После Гуру
Смерть Гуру Гобинд Сингха не только не сломила волю сикхов к свободе, но вызвала еще большую волну возмущения и желания разгромить беспощадных завоевателей. И в 1709 году, через год после ухода своего Великого Гуру, они вновь подняли восстание. На сей раз во главе армии сикхов встал крестьянин Банда.
В 1710 году армия сикхов, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, имевших огнестрельное оружие и пушки, овладела большей частью Восточного Пенджаба и стала угрожать Дели. Однако в битве при Садхауре 5 декабря 1710 года Банда был разбит Великим Моголом Бахадур-шахом. Но тем не менее ожесточенная война в Восточном Пенджабе и предгорьях Гималаев продолжалась еще пять лет, пока основные силы сикхов не были блокированы в крепости Гурдаспур и только после девяти месяцев осады принуждены были сдаться.
Разгром сикхов и казнь Банды не прекратили антифеодального движения в Пенджабе. И уже в 30 – 40-х годах XVIII века сикхи стали там господствующей силой. А спустя еще некоторое время создали свое независимое государство, завершив дело Великого Гуру.
Государство, созданное руками столь смелых, отчаянных и убежденных людей, оказалось весьма жизнестойким. И пока англичане захватывали одну область Индии за другой, сикхи упорно держались и стеной стояли за свою независимость. Англичане даже часто искали среди них союзников в борьбе с Великими Моголами.
Сикхи придерживались демократических взглядов на устройство общества, свято соблюдая завет Великого Гуру Гобинд Сингха о равенстве каст и религий. Они управлялись отныне собранием общины. Такая община называлась хальса. Она заменила собою наследственную власть сикхских гуру, что фактически сделало страну сикхов одной из первых республик не только Азии, но и всего мира! Потому и государство их было куда крепче, куда сплоченнее, чем ветхая империя Великих Моголов или другие мелкие независимые княжества Индии. Оно просуществовало до 1849 года, когда англичанам после двух ожесточенных англо-сикхских войн все-таки удалось аннексировать Пенджаб.
Но и после потери независимости сикхи почитались в Индии как самые отважные воины. Стоит вспомнить хотя бы о том, что человек, сопровождавший путешествующую по стране знаменитую Елену Петровну Блаватскую, носил имя Гулаб-Лал-Сингх, что свидетельствовало о его безусловной принадлежности к сикхам! Именно этот человек был главным проводником теософов и их консультантом по многим духовным, научным и философским вопросам. Знания его поражали и саму Блаватскую, и ее спутников, особенно английских, привыкших считать индусов людьми второго сорта.
Одновременно с такими выдающимися личностями, как проводник Блаватской, среди сикхов встречались в массе своей самые обычные люди. И уже тогда в сикхской общине стало проявляться определенное расслоение: одни люди выступали как пацифисты, другие клялись на своем оружии бороться с любыми завоевателями до тех пор, пока страна сикхов снова не станет свободной и полностью независимой.
Смерть Гуру Гобинд Сингха не только не сломила волю сикхов к свободе, но вызвала еще большую волну возмущения и желания разгромить беспощадных завоевателей. И в 1709 году, через год после ухода своего Великого Гуру, они вновь подняли восстание. На сей раз во главе армии сикхов встал крестьянин Банда.
В 1710 году армия сикхов, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, имевших огнестрельное оружие и пушки, овладела большей частью Восточного Пенджаба и стала угрожать Дели. Однако в битве при Садхауре 5 декабря 1710 года Банда был разбит Великим Моголом Бахадур-шахом. Но тем не менее ожесточенная война в Восточном Пенджабе и предгорьях Гималаев продолжалась еще пять лет, пока основные силы сикхов не были блокированы в крепости Гурдаспур и только после девяти месяцев осады принуждены были сдаться.
Разгром сикхов и казнь Банды не прекратили антифеодального движения в Пенджабе. И уже в 30 – 40-х годах XVIII века сикхи стали там господствующей силой. А спустя еще некоторое время создали свое независимое государство, завершив дело Великого Гуру.
Государство, созданное руками столь смелых, отчаянных и убежденных людей, оказалось весьма жизнестойким. И пока англичане захватывали одну область Индии за другой, сикхи упорно держались и стеной стояли за свою независимость. Англичане даже часто искали среди них союзников в борьбе с Великими Моголами.
Сикхи придерживались демократических взглядов на устройство общества, свято соблюдая завет Великого Гуру Гобинд Сингха о равенстве каст и религий. Они управлялись отныне собранием общины. Такая община называлась хальса. Она заменила собою наследственную власть сикхских гуру, что фактически сделало страну сикхов одной из первых республик не только Азии, но и всего мира! Потому и государство их было куда крепче, куда сплоченнее, чем ветхая империя Великих Моголов или другие мелкие независимые княжества Индии. Оно просуществовало до 1849 года, когда англичанам после двух ожесточенных англо-сикхских войн все-таки удалось аннексировать Пенджаб.
Но и после потери независимости сикхи почитались в Индии как самые отважные воины. Стоит вспомнить хотя бы о том, что человек, сопровождавший путешествующую по стране знаменитую Елену Петровну Блаватскую, носил имя Гулаб-Лал-Сингх, что свидетельствовало о его безусловной принадлежности к сикхам! Именно этот человек был главным проводником теософов и их консультантом по многим духовным, научным и философским вопросам. Знания его поражали и саму Блаватскую, и ее спутников, особенно английских, привыкших считать индусов людьми второго сорта.
Одновременно с такими выдающимися личностями, как проводник Блаватской, среди сикхов встречались в массе своей самые обычные люди. И уже тогда в сикхской общине стало проявляться определенное расслоение: одни люди выступали как пацифисты, другие клялись на своем оружии бороться с любыми завоевателями до тех пор, пока страна сикхов снова не станет свободной и полностью независимой.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи