Чтобы из любого материала — металла, дерева, стекла, пластмассы, хлопка — сделать какую-нибудь вещь, надо этот материал обработать. Обрабатывают материалы на специальных машинах — станках.
Зайдем на завод. В просторном цехе длинными рядами выстроились метал- лорежущие станки. На них обрабаты- вают металл резанием. Режут металл не ножом, а при помощи очень прочного режущего инструмента.
Вот стоят строгальные станки. На них обрабатывают плоские детали. На токарных станках получают цилиндрические детали. Инструментом на тех и других станках, снимающих стружку при обработке деталей, служат резцы. Отверстия в металле сверлят сверлами на сверлильных станках. А если надо вырезать канавку или отверстие сложной формы, детали отправляют на фрезерные станки. Там металл режет особый инструмент — фреза. Одни фрезы похожи на сверло с тупым концом, другие — на колеса с острыми зубьями. Для каждой работы есть свои фрезы. Специальными фрезами делают зубья на зубчатых колесах. Станки так и называют — зуборезными.
После обработки резцом металл все же остается шероховатым. Приходится передавать деталь на шлифовальные станки. Вы, наверное, видели, как точат ножи на точилах с «каменными» кругами. Вот такими же кругами до блеска шлифуют детали на шлифовальных станках.
Теперь зайдем в другой цех — кузнечно- прессовый. Здесь стоят совсем другие станки. Ловко подставляет рабочий стальной лист под удары пресса. Удар — и из листа вырублено кольцо. Поставишь в пресс другое приспособление — и будет станок вырубать кружки, звездочки, квадраты. Что надо — то и вырубит. А на другом прессе штамп вдавливает металл в форму. Так получается заготовка, близкая к будущей детали.
На металлургических заводах металл обрабатывают не на станках, а на огромных станах, достигающих километра в длину. Больше ста элект- рических двигателей приводят в дви- жение его механизмы.
Вы видели, как скалкой раскатывают тесто для пирога? Так и листопрокатный стан-великан, прокатывая между своими валками толстый раскаленный кусок металла, превращает его в тонкий стальной лист. Стальные листы проходят сквозь валки со скоростью поезда — 125 км в час. У такого стана есть братья: рельсопрокатный и трубопрокатный станы. На них прокатывают железнодорожные рельсы и различные трубы.
У дерева другие свойства. Ведь доски нельзя ковать или прокатывать. Зато дерево можно пилить, строгать, сверлить. Для этого есть свои дерево- обрабатывающие станки: токарные, строгальные, шипорезные, сверлильные, лесопильные... На них из грубых бревен и досок можно сделать детали любой формы, а потом собрать из деталей мебель.
Хлопок сам не превратится в ткань для рубашки. Для этого тоже нужны станки. Сначала на прядильных машинах делают пряжу. Потом на крутильных машинах скручивают из пряжи нити, а затем на ткацких станках ткут из них ткани.
Когда требуется обработать очень много деталей, простые станки с этим не справляются. Чтобы работа шла быстрее, разные станки поставили друг за другом и соединили их механизмами для передачи деталей. Получилась поточная станочная линия. На ней заготовка сама автоматически проходит через все станки, пока не превратится в готовую деталь.
Как это происходит? Для такой работы были придуманы различные механизмы и целые агрегаты, в том числе промышленные роботы. На поточной станочной линии одни роботы приводят в действие станки, другие передают обрабатываемую деталь с одного станка на другой.
Станками и роботами управляют с помощью программного устройства, в частности электронной вычислительной машины — ЭВМ. Человеку остается только составить нужную программу и включить программное устройство. Всю работу станки сделают сами быстро и аккуратно.
В будущем не только станки, но цехи и заводы станут работать по заранее составленной программе. Сложные системы (в них войдут ЭВМ, устройства сбора информации, линии связи) будут управлять работой прокатных станов, заводов, электростанций и других предприятий.
Зайдем на завод. В просторном цехе длинными рядами выстроились метал- лорежущие станки. На них обрабаты- вают металл резанием. Режут металл не ножом, а при помощи очень прочного режущего инструмента.
Вот стоят строгальные станки. На них обрабатывают плоские детали. На токарных станках получают цилиндрические детали. Инструментом на тех и других станках, снимающих стружку при обработке деталей, служат резцы. Отверстия в металле сверлят сверлами на сверлильных станках. А если надо вырезать канавку или отверстие сложной формы, детали отправляют на фрезерные станки. Там металл режет особый инструмент — фреза. Одни фрезы похожи на сверло с тупым концом, другие — на колеса с острыми зубьями. Для каждой работы есть свои фрезы. Специальными фрезами делают зубья на зубчатых колесах. Станки так и называют — зуборезными.
После обработки резцом металл все же остается шероховатым. Приходится передавать деталь на шлифовальные станки. Вы, наверное, видели, как точат ножи на точилах с «каменными» кругами. Вот такими же кругами до блеска шлифуют детали на шлифовальных станках.
Теперь зайдем в другой цех — кузнечно- прессовый. Здесь стоят совсем другие станки. Ловко подставляет рабочий стальной лист под удары пресса. Удар — и из листа вырублено кольцо. Поставишь в пресс другое приспособление — и будет станок вырубать кружки, звездочки, квадраты. Что надо — то и вырубит. А на другом прессе штамп вдавливает металл в форму. Так получается заготовка, близкая к будущей детали.
На металлургических заводах металл обрабатывают не на станках, а на огромных станах, достигающих километра в длину. Больше ста элект- рических двигателей приводят в дви- жение его механизмы.
Вы видели, как скалкой раскатывают тесто для пирога? Так и листопрокатный стан-великан, прокатывая между своими валками толстый раскаленный кусок металла, превращает его в тонкий стальной лист. Стальные листы проходят сквозь валки со скоростью поезда — 125 км в час. У такого стана есть братья: рельсопрокатный и трубопрокатный станы. На них прокатывают железнодорожные рельсы и различные трубы.
У дерева другие свойства. Ведь доски нельзя ковать или прокатывать. Зато дерево можно пилить, строгать, сверлить. Для этого есть свои дерево- обрабатывающие станки: токарные, строгальные, шипорезные, сверлильные, лесопильные... На них из грубых бревен и досок можно сделать детали любой формы, а потом собрать из деталей мебель.
Хлопок сам не превратится в ткань для рубашки. Для этого тоже нужны станки. Сначала на прядильных машинах делают пряжу. Потом на крутильных машинах скручивают из пряжи нити, а затем на ткацких станках ткут из них ткани.
Когда требуется обработать очень много деталей, простые станки с этим не справляются. Чтобы работа шла быстрее, разные станки поставили друг за другом и соединили их механизмами для передачи деталей. Получилась поточная станочная линия. На ней заготовка сама автоматически проходит через все станки, пока не превратится в готовую деталь.
Как это происходит? Для такой работы были придуманы различные механизмы и целые агрегаты, в том числе промышленные роботы. На поточной станочной линии одни роботы приводят в действие станки, другие передают обрабатываемую деталь с одного станка на другой.
Станками и роботами управляют с помощью программного устройства, в частности электронной вычислительной машины — ЭВМ. Человеку остается только составить нужную программу и включить программное устройство. Всю работу станки сделают сами быстро и аккуратно.
В будущем не только станки, но цехи и заводы станут работать по заранее составленной программе. Сложные системы (в них войдут ЭВМ, устройства сбора информации, линии связи) будут управлять работой прокатных станов, заводов, электростанций и других предприятий.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи