В русской поэзии есть имена, которые не так известны, как имена Пушкина, Лермонтова, Блока... Но творчество этих поэтов внесло неоценимый вклад в отечественную литературу. Их поэзия завораживает и притягивает к себе читателя чистотой и свежестью поэтического голоса. Одним из таких поэтов был Константин Батюшков.
Стихи его несли особую легкость, ясность, свободу поэтической речи. Поэтому и выделял их среди других Александр Пушкин. Будучи уже вели- ким поэтом, он при случае говорил, что непринужденность и свобода в его стихах от чудотворца Батюшкова.
Независимость поэта и его искрен- ность были для Батюшкова непремен- ными условиями творчества. «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь... Иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы», — выводит он первое правило науки стихотворца. Идя своим путем, он довел лирический стих до гармонического совершенства.
Снова к нам весна с небес Как прелестный гость слетела, И луга, и спавший лес В зелень пышную одела.
От оков освободясь, И покойный, и счастливый, Побежал ручей игривый, По долине разрезаясь...
Чутко воспринимая природу, воспевая веселое весеннее пробуждение земли, поэт резко меняет свою лиру, а с ней и быт, когда в 1812 г. армия Наполеона вступила в Россию. До этого Батюшков уже участвовал в военных сражениях и был ранен. В армию его больше не брали. И все же он добился зачисления на военную службу. Ужас войны, ее «море зла», «врагов неистовых дела» молодой поэт, как истинный гражданин отечества, переживал тяжело. Всю свою боль он выливал в стихи.
После войны Батюшков живет то в Москве, то в Петербурге. Он уже известный поэт. Журналы и альманахи его охотно печатают. В 1817 г. современников восхитила первая книга поэта «Опыты в стихах и прозе». Возвращаясь к ней уже в зрелые годы, Пушкин отмечал на полях: «Прекрасно!», «Прелесть!», «Очень мило» и т. д.
К сожалению, эта книга при жизни автора стала последней. Неизлечимая болезнь оборвала творческую жизнь даровитого поэта в самом ее расцвете. Наследие Константина Батюшкова невелико по объему, но оно не поте- ряло своего значения и до нашего вре- мени.
Стихи его несли особую легкость, ясность, свободу поэтической речи. Поэтому и выделял их среди других Александр Пушкин. Будучи уже вели- ким поэтом, он при случае говорил, что непринужденность и свобода в его стихах от чудотворца Батюшкова.
Независимость поэта и его искрен- ность были для Батюшкова непремен- ными условиями творчества. «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь... Иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы», — выводит он первое правило науки стихотворца. Идя своим путем, он довел лирический стих до гармонического совершенства.
Снова к нам весна с небес Как прелестный гость слетела, И луга, и спавший лес В зелень пышную одела.
От оков освободясь, И покойный, и счастливый, Побежал ручей игривый, По долине разрезаясь...
Чутко воспринимая природу, воспевая веселое весеннее пробуждение земли, поэт резко меняет свою лиру, а с ней и быт, когда в 1812 г. армия Наполеона вступила в Россию. До этого Батюшков уже участвовал в военных сражениях и был ранен. В армию его больше не брали. И все же он добился зачисления на военную службу. Ужас войны, ее «море зла», «врагов неистовых дела» молодой поэт, как истинный гражданин отечества, переживал тяжело. Всю свою боль он выливал в стихи.
После войны Батюшков живет то в Москве, то в Петербурге. Он уже известный поэт. Журналы и альманахи его охотно печатают. В 1817 г. современников восхитила первая книга поэта «Опыты в стихах и прозе». Возвращаясь к ней уже в зрелые годы, Пушкин отмечал на полях: «Прекрасно!», «Прелесть!», «Очень мило» и т. д.
К сожалению, эта книга при жизни автора стала последней. Неизлечимая болезнь оборвала творческую жизнь даровитого поэта в самом ее расцвете. Наследие Константина Батюшкова невелико по объему, но оно не поте- ряло своего значения и до нашего вре- мени.
Париж был охвачен необычайным волнением. Казалось, все парижане вышли на улицы. Рабочие (ткачи, печатники, плотники, каменщики, грузчики), ремесленники (мебельщики, сапожники, оружейных дел мастера), студенты, торговцы — все устре- мились в центр города, туда, где выси- лась серая громада Бастилии — когда- то старинной крепости, ставшей затем тюрьмой. Кто сжимал в руке мушкет, кто топор или дубину, кто размахивал пистолетом, а кому оружием служил кирпич, выломанный прямо из стены, или булыжник, вывороченный из мостовой.
А вот и Бастилия: восемь высоких каменных башен, гигантские, в 30 м, зубчатые стены, вокруг них — глубо- кий ров, через него перекинут к воротам подъемный мост на цепях. Французские короли воздвигали эту крепость, чтобы защищать подступы к столице, но вскоре нашли ей другое применение: в Бастилию стали зато- чать тех, кто отваживался бороться против королевского самовластия или хотя бы высказывать малейшее недовольство положением дел в государстве.
В тесных каменных клетках с железными дверьми, закованные в цепи, десятками лет томились узники. Голод, холод, темнота, пытки... Человек, попавший в Бастилию, исче- зал навсегда.
В народе давно накапливалась нена- висть к королевскому деспотизму, к бездельникам-придворным, жившим в роскоши и разорявшим страну. Настало время, когда эта ненависть прорвалась наружу. Депутаты народа, съехавшиеся в Версаль (неподалеку от Парижа), решили ввести новое государственное устройство, ограничить королевскую власть. В ответ на это король Людовик XVI задумал разогнать самих депутатов: к Версалю направились наемные войска. И тогда, узнав о кознях королевского двора, парижане двинулись к Бастилии. Они хотели захватить спрятанное в ее подвалах оружие, освободить заключенных из казематов.
Несколько тысяч человек ворвались в крепость. Над ней уже развевался белый флаг: гарнизон, поняв, что сопротивляться бесполезно, сдался. Стражники принесли ключи от камер. При общем ликовании восставшие освободили узников. Народ торжествовал победу: Бастилия взята! Тут: же, орудуя ломами и кирками, победители принялись ее разрушать— так она была ненавистна народу. Пройдет год — и от Бастилии не останется камня на камне.
На месте, где она была, восставшая Франция отметит первую годовщину начавшейся революции. На просторной площади прозвучат революционные песни, люди будут радоваться своей победе. Хотя впереди их ожидало еще четыре года революционной борьбы. Но именно 14 июля станет национальным праздником Франции. 200-летие Великой французской рево- люции в 1989 г. отметила не только Франция, но и весь мир.
Прочитайте книгу: Яхнина Е. И. Жак-Отважный из Сент- Антуанского предместья. М.: Дет. лит., 1977.
А вот и Бастилия: восемь высоких каменных башен, гигантские, в 30 м, зубчатые стены, вокруг них — глубо- кий ров, через него перекинут к воротам подъемный мост на цепях. Французские короли воздвигали эту крепость, чтобы защищать подступы к столице, но вскоре нашли ей другое применение: в Бастилию стали зато- чать тех, кто отваживался бороться против королевского самовластия или хотя бы высказывать малейшее недовольство положением дел в государстве.
В тесных каменных клетках с железными дверьми, закованные в цепи, десятками лет томились узники. Голод, холод, темнота, пытки... Человек, попавший в Бастилию, исче- зал навсегда.
В народе давно накапливалась нена- висть к королевскому деспотизму, к бездельникам-придворным, жившим в роскоши и разорявшим страну. Настало время, когда эта ненависть прорвалась наружу. Депутаты народа, съехавшиеся в Версаль (неподалеку от Парижа), решили ввести новое государственное устройство, ограничить королевскую власть. В ответ на это король Людовик XVI задумал разогнать самих депутатов: к Версалю направились наемные войска. И тогда, узнав о кознях королевского двора, парижане двинулись к Бастилии. Они хотели захватить спрятанное в ее подвалах оружие, освободить заключенных из казематов.
Несколько тысяч человек ворвались в крепость. Над ней уже развевался белый флаг: гарнизон, поняв, что сопротивляться бесполезно, сдался. Стражники принесли ключи от камер. При общем ликовании восставшие освободили узников. Народ торжествовал победу: Бастилия взята! Тут: же, орудуя ломами и кирками, победители принялись ее разрушать— так она была ненавистна народу. Пройдет год — и от Бастилии не останется камня на камне.
На месте, где она была, восставшая Франция отметит первую годовщину начавшейся революции. На просторной площади прозвучат революционные песни, люди будут радоваться своей победе. Хотя впереди их ожидало еще четыре года революционной борьбы. Но именно 14 июля станет национальным праздником Франции. 200-летие Великой французской рево- люции в 1989 г. отметила не только Франция, но и весь мир.
Прочитайте книгу: Яхнина Е. И. Жак-Отважный из Сент- Антуанского предместья. М.: Дет. лит., 1977.
Проказница Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!»
— Да это же написано о животных, — скажете вы.
— А вот и нет. Великий баснописец И. А. Крылов в своем произведении имел в виду Государственный совет, учрежденный в 1810 г. и состоявший из четырех департаментов, — тот самый басенный квартет. Создать-то его соз- дали, но дела у него не пошли. И со- временники хорошо поняли намек баснописца, разобрались, почему «квартет нейдет на лад» и не может «пленять своим искусством свет». Потому что один из «музыкантов» — осел, другой — козел, третий — «про- казница» (от нее серьезного дела, зна- чит, не жди) мартышка, а четвертый — грубый, неуклюжий медведь.
Звери спорят, пересаживаются с места на место и не могут понять, почему нет гармонии. Спросили Соловья.
— Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей.
То есть, по мнению автора, пользы от самой хорошей идеи не будет, если ею станут заниматься люди невеже- ственные и бесталанные.
Эту басню также вспоминают, когда у кого-то не ладится дело, плохо организованы труд, отдых, учеба.
Таким образом, басня — это краткий рассказ, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей (поучение в иносказательной форме). В начале или чаще в конце произведения сфор- мулирован вывод, основная поучительная мысль — мораль. Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, — «эзоповским» языком.
Что же это за язык такой? Давно, две с половиной тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни — открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.
Басни Эзопа были переложены на латинский язык. Позже они стали достоянием всех европейских литера- тур и явились основным источником басенных сюжетов самых разных бас- нописцев, от француза Лафонтена до русского Крылова.
В России басня стала широко рас- пространяться уже с середины 18-го в. Но своего расцвета она достигла лишь у Крылова. «Эзоповским» языком Иван Андреевич владел мастерски. Через иносказание, пословицу, пого- ворку, намек он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил». Каждая его басня — это отражение какого-то события, свидетелем которого был он сам. И если повнимательнее вглядеться в его мартышку и осла, медведя и лису, козла и ворону, увидим то зло, с кото- рым Крылов неутомимо боролся.
Мастерски использовал приемы басенного крыловского языка в «Сказках» русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Обращались к басням И. А. Крылова Н. А. Некра- сов, А. Н. Островский, поэты сатирического журнала «Искры» (1859— 1873), прямо использовавшие в своей литературной деятельности жанр басни.
И поныне в нашей многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!»
— Да это же написано о животных, — скажете вы.
— А вот и нет. Великий баснописец И. А. Крылов в своем произведении имел в виду Государственный совет, учрежденный в 1810 г. и состоявший из четырех департаментов, — тот самый басенный квартет. Создать-то его соз- дали, но дела у него не пошли. И со- временники хорошо поняли намек баснописца, разобрались, почему «квартет нейдет на лад» и не может «пленять своим искусством свет». Потому что один из «музыкантов» — осел, другой — козел, третий — «про- казница» (от нее серьезного дела, зна- чит, не жди) мартышка, а четвертый — грубый, неуклюжий медведь.
Звери спорят, пересаживаются с места на место и не могут понять, почему нет гармонии. Спросили Соловья.
— Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей.
То есть, по мнению автора, пользы от самой хорошей идеи не будет, если ею станут заниматься люди невеже- ственные и бесталанные.
Эту басню также вспоминают, когда у кого-то не ладится дело, плохо организованы труд, отдых, учеба.
Таким образом, басня — это краткий рассказ, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей (поучение в иносказательной форме). В начале или чаще в конце произведения сфор- мулирован вывод, основная поучительная мысль — мораль. Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, — «эзоповским» языком.
Что же это за язык такой? Давно, две с половиной тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни — открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.
Басни Эзопа были переложены на латинский язык. Позже они стали достоянием всех европейских литера- тур и явились основным источником басенных сюжетов самых разных бас- нописцев, от француза Лафонтена до русского Крылова.
В России басня стала широко рас- пространяться уже с середины 18-го в. Но своего расцвета она достигла лишь у Крылова. «Эзоповским» языком Иван Андреевич владел мастерски. Через иносказание, пословицу, пого- ворку, намек он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил». Каждая его басня — это отражение какого-то события, свидетелем которого был он сам. И если повнимательнее вглядеться в его мартышку и осла, медведя и лису, козла и ворону, увидим то зло, с кото- рым Крылов неутомимо боролся.
Мастерски использовал приемы басенного крыловского языка в «Сказках» русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Обращались к басням И. А. Крылова Н. А. Некра- сов, А. Н. Островский, поэты сатирического журнала «Искры» (1859— 1873), прямо использовавшие в своей литературной деятельности жанр басни.
И поныне в нашей многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.
Баскетбол принято называть игрой Гулливеров. Иные даже полагают, что людям обычного роста на площадке делать нечего — мол, как же можно переиграть под щитом гигантов, рост которых за два с лишним метра? Но не торопитесь. В этой спортивной командной игре найдется место и для людей, рост которых не поражает воображения. На одном из чемпиона- тов мира в составе сборной США, завоевавшей золотые медали чемпио- нов, выступал Тайорони Богьюз — один из самых заметных игроков команды, ее дирижер и диспетчер. Именно Богьюз начинал все атаки американской команды, он успевал убежать в быстрый отрыв и завершить атаку точным попаданием. А когда требовалось, темнокожий американец снайперским броском из-за шестиметровой линии точно поражал корзину соперников. По недавно при- нятым баскетбольным правилам такой бросок оценивается в 3 очка. Дорого ценится такое попадание, а игроки-снайперы тоже в большой цене.
Все это рассказывается потому, что рост «малыша» Богьюза всего-навсего 159 см. Вот уж поистине, мал золотник, да дорог.
А теперь давайте поближе познако- мимся с этой увлекательной, динамич- ной, захватывающей игрой, которая в 1991 г. отметила свой столетний юби- лей.
Все началось в декабре 1891 г., когда преподаватель анатомии и физиологии школы рабочих-христиан (сейчас Спрингфилдский колледж в США) доктор Джеймс Нейсмит прикрепил корзину (по-английски «баскет») из- под персиков к балкону внутри зала и дал своим ученикам в руки мяч («бел»).
У баскетбола быстро появились свои поклонники и поклонницы. Да, да, поклонницы. Несколько самых решительных девушек, набравшись храбрости, подошли к Нейсмиту и спросили: «А можем ли и мы играть в эту игру?» — А почему бы и нет? — последовал ответ.
Так баскетбол получил и права женского гражданства. Сегодня бас- кетбол — одна из самых популярных игр в мире. Международная федерация баскетбола (ФИБА) объединяет 173 страны, а зарегистрированных бас- кетболистов во всем мире насчиты- вается свыше 200 млн. В нашей стране в баскетбол играет более 4 млн. чело- век. Из них — половина школьников, которые занимаются в спортивных секциях и специализированных спец- школах.
Наверное, баскетбол прежде всего популярен потому, что эта игра — одна из самых доступных. Для нее нужны лишь площадка — прямо- угольник размером 26х14 м и мяч по окружности от 75 до 78 см, весом от 600 до 650 г. На середине каждой лицевой линии площадки устанавли- вается конструкция, к которой кре- пятся щит и корзина. Длится игра два периода (тайма): для взрослых — по 20 мин, а для ребят 13—14 лет — по 12 мин. Ударять мяч кулаками или ногами нельзя. Не разрешается держать или толкать соперника.
В каждой команде на площадку выходят 5 баскетболистов. Еще по 5 игроков в каждой команде — запасные.
Игроки делятся на центровых, нападающих и защитников. Задача проста — забросить в кольцо соперни- ков как можно больше мячей.
Встречу начинает старший судья, который подбрасывает мяч в центр площадки между двумя игроками про- тивоположных сторон.
...Мячом завладела одна из команд! Передача, еще передача, точный бро- сок — есть 2 или 3 очка! Со штрафного броска —1 очко.
Соперник вводит мяч из-за лицевой линии. Он имеет право распоряжаться им ровно 30 секунд. За это время команда должна обязательно произве- сти бросок по кольцу — иначе мяч перейдет к противнику. Баскетболист должен уметь точно бросать и ловить мяч правой и левой рукой.
Наша мужская сборная — чемпион двух Олимпийских игр, трехкратный чемпион мира, 14-кратный победитель первенств Европы. Еще весомее успехи у нашей женской команды: она двукратный чемпион Олимпийских игр, 6-кратный чемпион мира, 18- кратный победитель европейских пер- венств.
Для младших ребят есть так назы- ваемый мини-баскетбол. Игра в него идет по упрощенным правилам. Пло- щадку размером 12х6 м можно рас- чертить прямо на асфальтированном дворе. Щит и корзина опускаются примерно на 1 м ниже, чем для взро- слых. Число игроков —по 4 в каждой команде. Играют юные баскетболисты облегченным мячом.
Современный баскетбол — это состязание в быстроте, выносливости, точности броска и сообразительности.
Подсчитано, что во время матча игрок делает в среднем около 200 прыжков и пробегает со скоростью 17 км/ч более 7 км, поэтому в подготовку баскетболиста обязательно входят бег по пересеченной местности, прыжки в длину и высоту, гимнастические упражнения. Игру в баскетбол вы сможете освоить с помощью небольших книжек: Баскетбол для всех. М.: Физкультура и спорт, 1984.
Белов С. А. Секреты баскетбола. М.: Физкультура и спорт, 1982.
Все это рассказывается потому, что рост «малыша» Богьюза всего-навсего 159 см. Вот уж поистине, мал золотник, да дорог.
А теперь давайте поближе познако- мимся с этой увлекательной, динамич- ной, захватывающей игрой, которая в 1991 г. отметила свой столетний юби- лей.
Все началось в декабре 1891 г., когда преподаватель анатомии и физиологии школы рабочих-христиан (сейчас Спрингфилдский колледж в США) доктор Джеймс Нейсмит прикрепил корзину (по-английски «баскет») из- под персиков к балкону внутри зала и дал своим ученикам в руки мяч («бел»).
У баскетбола быстро появились свои поклонники и поклонницы. Да, да, поклонницы. Несколько самых решительных девушек, набравшись храбрости, подошли к Нейсмиту и спросили: «А можем ли и мы играть в эту игру?» — А почему бы и нет? — последовал ответ.
Так баскетбол получил и права женского гражданства. Сегодня бас- кетбол — одна из самых популярных игр в мире. Международная федерация баскетбола (ФИБА) объединяет 173 страны, а зарегистрированных бас- кетболистов во всем мире насчиты- вается свыше 200 млн. В нашей стране в баскетбол играет более 4 млн. чело- век. Из них — половина школьников, которые занимаются в спортивных секциях и специализированных спец- школах.
Наверное, баскетбол прежде всего популярен потому, что эта игра — одна из самых доступных. Для нее нужны лишь площадка — прямо- угольник размером 26х14 м и мяч по окружности от 75 до 78 см, весом от 600 до 650 г. На середине каждой лицевой линии площадки устанавли- вается конструкция, к которой кре- пятся щит и корзина. Длится игра два периода (тайма): для взрослых — по 20 мин, а для ребят 13—14 лет — по 12 мин. Ударять мяч кулаками или ногами нельзя. Не разрешается держать или толкать соперника.
В каждой команде на площадку выходят 5 баскетболистов. Еще по 5 игроков в каждой команде — запасные.
Игроки делятся на центровых, нападающих и защитников. Задача проста — забросить в кольцо соперни- ков как можно больше мячей.
Встречу начинает старший судья, который подбрасывает мяч в центр площадки между двумя игроками про- тивоположных сторон.
...Мячом завладела одна из команд! Передача, еще передача, точный бро- сок — есть 2 или 3 очка! Со штрафного броска —1 очко.
Соперник вводит мяч из-за лицевой линии. Он имеет право распоряжаться им ровно 30 секунд. За это время команда должна обязательно произве- сти бросок по кольцу — иначе мяч перейдет к противнику. Баскетболист должен уметь точно бросать и ловить мяч правой и левой рукой.
Наша мужская сборная — чемпион двух Олимпийских игр, трехкратный чемпион мира, 14-кратный победитель первенств Европы. Еще весомее успехи у нашей женской команды: она двукратный чемпион Олимпийских игр, 6-кратный чемпион мира, 18- кратный победитель европейских пер- венств.
Для младших ребят есть так назы- ваемый мини-баскетбол. Игра в него идет по упрощенным правилам. Пло- щадку размером 12х6 м можно рас- чертить прямо на асфальтированном дворе. Щит и корзина опускаются примерно на 1 м ниже, чем для взро- слых. Число игроков —по 4 в каждой команде. Играют юные баскетболисты облегченным мячом.
Современный баскетбол — это состязание в быстроте, выносливости, точности броска и сообразительности.
Подсчитано, что во время матча игрок делает в среднем около 200 прыжков и пробегает со скоростью 17 км/ч более 7 км, поэтому в подготовку баскетболиста обязательно входят бег по пересеченной местности, прыжки в длину и высоту, гимнастические упражнения. Игру в баскетбол вы сможете освоить с помощью небольших книжек: Баскетбол для всех. М.: Физкультура и спорт, 1984.
Белов С. А. Секреты баскетбола. М.: Физкультура и спорт, 1982.
Этот зверь очень осторожен. Охотится он ночью. Потому летом, даже обнаружив где-нибудь в густом лесу, на холме с крутыми склонами жилище барсука, увидеть его самого не очень- то просто. Прежде чем выйти из норы, он осторожно выглядывает, прислушивается, принюхивается и, если почувствует хоть что-то подозри- тельное, снова прячется.
Норы барсука глубокие, со многими ответвлениями и переходами. Барсуки селятся в одном и том же месте, даже в одной и той же норе из года в год. Но все время расширяют свое жилище, копают новые ходы и отнорки. А так как это повторяется в течение нескольких десятилетий, нора превращается в целый город. Старые барсучьи поселения так и называют — «городки». Иногда в барсучьем городке до 50 входных отверстий, общая длина коридоров превышает 200 м.
В норах барсук проводит и зиму: натаскает травы, заткнет вход изнутри — и спит. Правда, спит барсук не крепко. Иногда, особенно во время оттепелей, он просыпается и выходит из норы. Выходит, как правило, днем. Вот тут-то и можно разглядеть его как следует. Это довольно крупный до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полосы, а через глаза и уши — черная полоска. На мягком снегу хорошо видны следы его сильных лап с крепкими когтями. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает из земли корешки, эти сильные лапы служат ему и для обороны. Сам барсук мирный и ни на кого не нападает. Погуляв немного по снегу, барсук снова отправляется спать. Выйдя вес- ной из норы, он сразу принимается за дело. Во-первых, надо поесть как сле- дует — за зиму отощал; во-вторых, сменить подстилку в жилище или вырыть новую нору. Потом появля- ются барсучата — обычно их бывает от трех до пяти. И барсучиха-мама очень заботится о них. Ежедневно слепых барсучат она выносит на сол- нышко. А барсук-отец тщательно убирает жилище, по нескольку раз за лето меняет подстилку. В двухмесяч- ном возрасте барсучата сами уже выходят из норы и вскоре вместе с мамой совершают небольшие; прогул- ки.
Ближе к осени барсуки начинают нагуливать жир — готовиться к зиме.
В свою кладовую барсук приносит коренья, семена, желуди. Подкожным жиром зверь будет «питаться» во время спячки, запасами из кладовой — когда проснется весной.
Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, барсуки ловко ловят грызунов, лягушек, ящериц, выкапывают червей. Особенно полезны они тем, что во множестве уничтожают личинок майских жуков, вредных лесу насеко- мых, мышевидных грызунов.
Барсучата зимуют вместе с родите- лями. А уже весной начинают само- стоятельную жизнь.
О барсуке прочитайте в книгах: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Млекопитающие. М.: Дет. лит.. 1981. С. 232—236.
Сладков Н. И. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры. Л.: Дет. лит., 1986. С. 16—17.
Норы барсука глубокие, со многими ответвлениями и переходами. Барсуки селятся в одном и том же месте, даже в одной и той же норе из года в год. Но все время расширяют свое жилище, копают новые ходы и отнорки. А так как это повторяется в течение нескольких десятилетий, нора превращается в целый город. Старые барсучьи поселения так и называют — «городки». Иногда в барсучьем городке до 50 входных отверстий, общая длина коридоров превышает 200 м.
В норах барсук проводит и зиму: натаскает травы, заткнет вход изнутри — и спит. Правда, спит барсук не крепко. Иногда, особенно во время оттепелей, он просыпается и выходит из норы. Выходит, как правило, днем. Вот тут-то и можно разглядеть его как следует. Это довольно крупный до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полосы, а через глаза и уши — черная полоска. На мягком снегу хорошо видны следы его сильных лап с крепкими когтями. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает из земли корешки, эти сильные лапы служат ему и для обороны. Сам барсук мирный и ни на кого не нападает. Погуляв немного по снегу, барсук снова отправляется спать. Выйдя вес- ной из норы, он сразу принимается за дело. Во-первых, надо поесть как сле- дует — за зиму отощал; во-вторых, сменить подстилку в жилище или вырыть новую нору. Потом появля- ются барсучата — обычно их бывает от трех до пяти. И барсучиха-мама очень заботится о них. Ежедневно слепых барсучат она выносит на сол- нышко. А барсук-отец тщательно убирает жилище, по нескольку раз за лето меняет подстилку. В двухмесяч- ном возрасте барсучата сами уже выходят из норы и вскоре вместе с мамой совершают небольшие; прогул- ки.
Ближе к осени барсуки начинают нагуливать жир — готовиться к зиме.
В свою кладовую барсук приносит коренья, семена, желуди. Подкожным жиром зверь будет «питаться» во время спячки, запасами из кладовой — когда проснется весной.
Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, барсуки ловко ловят грызунов, лягушек, ящериц, выкапывают червей. Особенно полезны они тем, что во множестве уничтожают личинок майских жуков, вредных лесу насеко- мых, мышевидных грызунов.
Барсучата зимуют вместе с родите- лями. А уже весной начинают само- стоятельную жизнь.
О барсуке прочитайте в книгах: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Млекопитающие. М.: Дет. лит.. 1981. С. 232—236.
Сладков Н. И. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры. Л.: Дет. лит., 1986. С. 16—17.
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко характерно преувеличение во всем. Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Они отказываются от спокойных прямых линий и объемов и обращаются к сложным формам с большим количеством изгибов и нагромождений.
К примеру, кому придет в голову делать колонны витыми, словно свечи? Но итальянский зодчий и скульптор Л. Бернини предложил именно такие колонны. В созданном им фонтане Четырех рек в Риме он воссоединил в одно целое скульптурные композиции, обломки скал и каскады воды. Неповторимое, незабываемое зрелище! Реальность в произведениях стиля барокко тесно переплетена с фантази- ей. Кажется, что один архитектор соревновался в фантазии с другим. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной вся- ческих форм и очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в живописи поражали воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски. Какие только рыбы, цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев Ф. Снейдерса и Я. Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и А. ван Дейка изображены в торжественных позах, одеты в пышные наряды. Историчес- кие полотна перегружены персонажа- ми.
Разнообразные художественные приемы, использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей очень сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала господствовавшая в Италии церковь. Потолки церквей специально распи- сывали так, чтобы возникало впечат- ление прорыва в небо. Парадные залы дворцов украшали сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались, пространство казалось большим, чем на самом деле.
Появилось искусство барокко в Италии в 16-м в., здесь оно достигло своего расцвета. Но оно распростра- нилось по всей Европе, и в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии сохранились замечательные его образцы.
В русском барокко преобладали иные настроения. Петр I сделал Россию европейской державой. Дворянство стремилось к новому, европейскому образу жизни. Успехи во внешней политике, строительстве, науках вызывали чувство гордости за соотечественников, преуспевших и на бранном поле, и за письменным столом. Это чувство гордости за успехи госу- дарства и народа нашло отражение и в архитектуре, и в живописи, и в скуль- птуре. Величественна и торжественна архитектура русского барокко. В середине 18-го в. свои лучшие произ- ведения в стиле барокко создал архи- тектор В. В. Растрелли: это Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Смольный монастырь в Петербурге. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позоло- той, необычайно нарядны. Залы дворцов богато убраны: потолки украшены лепкой и золоченой резьбой, стены обиты дорогими тканями, деревянные полы редкой красоты. В это же время были созданы парковые ансамбли — в Кусково под Москвой, в Царском Селе под Петербургом. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же как и некоторые парадные портреты госу- дарственных деятелей его времени. Но в портретах художников А. П. Антропова и И. Н. Никитина торже- ственность позы и пышность одежды не закрывают того, что во все времена ценилось больше всего, — ум, отвагу и достоинство.
В 1760-е гг. барокко в России начинает сменяться другим направлением — классицизмом.
О барокко можно прочитать: Глазычев В. Мастера итальянского барокко// Юный художник. 1985. №4.
К примеру, кому придет в голову делать колонны витыми, словно свечи? Но итальянский зодчий и скульптор Л. Бернини предложил именно такие колонны. В созданном им фонтане Четырех рек в Риме он воссоединил в одно целое скульптурные композиции, обломки скал и каскады воды. Неповторимое, незабываемое зрелище! Реальность в произведениях стиля барокко тесно переплетена с фантази- ей. Кажется, что один архитектор соревновался в фантазии с другим. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной вся- ческих форм и очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в живописи поражали воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски. Какие только рыбы, цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев Ф. Снейдерса и Я. Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и А. ван Дейка изображены в торжественных позах, одеты в пышные наряды. Историчес- кие полотна перегружены персонажа- ми.
Разнообразные художественные приемы, использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей очень сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала господствовавшая в Италии церковь. Потолки церквей специально распи- сывали так, чтобы возникало впечат- ление прорыва в небо. Парадные залы дворцов украшали сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались, пространство казалось большим, чем на самом деле.
Появилось искусство барокко в Италии в 16-м в., здесь оно достигло своего расцвета. Но оно распростра- нилось по всей Европе, и в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии сохранились замечательные его образцы.
В русском барокко преобладали иные настроения. Петр I сделал Россию европейской державой. Дворянство стремилось к новому, европейскому образу жизни. Успехи во внешней политике, строительстве, науках вызывали чувство гордости за соотечественников, преуспевших и на бранном поле, и за письменным столом. Это чувство гордости за успехи госу- дарства и народа нашло отражение и в архитектуре, и в живописи, и в скуль- птуре. Величественна и торжественна архитектура русского барокко. В середине 18-го в. свои лучшие произ- ведения в стиле барокко создал архи- тектор В. В. Растрелли: это Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Смольный монастырь в Петербурге. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позоло- той, необычайно нарядны. Залы дворцов богато убраны: потолки украшены лепкой и золоченой резьбой, стены обиты дорогими тканями, деревянные полы редкой красоты. В это же время были созданы парковые ансамбли — в Кусково под Москвой, в Царском Селе под Петербургом. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же как и некоторые парадные портреты госу- дарственных деятелей его времени. Но в портретах художников А. П. Антропова и И. Н. Никитина торже- ственность позы и пышность одежды не закрывают того, что во все времена ценилось больше всего, — ум, отвагу и достоинство.
В 1760-е гг. барокко в России начинает сменяться другим направлением — классицизмом.
О барокко можно прочитать: Глазычев В. Мастера итальянского барокко// Юный художник. 1985. №4.
Это дерево, хотя и живет 4—5 тыс. лет, не очень высокое — 18—25 м. Зато толщина ствола просто удивительная — достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. «Баобаб большой, — говорят африканцы, — но из него не разожжешь даже маленького костра».
Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Да дрова-то эти окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит.
Есть у него и другие особенности. Например, баобаб сбрасывает свои листья не зимой, а летом. Лето в Африке, где в саванне (степи) растет баобаб, очень жаркое. А листья испаряют влагу. И баобаб, чтобы меньше терять влаги, в жару сбрасывает листья. А зимой, когда начинается период дождей, он снова покрывается листьями до 20 см в поперечнике, белыми цветками.
Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, — излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого уди- вительного дерева можно свить веревки и даже изготовить грубую ткань.
Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых районах — для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают себе жилища. Иногда такая «комната» имеет площадь 20 кв. м.
Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли.
Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Да дрова-то эти окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит.
Есть у него и другие особенности. Например, баобаб сбрасывает свои листья не зимой, а летом. Лето в Африке, где в саванне (степи) растет баобаб, очень жаркое. А листья испаряют влагу. И баобаб, чтобы меньше терять влаги, в жару сбрасывает листья. А зимой, когда начинается период дождей, он снова покрывается листьями до 20 см в поперечнике, белыми цветками.
Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, — излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого уди- вительного дерева можно свить веревки и даже изготовить грубую ткань.
Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых районах — для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают себе жилища. Иногда такая «комната» имеет площадь 20 кв. м.
Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли.
Площадь – 143 900 кв. км Население – 106 600 000 человек
Текут по полуострову Индостан вели- кие реки Азии — Ганг и Брахмапутра. Их воды, сливаясь, образуют мощный поток шириной до 80 км, впадающий в Бенгальский залив Индийского океана. На этой равнине расположено государство Бангладеш, что означает «страна бенгальцев».
Бенгальцы составляют большую часть жителей страны. На территории Бенгалии — так издавна называют восточную часть Бангладеш—в течение многих веков существовали различные индийские государства, обладавшие высокой культурой. Почти два предшествующих века здесь господствовали англичане. С 1947 г. эта территория была частью Пакистана и только в 1971 г. стала самостоятельным государством.
В Бангладеш круглый год тепло. Когда у нас лето, там дуют ветры с океана и дождь льет, не переставая, целыми днями. В это время бесчи- сленные реки разливаются, их плодородные наносы удобряют поля.
По площади «страна бенгальцев» сравнительно невелика. Но людей здесь больше, чем в самых густонасе- ленных странах Европы — Бельгии, Нидерландах или Великобритании. Большинство бенгальцев живут в сельской местности. Спасаясь от наводнений, деревни часто строят на искусственных насыпях. Каркасы сельских домов сооружают из бамбука или других пород деревьев, а стены — из джутовых циновок, обмазанных глиной. Крыши кроют соломой или листьями пальм, а более состоятельные хозяева — черепицей или железом.
На заливных полях выращивают рис — это главный продукт питания бенгальцев. Они выращивают также овощи, банановые и кокосовые пальмы. Поскольку тепла и влаги много, с полей можно собирать два или даже три урожая в год. Поля распахивают на буйволах, а сажают рис вручную.
Столица страны — Дакка. Город застроен в основном одно- и двух- этажными зданиями. Улицы столицы запружены велосипедистами и вело- рикшами, автомобилей сравнительно немного. В стране построены железные дороги, но основной транспорт — водный. Большую часть грузов пере- возят на судах и лодках по многочис- ленным рекам. Из главного морского порта — Читтагонга — в другие страны вывозят чай, а также джут и изделия из него: канаты, мешки, ковры.
Текут по полуострову Индостан вели- кие реки Азии — Ганг и Брахмапутра. Их воды, сливаясь, образуют мощный поток шириной до 80 км, впадающий в Бенгальский залив Индийского океана. На этой равнине расположено государство Бангладеш, что означает «страна бенгальцев».
Бенгальцы составляют большую часть жителей страны. На территории Бенгалии — так издавна называют восточную часть Бангладеш—в течение многих веков существовали различные индийские государства, обладавшие высокой культурой. Почти два предшествующих века здесь господствовали англичане. С 1947 г. эта территория была частью Пакистана и только в 1971 г. стала самостоятельным государством.
В Бангладеш круглый год тепло. Когда у нас лето, там дуют ветры с океана и дождь льет, не переставая, целыми днями. В это время бесчи- сленные реки разливаются, их плодородные наносы удобряют поля.
По площади «страна бенгальцев» сравнительно невелика. Но людей здесь больше, чем в самых густонасе- ленных странах Европы — Бельгии, Нидерландах или Великобритании. Большинство бенгальцев живут в сельской местности. Спасаясь от наводнений, деревни часто строят на искусственных насыпях. Каркасы сельских домов сооружают из бамбука или других пород деревьев, а стены — из джутовых циновок, обмазанных глиной. Крыши кроют соломой или листьями пальм, а более состоятельные хозяева — черепицей или железом.
На заливных полях выращивают рис — это главный продукт питания бенгальцев. Они выращивают также овощи, банановые и кокосовые пальмы. Поскольку тепла и влаги много, с полей можно собирать два или даже три урожая в год. Поля распахивают на буйволах, а сажают рис вручную.
Столица страны — Дакка. Город застроен в основном одно- и двух- этажными зданиями. Улицы столицы запружены велосипедистами и вело- рикшами, автомобилей сравнительно немного. В стране построены железные дороги, но основной транспорт — водный. Большую часть грузов пере- возят на судах и лодках по многочис- ленным рекам. Из главного морского порта — Читтагонга — в другие страны вывозят чай, а также джут и изделия из него: канаты, мешки, ковры.
Впервые слово «балет» (в переводе с итальянского — «танцую») произнес итальянец Доменикино да Пьяченца. В начале 15-го в. он служил учителем танцев при дворе правителя одной из областей Италии — Феррары. Как-то Доменикино да Пьяченца предложил придворным исполнить на балу четыре разных танца как единое целое. Сочинив для этого представления еще и общий финал с церемонными выходами и поклонами, он назвал все это действие балетом. Однако балет в том виде, в каком мы знаем его сейчас, родился не в Италии, а во Франции. В 1581 г. в Париже состоялся грандиозный спектакль «Комедийный балет королевы». Историки рассказывают, что длился он пять с половиной часов. В представлении участвовали и певцы, и чтецы, но события сюжета раскрывались прежде всего с помощью танца.
Так четыреста лет назад появился тот вид театрального спектакля, который мы сегодня называем словом «балет». Он соединяет в себе музыку, танец, искусство декораций и создает, таким образом, совершенно особый вид сценического зрелища.
Танец в балете сочиняет (или ставит) балетмейстер, которого в программках и афишах называют хореографом или постановщиком, а исполняют артисты балета, или, как про них говорят, танцовщики.
Танец — главное выразительное средство в балете. В танце раскрыва- ются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства. Огромное значение в балете имеет музыка — ее драматическая, эмоцио- нальная сила, богатство и красота мелодий и ритмов. Важная роль в балете принадлежит декорациям, костюмам, освещению.
В России первый балетный спектакль состоялся при дворе царя Алексея Михайловича в 1673 г. в подмосковном селе Преображенском. Его подготовил иностранец — офицер инженерных войск Николай Лима. Назывался он «Балет об Орфее и Евридике».
Истоки русского балета — в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили ее, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью. На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.
В истории русского балета много славных страниц. В 19-м в. он стал образцом для балета всего мира. Этим он обязан композиторам П. И. Чай- ковскому, создателю бессмертных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», А. К. Гла- зунову, автору «Раймонды», балет- мейстерам М. Петипа, Л. Иванову, М. Фокину. В поставленных ими спек- таклях танцевали прославленные •балерины А. Павлова, Е. Гельцер, Т. Карсавина, танцовщики В. Нижинский, В. Тихомиров и многие другие.
На этом великом наследии вырос наш балет. Среди его создателей известные хореографы: К. Голейзовский, Ф. Лопухов, Р. Захаров, Л. Якобсон, И. Вольский, Ю. Григорович, О. Виноградов и другие. Многие спектакли остаются в памяти на всю жизнь. Незабываемы балеты «Зо- лушка» и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Спартак» А. Хачату- ряна (он удостоен Ленинской премии), «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Бах- чисарайский фонтан» Б. Асафьева и многие другие. Радостные, празднич- ные детские балеты «Доктор Айбо- лит», «Чиполлино», «Петя и Волк», «Белый пароход», «Синяя птица» стали любимыми балетами наших ребят.
С огромным успехом проходят у нас и за рубежом выступления балетных трупп и отдельных солистов — пред- ставителей различных национально- стей нашей страны. Мастерством, виртуозностью их техники и одухо- творенностью исполнения восхища- ются во многих странах мира и краях нашей Земли.
В классических балетах и в совре- менных спектаклях танцевали и тан- цуют выдающиеся мастера: Г. Улано- ва, М. Семенова, О. Лепешинская, Н. Тимофеева, М. Плисецкая, В. Чабукиани, К. Сергеев, Е. Максимова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиспа, И. Колпакова, М. Сабирова, Г. Измайлова, Л. Семеняка, Н. Павлова и многие другие.
«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем» — в этих словах выдающейся русской балерины Галины Улановой заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определение, которое дал русскому балету А. С. Пушкин: «...ду- шой исполненный полет».
Прочитайте книгу: Карп П. М. Младшая муза. М.: Дет. лит., 1986.
Так четыреста лет назад появился тот вид театрального спектакля, который мы сегодня называем словом «балет». Он соединяет в себе музыку, танец, искусство декораций и создает, таким образом, совершенно особый вид сценического зрелища.
Танец в балете сочиняет (или ставит) балетмейстер, которого в программках и афишах называют хореографом или постановщиком, а исполняют артисты балета, или, как про них говорят, танцовщики.
Танец — главное выразительное средство в балете. В танце раскрыва- ются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства. Огромное значение в балете имеет музыка — ее драматическая, эмоцио- нальная сила, богатство и красота мелодий и ритмов. Важная роль в балете принадлежит декорациям, костюмам, освещению.
В России первый балетный спектакль состоялся при дворе царя Алексея Михайловича в 1673 г. в подмосковном селе Преображенском. Его подготовил иностранец — офицер инженерных войск Николай Лима. Назывался он «Балет об Орфее и Евридике».
Истоки русского балета — в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили ее, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью. На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.
В истории русского балета много славных страниц. В 19-м в. он стал образцом для балета всего мира. Этим он обязан композиторам П. И. Чай- ковскому, создателю бессмертных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», А. К. Гла- зунову, автору «Раймонды», балет- мейстерам М. Петипа, Л. Иванову, М. Фокину. В поставленных ими спек- таклях танцевали прославленные •балерины А. Павлова, Е. Гельцер, Т. Карсавина, танцовщики В. Нижинский, В. Тихомиров и многие другие.
На этом великом наследии вырос наш балет. Среди его создателей известные хореографы: К. Голейзовский, Ф. Лопухов, Р. Захаров, Л. Якобсон, И. Вольский, Ю. Григорович, О. Виноградов и другие. Многие спектакли остаются в памяти на всю жизнь. Незабываемы балеты «Зо- лушка» и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Спартак» А. Хачату- ряна (он удостоен Ленинской премии), «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Бах- чисарайский фонтан» Б. Асафьева и многие другие. Радостные, празднич- ные детские балеты «Доктор Айбо- лит», «Чиполлино», «Петя и Волк», «Белый пароход», «Синяя птица» стали любимыми балетами наших ребят.
С огромным успехом проходят у нас и за рубежом выступления балетных трупп и отдельных солистов — пред- ставителей различных национально- стей нашей страны. Мастерством, виртуозностью их техники и одухо- творенностью исполнения восхища- ются во многих странах мира и краях нашей Земли.
В классических балетах и в совре- менных спектаклях танцевали и тан- цуют выдающиеся мастера: Г. Улано- ва, М. Семенова, О. Лепешинская, Н. Тимофеева, М. Плисецкая, В. Чабукиани, К. Сергеев, Е. Максимова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиспа, И. Колпакова, М. Сабирова, Г. Измайлова, Л. Семеняка, Н. Павлова и многие другие.
«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем» — в этих словах выдающейся русской балерины Галины Улановой заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определение, которое дал русскому балету А. С. Пушкин: «...ду- шой исполненный полет».
Прочитайте книгу: Карп П. М. Младшая муза. М.: Дет. лит., 1986.
Насупленные брови, добрые, внима- тельные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, каза- лось, в самых не подходящих для ска- зок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и чело- век.
А родился он на Урале, в семье гор- нозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему расска- зывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.
И тогда Павел Бажов оставил учи- тельство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.
Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талант- ливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладо- вые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказыва- лось в тех преданиях, которые пере- ходили от поколения к поколению.
В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ- камень», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и многие другие «уральские сказы», как назвал их автор. Они были радостным открытием для всех читателей: от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в без- жизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских сказах таких людей.
По мотивам сказов созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.
Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране, вышла далеко за ее пределы.
О сказочнике Бажове прочтите в книгах: Кондратович А. Чудодей слова // Бажов П. П. Ключ Земли. М.: Дет. лит., 1987. С. 3—8.
Савушкина Н. И. «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова: Предисл. // Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. М.: Просвещение, 1987. С. 5—18.
А родился он на Урале, в семье гор- нозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему расска- зывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.
И тогда Павел Бажов оставил учи- тельство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.
Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талант- ливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладо- вые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказыва- лось в тех преданиях, которые пере- ходили от поколения к поколению.
В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ- камень», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и многие другие «уральские сказы», как назвал их автор. Они были радостным открытием для всех читателей: от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в без- жизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских сказах таких людей.
По мотивам сказов созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.
Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране, вышла далеко за ее пределы.
О сказочнике Бажове прочтите в книгах: Кондратович А. Чудодей слова // Бажов П. П. Ключ Земли. М.: Дет. лит., 1987. С. 3—8.
Савушкина Н. И. «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова: Предисл. // Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. М.: Просвещение, 1987. С. 5—18.
Предполагается, что бадминтон заро- дился сначала в Индии, где назывался «пуна» (poona). В конце 1860-х или начале 1870-х гг. британские офицеры привезли эту игру в Англию. Восьмой герцог Бофорт (Beaufort) в начале 70-х гг. 19-го века познакомил высший свет с новой игрой в своем поместье Бадминтон, что в графстве Глостершир, откуда и пошло нынешнее название этой игры.
Правила игры были установлены в 1887 г. бадминтонным клубом города Бат. Первое всеанглийское состязание состоялось в 1889 г. Согласно этим правилам корт должен был выглядеть следующим образом: 44 х 20 футов, т.е. 13,2 х 6,0 м; по длине корта — две продольные аллеи шириной 1 фут, или 0,3 м; сетка расположена на высоте 5 футов, или 1,5 м, над полом. Необ- ходимое снаряжение для игры — ра- кетка и волан. Участники использова- ли легкую ракетку с длинной ручкой. Вес волана не должен был превышать 5 г. Волан представлял собой полушарие с «юбкой», сделанной из 14 — 16 перьев или пластика. Игра в бадминтон требует быстрых и точных движений.
Само состязание должно было про- исходить следующим образом.
Игроки встречаются в одиночных и парных разрядах.
Первая подача производится с правой половины корта в диаметрально противоположную. В отличие от тен- ниса, если подающий делает ошибку, подача переходит к сопернику. В пар- ных соревнованиях несколько другие правила: если подающий ошибся, то его партнер имеет право на следую- щую подачу.
Для победы достаточно выиграть 2 гейма подряд. После каждого гейма соперники переходят на противопо- ложную сторону корта.
В мужских состязаниях гейм играется до 15 очков, а в женских — до 11. Если игроки вынуждены играть третий гейм, то счет будет вестись до 8 у мужчин и до 6— у женщин.
В 1934 г. была создана Международная федерация бадминтона. Мужские команды впервые состязались за свой главный трофей — Кубок Томаса в 1940 г. Женский трофей — Кубок Юбер разыгрывается с 1957 г.
Кубок Томаса увозили к себе на родину представители четырех стран: Малайи, КНР, Индонезии, Малайзии. Обладательницами Кубка Юбера тоже становились спортсменки лишь четырех государств: США, Японии, Индонезии и КНР.
В нашей стране игра в бадминтон появилась в 1954 г.
Бадминтон получил право называться олимпийским видом спорта в 1996 г. на Олимпийских играх в Атланте.
Легкие, гибкие и быстрые азиатские игроки захватили пьедестал почета в соревнованиях по бадминтону. Однако эта игра очень популярна во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Разумеется, настоящие состязания проходят в закрытом помещении, ина- че исход игры будет зависеть не от ма- стерства участников, а от силы ветра. Любители же могут пробовать свои силы и в зале, и на улице в тихую по- году. Бадминтон, в отличие от тенни- са, не силовой спорт, в него охотно играют и взрослые, и дети, новички, и профессионалы.
Правила игры были установлены в 1887 г. бадминтонным клубом города Бат. Первое всеанглийское состязание состоялось в 1889 г. Согласно этим правилам корт должен был выглядеть следующим образом: 44 х 20 футов, т.е. 13,2 х 6,0 м; по длине корта — две продольные аллеи шириной 1 фут, или 0,3 м; сетка расположена на высоте 5 футов, или 1,5 м, над полом. Необ- ходимое снаряжение для игры — ра- кетка и волан. Участники использова- ли легкую ракетку с длинной ручкой. Вес волана не должен был превышать 5 г. Волан представлял собой полушарие с «юбкой», сделанной из 14 — 16 перьев или пластика. Игра в бадминтон требует быстрых и точных движений.
Само состязание должно было про- исходить следующим образом.
Игроки встречаются в одиночных и парных разрядах.
Первая подача производится с правой половины корта в диаметрально противоположную. В отличие от тен- ниса, если подающий делает ошибку, подача переходит к сопернику. В пар- ных соревнованиях несколько другие правила: если подающий ошибся, то его партнер имеет право на следую- щую подачу.
Для победы достаточно выиграть 2 гейма подряд. После каждого гейма соперники переходят на противопо- ложную сторону корта.
В мужских состязаниях гейм играется до 15 очков, а в женских — до 11. Если игроки вынуждены играть третий гейм, то счет будет вестись до 8 у мужчин и до 6— у женщин.
В 1934 г. была создана Международная федерация бадминтона. Мужские команды впервые состязались за свой главный трофей — Кубок Томаса в 1940 г. Женский трофей — Кубок Юбер разыгрывается с 1957 г.
Кубок Томаса увозили к себе на родину представители четырех стран: Малайи, КНР, Индонезии, Малайзии. Обладательницами Кубка Юбера тоже становились спортсменки лишь четырех государств: США, Японии, Индонезии и КНР.
В нашей стране игра в бадминтон появилась в 1954 г.
Бадминтон получил право называться олимпийским видом спорта в 1996 г. на Олимпийских играх в Атланте.
Легкие, гибкие и быстрые азиатские игроки захватили пьедестал почета в соревнованиях по бадминтону. Однако эта игра очень популярна во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Разумеется, настоящие состязания проходят в закрытом помещении, ина- че исход игры будет зависеть не от ма- стерства участников, а от силы ветра. Любители же могут пробовать свои силы и в зале, и на улице в тихую по- году. Бадминтон, в отличие от тенни- са, не силовой спорт, в него охотно играют и взрослые, и дети, новички, и профессионалы.
В созвездии знаменитых русских пол- ководцев яркой звездой светится имя генерала Петра Ивановича Багратио- на. Его выдающиеся военные дарова- ния раскрылись в многочисленных походах и боях, которые вела в то время Россия. Он одержал немало блистательных побед, показал образцы ратного мастерства в самых разнообразных условиях.
Багратион происходил из старинного рода грузинских князей. Его отец был офицером русской армии. От него и унаследовал сын большую тягу к военному делу. Службу Петр Багратион начал сержантом в мушке- терском полку, когда ему было сем- надцать лет, и до самой смерти не покидал ее.
День за днем, год за годом ходил он в дальние походы, учил солдат сра- жаться и сам сражался в сотнях боев и схваток, показывая себя искусным военачальником.
Большая воинская слава пришла к Багратиону в 1799 г., когда он принял участие в знаменитых Итальянском и Швейцарском походах под командова- нием Александра Васильевича Суво- рова.
Всюду, где наступала армия Суво- рова, ее передовым отрядом — аван- гардом командовал Багратион. Аван- гарду приходилось действовать впереди своих войск, вести разведку, первому вступать в бои с противни- ком, прокладывать дорогу главным силам. А если армии приходилось отходить, ее арьергардом — отрядом прикрытия — командовал все тот же Багратион.
Долго не могли взять войска Суворова сильно укрепленный город Нови. Шестнадцать раз водил в атаку бойцов Багратион — и всё безуспешно. Но отступать было не в его правилах. Семнадцатый по счету штурм был победным.
Еще труднее дался русской армии переход через Альпы в Швейцарию.
Стояла поздняя осень, в долинах непрерывно лили дожди, в горах сви- стели метели, солдаты замерзали. Чтобы внезапно обрушиться на врага с тыла, нужно было одолеть Сен- Готардский перевал, считавшийся неприступным.
И снова впереди со своим отрядом шел Багратион. Пробирался через каменистые утесы, по отвесным гор- ным склонам, над бездонными пропа- стями. С тревогой и восхищением смотрели солдаты на любимого командира, следуя за ним. Они дости- гли заоблачных высот, где летали лишь орлы, и оттуда неожиданно вор- вались в тыл французов. В это время Суворов атаковал с фронта, и Сен- Готард был взят.
Еще выше поднялась боевая слава Багратиона в 1805 г. на полях Австрии. Тогда русская армия под командованием полководца Михаила Илларионовича Кутузова участвовала в войне против войск французского императора Наполеона. В глубине Австрии русские части должны были соединиться с австрийскими полками и вместе атаковать французов. Но австрийцы были уже разбиты.
Русским войскам пришлось отступать, и прикрывал их отход снова генерал Багратион, у которого было 5 тыс. солдат. 30 тыс. французов во главе с лучшими маршалами Наполеона окружили пехоту Багратиона, но она штыками пробилась из окружения.
Тогда Наполеон сам примчался на поле боя и подвел туда свои главные силы. Он был уверен, что уничтожит арьергард Багратиона, догонит и разобьет армию Кутузова. Но солдаты арьергарда стояли насмерть.
Наконец стало известно, что армия Кутузова вне опасности. Багратион вывел своих солдат из боя и пошел также на восток. Он выполнил боевую задачу — спас русскую армию, к тому же сохранил половину своего отряда и даже захватил более ста французов в плен.
Таким был генерал Петр Багратион. В решающий момент боя он сам вел полки в атаку, а когда приходилось отступать, обнажал шпагу и отходил рядом с последними солдатами арьергарда.
Шенграбенское сражение описал в своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой, и из толстовских строк мы представляем себе «крепкое карее лицо» князя с «полузакрытыми, мут- ными, как будто не выспавшимися глазами». Бой уже начинался, но князь Багратион «произносил слова со своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда». Выдержка, точ- ный расчет, умение учитывать обсто- ятельства и решительность действий — таков этот полководец в самых трудных военных переделках. «На- чальники с расстроенными лицами, подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присут- ствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростью», — писал Л. Н. Толстой, пользуясь свидетельствами очевидцев.
Сам выдающийся полководец, Наполеон считал Багратиона лучшим генералом русской армии, хотя она славилась многими бесстрашными, талантливыми командирами.
Летом 1812 г. Наполеон вторгся в Россию. Решающая битва произошла на поле близ села Бородина, в 125 км от Москвы. Командовал русскими войсками Кутузов.
Обе стороны искали победы. Тряслась земля от грохота орудий.
В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел —
так описывал русский поэт Лермонтов Бородинское сражение.
Багратионовы флеши (флешь — насыпной укрепленный вал, похожий в плане на стрелу, обращенную острием к противнику) были самым жарким местом Бородинского сражения: здесь было главное направление удара наполеоновских войск. Три лучших маршала Франции один за другим и все вместе атаковали флеши, но насмерть стоял Багратион со своими генералами, офицерами, солдатами.
Бой был неравный. Перед третьей атакой у Багратиона было 15 тыс. бойцов, а на флеши шли более 30 тыс. французов. Но самые лучшие полко- водческие находки Наполеона, с помощью которых он не раз выигры- вал сражения, здесь не удавались: силе и тактике французов противостоял дух русского войска. Солдаты знали, что, пока с ними «Бог-ратион» (так они звали своего полководца), флеши не достанутся неприятелю.
Перед восьмой атакой против 20 тыс. воинов и 300 орудий, имевшихся у Багратиона, наступающие французы сосредоточили 45 тыс. штыков и сабель и 400 орудий. Свидетель боя Федор Глинка так его описывал: «Французы дерутся жестоко, дерутся отчаянно... Тогда раздается повсе- местное «ура!» на линии русской, сам Багратион ведет свое левое крыло в штыки. Бой неимоверный! Люди олютели... Кони без седоков ржут и бегают оседланными табунами. Все было кровь и сеча...» И вдруг Багра- тион стал падать с коня: он ранен осколком ядра в ногу. «В мгновение пронесся слух о его смерти, — вспоми- нал потом генерал А. П. Ермолов, — и войско невозможно удержать от замешательства».
Рана была смертельной. Несколько дней спустя после Бородинской битвы в селе Симы Владимирской губернии умер «второй главнокомандующий», как его называли в войсках. Здесь он и был похоронен. А позже, через 27 лет, прах его был перенесен на Бородинское поле, к не сданным им неприятелю Багратионовым флешам.
Багратион происходил из старинного рода грузинских князей. Его отец был офицером русской армии. От него и унаследовал сын большую тягу к военному делу. Службу Петр Багратион начал сержантом в мушке- терском полку, когда ему было сем- надцать лет, и до самой смерти не покидал ее.
День за днем, год за годом ходил он в дальние походы, учил солдат сра- жаться и сам сражался в сотнях боев и схваток, показывая себя искусным военачальником.
Большая воинская слава пришла к Багратиону в 1799 г., когда он принял участие в знаменитых Итальянском и Швейцарском походах под командова- нием Александра Васильевича Суво- рова.
Всюду, где наступала армия Суво- рова, ее передовым отрядом — аван- гардом командовал Багратион. Аван- гарду приходилось действовать впереди своих войск, вести разведку, первому вступать в бои с противни- ком, прокладывать дорогу главным силам. А если армии приходилось отходить, ее арьергардом — отрядом прикрытия — командовал все тот же Багратион.
Долго не могли взять войска Суворова сильно укрепленный город Нови. Шестнадцать раз водил в атаку бойцов Багратион — и всё безуспешно. Но отступать было не в его правилах. Семнадцатый по счету штурм был победным.
Еще труднее дался русской армии переход через Альпы в Швейцарию.
Стояла поздняя осень, в долинах непрерывно лили дожди, в горах сви- стели метели, солдаты замерзали. Чтобы внезапно обрушиться на врага с тыла, нужно было одолеть Сен- Готардский перевал, считавшийся неприступным.
И снова впереди со своим отрядом шел Багратион. Пробирался через каменистые утесы, по отвесным гор- ным склонам, над бездонными пропа- стями. С тревогой и восхищением смотрели солдаты на любимого командира, следуя за ним. Они дости- гли заоблачных высот, где летали лишь орлы, и оттуда неожиданно вор- вались в тыл французов. В это время Суворов атаковал с фронта, и Сен- Готард был взят.
Еще выше поднялась боевая слава Багратиона в 1805 г. на полях Австрии. Тогда русская армия под командованием полководца Михаила Илларионовича Кутузова участвовала в войне против войск французского императора Наполеона. В глубине Австрии русские части должны были соединиться с австрийскими полками и вместе атаковать французов. Но австрийцы были уже разбиты.
Русским войскам пришлось отступать, и прикрывал их отход снова генерал Багратион, у которого было 5 тыс. солдат. 30 тыс. французов во главе с лучшими маршалами Наполеона окружили пехоту Багратиона, но она штыками пробилась из окружения.
Тогда Наполеон сам примчался на поле боя и подвел туда свои главные силы. Он был уверен, что уничтожит арьергард Багратиона, догонит и разобьет армию Кутузова. Но солдаты арьергарда стояли насмерть.
Наконец стало известно, что армия Кутузова вне опасности. Багратион вывел своих солдат из боя и пошел также на восток. Он выполнил боевую задачу — спас русскую армию, к тому же сохранил половину своего отряда и даже захватил более ста французов в плен.
Таким был генерал Петр Багратион. В решающий момент боя он сам вел полки в атаку, а когда приходилось отступать, обнажал шпагу и отходил рядом с последними солдатами арьергарда.
Шенграбенское сражение описал в своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой, и из толстовских строк мы представляем себе «крепкое карее лицо» князя с «полузакрытыми, мут- ными, как будто не выспавшимися глазами». Бой уже начинался, но князь Багратион «произносил слова со своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда». Выдержка, точ- ный расчет, умение учитывать обсто- ятельства и решительность действий — таков этот полководец в самых трудных военных переделках. «На- чальники с расстроенными лицами, подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присут- ствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростью», — писал Л. Н. Толстой, пользуясь свидетельствами очевидцев.
Сам выдающийся полководец, Наполеон считал Багратиона лучшим генералом русской армии, хотя она славилась многими бесстрашными, талантливыми командирами.
Летом 1812 г. Наполеон вторгся в Россию. Решающая битва произошла на поле близ села Бородина, в 125 км от Москвы. Командовал русскими войсками Кутузов.
Обе стороны искали победы. Тряслась земля от грохота орудий.
В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел —
так описывал русский поэт Лермонтов Бородинское сражение.
Багратионовы флеши (флешь — насыпной укрепленный вал, похожий в плане на стрелу, обращенную острием к противнику) были самым жарким местом Бородинского сражения: здесь было главное направление удара наполеоновских войск. Три лучших маршала Франции один за другим и все вместе атаковали флеши, но насмерть стоял Багратион со своими генералами, офицерами, солдатами.
Бой был неравный. Перед третьей атакой у Багратиона было 15 тыс. бойцов, а на флеши шли более 30 тыс. французов. Но самые лучшие полко- водческие находки Наполеона, с помощью которых он не раз выигры- вал сражения, здесь не удавались: силе и тактике французов противостоял дух русского войска. Солдаты знали, что, пока с ними «Бог-ратион» (так они звали своего полководца), флеши не достанутся неприятелю.
Перед восьмой атакой против 20 тыс. воинов и 300 орудий, имевшихся у Багратиона, наступающие французы сосредоточили 45 тыс. штыков и сабель и 400 орудий. Свидетель боя Федор Глинка так его описывал: «Французы дерутся жестоко, дерутся отчаянно... Тогда раздается повсе- местное «ура!» на линии русской, сам Багратион ведет свое левое крыло в штыки. Бой неимоверный! Люди олютели... Кони без седоков ржут и бегают оседланными табунами. Все было кровь и сеча...» И вдруг Багра- тион стал падать с коня: он ранен осколком ядра в ногу. «В мгновение пронесся слух о его смерти, — вспоми- нал потом генерал А. П. Ермолов, — и войско невозможно удержать от замешательства».
Рана была смертельной. Несколько дней спустя после Бородинской битвы в селе Симы Владимирской губернии умер «второй главнокомандующий», как его называли в войсках. Здесь он и был похоронен. А позже, через 27 лет, прах его был перенесен на Бородинское поле, к не сданным им неприятелю Багратионовым флешам.