Высшее специальное профессиональное образование в условиях перехода на двухуровневую систему

Наука » Педагогика
Переход Российского высшего профессионального образования, в том числе, в области подготовки дефектологов на двухуровневую систему обусловлен, несомненно, как требованиями времени, так и необходимостью принятия активного участия в экономике, промышленности, культуре, искусстве, науке Европейского союза.
Россия имеет вековой опыт подготовки специалистов – дефектологов и университетскую классическую систему высшего образования. Универсальность данной системы определяется, в первую очередь, удобством организации, управления и контроля за качеством (что всегда являлось приоритетным в образовании), единством и комплексностью планов и стандартов, прозрачностью вузовского процесса.
Классической система является, прежде всего, благодаря университетской традиции формировать при подготовке специалистов не только профессиональные знания и умения, но, в первую очередь, практические навыки профессии, готовя специалиста, умеющего размышлять, анализировать, владеющего навыками исследовательской деятельности, способного обучить ребенка, передать опыт коллеге.
Изменения в государственной образовательной политике сделали более доступным получение высшего профессионального образования, в том числе, в области специальной педагогики и психологии, создав большие возможности для охвата все увеличивающегося контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья и снизив при этом качество образования специалиста – дефектолога.
Кроме того, настало время согласиться, что приобретение «узкой» специальности снижает возможность получения должности, следовательно, подталкивая молодого специалиста к трудоустройству на смежные профессии с потерей квалификации и более низкой тарификацией.
Совместное заявление европейских министров образования (Болонское соглашение) заставляет пересмотреть позиции отечественных чиновников с точки зрения конкурентоспособности российской системы высшего профессионального образования.
Страны участники Болонского соглашения активно анализируют основные положения и дескрипторы системы, как по организации самого процесса, так и по присуждению квалификаций разного цикла.
Сегодня нам предстоит решить – приобретаем ли мы готовые положения и дескрипторы, или принимаем активное участие в их разработке, влияя на построение единого общеевропейского пространства нашей экстраординарной культурой и научными традициями.
Удостоверяя поддержку общим принципам, указанным в Болонской декларации, мы обязаны координировать нашу образовательную политику для сохранения национальной системы образования и университетской автономии.
В частности, в системе высшего дефектологического образования должна предусматриваться разработка и реализация профилей подготовки по всем ныне существующим специальностям коррекционной педагогики и специальной психологии.
Примерный образовательный стандарт и учебный план позволят варьировать дисциплины специальной подготовки через региональный и вузовский компоненты, а также курсы по выбору.

Большее значение в новом стандарте придается самостоятельной работе, тьюторству и индивидуальному сопровождению студентов, что, несомненно, позволит выделить одаренных, талантливых, усердных студентов для продолжения образования на следующем цикле. Однако интересно представить, как будет аргументироваться выбор программы и тьютора, не выпадут ли отдельные дисциплины из учебного плана навсегда ввиду их невостребованности?
Необходимо понять, какие возможности предоставляет «новое» образование студенту, в чем состоит преимущество и эффективность болонской системы для специального педагога и психолога?
Прежде всего, происходит разделение профессиональных и академических курсов подготовки, сообщается мобильность образовательному процессу, совершается его конкурентоспособность, гибкость, что приведет к возможности широкого применения специальным педагогом полученных знаний, сделает логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога так называемым «универсальным» дефектологом.
С другой стороны, распределение дисциплин существующего Учебного плана не позволяет отнести подготовку дефектолога в направление «Бакалавр педагогики» и определяет логику организации направления «Бакалавр специального образования» (М.И. Никитина), что предполагает создание профилей подготовки, как по коррекционной педагогике, так и по специальной психологии, определив возможность выбора индивидуальных программ логикой профессиональной подготовки.
Новый закон предписывает переход на двухуровневую систему не позднее 2009 года, таким образом, ограничив возможности многих вузов, так как для лицензирования и аккредитации магистерских программ, например, требуется выпустить курс бакалавров дневной
формы обучения. Кроме того, существует требование, по которому аккредитация магистерских программ проводится в том высшем учебном заведении, где есть аспирантура соответствующего профиля. Другими словами, в настоящих условиях многие Вузы остаются не в университетском секторе, так как только университетский сектор дает академическую степень.
В этой связи целесообразным представляется предложить для системы специального образования сохранение подготовки специалиста (учитель – логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, специальный психолог, олигофренопедагог, педагог – дефектолог) наряду с организацией направления «Бакалавр специального образования» по ряду профилей («Обучение и воспитание лиц с нарушением слуха», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», «Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта, зрения, речи» «Психолого-педагогическое сопровожде
ние детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» и др.).
Разделение специалитета и бакалавриата предоставит вузам возможность сохранения контингента студентов и последующего
перевода их в другой вуз для продолжения образования на следующих ступенях. При этом одни факультеты продолжат подготовку специалистов – практиков, другие будут присваивать академическую степень, готовя научные кадры для университетского сектора.
Тем не менее, изучение и анализ документов Болонской декларации позволяет выделить наиболее очевидные проблемы, возникающие в процессе подготовки дефектологов по новой, общеевропейской системе:
• разделение академических и профессиональных курсов приведет к разрыву теории и практики, что недопустимо при подготовке дефектолога, как и при подготовке врача;
• конкурентоспособность академической степени сделает подготовку редчайшего специалиста – дефектолога подготовкой «усредненного» бакалавра;
• продуктивное участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общественно полезном труде и приобретении профессии достигается скрупулезным каждодневным коррекционным воздействием. Подготовка бакалавра педагогики не предусматривает активной практической деятельности студента, обедняет практические навыки выпускника, что создаст дефицит профессии на рынках труда уже через несколько лет после первых выпусков;
• ведущие университеты Европы и Америки, наряду с подготовкой бакалавра педагогики (как учителя специальной коррекционной школы, обязанного кроме академической степени, овладеть предметом школьного цикла специальной школы и методикой его преподавания) осуществляют подготовку учителя – логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога и т. д.;
• укрупнение специальностей в направление «педагогика» приведет к уничтожению профильных кафедр, к растворению редчайших специалистов в общепедагогической теории и практике, к слиянию факультетов;
• гибкость, достигаемая посредством кредитной системы, приведет к бесконтрольности и невозможности сопровождения студента, к отчислениям ввиду «ненакапливаемости» кредитов, к уменьшению контингента учащихся, к резкому увеличению стоимости университетского образования. Накопительная и перезачетная кредитная система сделает невозможным единое Приложение к диплому, сведя, таким образом, на нет все проекты обеспечения качества образования, единые европейские стандарты и сравнимость квалификации по всей Европе.

На совещании в Берлине 19 сентября 2003, Бергене 20 сентября 2005, Лондоне в мае 2007 года, в Коммюнике Конференции европейских министров высшего образования (третья часть которых получали высшее образование в Советском Союзе) говорится, что в соответствии с принципами университетской автономии ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.
В системе квалификаций для европейского пространства высшего образования должны быть указаны различия в возможности трудоустройства выпускников, имеющих степени, полученные как после первого, так и после второго и третьего циклов.
Степень должна определять общее направление и род занятий, а система квалификации должна учитывать все разнообразие индивидуальных потребностей, академических успехов и спроса на рынке труда.
Министры, участвующие в Конференциях подчеркивают, что сильный вуз может внести и вносит огромный вклад в экономическое и общественное развитие, а значит, способен и должен обладать полномочиями для принятия решений, касающихся их внутренней организации, управления и содержания интегрированных образовательных программ.

Источник: Л. М. Кобрина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.