Образование взрослых и демократия

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Если говорить о влиянии информатизации на различные сферы образования, то, очевидно, образование взрослых сегодня наиболее подвержено этому воздействию. Речь идет о том, что как в формальном, так, особенно, и в неформальном и информальном образовании используются средства массовой информации и сопутствующие им интерактивных технологий. Благодаря внедрению интерактивных технологий, взрослые получают реальную возможность участия в социальных процессах различного уровня от местного до федерального. В свою очередь, средства массовой информации, используя метод дистантного обучения, активно формируют тот тип потребителя, гражданина, члена семьи или избирателя, который отвечает интересам государства или группы, контролирующей данное СМИ.

На наш взгляд, информационные технологии за последнее десятилетие (по крайней мере, в России) существенно изменили саму проблему политического образования, которая традиционно составляла важную часть непрерывного образования. Если раньше проблема демократии и политическо-гражданского образования рассматривались в контексте участия или неучастия взрослого человека в жизни государства[98], то сейчас речь идет о формировании средствами образования определенного типа предсказуемого поведения в самых различных сферах: политике, экономике, семейно-досуговой. При этом, вряд ли стоит говорить о “манипуляции чьим-то сознанием”. Скорее, произошло качественное изменение характера взаимодействия субъектов политического образования, которое стало благодаря развитию информационных технологий диалогичным и многосторонним, а, следовательно, более демократичным.

Проблема образования взрослых и развития демократии сегодня имеет два измерения – неформальное и информальное, сознательное и бессознательное. Первое связано с различными программами гражданского образования, которые сориентированы на формирование и развитие у человека способности к компетентному участию в разработке, принятии и исполнении решений, касающихся его интересов и интересов соответствующей социальной группы. Политическая учеба взрослых, которая широко практиковалась в СССР, не смотря на ее массовость, была неэффективна прежде всего в силу ее схоластического характера и оторванности от непосредственных интересов отдельных людей и трудовых объединений. Сегодня к неформальному политическому и гражданскому образованию следует отнести: а) занятия в различных кружках, семинарах, лекториях историко-патриотической, краеведческой направленности; и б) участие в деятельности политических и общественных объединений или групп давления и поддержки.

Информальное гражданское образование реализуется, главным образом, средствами массовой информации с их неизбежными, как уже отмечалось, пристрастиями и зависимостью. В принципе, любая общественная деятельность становится очень хорошим учителем в вопросах политической грамотности. Демократическое общество невозможно без политически грамотного населения. Политическая грамотность –это компетентное отношение к идеологии и деятельности органов власти, необходимая предпосылка сознательного участия в деятельности различных политических движений и организаций. Она базируется на понимании социальной природы власти и требует развитых умения и навыков ведения общих дел и защиты общих интересов.

Демократизация общественной жизни имеет еще один важный аспект в отношении образования взрослых. Благодаря развитию информационных технологий доступными становятся все большие массивы знаний и базы данных. Возникает принципиально новый вид социального противодействия (противоречия), связанный с обучением и образованием. Можно указать, по крайней мере, три типичных ситуации такого противодействия[99]:

- Препятствование тому, чтобы другие люди приобрели нужные им знания, умения, навыки.

- Обучение других людей тому, что противоречит их желаниям, намерениям, интересам.

- Использование процесса и результатов успешного обучения других людей в целях, противоречащих их желаниям, намерениям и интересам.

Противодействие обучению других наиболее типично для современного состояния общества, поскольку именно удар по способности учиться, по процессам обучения и овладения новыми видами деятельности наиболее эффективен, чтобы сделать конкурента несостоятельным. Заметим, что рыночная идеология может способствовать возрождению средневековых традиций утаивания секретов профессионального мастерства.

Противодействие обучению может являться и частью государственной политики в отношении национальных языков, культуры, образа жизни малых народов.

Однако, в целом, общество на основании компромисса граждан и государства, законодательно и неформально ограничивает и предотвращает возможности трансляции социально опасного знания[100]. В современной ситуации речь идет уже об информационной безопасности, важными компонентами которой является система образования взрослых и подготовки кадров. Как отмечается в официальном документе, к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания[101].

С учетом сказанного, можно сделать предположение, что в ближайшее время в обществе будет происходить дальнейшая интенсификация информационных и образовательных процессов. Это обусловит вовлечение все большего числа субъектов в развитие диалогового информационно-образовательного пространства, структурированного по типу многообразия связанных между собою сот. Такая среда, безусловно, будет способствовать демократизации общественной жизни в стране в целом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.