ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ – СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика
Большое значение в новой модели школьного образования отводится широкому использованию компьютерных средств в учебновоспитательной работе с учащимися [1, 2]. Вместе с тем, важен не сам факт использования компьютерных средств на учебных занятиях, а реализация компетентностного подхода к обучению школьников посредством организации учителем разнообразных способов познавательной деятельности с применением компьютерных инструментов, определяющих усвоение учениками знаний, формирование умений, их личностное развитие [1, с. 37].
Таким образом, следует особо подчеркнуть, что информатизация школьного начального образования в первую очередь предполагает изменение педагогических условий обучения, воспитания и развития младших школьников, ориентацию на органичное использование информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов Интернет в образовательном пространстве начальной школы, переход на технологически-ориентированные методы обучения детей младшего школьного возраста.
Востребованностью педагогических кадров, способных осуществлять педагогическую работу с младшими школьниками, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения с применением компьютерного инструментария; обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям образовательного стандарта начальной ступени школьного образования определяется актуальность образовательных программ подготовки бакалавра по профилю «Информатика в начальном образовании», реализуемых на кафедре начального естественно-математического образования.
Профессиональная информационно-технологическая подготовка бакалавров, будущих специалистов в области информатизации начального образования, направлена на обеспечение образовательных
результатов, качественными характеристиками которых являются:

• профессионально-учебная автономность (устойчивая мотивация к выполнению профессиональной информационно-технологической деятельности и ее личностная значимость);
• интегративность (взаимосвязь информационно-технологических и педагогических знаний как теоретических, так и практических, которыми обладает студент);
• учебная эвристичность (способность обеспечить требуемый результат решения профессиональной информационно-технологической задачи1);
• операциональность (способность использовать информационнотехнологические знания на уровне социальной значимости);
• личностная имманентность выполнения профессиональной информационно-технологической деятельности (развитие индивидуального стиля решения профессиональных информационнотехнологических задач) [3, с. 41].
Организация обучения информационным технологиям этой категории специалистов предполагает приобретение знаний (теоретических и практических) в информационно-технологической сфере в интегративной связи с будущей профессиональной деятельностью учителя начальных классов. Практико-ориентированная направленность информационно-технологической подготовки реализуется посредством формирования образовательных программ, в которых в качестве единицы содержания выступает профессиональная информационно-технологическая задача учителя начальных классов, а также использования в процессе обучения технологии развития индивидуального стиля их решения (подробнее см. [3–5]).
Образовательные программы учебных дисциплин, в рамках которых осуществляется профессиональная информационно-технологическая подготовка, можно условно разделить на 4 группы. В содержание обучения дисциплин каждой группы включен определенный класс задач, которые в реальной практической деятельности





должен будет решать специалист в области информатизации начального образования (см. табл. 1).

Таблица 1. Формирование содержания практико-ориентированных образовательных программ ИТ подготовки специалистов в области информатизации начального образования

Груп- Учебные дисциплины Характеристика профессиональных ИТ-задач, включаемых в содержание обучения
1 Математика и информатика
(в рамках учебного модуля, который завершает тематический раздел «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности») Задач, связанные с профессиональным становлением на основе развития компетентности в технологической сфере
2 Современные подходы к организации школьного информационного пространства Информационные системы Задачи, связанные с повышением
эффективности и качества профессиональной деятельности (задачи организационного, административного, коммуникационного, гностического характера), определяемые информационно-технологической деятельностью в рамках школьного информационного пространства
3 Информационные и коммуникационные технологии в начальном образовании Психофизиологические основы освоения ребенком компьютера Задачи, связанные с организацией
образовательного процесса на основе использования компьютерных ресурсов, ориентированного на достижение образовательных результатов начальной ступени школьного образования
4 Теоретические основы информатики
Программирование
Основы микроэлектроники и архитектура компьютера Компьютерное моделирование Практикум по решению задач на ЭВМ Задачи, связанные с обучением
младших школьников информационным технологиям

Для достижения обозначенных выше результатов обучения особое значение имеет самостоятельная учебная работа студентов. Для ее организации разработаны учебно-методические комплекты, включающие в себя текстовые и электронные материалы.
Так, инновированный к началу 2008/09 уч. г., комплект учебнометодических материалов для организации практических занятий дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в начальном образовании», содержит такие тематические разделы:
• «Формирование учебно-методического комплекса программнопедагогических средств для младших школьников»
• «Проведение учебных занятий с использованием компьютерного инструментария»
• «Применение Интернет-ресурсов в учебной работе с младшими школьниками».
Выполняя задания раздела «Формирование учебно-методического комплекса программно-педагогических средств для младших школьников», студенты должны не только освоить технологические приемы работы с различными электронными образовательными ресурсами, которые в настоящее время реально используются в начальной школе для педагогической работы с детьми, но и научиться определять тип и дидактические функции электронного образовательного ресурса; овладеть вариативными методиками1 проведения дидактического анализа программно-педагогических средств. Приведем пример учебного задания этого тематического раздела.
Задание. Сформируйте персональный УМК (учебно-методический комплекс) электронных материалов для организации учебной работы детей на базе компьютерного класса.
1. Составьте список типов программных продуктов с указанием их дидактических функций, на основе которого может быть сформирован персональный УМК.
2. Опишите УМК, позволяющий организовать работу, направленную на развитие познавательной активности детей при обучении естествознанию; составьте каталог программных продуктов и электронных материалов, включаемых в УМК.
3. Заполните методические карточки на программные продукты и
электронные материалы УМК по всем позициям: технические требования, описание методматериала, описание форм работы учащихся с программным продуктом.
4. Сформулируйте и запишите вопросы, которые вы будете решать с коллегами по работе для организации обучения младших школьников на базе компьютерного класса.
Учебные задания для самостоятельной работы студентов раздела
«Проведение учебных занятий с использованием компьютерного инструментария» приоритетно ориентированы на формирование у студентов умений подготовить электронный материал к уроку с учетом специфических качественных характеристик, которыми должны обладать электронные ресурсы для проведения таких видов работы, как проблемная беседа с младшими школьниками, виртуальная экскурсия, организация контроля и самоконтроля знаний учащихся и др.
Кейс учебных материалов, помимо текста заданий, которые должны выполнить студенты, и коллекций мультимедиа объектов для их выполнения (графический изображений, фотографий, музыкальных и видео фрагментов, анимаций и др.), включает в себя инструкции для освоения функциональных возможностей различных инструментальных сред, позволяющих учителю подготовиться к уроку; примеры электронных ресурсов; разработки уроков, проводимых с использованием электронных ресурсов. Ниже приведен пример задания этого тематического раздела:
Задание. Экскурсия – один из видов учебной работы, который необходимо использовать при проведении занятий с младшими школьниками. Учебные экскурсии способствуют познавательному, нравственному, эстетическому развитию ребенка, более глубокому усвоению знаний. Сегодня для проведения учебных экскурсий могут использоваться и компьютерные средства – учебные виртуальные экскурсии, предполагающие просмотр учащимися рисунков, фотографий, видеофрагментов, который сопровождается закадровым дикторским текстом.

Подготовьте виртуальную экскурсию для младших школьников, используя материал электронных учебных пособий школьного банка программно-педагогических средств1, по одной из тем:
• Животный мир водоемов
• Растительный и животный мир смешанного леса
• Растительный и животный мир болот.
Советы:
• Ознакомьтесь со сценарием проведения виртуальной экскурсии
«Дарвинский заповедник» (см. «Материалы к занятию» – Сценарий экскурсии в Дарвинский заповедник).
• Ознакомьтесь с одной из виртуальных экскурсий в смешанный лес, на пруд или болото электронного ресурса «1С: Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. 6 класс»: Животный мир водоемов; Растения верхового болота; Экосистема смешанного леса.
Учебные материалы содержательного раздела «Применение Интернет-ресурсов в учебной работе с младшими школьниками», учитывая современную тенденцию использования телекоммуникационных технологий и дистанционных ресурсов в учебно-воспитательной работе с учащимися2 [2], в первую очередь направлены на осознание студентами изменений в условиях обучения, воспитания и развития младших школьников, связанных с применением дистанционных ресурсов, а также на овладение студентами практическими умениями, определяющими педагогически грамотное использование компьютерных технологий и ресурсов для решения вариативных учебновоспитательных задач начальной школы.
Учебные задания этого содержательного раздела предполагают знакомство студентов с контентом электронных учебно-методических материалов для начальной школы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования1; с видами образовательных Интенет-ресурсов, которые могут быть использованы в педагогической работе с детьми младшего школьного возраста (Электронные библиотеки литературных произведений для детей; Электронные периодические издания, в частности, электронные версии детских литературных журналов; Электронные коллекции демонстрационных и иллюстративных материалов, музыкальных произведений, видеофильмов; Дистанционные олимпиады, конкурсы и проекты для младших школьников), с приемами организации работы с младшими школьниками с применением дистанционных ресурсов.
Пример учебного задания содержательного раздела «Применение
Интернет-ресурсов в учебной работе с младшими школьниками»:
Учителю начальной школы важно так организовать учебную работу ребенка в школе и дома, чтобы она способствовала познавательному и творческому развитию ребенка, расширению его кругозора. Для этого он может использовать и ресурсы Интернета. Например, организовать совместную работу ребенка и родителей по посещению сайтов с информацией, которая интересна конкретному ребенку и др.
Вы работаете учителем 4-го класса. Учителя параллели 4-х классов решили провести конкурс знатоков детской литературы. Основная цель конкурса – развитие у детей интереса к чтению. Вы решили использовать ресурсы Интернета при подготовке детей к олимпиаде организовать индивидуальную работу некоторых учеников, направленную на приобретение знаний о жизни и творчестве знаменитых писателей.
Про своих учеников вы знаете, что Иванов очень подвижный ребенок и не любит читать, а Петров любит книги, но не может много читать из-за плохого зрения. Эти дети имеют дома компьютеры, и их родители согласны помочь вам в организации индивидуальной работы с детьми.


Задание
1. Составьте памятку информационных ресурсов Интернета, которые могут использоваться для работы с детьми при подготовке к олимпиаде. Заполните таблицу.

Педагогическая задача
Название и электронный адрес ресурса
Развитие познавательных интересов младших школьников
Индивидуальный подход к процессу обучения каждого конкретного ребенка

2. Составьте рекомендации для родителей по организации индивидуальной работы с детьми.
Представленный в статье подход к реализации профессиональной информационно-технологической подготовки будущих специалистов в области информатизации начального образования отвечает современному социальному запросу объективной потребности развивающейся начальной школы в учителе, обладающему информационно-технологической компетентностью, и способствует обеспечению целостной опережающей подготовки учителя начальных классов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Библиографические ссылки
1. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. –
М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2008.
2. Приложение к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 8 мая
2008 г. № 03-946. Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики».
– М. 2008.
3. Мылова И.Б. Методическая система обучения информационным технологиям учителей начальных классов. ? СПб.: Дидактика Плюс. 2007.
4. Мылова И.Б. Информационно-технологическая подготовка учителя начальных классов. ? СПб.: Дидактика Плюс. 2007.
5. Мылова И.Б. Обучение информационным технологиям учителей начальных классов // Герценовские чтения. – СПб.: САГА. 2007.
6. Баранова Е.В., Елизарова И.К., Мылова И.Б., Челак Е.Н., Штельмах Е.Д. Оценка качества цифровых изданий образовательной направленности: методическое пособие. / под ред. И.Б. Мыловой. ? СПб.: СПбАППО. 2006.
7. Педагогическая среда с применением компьютерных средств : Методические рекомендации. / Под ред. И.Б. Мыловой. – СПб.: СПбАППО. 2007.


Источник: И. Б. Мылова (г. Санкт-Петербург)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.