тувинцы -- удивительная нация, тайна происхождения которой до сих пор не известна. В те годы уровень образования был очень низок, несмотря на это тувинцы сохранили свою самобытность, национальные традиции, культуру, язык и письменность. Их вероисповедание - буддизм и ламаизм. В Туве также получил распространение и шаманизм. Местные шаманы занимались лечением населения, предсказанием погоды, камланием и путешествиями в другие миры. Среди шаманов Тувы было много моих друзей, которым я помогал и спасал их от советской власти. Моим Учителем и другом был верховный шаман Тувы, который меня обучал шаманской медицине, рассказывал о свойствах лекарственных растений, о шаманской атрибутике и методах вхождения в транс, посвящал меня в тайны шаманской мудрости.