ГЕЛИЙ — СОЛНЕЧНЫЙ ГАЗ

Энциклопедии » Земля и космос
ГЕЛИЙ — СОЛНЕЧНЫЙ ГАЗ

Интересна история открытия гелия. Она похожа на научный детектив.

В 1868 году английский физик Джозеф Норман Локвер с помощью прибора спектроскопа изучал Солнце. Этот прибор позволяет выявлять наличие отдельных элементов, т.е. каждому химическому элементу соответствует определенная линия спектра.

В спектре Солнца Локвер заметил неизвестную желтую линию; она могла соответствовать только новому элементу, неизвестному до сих пор на Земле! Новый элемент назвали "гелий" — от греческого слова "гелиос", что означает Солнце.

В этом же году французский астроном П.Жансен обнаружил в спектре хромосферы яркую желтую линию.

Ученые принялись искать этот элемент на Земле. Английский химик У.Рамзай, наблюдая спектр излучения газов, выделившихся из редкого минерала клевеита, в 1895 году обнаружил в нем желтую линию гелия. Со временем в результате многих экспериментов обнаружилось, что в нашей атмосфере присутствует гелий. Но его количество столь мало, что на 247 350 кубических метров воздуха приходится всего лишь один кубический метр гелия.

В результате других опытов было определено, что гелий выделялся из радия и что при распаде некоторых атомных ядер образуются так называемые "альфа-частицы" — ядра атомов гелия, имеющие большую скорость движения.

Метод изучения веществ по спектрам называется спектральным анализом. Он позволил с большой точностью определить химический состав Солнца: 70% массы Солнца составляет водород, 28% — гелий, оставшаяся доля принадлежит более тяжелым химическим элементам. А поскольку атомы водорода наиболее интенсивно излучают красный свет, а атомы гелия — желтый, то состоящая из этих разреженных газов хромосфера Солнца имеет красновато-желтый цвет.