Если у вас одаренный ребенок...
Заметки психоаналитика
Однажды ко мне на консультацию пришла молодая женщина за советом, как помочь развитию ее весьма одаренной 5-летней дочери. Выслушав интересный рассказ о “проделках” ее ребенка, я спросил, есть ли в семье еще дети. “Сын, ему 3 годика. Но он, слава Богу, нормальный!”. Похоже, это вызывало у нее большое удовлетворение. Действительно, нередко можно слышать от родителей фразы типа: “Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением. Пусть будет нормальным, счастливым, приспособленным к жизни”.
Вот такой у нас сложился стереотип: неординарный – значит, не совсем нормальный.
Думаю, что здесь кроется серьезная ошибка, которая может впоследствии оказать тормозящее воздействие на формирование личности такого “нестандартного” ребенка. Очень часто поведение взрослых, оценивающих поступки и высказывания своих детей, сопровождается фразами типа: “не говори таких ученых слов”, “не задавай столько вопросов”, “не спорь со взрослыми”, “не приставай к папе, он и так занят”, “не воображай”, “подожди, пока другие дети это сделают”, “не забегай вперед” и т. д. На первый взгляд, такой набор фраз – азбука воспитательного процесса, но ...присмотритесь повнимательней к своему ребенку, если вам кажется, что он развит не по возрасту, понаблюдайте за его поведением.
Отличительные особенности одаренных детей
* их отличает высокий энергетический уровень, спят они меньше обычного;
*моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
*зрение еще нестабильно;
*они остро реагируют на все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
*могут следить за несколькими процессами одновременно и активно исследуют все окружающее;
*способны воспринимать связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы;
*у них отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают им накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
*большой словарный запас, к тому же они любят и могут изобретать собственные слова;
*предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимают ваше уже готовое решение;
*повышенные математические способности в вычислении и логике;
*способны концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;
*у них обостренное чувство справедливости, они остро реагируют на несправедливость и предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
*они часто обладают богатой фантазией и воображением, придумывают образы братьев и сестер, друзей и врагов;
*хорошо развито чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, могут до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
*им недостает энергетического баланса – они нетерпеливы и порывисты;
*для них характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
*нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у таких детей трудностей в общении со сверстниками.
Если вы нашли в нашем списке много характеристик, совпадающих с особенностями вашего ребенка, то вы – счастливые родители, и ваша задача вырастить его счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
“Но ведь таких детей порой трудно учить, с ними непросто жить, а уж воспитывать их совершенно невозможно!” – возразите вы. Я согласен с первыми двумя частями этого заявления, но считаю, что словосочетание “совершенно невозможно” следует заменить на “увлекательно и удивительно интересно”. Как это сделать?
Несколько рекомендаций по воспитанию одаренных детей
*Вопросы. Не отмалчивайтесь под шквалом бесчисленных вопросов, поскольку в поиске ответов дети очень настойчивы. Здесь важно проявить терпение и честность. Серьезные вопросы и высказывания ребенка необходимо и воспринимать всерьез.
*Интерес. Не бойтесь позволять ребенку играть со всяким хламом. Разрабатывайте практические эксперименты, чтобы помочь ему побольше узнать, побуждайте фантазировать и придумывать всякие истории, снабжайте книгами и материалами для любимых занятий. Помогайте находить привлекающие его внимание телепрограммы. Берите в поездки по интересным местам.
*Самостоятельность. Верьте в здравый смысл ребенка и максимально ему доверяйте. Поощряйте любые проявления самостоятельности. Установите для ребенка разумные поведенческие правила и наблюдайте за тем, как он их выполняет. Позволяйте принимать участие в планировании семейных дел и занятий. Помогайте строить собственные планы, побуждайте стремление находить проблемы и попытки самому решить их. Помогайте ребенку стать личностью.
*Забота. Демонстрируйте ребенку, что вы его любите таким, какой он есть, а не за его успехи. Никогда не говорите, что он хуже других. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Регулярно читайте ему книжки и обсуждайте их содержание, приучайте его к чтению с малых лет. Никогда не наказывайте ребенка унижением и не дразните за ошибки. Напротив, почаще хвалите за выученные стихотворение, рассказ или песню, поощряйте любое его достижение, но вместе с тем не хвалите беспредельно и неискренне. Развивайте позитивное восприятие им своих способностей.
*Общение. Приучайте ребенка свободно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, со взрослыми любого возраста. Приучайте его искать информацию не только в литературе, но и в общении с другими людьми. Знайте, если ребенок слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных среди сверстников. Помогите ему в этом.
*Деятельность. Предоставьте ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. Оформите специальное место (стенд), на котором он может демонстрировать свои работы. Не ругайте за беспорядок в его комнате или на его столе – может, он еще не закончил воплощение своих фантазий. Побуждайте ребенка заниматься всем тем, что способствует обогащению его опыта.
*Чтение. Большинство одаренных детей очень много читают. Для них не является таким уж необычным одновременное чтение нескольких книг. Однако множество интересующих их тем иногда мешает им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые в данный момент хватит времени и сил. Конечно, энергия и степень интереса у одаренных детей гораздо выше, чем у их обычных сверстников, но им не стоит замахиваться на то, что пока не под силу, чтобы избежать разочарования. Следите за последовательностью и избирательностью выбора книг ребенком, помогайте ему постепенно накапливать знания по какой-то теме или интересующей проблеме.
*Контроль. Заведите дневник и приучите ребенка ежедневно записывать все сделанные им дела, причем они должны быть классифицированы по двум основным направлениям: “Что я сегодня сделал хорошего для других? Для себя?” и “Что я сделал сегодня плохого для других? Для себя?”. Пусть каждый вечер в вашем присутствии ребенок производит самоотчет о своих делах и поступках и дает им принципиальную оценку. В дневнике полезно ввести и такую графу: “Что мне надо сделать завтра, на этой неделе, в этом месяце”. Известно, что плановость и последовательность – универсальные средства воспитания воли, целеустремленности и умения давать объективную самооценку сделанному. Приучив сегодня ребенка ежедневно принимать усилия для своего развития под вашим контролем, можете не сомневаться, что завтра он без труда будет делать это самостоятельно.
*Отдых. Просмотрев дневник за неделю, вы можете обнаружить, что ребенок перегружен уроками. Для спонтанных же занятий, для того чтобы просто помечтать, поразмышлять, времени почти не остается. А ведь это крайне важно для самопознания и будущей независимости. Если ребенок отказывается спать днем, не принуждайте его к этому: замените сон тихими играми, чтением, решением кроссвордов, прослушиванием сказки, раскрашиванием картинок и т. д. Для ребенка, который весь день “крутится на высоких оборотах”, такая смена деятельности – тоже отдых. Да и вам нужна передышка.
*Эмоции. Очень важно сохранять в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах. Постарайтесь создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих полетах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривайте, если он вдруг загрустил или потерял веру в свои возможности. Находите слова поддержки в его новых творческих начинаниях, избегайте критиковать первые опыты, какими бы неудачными они ни были. Отнеситесь к ним с вниманием – ведь он делает это не только для себя, но и для вас. Помните, что теплота и ласка, которыми окружен ребенок, лежат в основе привязанности к вам, поэтому не скупитесь на эти чувства.
Развивайте эмоциональную чувствительность ребенка, побуждая его отвечать на следующие вопросы:
– “Что ты сейчас чувствуешь?”
– “Как ты себе это представляешь?”
– “Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку (событию)?”
заключение хотелось бы предложить универсальное упражнение, предложенное известным исследователем Блумом. Оно поможет развить мышление вашего ребенка. Приведенная модель относится к весне, но может быть применима для любого времени года.
Цель – обнаружение изменений в природе, происходящих весной; формирование мыслительных навыков познания, анализ и синтез, сравнение и оценка.
Совершите с ребенком пешую прогулку. Назовите и покажите ему признаки весны – набухающие почки на кустах и деревьях, проросшие цветочные луковицы, появляющуюся молодую траву, тающий снег, пробивающиеся подснежники, выползающих насекомых. Возьмите с собой увеличительное стекло. Прислушайтесь к весенним звукам и щебетанию птиц. Запишите на магнитофон. Вдыхайте весенние запахи. Посадите семена растений в горшки (ящики) и понаблюдайте за их ростом. Обсудите перемены в одежде людей в весеннее время. Прочитайте рассказы и стихи, посвященные весенним изменениям. Просмотрите картинки по этой теме. Промаркируйте различные предметы, увиденные во время прогулки. Например: растения (деревья, трава, земляные цветы, мхи) – всего 4. Насекомые (муравьи, черви, пауки, мухи) – всего 4. Животные (птицы, кошки, собаки) – всего 3 и. д. Представьте, что произошло бы со всем перечисленным выше, если бы весна не наступила. Каким тогда будет лето? Опишите, что бы вы увидели, если были размером с муравья. Дома расскажите обо всем увиденном старшей сестренке (брату). Попробуйте изобразить это на бумаге. Раскрасьте рисунок. Сравните отмеченные изменения с признаками зимы. Объясните, почему происходит смена времен года, что движет этими явлениями.
Все это проделайте совместно с ребенком, обязательно предоставляя ему возможность проявить самостоятельность на каждом этапе упражнения.
Одним словом, развивайте его интересы, расширяйте кругозор и постоянно давайте стимул для раскрытия тайны непознанного и неизведанного. И не забывайте, что одаренные дети – прежде всего дети. Сделайте их счастливыми!
Заметки психоаналитика
Однажды ко мне на консультацию пришла молодая женщина за советом, как помочь развитию ее весьма одаренной 5-летней дочери. Выслушав интересный рассказ о “проделках” ее ребенка, я спросил, есть ли в семье еще дети. “Сын, ему 3 годика. Но он, слава Богу, нормальный!”. Похоже, это вызывало у нее большое удовлетворение. Действительно, нередко можно слышать от родителей фразы типа: “Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением. Пусть будет нормальным, счастливым, приспособленным к жизни”.
Вот такой у нас сложился стереотип: неординарный – значит, не совсем нормальный.
Думаю, что здесь кроется серьезная ошибка, которая может впоследствии оказать тормозящее воздействие на формирование личности такого “нестандартного” ребенка. Очень часто поведение взрослых, оценивающих поступки и высказывания своих детей, сопровождается фразами типа: “не говори таких ученых слов”, “не задавай столько вопросов”, “не спорь со взрослыми”, “не приставай к папе, он и так занят”, “не воображай”, “подожди, пока другие дети это сделают”, “не забегай вперед” и т. д. На первый взгляд, такой набор фраз – азбука воспитательного процесса, но ...присмотритесь повнимательней к своему ребенку, если вам кажется, что он развит не по возрасту, понаблюдайте за его поведением.
Отличительные особенности одаренных детей
* их отличает высокий энергетический уровень, спят они меньше обычного;
*моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
*зрение еще нестабильно;
*они остро реагируют на все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
*могут следить за несколькими процессами одновременно и активно исследуют все окружающее;
*способны воспринимать связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы;
*у них отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают им накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
*большой словарный запас, к тому же они любят и могут изобретать собственные слова;
*предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимают ваше уже готовое решение;
*повышенные математические способности в вычислении и логике;
*способны концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;
*у них обостренное чувство справедливости, они остро реагируют на несправедливость и предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
*они часто обладают богатой фантазией и воображением, придумывают образы братьев и сестер, друзей и врагов;
*хорошо развито чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, могут до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
*им недостает энергетического баланса – они нетерпеливы и порывисты;
*для них характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
*нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у таких детей трудностей в общении со сверстниками.
Если вы нашли в нашем списке много характеристик, совпадающих с особенностями вашего ребенка, то вы – счастливые родители, и ваша задача вырастить его счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
“Но ведь таких детей порой трудно учить, с ними непросто жить, а уж воспитывать их совершенно невозможно!” – возразите вы. Я согласен с первыми двумя частями этого заявления, но считаю, что словосочетание “совершенно невозможно” следует заменить на “увлекательно и удивительно интересно”. Как это сделать?
Несколько рекомендаций по воспитанию одаренных детей
*Вопросы. Не отмалчивайтесь под шквалом бесчисленных вопросов, поскольку в поиске ответов дети очень настойчивы. Здесь важно проявить терпение и честность. Серьезные вопросы и высказывания ребенка необходимо и воспринимать всерьез.
*Интерес. Не бойтесь позволять ребенку играть со всяким хламом. Разрабатывайте практические эксперименты, чтобы помочь ему побольше узнать, побуждайте фантазировать и придумывать всякие истории, снабжайте книгами и материалами для любимых занятий. Помогайте находить привлекающие его внимание телепрограммы. Берите в поездки по интересным местам.
*Самостоятельность. Верьте в здравый смысл ребенка и максимально ему доверяйте. Поощряйте любые проявления самостоятельности. Установите для ребенка разумные поведенческие правила и наблюдайте за тем, как он их выполняет. Позволяйте принимать участие в планировании семейных дел и занятий. Помогайте строить собственные планы, побуждайте стремление находить проблемы и попытки самому решить их. Помогайте ребенку стать личностью.
*Забота. Демонстрируйте ребенку, что вы его любите таким, какой он есть, а не за его успехи. Никогда не говорите, что он хуже других. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Регулярно читайте ему книжки и обсуждайте их содержание, приучайте его к чтению с малых лет. Никогда не наказывайте ребенка унижением и не дразните за ошибки. Напротив, почаще хвалите за выученные стихотворение, рассказ или песню, поощряйте любое его достижение, но вместе с тем не хвалите беспредельно и неискренне. Развивайте позитивное восприятие им своих способностей.
*Общение. Приучайте ребенка свободно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, со взрослыми любого возраста. Приучайте его искать информацию не только в литературе, но и в общении с другими людьми. Знайте, если ребенок слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных среди сверстников. Помогите ему в этом.
*Деятельность. Предоставьте ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. Оформите специальное место (стенд), на котором он может демонстрировать свои работы. Не ругайте за беспорядок в его комнате или на его столе – может, он еще не закончил воплощение своих фантазий. Побуждайте ребенка заниматься всем тем, что способствует обогащению его опыта.
*Чтение. Большинство одаренных детей очень много читают. Для них не является таким уж необычным одновременное чтение нескольких книг. Однако множество интересующих их тем иногда мешает им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые в данный момент хватит времени и сил. Конечно, энергия и степень интереса у одаренных детей гораздо выше, чем у их обычных сверстников, но им не стоит замахиваться на то, что пока не под силу, чтобы избежать разочарования. Следите за последовательностью и избирательностью выбора книг ребенком, помогайте ему постепенно накапливать знания по какой-то теме или интересующей проблеме.
*Контроль. Заведите дневник и приучите ребенка ежедневно записывать все сделанные им дела, причем они должны быть классифицированы по двум основным направлениям: “Что я сегодня сделал хорошего для других? Для себя?” и “Что я сделал сегодня плохого для других? Для себя?”. Пусть каждый вечер в вашем присутствии ребенок производит самоотчет о своих делах и поступках и дает им принципиальную оценку. В дневнике полезно ввести и такую графу: “Что мне надо сделать завтра, на этой неделе, в этом месяце”. Известно, что плановость и последовательность – универсальные средства воспитания воли, целеустремленности и умения давать объективную самооценку сделанному. Приучив сегодня ребенка ежедневно принимать усилия для своего развития под вашим контролем, можете не сомневаться, что завтра он без труда будет делать это самостоятельно.
*Отдых. Просмотрев дневник за неделю, вы можете обнаружить, что ребенок перегружен уроками. Для спонтанных же занятий, для того чтобы просто помечтать, поразмышлять, времени почти не остается. А ведь это крайне важно для самопознания и будущей независимости. Если ребенок отказывается спать днем, не принуждайте его к этому: замените сон тихими играми, чтением, решением кроссвордов, прослушиванием сказки, раскрашиванием картинок и т. д. Для ребенка, который весь день “крутится на высоких оборотах”, такая смена деятельности – тоже отдых. Да и вам нужна передышка.
*Эмоции. Очень важно сохранять в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах. Постарайтесь создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих полетах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривайте, если он вдруг загрустил или потерял веру в свои возможности. Находите слова поддержки в его новых творческих начинаниях, избегайте критиковать первые опыты, какими бы неудачными они ни были. Отнеситесь к ним с вниманием – ведь он делает это не только для себя, но и для вас. Помните, что теплота и ласка, которыми окружен ребенок, лежат в основе привязанности к вам, поэтому не скупитесь на эти чувства.
Развивайте эмоциональную чувствительность ребенка, побуждая его отвечать на следующие вопросы:
– “Что ты сейчас чувствуешь?”
– “Как ты себе это представляешь?”
– “Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку (событию)?”
заключение хотелось бы предложить универсальное упражнение, предложенное известным исследователем Блумом. Оно поможет развить мышление вашего ребенка. Приведенная модель относится к весне, но может быть применима для любого времени года.
Цель – обнаружение изменений в природе, происходящих весной; формирование мыслительных навыков познания, анализ и синтез, сравнение и оценка.
Совершите с ребенком пешую прогулку. Назовите и покажите ему признаки весны – набухающие почки на кустах и деревьях, проросшие цветочные луковицы, появляющуюся молодую траву, тающий снег, пробивающиеся подснежники, выползающих насекомых. Возьмите с собой увеличительное стекло. Прислушайтесь к весенним звукам и щебетанию птиц. Запишите на магнитофон. Вдыхайте весенние запахи. Посадите семена растений в горшки (ящики) и понаблюдайте за их ростом. Обсудите перемены в одежде людей в весеннее время. Прочитайте рассказы и стихи, посвященные весенним изменениям. Просмотрите картинки по этой теме. Промаркируйте различные предметы, увиденные во время прогулки. Например: растения (деревья, трава, земляные цветы, мхи) – всего 4. Насекомые (муравьи, черви, пауки, мухи) – всего 4. Животные (птицы, кошки, собаки) – всего 3 и. д. Представьте, что произошло бы со всем перечисленным выше, если бы весна не наступила. Каким тогда будет лето? Опишите, что бы вы увидели, если были размером с муравья. Дома расскажите обо всем увиденном старшей сестренке (брату). Попробуйте изобразить это на бумаге. Раскрасьте рисунок. Сравните отмеченные изменения с признаками зимы. Объясните, почему происходит смена времен года, что движет этими явлениями.
Все это проделайте совместно с ребенком, обязательно предоставляя ему возможность проявить самостоятельность на каждом этапе упражнения.
Одним словом, развивайте его интересы, расширяйте кругозор и постоянно давайте стимул для раскрытия тайны непознанного и неизведанного. И не забывайте, что одаренные дети – прежде всего дети. Сделайте их счастливыми!
Александр Иванов
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи