КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "АПОЛЛОН" - пилотируемые КК для полета человека на Луну, созданные по программе "Аполлон" (см. - "Программа "Аполлон") фирмой North Amerikan - Rokwell. Экипаж 3 человека. Ниже приведены характеристики "основного блока" КК "А.", модернизированного для полетов по программам "Скайлэб" и "ЭПАС".
КК состоит из командного модуля (СА), служебного модуля, стыковочного модуля (при полете по программе "ЭПАС") и имеет следующие массово-габаритные характеристики: масса (со стыковочным модулем) - 16500 (по другим данным - 14737) кг, длина - 10700 мм, диаметр - 3920 мм.
СА: масса - 5470-5500 (по другим данным - 4850) кг, длина - 3430 мм, диаметр - 3920 мм, свободный объем - 6.1 куб.м, аэродинамическое качество - 0.28-0.4 (до 0.5 при угле атаки 33 град.).
Служебный модуль: масса - 9000 кг, длина - 3943 (с учетом сопла - 7916) мм; диаметр - 3914 мм;
Стыковочный модуль: масса - 2500 кг, длина - 2940 (по другим данным - 3150) мм, диаметр - 1420 мм (по другим данным - 1600) мм, свободный объем - 3.65 куб.м.
Описание конструкции: СА конической формы с углом раствора 60 град. имеет многослойную конструкцию. Внутренняя оболочка выполнена из алюминиевых сотовых панелей толщиной 20-38 мм, сварная; внешняя оболочка состоит из профилированных сотовых панелей, сваренных из нержавеющей стали толщиной 0.2-1.0 мм. Абляционное покрытие имеет толщину 8-44 мм (на донной защите более 60 мм) Масса конструкции - 2130 кг.
В передней, негерметичной, части СА размещен стыковочный узел типа "штырь" с внутренним люком-лазом; вокруг него уложены парашюты; здесь же размещены 2 из 12 ЖРД управления СА.
В средней части СА на амортизаторах установлены кресла экипажа (суммарная масса - 840 кг), причем среднее складывается для облегчения посадки астронавтов (в варианте для ЭПАС командир корабля находится в левом кресле, пилот основного блока - в среднем, пилот стыковочного модуля - в правом); пульты управления (200 кг); блоки СОЖ (200 кг + 80 кг запасов воды и пищи) и радиоэлектронного оборудования (660 кг); здесь же находится быстрооткрывающийся люк трапецевидной формы (установлен после пожара на "Apollo-1"), служащий для посадки и выхода экипажа, и 5 иллюминаторов прямоугольной формы.
В донной части размещаются блоки реактивной системы управления СА (10 ЖРД). Масса систем прицеливания и ориентации, размещенных в СА - 715 кг.
В служебном модуле (масса конструкции - 1100 кг) находятся топливные баки, топливные элементы системы электропитания, блоки системы связи (115 кг), маршевый двигатель и ДУ системы ориентации и управления (масса блоков СО и СУ - 438 кг). На внешней поверхности модуля расположены антенны дальней связи. Радиаторы (масса - 113 кг) вмонтированы в многослойные панели обшивки.
Маршевый (корректирующе-тормозной) двигатель AJ-10-137: тяга - 9300 кг, ресурс - 750 сек, многократное включение длительностью 0.4-500 сек. Двигатели ориентации - 16 штук, тягой по 45 кг; топливо - монометилгидразин + азотный тетроксид. При входе в атмосферу СА управляется 12-ю ЖРД тягой по 414 Н, топливо - монометилгидразин+азотная кислота. Энергопитание: в служебном модуле размещены 3 топливных элемента мощностью по 1.42 кВт и аккумуляторная серебряно-цинковая батарея емкостью 400 ампер*часов; в СА установлена химическая батарея на 98 ампер*часов. Системы "A." потребляют постоянный ток напряжением 27 В. На электродвигатели АПАС подается переменный ток с U=115 В.
Система ориентации и навигации; инерциальная гиростабилизированная платформа массой 19.3 кг с потребляемой мощностью 219 Вт, аварийная бесплатформенная инерциальная система; 16-ти разрядная БЦВМ массой 26.3 кг, объемом 21.3 куб.дм, мощность - 200 Вт.
Масса системы обеспечения жизнедеятельности - 460 кг. В "А." поддерживается чисто-кислородная атмосфера: давление - 0.35 кгс/кв.см (0.35-0.38 атм.), влажность - 40-70%, температура - 21-27 град.С. Допустимая утечка кислорода - 0.227 кг/ч, максимальная - 0.3 кг/мин, ресурс - до 16-ти суток. Во время предстартовой подготовки на Земле в кабине создается атмосфера, состоящая из 40% кислорода и 60% азота, давление 1 атм. Запас кислорода хранится в сверхкритическом состоянии.
В системе связи массой 242 кг используются УКВ-диапазоны 259.7 и 296.8 МГц.
Для стыковки с ОПС "Skylab", стыковочным модулем, а ранее - с лунным экспедиционным модулем LEM используется стыковочный агрегат типа "штырь-конус", "активным" КА является "A.". Для стыковки с "Союзом" используется андрогинно-переферийный агрегат стыковки (АПАС), "активным" может быть любой КА.
В систему посадки входят 2 тормозных парашюта диаметром по 5 м, вводящиеся на высоте 7600 м. На высоте 4500 м вводятся 3 вытяжных парашюта диаметром по 3 м, а на 4200-4000 м - 3 основных парашюта диаметром по 26.8 м. каждый. Посадка производится на воду, остойчивость обеспечивается тремя надувными баллонами.
Увод СА от аварийной РН осуществляется РДТТ со следующими характеристиками: масса - 2180 кг, масса топлива - 1480 кг, длина - 4640 мм, диаметр - 660 мм, 4 сопла развернуты на 35 град. к оси РН; тяга - 700 кН; удельный импульс - 253 сек; обеспечиваемое ускорением - 90 м/с*с.
КК состоит из командного модуля (СА), служебного модуля, стыковочного модуля (при полете по программе "ЭПАС") и имеет следующие массово-габаритные характеристики: масса (со стыковочным модулем) - 16500 (по другим данным - 14737) кг, длина - 10700 мм, диаметр - 3920 мм.
СА: масса - 5470-5500 (по другим данным - 4850) кг, длина - 3430 мм, диаметр - 3920 мм, свободный объем - 6.1 куб.м, аэродинамическое качество - 0.28-0.4 (до 0.5 при угле атаки 33 град.).
Служебный модуль: масса - 9000 кг, длина - 3943 (с учетом сопла - 7916) мм; диаметр - 3914 мм;
Стыковочный модуль: масса - 2500 кг, длина - 2940 (по другим данным - 3150) мм, диаметр - 1420 мм (по другим данным - 1600) мм, свободный объем - 3.65 куб.м.
Описание конструкции: СА конической формы с углом раствора 60 град. имеет многослойную конструкцию. Внутренняя оболочка выполнена из алюминиевых сотовых панелей толщиной 20-38 мм, сварная; внешняя оболочка состоит из профилированных сотовых панелей, сваренных из нержавеющей стали толщиной 0.2-1.0 мм. Абляционное покрытие имеет толщину 8-44 мм (на донной защите более 60 мм) Масса конструкции - 2130 кг.
В передней, негерметичной, части СА размещен стыковочный узел типа "штырь" с внутренним люком-лазом; вокруг него уложены парашюты; здесь же размещены 2 из 12 ЖРД управления СА.
В средней части СА на амортизаторах установлены кресла экипажа (суммарная масса - 840 кг), причем среднее складывается для облегчения посадки астронавтов (в варианте для ЭПАС командир корабля находится в левом кресле, пилот основного блока - в среднем, пилот стыковочного модуля - в правом); пульты управления (200 кг); блоки СОЖ (200 кг + 80 кг запасов воды и пищи) и радиоэлектронного оборудования (660 кг); здесь же находится быстрооткрывающийся люк трапецевидной формы (установлен после пожара на "Apollo-1"), служащий для посадки и выхода экипажа, и 5 иллюминаторов прямоугольной формы.
В донной части размещаются блоки реактивной системы управления СА (10 ЖРД). Масса систем прицеливания и ориентации, размещенных в СА - 715 кг.
В служебном модуле (масса конструкции - 1100 кг) находятся топливные баки, топливные элементы системы электропитания, блоки системы связи (115 кг), маршевый двигатель и ДУ системы ориентации и управления (масса блоков СО и СУ - 438 кг). На внешней поверхности модуля расположены антенны дальней связи. Радиаторы (масса - 113 кг) вмонтированы в многослойные панели обшивки.
Маршевый (корректирующе-тормозной) двигатель AJ-10-137: тяга - 9300 кг, ресурс - 750 сек, многократное включение длительностью 0.4-500 сек. Двигатели ориентации - 16 штук, тягой по 45 кг; топливо - монометилгидразин + азотный тетроксид. При входе в атмосферу СА управляется 12-ю ЖРД тягой по 414 Н, топливо - монометилгидразин+азотная кислота. Энергопитание: в служебном модуле размещены 3 топливных элемента мощностью по 1.42 кВт и аккумуляторная серебряно-цинковая батарея емкостью 400 ампер*часов; в СА установлена химическая батарея на 98 ампер*часов. Системы "A." потребляют постоянный ток напряжением 27 В. На электродвигатели АПАС подается переменный ток с U=115 В.
Система ориентации и навигации; инерциальная гиростабилизированная платформа массой 19.3 кг с потребляемой мощностью 219 Вт, аварийная бесплатформенная инерциальная система; 16-ти разрядная БЦВМ массой 26.3 кг, объемом 21.3 куб.дм, мощность - 200 Вт.
Масса системы обеспечения жизнедеятельности - 460 кг. В "А." поддерживается чисто-кислородная атмосфера: давление - 0.35 кгс/кв.см (0.35-0.38 атм.), влажность - 40-70%, температура - 21-27 град.С. Допустимая утечка кислорода - 0.227 кг/ч, максимальная - 0.3 кг/мин, ресурс - до 16-ти суток. Во время предстартовой подготовки на Земле в кабине создается атмосфера, состоящая из 40% кислорода и 60% азота, давление 1 атм. Запас кислорода хранится в сверхкритическом состоянии.
В системе связи массой 242 кг используются УКВ-диапазоны 259.7 и 296.8 МГц.
Для стыковки с ОПС "Skylab", стыковочным модулем, а ранее - с лунным экспедиционным модулем LEM используется стыковочный агрегат типа "штырь-конус", "активным" КА является "A.". Для стыковки с "Союзом" используется андрогинно-переферийный агрегат стыковки (АПАС), "активным" может быть любой КА.
В систему посадки входят 2 тормозных парашюта диаметром по 5 м, вводящиеся на высоте 7600 м. На высоте 4500 м вводятся 3 вытяжных парашюта диаметром по 3 м, а на 4200-4000 м - 3 основных парашюта диаметром по 26.8 м. каждый. Посадка производится на воду, остойчивость обеспечивается тремя надувными баллонами.
Увод СА от аварийной РН осуществляется РДТТ со следующими характеристиками: масса - 2180 кг, масса топлива - 1480 кг, длина - 4640 мм, диаметр - 660 мм, 4 сопла развернуты на 35 град. к оси РН; тяга - 700 кН; удельный импульс - 253 сек; обеспечиваемое ускорением - 90 м/с*с.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи