СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
Специальная педагогика является одним из направ­лений общей педагогики. В нашей стране синонима­ми понятия «специальная педагогика» принято счи­тать такие понятия, как «коррекционная педагогика», или «дефектология». Однако термин «специальная педагогика» считается более предпочтительным, так как он принят в обращение в международной педаго­гической теории и практике. Таким образом, под спе­циальной педагогикой как наукой понимается обуче­ние и воспитание лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых получение обра­зования в обычных педагогических условиях невоз­можно. В отличие от зарубежных стран специальное образование в России охватывает образование боль­шей категории детей. В эту группу включают всех де­тей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе и группу одаренных детей. Но в действительно­сти педагогика одаренных детей - это достаточно узкая сфера педагогики, которая оказывает педагоги­ческую помощь вышеназванной категории детей толь­ко в определенный период развития. Кроме того, спе­циальная педагогика охватывает весь жизненный путь человека с ограниченными возможностями. Но боль­шинство зарубежных специалистов понимают под специальным образованием только сферу образова­ния лиц, отягощенных определенным нарушением психофизического развития. В ходе длительной прак­тики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями накапливалась совокупность знаний. В начале из-за отсутствия собственной педагогиче­ской терминологии использовалась общепринятая медицинская терминология. В качестве педагогиче­ских терминов стали употребляться слова, обозначаю­щие различные анатомо-физиологические отклоне­ния. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориаль­ного аппарата специальной педагогики. В связи с тем что современная специальная педагогика является составной частью педагогики, большее распростра­нение получила общепедагогическая терминология. Сейчас современная педагогика располагает соб­ственным понятийным аппаратом, терминологией, задачами, принципами, методами, средствами орга­низации процесса специального образования, кото­рые отражают ее специфику. Также существует груп­па понятий, которые обозначают тех, кому адресована специальная педагогика. В настоящий момент спе­циалисты в области специальной педагогики прово­дят глубокий научный анализ понятийно-категориаль­ного аппарата, которым располагает специальная педагогика. Для этого им необходимо переосмысле­ние следующего:

1) ряд новых явлений и фактов могут приходить в спе­циальную педагогику с обозначениями, получен­ными в других смежных со специальной педагоги­кой отраслях;

2) множество используемых сегодня понятий уже не вмещает новый опыт, накопленный с развитием специальной педагогики и смежных с ней отрас­лей, в связи с чем требуется смена терминов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.