Непрерывное профессиональное образование как условие инновационного развития общества

Наука » Педагогика
1. На протяжении нескольких тысячелетий непрерывное образование развивалось как персонифицированная неинституциональная форма самообразования, и только в середине текущего столетия оно «шагнуло» из области индивидуальной потребности в область общественной потребности. За более чем полувековой период своего развития оно не только оказало влияние на многие стороны общественной жизни, но само стало неотъемлемой его частью, что нашло отражение в следующем:
• во-первых, непрерывное образование, получив общественное развитие во второй половине прошлого столетия, уже на рубеже веков обрело контуры глобального процесса, что позволяет нам рассматривать этот процесс как существенный социальный факт всемирного значения;
• во-вторых, во всём мире, в том числе в Дании, Германии, России, США, Франции и других странах, философами, социологами, педагогами, психологами, экономистами и представителями других отраслей научного знания опубликовано большое количество теоретических и эмпирических работ по этой проблематике, что само по себе уже является существенным научным фактом;
• в-третьих, в странах с развитой экономикой и социальной инфраструктурой сложились свои национальные системы непрерывного образования, получив отражение в нормах образовательного права, что следует рассматривать применительно к этим странам и мировому сообществу в целом как существенный юридический факт;
• в-четвёртых, ЮНЕСКО на протяжении последних десятилетий последовательно поддерживает идею и практику национальных усилий в области непрерывного образования, рассматривает это социальное явления и процесс в качестве важнейшего направления по преодолению экономической отсталости и бедности, достижению всеобщей грамотности, культурного и гуманитарного развития во всём мире и в первую очередь в странах «Третьего мира» и в странах с «переходной экономикой», что позволяет рассматривать непрерывное образование как существенный факт международного развития.
Глобальный, всемирный характер социально-экономического процесса, получившего название «образование через всю жизнь», постепенно выходит за пределы сферы образования, становится частью общественного сознания. Очевидно, что человечество столкнулось с новой формой деятельности, которая по мере своего развития и в силу фактора «сжатия времени», что наглядно проявляется в ужесточении конкуренции на всех уровнях деятельности
(от конкуренции между индивидами до масштабов государств, национальных и транснациональных корпораций), приобретает всё более глобальный характер. Содержанием этой деятельности является не только ускорение процесса преобразования научной информации в новый информационный продукт, предназначенный для обучения, но и изменение некоторых социальных установок человека в части его отношения к образованию.
Изложенное в этой части статьи позволяет сделать вывод: новая модель образования, ориентированная на «пожизненное обучение», ненавязчиво вытесняет традиционное образование из образовательного пространства. И мировое сообщество, и основная часть социального слоя профессионалов, исходя из внутренней потребности или в силу внешних обстоятельств, уже в ближайшие 10–
15 лет примут эту новую организационную модель образовательного процесса как безальтернативную.
2. В мировой образовательной системе промышленно развитых стран отчётливо наблюдаются два взаимосвязанных социальных процесса:
• во-первых, формирование институциональной системы непрерывного профессионального образования, способной к инновационной самоорганизации в силу присущего ей характера синергетического развития;
• во-вторых, формирующаяся инновационная способность части населения к постоянному восприятию нового знания и непрерывной инновационной деятельности, что в целом характеризует определённый уровень инновационного потенциала нации – важнейшего стратегического ресурса государства и общества.
Интеллектуализация экономической среды, инновационное предпринимательство, степень овладения информационными ресурсами и практическое овладение технологиями нового поколения
являются сегодня необходимыми условиями существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики, а инновационная способность нации выступает в качестве важнейшей характеристики самого общества. Инновационный потенциал нации является производным от инновационной способности нации, в формировании которой ведущим фактором признаётся непрерывное образование и в первую очередь, непрерывное профессиональное образование. Постоянное поддержание необходимого и достаточного уровня образовательного знания трудоспособного населения может обеспечить только государственная или государственно-корпоративная система непрерывного профессионального образования. Следовательно, эта система должна быть по своему содержанию инновационной.
Наш следующий вывод, который следует из изложенного в этой части статьи, сводится к следующему: в инновационном развитии общества приоритет должен быть отдан системе образования, опирающейся на принципы непрерывного образования с последующим переходом к тотальному охвату работающего населения непрерывным образованием. Эта социальная характеристика общества показывает не только способность нации добиваться успехов на конкурентных направлениях научно-технического и социального прогресса, но и способность государства и общества к эффективной верификации.
3. Формирование инновационного мышления должно начаться в раннем детстве, продолжено в школе и в учреждениях профессионального образования. Однако первичное профессиональное образование – не конечная остановка на пути формирования и развития инновационного мышления: на протяжении всего трудового пути человека институциональные и неинституциональные формы непрерывного образования должны поддерживать и развивать его способность к творческой самореализации в труде. В контексте изложенного можно выделить два неодинаковых по продолжительности, но одинаково важных для интересов гражданина и общества и государства этапа в непрерывном профессиональном образовании: дотрудовой этап (получение первичного профессионального образования) и этап трудовой деятельности. На первом этапе в основном формируется инновационное мышление человека, на втором – идёт процесс его непрерывного развития.
Что касается первого этапа непрерывного образования, то на протяжении нескольких веков сложилась не только его организационная схема (школа – начальное профессиональное образование – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование), но и его педагогическая многоуровневая
система. С определённой мерой условности можно даже констатировать, что дотрудовой этап профессионального образования во всех странах имеет больше общего, нежели различного. Более того, во всём мире на протяжении последних пятидесяти лет в развитии образовательных систем отмечаются процессы конвергенции.
Однако новые задачи для этого этапа образования выдвигаются в связи с переходом стран, в том числе и России, к инновационной стадии развития. И эти задачи связаны, в первую очередь, с насыщением каждого из уровней дотрудового этапа образования педагогическими методиками, программами, технологиями, формирующими у учащихся инновационное мышление. Ибо ошибочно думать, что достаточно «влить» в образование, экономическую сферу
производства и науки крупные финансовые инвестиции и будет обеспечен переход к инновационному развитию. Финансы – необходимое, но недостаточное условие перехода к инновационному развитию. Творцы, создатели инноваций – люди. Но не все рождаются Кулибиными, Эдисонами и Калашниковыми, и у этих 99,9 % населения необходимо развивать инновационное мышление. А начинать это следует уже в начальной школе, а лучше – в дошкольном возрасте. Для этого нужны новые дидактические методики, дидактические игры, но главное – необходимо воспитать новое поколение педагогов, которое будет способно научить дошкольников и школьников инновационному мышлению. Каждый предмет – физика, литература, химия, рисование и т. д. – должен раскрыть ученику свой мир творческого поиска. Задача вузов – сформировать целенаправленное предметное инновационное мышление в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Сложнее обстоят дела с организацией непрерывного образования в рамках второго этапа профессионального образования – этапа трудовой деятельности. Лишь в отдельных отраслях российской экономики сложилась устойчивая ведомственная система непрерывного образования, например, в атомной энергетике или гражданской авиации, но в абсолютном большинстве отраслей непрерывное системное обучение отсутствует. Рыночная экономика пока не создала отраслевую систему непрерывного образования для работающей части населения, хотя нельзя отрицать, что и в государственных, и в коммерческих организациях многие работники время от времени несистемно повышают свой профессиональный уровень. Мы глубоко убеждены, что экономический механизм саморегуляции рыночной экономики не в состоянии создать такую систему (по крайней мере, в ближайшие 20–25 лет) без организационно-правовой и экономической помощи со стороны государства. А отсутствие отраслевой системы непрерывного образования крайне разрушительно влияет на поддержание и развитие инновационного мышления, следовательно, и инновационной деятельности работающей части населения, что неизбежно обусловливает научно-техническое и экономическое отставание страны.
Вывод, который напрашивается сам собой: для того, чтобы обеспечить стране необходимый и достаточный уровень инновационного развития, необходимо создать государственнокорпоративную систему непрерывного образования, вектор, которой будет направлен не только на повышение профессионализма и компетентности, но и на развитие инновационного мышления работающих.
4. Объективная потребность создания на государственном уровне отраслевой системы непрерывного образования ещё не означает, что государство готово к такому шагу, ибо такой переход требует сложнейшей организационной перестройки существующей системы образования и огромных инвестиций в «человеческий капитал». По нашим подсчётам, для создания и поддержания на нормативном уровне государственно-корпоративной системы непрерывного профессионального образования потребуется 20–25-кратное увеличение той части государственного бюджета, которая ныне отводится на образование. Какова численность работающего населения страны (или доля от этой численности) ежегодно должна быть включена в систему непрерывного профессионального образования? Наверное, на этот вопрос никто достаточно обстоятельно ответить не сможет. Даже если исходить из крайне низкого показателя численности – пятипроцентного охвата непрерывным профессиональным
образованием работающего населения, то и тогда это составит около 3,5 млн чел. Очевидно, что государство не располагает достаточным (рассчитанным по нормативам) дополнительным количеством учебных мест и учебных площадей, как и необходимым дополнительным числом профессорско-преподавательского корпуса. К сожалению, отсутствуют пока необходимые для перехода к системе непрерывного профессионального образования такие данные социальной статистики или специальных исследований в масштабе регионов и страны, как: перечень профессий (специальностей) и количественные данные о потребности в повышении квалификации в разрезе профессий и отраслей экономики и социальной сферы; нормативные рекомендации об обязательной периодичности повышения квалификации для работников различных специальностей отраслей экономики и социальной сферы; удельные затраты на непрерывное профессиональное образование в разрезе специальностей и т. д. Создаётся впечатление, что проблемы непрерывного образования не получили пока активной государственной поддержки. И это видно хотя бы из того факта, что в действующем Законе РФ «Об образовании» термин «непрерывное образование» отсутствует.
Но существует и другая сторона этой проблемы, которая требует своего решения: готово ли населения к обучению на протяжении всей жизни? Вопрос не риторический. Тысячи статей написаны о необходимости и пользе образования на протяжении всей жизни, но никто ещё в нашей стране не обратился к миллионам граждан с тремя простыми вопросами: «Хотите ли Вы учиться на протяжении всей жизни?», «Готовы ли Вы учиться на протяжении всей жизни?» и «Требует ли Ваша профессиональная деятельность постоянного обновления знаний?». Приходится констатировать, что масштабных исследований в контексте поставленных вопросов не проводилось. Таким образом, проблема готовности населения к пожизненному
обучению в определённой мере корреспондируется с переходом страны к инновационному развитию.
Вывод, который мы хотели бы сделать по этой части статьи: во-первых, переходу к системе отраслевого непрерывного образования должны предшествовать специальные исследования, проведение которых государство должно взять на себя; во-вторых, необходимо создавать регионально-отраслевую инфраструктуру непрерывного профессионального образования, которая должна иметь обособленный статус в системе образования; в-третьих, создание государственно-корпоративной системы отраслевого непрерывного образования – одна из приоритетных и стратегических задач государства в области образования, которая имеет не только самостоятельное социально-экономическое значение, но является и
важнейшим условием перехода государства и общества к инновационной модели своего развития.

Таким образом, только создав государственно-корпоративную систему непрерывного профессионального образования, можно обеспечить реальный переход общества в целом к инновационному развитию.

Источник: Н. А. Лобанов
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.