Театр таким, как мы его знаем, зародился в Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.
Это положило начало традиционному устройству греческих театров — полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает «место для обозрения».
Театр, построенный в Афинах около 500 года до н.э., был круглым и назывался партером. Там давались представления. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие очень величественно. Это было прообразом нынешней сцены. Эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действия пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.
В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н.э. Римские театры очень походили на греческие, но строились они на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сидения, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран.
После того, как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром был театр Фарнези в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду у зрителей.
Это положило начало традиционному устройству греческих театров — полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает «место для обозрения».
Театр, построенный в Афинах около 500 года до н.э., был круглым и назывался партером. Там давались представления. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие очень величественно. Это было прообразом нынешней сцены. Эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действия пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.
В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н.э. Римские театры очень походили на греческие, но строились они на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сидения, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран.
После того, как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром был театр Фарнези в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду у зрителей.
Человек начал строить укрытия для себя и своей семьи тысячи и тысячи лет назад. Вид жилища, который человек строил в древности, зависел почти полностью от климата, в котором человек жил, и от доступности строительных материалов, которыми он обладал. Это также зависело от опасностей, с которыми человеку приходилось сталкиваться в повседневной жизни. Поэтому мы не можем точно сказать, где и когда был построен первый дом.
Например, когда тысячи лет назад был изобретен каменный топор, важную роль в строительстве домов стала играть древесина. И древний человек стал строить себе жилище из дерева.
В то же время древние люди, проживавшие в теплом и влажном климате, предпочитали жить в домах из травы и соломы. Поэтому в странах Африки и на некоторых островах Тихого Океана, дома строились из травы, из бамбука, из листьев, из вьющихся растений, которые произрастали тут же, поблизости.
А там, где климат был сухой и жаркий, древние люди нашли иной способ строительства жилья. Каркас дома они сплетали из гибких веток, а потом стены обмазывали раствором глины. Глиняная обмазка высыхала на солнце, и получались крепкие стены.
Считают, что древние египтяне были первыми, кто открыл секрет кирпича. В Месопотамии древние жители открыли способ создания высушенного на солнце кирпича, крепкого и прочного. Они складывали сформированные кирпичики на солнце и «обжигали» их. Позже древние ассирийцы научились покрывать кирпич глазурью. Сооружения из таких кирпичей сохранились на века.
Например, когда тысячи лет назад был изобретен каменный топор, важную роль в строительстве домов стала играть древесина. И древний человек стал строить себе жилище из дерева.
В то же время древние люди, проживавшие в теплом и влажном климате, предпочитали жить в домах из травы и соломы. Поэтому в странах Африки и на некоторых островах Тихого Океана, дома строились из травы, из бамбука, из листьев, из вьющихся растений, которые произрастали тут же, поблизости.
А там, где климат был сухой и жаркий, древние люди нашли иной способ строительства жилья. Каркас дома они сплетали из гибких веток, а потом стены обмазывали раствором глины. Глиняная обмазка высыхала на солнце, и получались крепкие стены.
Считают, что древние египтяне были первыми, кто открыл секрет кирпича. В Месопотамии древние жители открыли способ создания высушенного на солнце кирпича, крепкого и прочного. Они складывали сформированные кирпичики на солнце и «обжигали» их. Позже древние ассирийцы научились покрывать кирпич глазурью. Сооружения из таких кирпичей сохранились на века.
Лифт был изобретен не каким-то одним человеком, а эта идея развивалась на протяжении длительного времени. Механизмы, действующие по принципу лифта, использовались уже много веков тому назад.
Древние греки поднимали предметы, используя блоки и лебедки. Блок — это колесо с желобом, по которому скользит веревка. Лебедка -это механизм с более широким колесом или барабаном, к которому прикреплен конец веревки. При повороте барабана рукоятью веревка наматывается или разматывается с барабана. Когда веревка пропущена через блок, она может поднимать или опускать груз.
В XVII веке был изобретен «летающий стул». Он был предназначен для подъема людей на верхние этажи зданий и приводился в движение системой гирь и блоков. Стул и его механизм находились вне здания. Однако «летающий стул» широкого применения не нашел.
В первой половине XIX века лифт уже существовал, но использовался, главным образом, для подъема грузов. Позже стал использоваться паровой двигатель, чтобы поворачивать барабаны этих подъемников.
Больше всего люди боялись, что удерживающие лифт веревки могут лопнуть, и лифт обрушится вниз. Но когда Илайша Отис изобрел средства безопасности, исключающие аварии, лифты стали очень популярны. Тогда же для подъема и опускания кабин начали применять гидравлические подъемники, в которых используется жидкость под высоким давлением.
Электрический лифт, которым мы пользуемся сей день, был изобретен немецким инженером Вернером фон Сименсом.
Древние греки поднимали предметы, используя блоки и лебедки. Блок — это колесо с желобом, по которому скользит веревка. Лебедка -это механизм с более широким колесом или барабаном, к которому прикреплен конец веревки. При повороте барабана рукоятью веревка наматывается или разматывается с барабана. Когда веревка пропущена через блок, она может поднимать или опускать груз.
В XVII веке был изобретен «летающий стул». Он был предназначен для подъема людей на верхние этажи зданий и приводился в движение системой гирь и блоков. Стул и его механизм находились вне здания. Однако «летающий стул» широкого применения не нашел.
В первой половине XIX века лифт уже существовал, но использовался, главным образом, для подъема грузов. Позже стал использоваться паровой двигатель, чтобы поворачивать барабаны этих подъемников.
Больше всего люди боялись, что удерживающие лифт веревки могут лопнуть, и лифт обрушится вниз. Но когда Илайша Отис изобрел средства безопасности, исключающие аварии, лифты стали очень популярны. Тогда же для подъема и опускания кабин начали применять гидравлические подъемники, в которых используется жидкость под высоким давлением.
Электрический лифт, которым мы пользуемся сей день, был изобретен немецким инженером Вернером фон Сименсом.
Загадки загадывались с древних времен. В наши дни мы рассматриваем загадки как вид развлечения, но в древности люди относились к ним серьезно.
Древние оракулы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок. Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми.
Греки и римляне проводили соревнования по разгадыванию загадок, а победитель получал приз. Некоторые легенды гласят, что иногда от того, сможет ли человек дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь.
Загадки встречаются даже в Библии. На свадебном торжестве Самсона королева Шеба задавала царю Соломону большое количество загадок.
Анекдоты так же стары, как и сам язык. В любой стране мира и в любую эпоху люди рассказывали забавные истории, чтобы посмешить друг друга.
В средние века в Европе придворные шуты забавляли короля и его придворных шутками и трюками. Сначала придворные шуты пели о славных подвигах и храбрых героях. А затем принимались рассказывать шутки и забавные истории.
Анекдоты, рассказанные шутами, начали появляться в сборниках, шутовских книгах. Одна из самых известных таких книг — «Шутки Тарльтона». Она вышла примерно в 1611 году. Видите, как давно люди стали собирать анекдоты. Самый известный рассказчик анекдотов — Джой Миллер (1684—1738), английский актер.
Древние оракулы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок. Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми.
Греки и римляне проводили соревнования по разгадыванию загадок, а победитель получал приз. Некоторые легенды гласят, что иногда от того, сможет ли человек дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь.
Загадки встречаются даже в Библии. На свадебном торжестве Самсона королева Шеба задавала царю Соломону большое количество загадок.
Анекдоты так же стары, как и сам язык. В любой стране мира и в любую эпоху люди рассказывали забавные истории, чтобы посмешить друг друга.
В средние века в Европе придворные шуты забавляли короля и его придворных шутками и трюками. Сначала придворные шуты пели о славных подвигах и храбрых героях. А затем принимались рассказывать шутки и забавные истории.
Анекдоты, рассказанные шутами, начали появляться в сборниках, шутовских книгах. Одна из самых известных таких книг — «Шутки Тарльтона». Она вышла примерно в 1611 году. Видите, как давно люди стали собирать анекдоты. Самый известный рассказчик анекдотов — Джой Миллер (1684—1738), английский актер.
Конные состязания — один из древнейших видов спорта, который доставляет человеку радость. Конные бега проводились в самые древние века. Они устраивались в Египте, Вавилоне, Сирии. Гомер описал греческие соревнования колесниц, которые состоялись примерно в IX веке до н. э.
Современные конные бега в том виде, в каком мы их знаем, возникли в Англии. Это связано с развитием там племенного коневодства. Конные соревнования устраивались в Англии уже в XII веке, но только в конце XVII — начале XVIII веков началось разведение лошадей в спортивных целях.
Восточные жеребцы были завезены в Англию с Аравийского полуострова, из Турции и Персии. Жеребцы из этих стран были случены с английскими кобылами. Трое из этих жеребцов сыграли очень большую роль. Двух арабских жеребцов звали Дарли и Годольфин, турецкого — Байерли. Эти три жеребца являются ранними предками всех современных высокопородистых лошадей.
В ХVIII веке конные бега превратились в Англии в очень важный вид спорта. В 1751 году возник Клуб жокеев. А в 1793 году вышел первый выпуск «Общей родословной чистокровных лошадей». В ней была прослежена родословная всех высокопородистых лошадей.
Конные бега долгое время были известны как «спорт королей». Такое название возникло потому, что конные бега устраивала королевская семья, а также потому, что этим видом спорта занимались в стране только очень знатные и богатые люди.
Современные конные бега в том виде, в каком мы их знаем, возникли в Англии. Это связано с развитием там племенного коневодства. Конные соревнования устраивались в Англии уже в XII веке, но только в конце XVII — начале XVIII веков началось разведение лошадей в спортивных целях.
Восточные жеребцы были завезены в Англию с Аравийского полуострова, из Турции и Персии. Жеребцы из этих стран были случены с английскими кобылами. Трое из этих жеребцов сыграли очень большую роль. Двух арабских жеребцов звали Дарли и Годольфин, турецкого — Байерли. Эти три жеребца являются ранними предками всех современных высокопородистых лошадей.
В ХVIII веке конные бега превратились в Англии в очень важный вид спорта. В 1751 году возник Клуб жокеев. А в 1793 году вышел первый выпуск «Общей родословной чистокровных лошадей». В ней была прослежена родословная всех высокопородистых лошадей.
Конные бега долгое время были известны как «спорт королей». Такое название возникло потому, что конные бега устраивала королевская семья, а также потому, что этим видом спорта занимались в стране только очень знатные и богатые люди.
Кино берет свое начало от «движущихся картинок». Но для того, чтобы заставить картинки двигаться, понадобилось немало лет, и произошло это благодаря усилиям множества людей.
Обратимся к 1800-м годам, когда были поставлены первые опыты по получению снимков, создающих иллюзию движения. Например, устанавливалось несколько камер, чтобы сделать серию снимков бегущей лошади.
В конце 1880-х годов была изобретена катушечная пленка. Затем придумали камеры, которые фотографировали серию отдельных, последовательных эпизодов движения. Это были кадры фильма, которые потом прокручивались с такой же скоростью, с какой снимались. При этом на экране воспроизводилось движущееся изображение. Это и были «движущиеся картинки».
Они стали очень популярными. Сначала это были простенькие сцены из окружающей действительности: морской прибой, бегущая лошадь, качающиеся на качелях дети, прибывающий на станцию поезд.
Первый сюжетный фильм был создан в лаборатории Томаса Эдисона в 1903 году. Это было «Ограбление Великого Поезда». Фильм стал сенсацией. Его показывали в специально затемненных палатках.
Первые стационарные кинотеатры в Соединенных Штатах появились в 1905 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Владельцы называли их синематографами. Вскоре они были открыты по всей стране, и все стали ходить в кино.
Большинство первых фильмов производились в Нью-Йорке и Нью-Джерси. И только в 1913 году фильмы начали выпускаться в Голливуде.
Обратимся к 1800-м годам, когда были поставлены первые опыты по получению снимков, создающих иллюзию движения. Например, устанавливалось несколько камер, чтобы сделать серию снимков бегущей лошади.
В конце 1880-х годов была изобретена катушечная пленка. Затем придумали камеры, которые фотографировали серию отдельных, последовательных эпизодов движения. Это были кадры фильма, которые потом прокручивались с такой же скоростью, с какой снимались. При этом на экране воспроизводилось движущееся изображение. Это и были «движущиеся картинки».
Они стали очень популярными. Сначала это были простенькие сцены из окружающей действительности: морской прибой, бегущая лошадь, качающиеся на качелях дети, прибывающий на станцию поезд.
Первый сюжетный фильм был создан в лаборатории Томаса Эдисона в 1903 году. Это было «Ограбление Великого Поезда». Фильм стал сенсацией. Его показывали в специально затемненных палатках.
Первые стационарные кинотеатры в Соединенных Штатах появились в 1905 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Владельцы называли их синематографами. Вскоре они были открыты по всей стране, и все стали ходить в кино.
Большинство первых фильмов производились в Нью-Йорке и Нью-Джерси. И только в 1913 году фильмы начали выпускаться в Голливуде.
Еще доисторическому человеку был известен факт, что на кончиках пальцев человека имеются линии, узоры, и они разные у разных людей. Были найдены китайские таблички, на которых оттиск пальца стоял вместо подписи.
Поэтому мы можем сказать, что установление личности по отпечаткам пальцев существует, по крайней мере, два тысячелетия. Но одно дело — знать, что отпечатки пальцев исключительно индивидуальны, и совсем другое дело — научно обобщить эту информацию.
Первый важный вклад в науку определения личности по отпечаткам пальцев был сделан Марчелло Мальпиги в 1686 году. Мальпиги, итальянский ученый-анатом, изучил линии на кончиках пальцев под микроскопом. Он увидел, что эти линии образуют спирали и петли.
Отпечатки пальцев были впервые официально использованы для определения личности заключенных в 1858 году. Через несколько лет были опубликованы первые исследования по возможному использованию отпечатков пальцев. В этом исследовании был описан метод снятия отпечатков пальцев путем использования тонкой пленки, покрытой специальными чернилами. Этим методом пользуются и в настоящее время.
В 1880 году сэр Франсис Гальтон, английский ученый, начал работать над системой классификации отпечатков пальцев.
Через несколько лет система была упрощена сэром Эдвардом Генри, комиссаром полиции в Лондоне. Вскоре снятие отпечатков пальцев распространилось повсеместно как средство установления личности и раскрытия преступлений.
Знаете ли вы, что во многих родильных домах в наше время у новорожденных младенцев снимают отпечатки ступней ног? Это тоже средство установления личности.
Поэтому мы можем сказать, что установление личности по отпечаткам пальцев существует, по крайней мере, два тысячелетия. Но одно дело — знать, что отпечатки пальцев исключительно индивидуальны, и совсем другое дело — научно обобщить эту информацию.
Первый важный вклад в науку определения личности по отпечаткам пальцев был сделан Марчелло Мальпиги в 1686 году. Мальпиги, итальянский ученый-анатом, изучил линии на кончиках пальцев под микроскопом. Он увидел, что эти линии образуют спирали и петли.
Отпечатки пальцев были впервые официально использованы для определения личности заключенных в 1858 году. Через несколько лет были опубликованы первые исследования по возможному использованию отпечатков пальцев. В этом исследовании был описан метод снятия отпечатков пальцев путем использования тонкой пленки, покрытой специальными чернилами. Этим методом пользуются и в настоящее время.
В 1880 году сэр Франсис Гальтон, английский ученый, начал работать над системой классификации отпечатков пальцев.
Через несколько лет система была упрощена сэром Эдвардом Генри, комиссаром полиции в Лондоне. Вскоре снятие отпечатков пальцев распространилось повсеместно как средство установления личности и раскрытия преступлений.
Знаете ли вы, что во многих родильных домах в наше время у новорожденных младенцев снимают отпечатки ступней ног? Это тоже средство установления личности.
В 1931 году инженер связи из «Белл Лабораториз» занимался исследованием атмосферных радиопомех, которые могли бы повлиять на трансокеанскую телефонную связь. Он уловил какие-то шумы, исходящие явно не из грозовой тучи, а откуда-то из космоса. Он открыл, что можно принимать радиационное излучение галактики. Так родилась новая ветвь астрономии — радиоастрономия.
Радиоастрономия развивается в двух направлениях. При помощи специальных антенн можно улавливать радиационное излучение космических объектов. Это может быть термическая радиация (излучение радиоволн, испускаемое любым горячим телом). Но есть также и шумы, или статические помехи космического происхождения, тоже улавливаемые из космоса, но совсем не тепловые по происхождению.
Другое направление в радиоастрономии — посылка сигналов к таким объектам, как метеоры и Луна, и улавливание их отражения. Так работает радиолокатор.
Радиоастрономия наиболее полезна для изучения Солнца, метеоров, Луны и планет Солнечной системы. Улавливая отражение лучей от метеоров, мы многое узнаем об их орбитах. Исследуя Луну при помощи методов радиоастрономии, мы узнаем многое о ее поверхности. Так, еще до того, как люди ступили на Луну, благодаря данным радиоастрономии ученые уже знали, что ее поверхность представляет из себя измельченную в пыль горную породу.
Вероятно, одно из наиболее захватывающе интересных направлений радиоастрономии — поиск сигналов из других миров. Сейчас радиотелескопы усовершенствованы до такой степени, что способны улавливать сигналы, поступающие с расстояния почти в восемьдесят триллионов километров. Какие же сигналы надеются уловить ученые? Считается, что если где-нибудь в далеком космосе существует цивилизация, помимо нашей, и она захочет дать знать о своем присутствии, то, вероятно, наши братья по разуму пошлют какой-нибудь совсем простой сигнал, например серию чисел. Также считается, что эти сигналы, скорее всего, можно будет принять на чистоте 1420 МГц — частоте, с которой простой водород излучает радиационные волны в открытом космосе.
Радиоастрономия развивается в двух направлениях. При помощи специальных антенн можно улавливать радиационное излучение космических объектов. Это может быть термическая радиация (излучение радиоволн, испускаемое любым горячим телом). Но есть также и шумы, или статические помехи космического происхождения, тоже улавливаемые из космоса, но совсем не тепловые по происхождению.
Другое направление в радиоастрономии — посылка сигналов к таким объектам, как метеоры и Луна, и улавливание их отражения. Так работает радиолокатор.
Радиоастрономия наиболее полезна для изучения Солнца, метеоров, Луны и планет Солнечной системы. Улавливая отражение лучей от метеоров, мы многое узнаем об их орбитах. Исследуя Луну при помощи методов радиоастрономии, мы узнаем многое о ее поверхности. Так, еще до того, как люди ступили на Луну, благодаря данным радиоастрономии ученые уже знали, что ее поверхность представляет из себя измельченную в пыль горную породу.
Вероятно, одно из наиболее захватывающе интересных направлений радиоастрономии — поиск сигналов из других миров. Сейчас радиотелескопы усовершенствованы до такой степени, что способны улавливать сигналы, поступающие с расстояния почти в восемьдесят триллионов километров. Какие же сигналы надеются уловить ученые? Считается, что если где-нибудь в далеком космосе существует цивилизация, помимо нашей, и она захочет дать знать о своем присутствии, то, вероятно, наши братья по разуму пошлют какой-нибудь совсем простой сигнал, например серию чисел. Также считается, что эти сигналы, скорее всего, можно будет принять на чистоте 1420 МГц — частоте, с которой простой водород излучает радиационные волны в открытом космосе.
Когда мы смотрим через телескоп на звезды и планеты, мы видим световые волны, которые они излучают. Свет — это форма излучения. Но звезды посылают на Землю не только световые волны, но еще и другие.
Часть излучения звезд существует в виде радиоволн. Некоторые из этих волн могут улавливаться специальными радиоприемниками здесь, на Земле. Радиоприемники ловят и усиливают радиоволны точно так же, как обычный телескоп ловит и увеличивает световые волны. Радиоприемник, предназначенный для улавливания радиоволн, идущих от звезд, называется радиотелескопом.
Существует много видов радиотелескопов, но все они состоят из двух основных частей: антенны и радиоприемника. Антенна обычно представляет собой огромное, внушительно выглядящее металлическое блюдце. Оно может быть укреплено на подвижной основе или на возвышении, чтобы его можно было развернуть в любую сторону неба.
Когда люди думают о радиотелескопах, они обычно представляют себе именно такое огромное металлическое блюдце-антенну. Но радиоприемник ничуть не менее важная его часть. Без приемника эта огромная антенна не значила бы ровным счетом ничего.
Для того, чтобы усилить приходящие волны, требуется специальный радиоприемник, так как волны могут быть очень слабыми. После того как радиосигналы усилены, они подаются на громкоговоритель, и астрономы могут слышать исходящее из него шипение. Впрочем, они не только слышат сигналы, но и видят их записанными на бумаге. Сигналы записываются на бумажной ленте в виде волнистой линии.
Радиотелескопы работают в любую погоду, так как на радиоволны не может повлиять ни туман, ни дождь, ни какая-либо другая непогода. Также они могут быть построены в любом удобном для нас месте, и совсем не обязательно их, как обычные оптические телескопы, устанавливать на горе или на другом возвышенном месте.
При помощи радиотелескопов ученые могут получать о Вселенной такие сведения, о которых не узнаешь никаким другим образом.
Часть излучения звезд существует в виде радиоволн. Некоторые из этих волн могут улавливаться специальными радиоприемниками здесь, на Земле. Радиоприемники ловят и усиливают радиоволны точно так же, как обычный телескоп ловит и увеличивает световые волны. Радиоприемник, предназначенный для улавливания радиоволн, идущих от звезд, называется радиотелескопом.
Существует много видов радиотелескопов, но все они состоят из двух основных частей: антенны и радиоприемника. Антенна обычно представляет собой огромное, внушительно выглядящее металлическое блюдце. Оно может быть укреплено на подвижной основе или на возвышении, чтобы его можно было развернуть в любую сторону неба.
Когда люди думают о радиотелескопах, они обычно представляют себе именно такое огромное металлическое блюдце-антенну. Но радиоприемник ничуть не менее важная его часть. Без приемника эта огромная антенна не значила бы ровным счетом ничего.
Для того, чтобы усилить приходящие волны, требуется специальный радиоприемник, так как волны могут быть очень слабыми. После того как радиосигналы усилены, они подаются на громкоговоритель, и астрономы могут слышать исходящее из него шипение. Впрочем, они не только слышат сигналы, но и видят их записанными на бумаге. Сигналы записываются на бумажной ленте в виде волнистой линии.
Радиотелескопы работают в любую погоду, так как на радиоволны не может повлиять ни туман, ни дождь, ни какая-либо другая непогода. Также они могут быть построены в любом удобном для нас месте, и совсем не обязательно их, как обычные оптические телескопы, устанавливать на горе или на другом возвышенном месте.
При помощи радиотелескопов ученые могут получать о Вселенной такие сведения, о которых не узнаешь никаким другим образом.
Знаете ли вы, что окружающее нас пространство постоянно пронизано радиоволнами, идущими с ближайших телерадиовещательных станций? Из-за этих волн все металлические предметы в комнате все время слегка вибрируют. Вы не можете услышать эту вибрацию до тех пор, пока она не начнет вызывать звуковые волны, и именно это происходит в том случае, когда вы включаете свой радиоприемник.
Радиоволны можно назвать распространяющимися в пространстве нарушениями покоя среды. При их возникновении электроны начинают быстро двигаться туда-сюда. Тепло и свет распространяются в пространстве тоже в виде волн. Разница состоит в том, что у радиоволны длина гораздо больше, чем у тепловых и световых волн.
Радиоволны распространяются в пространстве так же, как расходятся волны от брошенного в воду камешка,— кругами во все стороны от своего источника. Хотя все радиоволны двигаются с одинаковой скоростью, равной примерно 300 тысячам километров в час, количество волн, проходящих через одну точку в пространстве за одну секунду, может быть разным. Это количество называется частотой волн.
Одна законченная длина волны называется периодом. Таким образом, частота — это количество полных периодов, пробегаемых волной в одну секунду. Если длина волны короткая, волны идут ближе друг к другу, их вершины тоже ближе друг к другу, и они быстро сменяют друг друга. Если длина волны большая, вершины волн находятся далеко друг от друга, и они сменяют друг друга медленно. Получается, что длинные волны имеют низкую частоту, так как их гребни не сменяют друг друга с такой частотой, как в коротких волнах.
Высокочастотные волны измеряются в килогерцах, или в тысячах герц. На вашем радиоприемнике слева направо идут цифры 540, 550, 560 и так далее до 1600 КГц. Каждая цифра относится к частоте волн. Определенная радиостанция вещает на волне только своей определенной частоты.
Существование радиоволн было предсказано еще до того, как они были действительно открыты. Это предсказание было сделано в 1864 году Джеймсом Максвеллом. А в 1888 году немецкий физик Генрих Герц доказал, что такие волны действительно существуют, и объяснил, как они распространяются в пространстве.
Радиоволны можно назвать распространяющимися в пространстве нарушениями покоя среды. При их возникновении электроны начинают быстро двигаться туда-сюда. Тепло и свет распространяются в пространстве тоже в виде волн. Разница состоит в том, что у радиоволны длина гораздо больше, чем у тепловых и световых волн.
Радиоволны распространяются в пространстве так же, как расходятся волны от брошенного в воду камешка,— кругами во все стороны от своего источника. Хотя все радиоволны двигаются с одинаковой скоростью, равной примерно 300 тысячам километров в час, количество волн, проходящих через одну точку в пространстве за одну секунду, может быть разным. Это количество называется частотой волн.
Одна законченная длина волны называется периодом. Таким образом, частота — это количество полных периодов, пробегаемых волной в одну секунду. Если длина волны короткая, волны идут ближе друг к другу, их вершины тоже ближе друг к другу, и они быстро сменяют друг друга. Если длина волны большая, вершины волн находятся далеко друг от друга, и они сменяют друг друга медленно. Получается, что длинные волны имеют низкую частоту, так как их гребни не сменяют друг друга с такой частотой, как в коротких волнах.
Высокочастотные волны измеряются в килогерцах, или в тысячах герц. На вашем радиоприемнике слева направо идут цифры 540, 550, 560 и так далее до 1600 КГц. Каждая цифра относится к частоте волн. Определенная радиостанция вещает на волне только своей определенной частоты.
Существование радиоволн было предсказано еще до того, как они были действительно открыты. Это предсказание было сделано в 1864 году Джеймсом Максвеллом. А в 1888 году немецкий физик Генрих Герц доказал, что такие волны действительно существуют, и объяснил, как они распространяются в пространстве.
Искусственный спутник — это созданный человеком космический корабль, вращающийся вокруг Земли. Подобные спутники запускаются в космос с различными целями.
Спутники могут быть различными по размеру: от маленького до огромного шара. Они могут весить от нескольких килограммов до многих тонн. Они могут быть различной формы: в форме шара, шляпной картонки, консервной банки, водного буйка и коробки для сигар.
Орбиты некоторых спутников проходят всего в 176 километрах от Земли. Другие вращаются на расстоянии 35 680 километров от нее. Орбита спутника рассчитывается учеными заранее в зависимости от его предназначения.
Всем спутникам для нормального функционирования установленного на них оборудования требуется электрическая энергия. Основной источник этой энергии — Солнце. На поверхности спутников укреплено множество солнечных батарей, которые преобразуют солнечный свет в электричество. От этого электричества заряжаются батареи спутника.
Радио— и телесигналы могут передаваться с континента на континент через спутники связи. На большинстве спутников связи находятся приемники и передатчики. Приемники улавливают радио— и телепрограммы с наземных станций.
Электронные приспособления усиливают теле— и радиовещательные сигналы. Потом передатчики посылают эти сигналы на дальние наземные станции, которые могут находиться на другом континенте.
Пример такого спутника — «Телстар». «Телстар—1» был запущен в Соединенных Штатах в июле 1962 года. С его помощью стали возможны прямые телевизионные трансляции между Соединенными Штатами и Европой.
Один из видов спутников связи движется по стационарной орбите вокруг Земли на расстоянии 35 680 километров. Чтобы пройти по этой орбите, спутнику требуется двадцать четыре часа, то есть такое же время, которое требуется Земле, чтобы повернуться вокруг своей оси. Поэтому получается, что спутник всегда находится на одном и том же месте над Землей. Один из спутников этого типа получил название «Ранняя пташка». Благодаря тому что его орбита проходит так высоко, он может передавать сигналы на очень большие расстояния.
Спутники могут быть различными по размеру: от маленького до огромного шара. Они могут весить от нескольких килограммов до многих тонн. Они могут быть различной формы: в форме шара, шляпной картонки, консервной банки, водного буйка и коробки для сигар.
Орбиты некоторых спутников проходят всего в 176 километрах от Земли. Другие вращаются на расстоянии 35 680 километров от нее. Орбита спутника рассчитывается учеными заранее в зависимости от его предназначения.
Всем спутникам для нормального функционирования установленного на них оборудования требуется электрическая энергия. Основной источник этой энергии — Солнце. На поверхности спутников укреплено множество солнечных батарей, которые преобразуют солнечный свет в электричество. От этого электричества заряжаются батареи спутника.
Радио— и телесигналы могут передаваться с континента на континент через спутники связи. На большинстве спутников связи находятся приемники и передатчики. Приемники улавливают радио— и телепрограммы с наземных станций.
Электронные приспособления усиливают теле— и радиовещательные сигналы. Потом передатчики посылают эти сигналы на дальние наземные станции, которые могут находиться на другом континенте.
Пример такого спутника — «Телстар». «Телстар—1» был запущен в Соединенных Штатах в июле 1962 года. С его помощью стали возможны прямые телевизионные трансляции между Соединенными Штатами и Европой.
Один из видов спутников связи движется по стационарной орбите вокруг Земли на расстоянии 35 680 километров. Чтобы пройти по этой орбите, спутнику требуется двадцать четыре часа, то есть такое же время, которое требуется Земле, чтобы повернуться вокруг своей оси. Поэтому получается, что спутник всегда находится на одном и том же месте над Землей. Один из спутников этого типа получил название «Ранняя пташка». Благодаря тому что его орбита проходит так высоко, он может передавать сигналы на очень большие расстояния.