Лекарственные компоненты растительного происхождения

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Лекарственные компоненты растительного происхождения составляют три следующих разряда: разряд деревьев, у которых лечебными свойствами могут обладать корни, пни, стволы, ветви, сердцевина, смола, листья, цветки или плоды; разряд лекарственных эссенций, извлекаемых из травянистых растений, деревьев или живых тварей (например, мускус); разряд равнинных растений, у которых используются в лечебных целях корни, стебли, листья, цветки или плоды. При этом указывается, что последующее перечисление лекарственных компонентов растительного происхождения дается без отнесения их к тому или иному конкретному разряду. Автор отмечает, однако, что некоторые знатоки к разряду деревьев относят лекарственные компоненты от камфоры до "сандала суру", к разряду лекарственных эссенций - компоненты от безоаров до "утпала" (меконопсис), к разряду равнинных растений - остальные лекарственные компоненты.
Перечисление растительных лекарственных средств; начинается с характеристики деревьев, дающих различные виды камфоры. У этих деревьев "бледно-желтые стволы, большие зеленые листья, карликовые цветки и мелкие блестящие плоды - семена желтого цвета". Дерево "бхима" дает "кристаллическую белую камфору, похожую на куски льда", дерево "каньцза" - камфору "желтоватую со многими морщинами", дерево "цингин" -- камфору мягкую, желтую. Все виды камфоры "громом поражают распространившийся жар" и "радикально лечат застарелые лихорадки".
Совершенно различные по своим морфологическим характеристикам деревья объединены в одну группу под названием деревья "агару". Они используются для врачевания жара как сердца, так и сосуда жизни. Подобными же свойствами обладает "сандал суру". Бе-зоары, говорится далее, имеют семь названий, здесь дается одно. Славой лучших безоаров пользуются бе-зоары, извлеченные из печени слона. Затем следуют безоары, извлеченные из сосудов печени быка, свиньи и других крупных животных. Лучшие безоары красно-коричневого цвета, худшие - желтого. Безоары снимают жар при отравлениях, а также жар печени и полых органов.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
По своей природе все лекарственные компоненты делятся на восемь разрядов: разряд драгоценностей, разряд минералов, разряды лечебных средств земли, разряд деревьев, разряд эссенций, разряд равнинных растений, разряд трав, разряд лекарственных компонентов из живых тварей.
Лекарственные компоненты из разряда драгоценностей
Золото делится на красное, лучшее и желтое. К первому относится:
а) редкостная субстанция, извлекаемая из помета "птиц-долгожителей" поедающих золото, выносимое реками на берег моря, и извергающих над Китаем и Монголией съеденное ими;
б) субстанция, подобная окиси красной меди и реагирующая на сильный яд (на котором изображена про- ба на яд). В целом золото, как лекарственный компонент, укрепляет старческие силы, содействует долголетию, врачует отравления "драгоценными ядами" и болезни, посылаемые демонами-нагами.
Серебро делится на более качественное в лечебном плане, называемое "козье", и менее качественное -"овечье". Серебро, как лекарственный компонент, подсушивает накожные болезни, гной и кровь. Медь обладает свойством подсушивать гной, а также врачевать жар легких и печени.
Железо обладает свойством врачевать "яд печени", глазные болезни, отеки.
Бирюза. Лучшая - обычная. Используется для лечения отравлений и жара печени.
Жемчуг. Лучший-красный - продукт красных жемчужниц - воплощений будд на земле. Говорят, пишет автор, что белый жемчуг добывают из головы и клыков могучих слонов; голубоватый жемчуг возникает из капель дождя, падающих на восточно-китайские деревья "кела". Считают также, что красноватый жемчуг находят в мозгу некоторых монгольских змей, а некоторые виды жемчуга находят в желудке существа "панц-зи", обитающего в южных морях. В целом жемчуг прекращает просачивание мозга при травмах головы и врачует болезни отравлений. Целебными свойствами жемчуга обладает и перламутр раковины-жемчужницы. Среди морских раковин лучшими считаются белые раковины с правым завитком и блестящие красные раковины. Раковины обладают свойством подсушивать и извлекать гной, врачевать жар костей, они полезны для глаз.

Диеты

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Свойства продуктов растительного и животного происхождения. Чтобы быть здоровым и долго жить, нужно знать как полезные, так и вредные свойства продуктов питания и в соответствии с этим употреблять их. Переедание, недоедание, неправильное питание порождают болезни и укорачивают жизнь. Все продукты питания делятся на пять категорий: злаки, мясо, жиры, зелень, каши. Злаки включают в себя растения с зернами в шелухе (зерновые), с зернами в стручках (бобовые), а также кунжут и гречиху. В целом зерновые обладают прохладительными свойствами, питательны, благоприятствуют половой активности, врачуют болезни "пневмы" и продуцируют "флегму". Рис нежен, легок для желудка, помогает при поносе и рвоте. Просо тяжело для желудка, способствует заживлению ран и сращиванию переломов. Голосеменной ячмень укрепляет телесные силы, увеличивает количество кала.
Бобовые обладают прохладительными свойствами, легки, способствуют остановке кровотечения и прекращению поноса, врачуют болезни "флегмы". Китайский горох "помогает при кашле, одышке, геморрое, продуцирует кровь и "желчь". Чечевица полезна при рожистых воспалениях, подагре, болезни крови. Белые и черные семена кунжута тяжелы и горячительны, в силу чего способствуют половой активности и врачуют болезни "пневмы". Все разновидности гречихи прохладительны и легки, излечивают язвы на теле.
Мясо. Все животные (и птицы в том числе) делятся на восемь групп: разрывающие землю лапами в поисках пищи; дикие животные; крупные дикие животные; добывающие пищу силой и ловкостью, хищные звери и хищные птицы; домашние животные; обитающие в норах; обитающие в сырых землях. Первые три группы животных обитают в сухих местах. Последние две группы животных обитают в сырых местах.
Промежуточные три группы животных могут обитать как в сухих, так и в сырых местах.
Мясо животных, обитающих в сухих местах, прохладительное, хотя и грубое, но легко усваивается, устраняет жар болезней "пневмы" и "флегмы". Мясо обитателей сырых мест - маслянистое, тяжелое и горячительное. Оно полезно при болезнях желудка, почек, поясницы, сопряженных с локальными понижениями температуры этих органов. Мясо животных, способных обитать как в сухих, так и в сырых местах, обладает обоими вышеперечисленными качествами.

Профилактика отравлений

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Продукты питания могут содержать яд, прекращающий жизнь, или быть несовместимы друг с другом, что ведет к возникновению болезней. У отравленных продуктов особые вкус и запах. Если их сжигать, то идет дым синего цвета, как шея павлина, а пламя не поднимается вверх, а закручивается в одну сторону, при этом далеко летят искры. Ворон кричит, а павлин радуется, видя отравленную пищу. Мясо, даже и красное (т. е. свежее на вид), при наличии в нем яда не пристает к раскаленному железу. У отравленного сохнет во рту и выступает пот, его охватывает дрожь, глаза бегают по сторонам, и он не может оставаться на одном месте. Обнаружив отравленную пищу, ее следует тщательно УНИЧТОЖИТЬ, например, закопать. Есть все подряд, не заботясь о совместимости поглощаемой пищи,- все равно, что самому себе готовить яд. Для каждой пищи существует свое время, говорится далее, и не всякие продукты можно держать в одном сосуде. Несовместимые продукты ведут к заболеванию организма. Так, мясо яка и свинина, съеденные вместе, приводят к глистам; рыба, совмещенная с мясом домашней птицы, вызывает опухоли; крольчатина с курятиной - понос и т. д. Несовместимы мясо кабана и ежа; корень лотоса с редькой или патокой; молоко с овощами.
Появление "образовавшихся" ядов возможно в двух случаях.

Советы на отдельные частные случаи

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Нельзя насильно заставлять себя голодать, терпеть жажду, подавлять позывы к рвоте, зевоте, чиханию, задерживать дыхание, не спать, задерживать выделение мокроты, слюны, кала, газов, мочи и семени.
Неутоление голода ослабляет организм, вызывая головокружения. Показано постепенно и в небольших количествах давать пищу легкую, маслянистую и теплую.
Неутоление жажды ведет к сухости во рту, головокружениям, усиленному сердцебиению, наступает состояние, подобное опьянению, и потеря памяти. Показаны прохладительные еда и питье, а также другие прохладительные методы лечения.
Подавление позывов к рвоте вызывает потерю аппетита, одышку, отеки, воспаления, кашель, расстройство зрения и другие болезни. Показаны голодание, окуривание сандалом и алоэ, полоскания.
Задержка позывов к чиханию ведет к притуплению органов чувств, головным болям, болям шейных мышц, ослаблению нижней челюсти. Показаны ароматические окуривания, лекарства, вводимые через нос, глядение на солнце.
Задержка зевоты вызывает сходные расстройства. Показаны средства, применяемые при болезнях "пневмы".
При задержке сна появляются зевота, общая слабость, усталость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, несварение пищи. Показаны мясной бульон, вино, массаж с втиранием масла, сон.
Задержка выделения мокроты приводит к ее накоплению в организме, к одышке, сердечным расстройствам, икоте, потере аппетита, похудению. Показаны отхаркивающие средства.
Задержка слюны сопровождается болями в сердце и голове, усиленным выделением слизи из носа, головокружением, потерей аппетита. Показаны вино, приятная дружеская беседа, сон.

Здоровый образ жизни

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Чтобы оставаться здоровым, необходимо жить на границе между солнцем и тенью, т. е. соблюдать во всем умеренность, а именно: избегать изнурительного физического или умственного труда, но и не предаваться при этом праздному безделью; соблюдать умеренность в еде и питье, но и не голодать. Не употреблять в пищу испорченных продуктов, регулярно совершать омовение, избегать сильных душевных волнений, чрезмерной скорби и напряжения органов чувств, и т. п., сообразовывать режим жизни с временами года, зимой, например, есть более жирную и обильную пищу, а летом наоборот. Одеваться соответственно сезону, не перегреваться и не переохлаждаться; спать летом в прохладном, а зимой в теплом месте и т. д. Достигнув преклонного возраста, совершать процедуру набирания соков под руководством ламы-лекаря, что ведет к укреплению организма и его омоложению. Важную роль в поддержании здоровья играет режим питания, учитывающий сезонные изменения климата и темперамент, присущий данному человеку, а также своевременный прием лекарств, предупреждающих заболевание. Вообще, режим питания и лекарства необходимы, как для здорового, так и для больного человека.
О поведении в зависимости от сезонов года
Год состоит из следующих шести сезонов, каждый из которых длится два месяца: сезон начала зимы, сезон конца зимы, весенний сезон, весенне-летний сезон или сезон роста, летний сезон, осенний сезон. Солнце совершает два поворота: один посередине лета, второй посередине зимы. Три сезона оно движется к югу, три сезона -к северу. Через 18 суток после весеннего равноденствия начинает греметь гром, через 18 суток после осеннего равноденствия грома не бывает.

ЭЗОТЕРИКА

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Будда Шакьямуни, восседавший на престоле в чертоге града "Прекрасного" в ипостаси Верховного целителя, вняв просьбам окружающих повернуть Колесо Учения о врачевании, погрузился в самадхи, именуемое "Царь лекарств, излечивающий 404 болезни", испустив из сердца своего множество тысячецветных лучей на все десять сторон света. Под их воздействием обитатели шести миров (боги, ассурьи, люди, животные, голодные духи, обитатели ада) освободились от пороков, связанных с дурными помыслами, и успокоились все болезни, проистекавшие от "трех ядов": ом-раченности, гневливости и страстей. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник эманированный из сердца Верховного Целителя нирманический наставник Рикпэ Еше, обладающий природой запредельной мудрости - "мудрости, подобной зеркалу".
"О друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя,- стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку врачевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений материального благополучия и безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавлять живые существа от болезней и обрести в силу этого глубокое уважение людей должны изучать науку врачевания".
Риши Рикпэ Еше "подобно солнцу, сиянием своего милосердия, разогнал тьму "трех ядов", губительных для людей", и во всей полноте изложил науку врачевания в виде "Четверокнижия".

ЭТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Люди в этом мире усиленно занимаются мирской деятельностью, как-то: земледелием, торговлей, ремеслом и т. п. Но материальные блага вне святого учения -причина лишь всяческих тягот, поэтому наряду с повседневными занятиями должно, исполнившись веры, выполнять заветы Будды, с почтением внимать советам благого друга - т. е. доброжелательного ламы, отвращать свои взоры от еретических учений, избегать мест, связанных с неблагими делами, следует избегать грехов телесных: убивать, грабить, прелюбодействовать.
Нельзя грешить и речью: говорить неправду, суесловить, чваниться, говорить грубости, клеветать. Наоборот, надо мирить поссорившихся. Надо отвращаться от помыслов греховных, к которым относятся: жадность, скупость, злобность, склонность к еретическим взглядам. Следует всемерно быть полезным людям страдающим и обездоленным, больным и голодным. Ко всем малым тварям, включая и насекомых, следует относиться с милосердием и взирать на них как на самого себя. Со всеми, не исключая больных, нужно разговаривать правдиво, без обмана, с кроткой улыбкой и стараться быть всемерно полезным даже врагам, не говоря уже о других людях.
Тибетская медицинская традиция утверждает, что из пяти тысяч лет или десяти пятисотлетий, предшествовавших мифической дате создания "Четверокнижия", первые пятисотлетия, в силу безупречного поведения людей, были весьма благостными, не было ни мора, ни голода. Постепенно, однако, все изменилось к худшему, что достигло своего апогея в последнее пятисотлетие, которое именуется "пятисотлетие скверны".

МУДРОСТЬ ЖИЗНИ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
С древних времен человек мудрый, совершенствуясь, мог продвигаться по этому пути лишь малыми шагами. А в прегрешениях он менялся к худшему лишь через мельчайшее движение. То, посредством чего он был способен действовать, можно назвать вкушением лекарств.
* Соблюдение норм ритуала в движении и покое - это лекарство.
* Податливость тела и мягкость характера - это лекарство.
Милосердие в действиях и гармония в сердце - это лекарство.
Соблюдение ритма в движениях и паузах - это лекарство.
Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти - это лекарство. Избавление от желаний в сердце - это лекарство. Довольствуясь своей судьбой, воспринимать все как должное - это лекарство.
Не брать того, что достается тебе сверх положенного - это лекарство.
Преодолевая гнев, сохранять любовь - это лекарство. Стремиться к свободному и непринужденному взаимодействию - это лекарство. Желать людям счастья - это лекарство. Спасать в беде, помогать в трудностях - это лекарство. Перевоспитывать глупых и наивных - это лекарство.
* Призывать к исправлению склоняющихся к смуте - это лекарство.
* Предостерегать и увещевать молодых и неопытных - это лекарство.
* Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся - это лекарство.
* Помогать старым и слабым - это лекарство.

Поведение в частных случаях

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Тибетские медики считают, что нельзя подавлять такие естественные процессы, как голод, жажда, рвота, отрыжка, зевота, чихание, дыхание, сон и кашель, не следует также задерживать мочу и семя, выделение кишечных газов.
При подавлении отделения слюны, мокроты, газов разрушается тело, исчезают силы, пропадает аппетит.
При подавлении жажды появляются головокружение, слабость. В этих случаях рекомендуется принимать холодную пищу небольшими порциями.
При задержке рвоты исчезает аппетит, появляются одышка, отеки в нижней части тела, различные кожные поражения, болезни глаз, кашель, волчанка и лепра. При появлении этих нарушений необходимо голодать и вдыхать через рот дым сандала, алоэ, а их отваром полоскать рот.
Задержка чихания притупляет органы чувств, способствует появлению головной боли, судорог в мышцах конечностей и затылка, при этом кривится рот, отвисает челюсть. В этих случаях также необходимо вдыхать едкий дым сандала или алоэ, а также рекомендуется принимать слабительное или смотреть на солнце.
При подавлении зевоты повреждаются пять органов чувств и появляются другие неприятные последствия, такие же, как при сдерживании чихания. Лечение в этих случаях должно быть направлено на угнетение ветра.
Задержка дыхания, особенно в состоянии утомления и после физических нагрузок, приводит к появлению отеков, болей в сердце, "возбуждению. Лечить эти состояния следует покоем и лекарствами, направленными на подавление ветра.
При недосыпании появляется частая зевота, слабость, тяжесть в голове, несварение, "темнота в глазах". В этом случае больной должен принимать алкоголь, ему нужно делать массажи, и есть он должен мясо, супы.

Купание

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Купание снимает усталость, уменьшает жажду и жар. Оно усиливает страсть, физическую силу, предупреждает кожные болезни. Купание продлевает жизнь. Полезно обмывание теплой водой нижней части тела, но не рекомендуется мыть голову и волосы горячей водой, ибо она "похищает волосы и силу зрения". Противопоказано купание при заболеваниях носа и глаз, а также сразу после еды.
Натирание кожи маслом (массажи с применением масел)
Постоянные натирания кожи маслом "сдерживают" старость, подавляют ветер, поддерживают голову, ноги и уши, делают тело легче, укрепляют, сгоняют жир, дают телу тепло и огонь. Но в чрезмерном количестве они вредят. Старикам, детям, больным, страдающим расстройством ветра и желчи, горячими болезнями, они противопоказаны. Рекомендуется делать натирания с маслом людям с конституцией слизи, особенно зимой и весной, они уменьшают слизь, способствуют "переплавлению жира", делают кожу чистой, конечности -крепкими.

Режим половой жизни

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Нельзя жить половой жизнью во время менструации, с беременными женщинами, с больными. Зимой половая активность повышена, и число сношений не ограничивается, осенью и весной жить половой жизнью рекомендуется один раз в 2-3 дня, а летом - раз в полмесяца. При несоблюдении режима половой жизни слабеют органы чувств, появляются слабость, головокружение, и "можно вдруг умереть".