Никто, наверное, не станет спорить о том, что гостей приглашают не только для того, чтобы вместе поесть. Главное все же — человеческое общение. Поэтому продумайте, как посадить друзей за стол, чтобы и их, и ваше общение не было нарушено различными неудобствами. Правда, это требуется не в каждом случае — на молодежной вечеринке совсем не обязательно принуждать гостей следовать всем строгостям этикета. Но если вы организовали званый обед или ужин, на котором присутствуют и родители, и друзья, представители разных поколений, и не все знакомы друг с другом, то лучше продумать заранее, как их рассадить за столом, чтобы они чувствовали себя комфортно.
Существует довольно распространенное правило: никогда не усаживать вместе супругов и, наоборот, никогда не рассаживать отдельно влюбленных. Но это как раз то правило, которого можно придерживаться, а можно и нет, по желанию самих гостей.
Вообще международные нормы общения за столом распределяют места следующим образом: во главе стола — место почетного гостя, а справа от него — хозяйка дома; если почетный гость — дама, то, соответственно, ее сажают во главе стола, а слева — хозяина дома.
Остальных гостей рассаживают так, чтобы рядом с дамой обязательно был кавалер, который ухаживал бы за ней весь вечер, предлагая блюда и напитки. Для создания приятной атмосферы свободного общения следует посадить вместе тех, кто имеет много общих интересов. Во избежание так называемого рангового распределения мест, которое предполагает почетных гостей сажать ближе к главе стола, лучше иметь стол круглой формы, которая устранит все сложности размещения гостей.
Если же вы устраиваете фуршет на несколько десятков человек, можно разместить несколько накрытых столов и подставок в разных местах комнаты или квартиры. Таким образом вы избежите толчеи.
Из истории этикета. Русское застолье
В русском крестьянском быту до недавнего времени сохранялись особые правила рассаживания за столом, поведения во время еды, обращения с пищей и столовыми приборами. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в так называемом красном углу. Там обычно сидел старший мужчина в семье. После смерти отца его место занимал старший женатый сын; если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. В целом же красный угол предназначался для мужчин. До сих пор можно услышать объяснение, что женщины не должны сидеть в красном углу, так как они «нечистые», то есть у них бывают месячные. Женщины, как правило пожилые, могли занимать почетные места за столом только во время определенных обрядов: кума на крестинах, крестная мать одного из молодых на свадьбе.
По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними младшие, на самом дальнем конце стола — женщины; те из них, кому не хватало места за столом, ели на лавке или у печи. Кое-где был известен и другой способ рассаживания: по одной стороне стола — мужчины по старшинству, по другой напротив них — женщины.
В XVI–XVII вв. в некоторых русских городах женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее.
На Руси ни в коем случае не разрешалось ругать пищу. Ее вкусовые качества, согласно «Домострою», зависели не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если ели с благоговением и в молчании или вели духовную беседу, то еда и питье бывали в сладость, а если хулили их — то они словно превращались в отбросы. Полагалось хвалить пищу как дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость. В соответствии с подобными представлениями в традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку.
По народному верованию, при еде присутствуют добрые и злые духи — ангелы и черти. Если люди ведут себя праведно, то ангелы благословляют их трапезу, а если нарушают порядок, ругаются, смеются или громко говорят, то ангелы отходят от стола, а вместо них появляются бесы. Они подбрасывают в пищу всякую нечисть и даже справляют в нее свою нужду. Согласно народным представлениям, обжорство объясняется тем, что вместе с человеком в еде принимает участие нечистая сила: человеку только кажется, что он ест, а на самом деле пища достается «нечистикам», которые стоят у него за спиной.
Существует довольно распространенное правило: никогда не усаживать вместе супругов и, наоборот, никогда не рассаживать отдельно влюбленных. Но это как раз то правило, которого можно придерживаться, а можно и нет, по желанию самих гостей.
Вообще международные нормы общения за столом распределяют места следующим образом: во главе стола — место почетного гостя, а справа от него — хозяйка дома; если почетный гость — дама, то, соответственно, ее сажают во главе стола, а слева — хозяина дома.
Остальных гостей рассаживают так, чтобы рядом с дамой обязательно был кавалер, который ухаживал бы за ней весь вечер, предлагая блюда и напитки. Для создания приятной атмосферы свободного общения следует посадить вместе тех, кто имеет много общих интересов. Во избежание так называемого рангового распределения мест, которое предполагает почетных гостей сажать ближе к главе стола, лучше иметь стол круглой формы, которая устранит все сложности размещения гостей.
Если же вы устраиваете фуршет на несколько десятков человек, можно разместить несколько накрытых столов и подставок в разных местах комнаты или квартиры. Таким образом вы избежите толчеи.
Из истории этикета. Русское застолье
В русском крестьянском быту до недавнего времени сохранялись особые правила рассаживания за столом, поведения во время еды, обращения с пищей и столовыми приборами. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в так называемом красном углу. Там обычно сидел старший мужчина в семье. После смерти отца его место занимал старший женатый сын; если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. В целом же красный угол предназначался для мужчин. До сих пор можно услышать объяснение, что женщины не должны сидеть в красном углу, так как они «нечистые», то есть у них бывают месячные. Женщины, как правило пожилые, могли занимать почетные места за столом только во время определенных обрядов: кума на крестинах, крестная мать одного из молодых на свадьбе.
По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними младшие, на самом дальнем конце стола — женщины; те из них, кому не хватало места за столом, ели на лавке или у печи. Кое-где был известен и другой способ рассаживания: по одной стороне стола — мужчины по старшинству, по другой напротив них — женщины.
В XVI–XVII вв. в некоторых русских городах женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее.
На Руси ни в коем случае не разрешалось ругать пищу. Ее вкусовые качества, согласно «Домострою», зависели не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если ели с благоговением и в молчании или вели духовную беседу, то еда и питье бывали в сладость, а если хулили их — то они словно превращались в отбросы. Полагалось хвалить пищу как дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость. В соответствии с подобными представлениями в традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку.
По народному верованию, при еде присутствуют добрые и злые духи — ангелы и черти. Если люди ведут себя праведно, то ангелы благословляют их трапезу, а если нарушают порядок, ругаются, смеются или громко говорят, то ангелы отходят от стола, а вместо них появляются бесы. Они подбрасывают в пищу всякую нечисть и даже справляют в нее свою нужду. Согласно народным представлениям, обжорство объясняется тем, что вместе с человеком в еде принимает участие нечистая сила: человеку только кажется, что он ест, а на самом деле пища достается «нечистикам», которые стоят у него за спиной.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи