Тобольская Мариинская женская школа (1854–1913) как центр элитного женского образования в Сибири

Наука » Педагогика
В последнее время гуманитарные науки ориентированы на исследование взаимодействия и взаимовлияния человека и общества, людей между собой. Но это взаимодействие изменчиво, преходяще. Поэтому так важно обращаться к историческим источникам как к средству не просто познания фактов, а расширения возможностей преодоления рамок пространства и времени во взаимодействии с людьми, с культурой других эпох. Архивные документы, отражая реальность своего времени, позволяют получить разнообразные сведения об организации учебного и воспитательного процессов, о быте учеников и учителей, о духовной жизни школ и их месте в культурной жизни в образовательной системе того или иного времени.
Документы Тобольской Мариинской женской школы собраны в фонде 165 Государственного архива в городе Тобольске (ГБУТО ГА). 418 дел охватывают период с 1862 по 1919 гг. Наиболее информативными
являются «Материалы об истории Тобольской Мариинской женской школы. Историческая записка 1854–1877 гг.»[4], «Дневник Тобольской Мариинской женской школы» [2] и протоколы заседаний педагогической конференции и попечительного совета.
В культурном отношении город Тобольск в XIX в. занимал позиции одного из ведущих культурных и духовных центров Западной Сибири, сформировавшегося раньше, чем в других сибирских городах. В то время как в Томске еще в 1852 г. продолжали обращать внимание на «несочувствие к образованию и неподвижность городского населения», в Тобольске уже «подобное не имело места» [3, с. 67]. Так, в 1743 г. на
базе архиерейской школы была открыта Тобольская духовная семинария, а в 1810 г. из главного народного училища образована Тобольская мужская гимназия, известная именами декабриста Г. С. Батенькова, поэта и педагога П. П. Ершова, учёного и общественного деятеля
Д. И. Менделеева.
Однако женское образование в Тобольской губернии до середины
XIX в. не имело должного развития. «До 1851 года ни в Тобольске, ни в других городах Западной Сибири не было женского учебного заведения, и ни из чего не видно, чтобы в административной сфере или в среде местного общества возникала мысль о необходимости учредить такое заведение» [4, л. 19]. Первым обратил внимание на такой важный недостаток ревизовавший Западную Сибирь член Государственного совета Н. Н. Анненков. Обратившись к тобольскому губернатору К. Ф. Энгельке (губернатор с 4 апреля 1845 г. По 4 марта 1852 г.), он поручил «составить проект заведения и заботиться об изыскании средств к его содержанию» [Там же].
Проект Положения о Тобольской Мариинской женской школе был составлен к 9 июня 1851 г. (этот первоначальный проект отличался от впоследствии принятых). Но собранная для открытия школы сумма была недостаточна: по подсчетам Тобольского купеческого общества капитал на содержание школы должен был составлять 7 500 руб. серебром. Под председательством тобольского губернатора Т. Ф. Прокофьева (губернатор с 4 марта 1852 г. По 16 марта 1854 г.) был учрежден Комитет об устройстве в Тобольске женской школы. По архивным данным в члены этого комитета избрали супругу бывшего председателя Тобольской казенной палаты М. В. Львову, директора училищ П. М. Чигиренцова, депутата от купечества Н. С. Пиленкова и депутата от мещан К. Н. Николаева. Известно также, что в состав комитета по учреждению первого в Тобольске общедоступного женского учебного заведения во
шёл декабрист А. М. Муравьёв. Сбор средств продолжался «иным путем и в иной среде». Так, А. В. Энгельке устраивала любительские спектакли и к концу июня 1851 г. собрала на покупку дома для женской школы
1 888 р. и 45 к. серебром. В октябре директор училищ П. М. Чигиренцов устроил в Омске два любительских спектакля и приобрел 520 р. Денежный вклад внесли декабристы А. М. Муравьёв, П. Н. Свистунов,
М. А. Фонвизин.
В 1851 г. в связи с отсутствием необходимых средств Главный совет женских учебных заведений признал возможным открыть лишь первое
отделение школы для дочерей лиц низшего сословия, тем более что
«весь капитал на содержание и учреждение школы пожертвован купеческим и мещанским сословиями» [4, л. 24]. Вместе с тем Главный совет согласился с мнением генерал-адъютанта Н. Н. Анненкова, что «если
предполагается учредить в Тобольске школу для девиц низших сословий, то тем полезнее было бы иметь там учебное заведение для девиц среднего состояния». Главный совет предложил генерал-губернатору
Западной Сибири изыскать «особые способы на содержание второго отделения школы из каких-либо местных источников» [Там же].
Открытие школы требовало большой подготовки, но в связи с
«большой необходимостью обучения девиц грамоте» 30 августа 1852 г.
было открыто Тобольское девичье училище. Число учениц в училище «в короткое время дошло до 100, а потом ежегодно бывало более 120». «В
этих новых рассадниках образования обучались девицы всех сословий безраздельно, что было допущено в видах распространения народного образования во всех слоях местного общества и на основании
Устава приходских училищ Ведомства Народного Просвещения» [6,
л. 30].
Когда удалось собрать 21 000 р., дело об учреждении школы вновь было внесено в Главный совет женских учебных заведений, 30 марта
1854 г. признавший возможным учредить в Тобольске школу для девиц,
которая «получает наименование Мариинской и состоит под ближайшим покровительством Государыни Цесаревны». 22 июля 1854 г. была открыта Мариинская школа. В ней было организовано два отделения: в первом отделении приходящих учениц 120, а во втором – 50. Было разрешено иметь в школе на полном содержании 10 девиц – круглых сирот из семей чиновников, купцов и духовных. В каждом отделении было два класса: низший и высший, с трехлетним курсом обучения в каждом. На первое отделение принимались девицы с 10 до 12 лет, в исключительных случаях – с 8 до 9 лет. На второе отделение в низший класс – с 10 до 12 лет, в высший – до 13 лет, чтобы по окончании учебного курса выпускницы были не моложе 16 лет. 30 августа 1855 г. второе отделение
Мариинской женской школы отнесено ко 2 разряду, а первое – к 3 разряду. При этом руководствовались правилами из Устава женских учебных заведений ведомства императрицы Марии (приготовление в первом

отделении школы дочерей купцов, чиновников и духовных для поступления во второе отделение). По данным энциклопедии Брокгазуа и Ефрона в конце XIX в. Тобольская Мариинская школа наряду с училищем св. Елены (в СПб.), Кубанским Мариинским женским училищем с пансионом в Екатеринодаре пользовалась правами институтов ведомства учреждений императрицы Марии [8, с. 244].
В перечне изучаемых дисциплин указаны: в первом отделении – чтение, чистописание, Закон Божий, начала арифметики, рукоделие, ремесло; во втором отделении – Закон Божий, русский язык, история, география России, арифметика, чистописание, рукоделие, домашнее хозяйство. Впоследствии были введены французский язык, всеобщая история и география, рисование и танцевание.
Для управления школой был учрежден под председательством губернатора Совет из попечительницы, директора училищ Тобольской губернии, доверенного лица от чиновников и депутата от купечества. Попечительница, избираемая из почетных в городе дам, «имела под особенным наблюдением нравственное и физическое воспитание детей». В зависимости от попечительницы состояли надзирательница и ее помощницы. Директор училищ заведовал учебной частью, а доверенное лицо от чиновников – хозяйственной частью. Совет был подчинен генерал-губернатору Западной Сибири, который мог обращаться в Главный
совет женских учебных заведений по делам, превышающим власть местного управления.
Школа содержалась на проценты с принадлежащего ей капитала
820 р., плюс оплата, взимаемая с учениц второго отделения по 12 р. в год с каждой, составляющая 600 р., а также 881 р. из процентов с общего запасного капитала женских учебных заведений; всего выделялось
2 301 р.
После двух лет успешной работы Совет Тобольской Мариинской женской школы, руководствуясь Высочайшим повелением об устройстве в губернских городах женских гимназий и Уставом женских учебных заведений, 12 апреля 1857 г. представил свои предложения в Главный совет. Эти предложения касались приближения курса обучения второго отделения к гимназическому, а первого отделения – к курсу уездных училищ. Предлагалось также, чтобы плата за право обучения на втором отделении была уменьшена до 5 р. в год, так как «прежняя оплата по 12 рублей была отяготительна для многих жителей Тобольска» [6, л. 9]. Совет предлагал принимать в заведение пансионерок из иногородних девиц «за самую умеренную плату по 75 рублей в год». Эти предложения были утверждены 5 ноября 1859 г. генерал-губернатором Западной Сибири А. Гасфордом.
В 1858 г. было решено открыть приют при Тобольской Мариинской женской школе за счет благотворительных пожертвований. В этот приют предполагалось принимать сирот для обучения в первом отделении

школы. Тобольский детский приют был открыт 1 июля 1858 г. Сначала он помещался во флигеле, выстроенном для первого отделения; затем занимал дом, арендованный у купца Брагина. В связи с тем, что покупка этого дома под приют не состоялась, был надстроен деревянный этаж на каменном одноэтажном флигеле школы. В 1863 г. приют отделился от Мариинской школы, был помещен в отдельном доме, а впоследствии переименован Александровский детский приют.
7 февраля 1860 г. во втором отделении были открыты три класса с двухгодичными курсами (высшим, средним и низшим). Вместе с разделением второго отделения на три класса местный Совет постановил производить общие выпуски девиц из школы по окончании курса в декабре, а приемы в январе. 11 апреля 1870 г. сроки экзаменов и выпуск
были перенесены с декабря на июнь.
Большое значение в Мариинской женской школе придавали музыкальному образованию как важной части художественно-эстетического образования, что было характерно для женского образования в дореволюционной России. В середине XIX – начале XX в. музыкальное образование в женских учебных заведениях получило значительное развитие:
увеличилось число воспитанниц, обучающихся музыке, расширилась база учебного процесса. В некоторых учебных заведениях были найдены интересные решения методических и организационных проблем обучения музыке. В женских гимназиях и училищах музыкальное образование осуществлялось на основе идей и установок, изложенных в «Наставлении для образования воспитанниц женских учебных заведений», а также в циркулярных предписаниях, инструкциях и методических материалах Мариинского ведомства [7, с. 68–69]. Сведения о наличии единой, утвержденной министерством программы отсутствуют. Давались лишь рекомендации попечителям учебных округов уделять внимание музыкальному образованию, чаще всего преподаватели музыки сами разрабатывали программу. Такая программа обычно включала «разучивание общеупотребительных молитв и школьных песен, сообщение элементарных сведений из нотной грамоты» [Там же].
Поскольку музыка или пение отсутствовали в перечне изучаемых дисциплин, основной формой работы была организация хора. В Тобольской Мариинской женской школе существовал общий ученический хор, без выступлений которого не обходилось ни одно знаменательное событие: хор пел на выпускных вечерах, на официальных встречах высокопоставленных гостей, на литературно-художественных праздниках. Особое внимание к хору было связано и с необходимостью его участия в богослужениях [5, с. 638]. В репертуаре хора были не столько песнопения церковных служб, сколько народные песни, произведения русских и зарубежных композиторов, в том числе и оперные. Нередко хор Мариинской школы объединялся с хором мужской гимназии для выступления на общих вечерах и городских мероприятиях. Объединенный хор исполнял

музыку, написанную для смешанного состава голосов, например, финал оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, хор поселян из оперы «Князь Игорь» А. Бородина [2, с. 10, 17, 24, 36, 44].
В учебном заведении осуществлялось индивидуальное обучение детей игре на музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре. Уроки для желающих проводились на платной основе, так как отсутствовали специальные помещения и было недостаточным количество инструментов. Как отмечает В. И. Адищев в работе «Музыка в женских институтах
России конца XIX – начала XX века», число учениц, занимавшихся «инструментальной музыкой», в большинстве средних учебных заведений России составляло 15–20 % от общего количества воспитанниц [1, с. 95]. Ученицы Тобольской Мариинской женской школы обучались игре на музыкальных инструментах не только в стенах учебных заведений, но и на дому. Содержание обучения было традиционным: играли гаммы, этюды, пьесы, ансамбли.
Обучение хоровому пению и музыке в Мариинской женской школе формировало навыки пения и игры на музыкальных инструментах, развивало художественный вкус, расширяло музыкальный кругозор учениц.
Учебный процесс регулярно корректировался попечительницами (обычно это были жены губернаторов): они тщательно изучали учебную документацию, ежемесячно посещали уроки, интересовались бытом учеников. Обязательным было присутствие попечительниц на всех вечерах, проводимых в школе. Попечительницы интересовались также жизнью учителей, условиями их работы. Труд учителей и служащих школы замечался и высоко оценивался городскими и губернскими властями.
Тобольская Мариинская женская школа играла большую роль в общественной, духовной жизни города. Торжественные вечера в школе проводились с участием жителей города. Так, 2 июля 1904 г. на юбилейном вечере в честь 50-летия школы присутствовало 300 почетных гостей из числа заслуженных людей города. Сохранившиеся архивные материалы подтверждают, что Тобольская Мариинская школа не жила изолированно. На праздничные вечера обычно приглашались учащиеся мужской гимназии и воспитанницы Епархиального женского училища.
Деятельностью Тобольской Мариинской школы и развитием образования в Тобольской губернии в целом интересовались не только губернские власти и местное общество, но и Главный совет учреждений императрицы Марии, собственная Его Величества канцелярия и представители царской семьи. Так, после пожара 3 сентября 1867 г., когда от здания второго отделения школы остались только обгорелые полуразрушенные стены, со всемилостивейшего соизволения государыни императрицы 4-е отделение Собственной Его Величества канцелярии ассигновало 3 тыс. р., 14 ноября 1870 г. было направлено на ремонт зданий
12 тыс. р., 11 декабря 1871 г. – 7 тыс. р. В 1875 г. последовало Всемилостивейшее соизволение императора и императрицы на повышение жалования учителям, надзирательнице, ее помощнице, классным дамам,

инспектору классов. В связи с этим прекратилось «прерывание преподавания из-за отсутствия безмездных учителей» [4, л. 16]. 24 июля 1868 г. Тобольская Мариинская женская школа была «осчастливлена посещением» его императорского высочества государя великого князя Владимира Александровича. В память об этом посещении при Тобольской Мариинской женской школе была учреждена стипендия имени великого князя Владимира Александровича. 1 июня 1873 г. Тобольскую Мариинскую женскую школу посетил его императорское высочество великий князь Александр Александрович.
Тобольская Мариинская женская школа вполне удовлетворяла учебно-воспитательным задачам того времени. Как свидетельствуют архивные источники, «по окончании полного курса наук из нее выходят девицы настолько образованные, что могут быть добрыми, умными матерями, а также разумными учительницами, которых значительнейшее число с успехом обучает во многих женских прогимназиях и сельских училищах Тобольской губернии» [Там же].
Роль Тобольской Мариинской женской школы в образовательном процессе в Западной Сибири была значительна, так как она долгое время оставалась единственным светским женским учебным заведением в Тобольской губернии. Другие женские учебные заведения в Тобольске, Туринске, Ялуторовске, Омске, Кургане, Березове существовали при церквях и монастырях. Обучение девиц в школах и училищах этого типа не отвечало потребностям времени в полной мере.
Успехи Тобольской Мариинской женской школы были замечены, и в связи с необходимостью создания женской гимназии в городе Тобольске
Мариинская женская школа 1 августа 1913 г. была преобразована в гимназию. Весной 1919 г. Тобольская Мариинская женская гимназия осуществила последний выпуск, после установления советской власти в Тобольске она была закрыта, на ее базе сформирована советская школа
№1.

Список литературы
1. Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX – начала XX века. Теория и практика образования: моногр. – М., 2001.
2. Дневник Тобольской Мариинской женской школы // ГБУТО ГА. Ф. 165. Оп. 1. Ед. хр. 151.
3. Куприянов А. И. Русский город в первой половине XIX века: Общественный быт и культура горожан Западной Сибири. – М., 1995.
4. Материалы об истории Тобольской Мариинской женской школы. Историческая записка 1854–1877 гг. // ГБУТО ГА. Ф. 165. Оп. 1. Ед.хр. 30.
5. Тобольские епархиальные ведомости. – 1907. – № 22.
6. Устав учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны // ГБУТО ГА. Ф. 165. Оп. 1. Ед. хр. 30.
7. Циркуляры по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1880–1905 гг. – СПб, 1906.
8. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 86 т. Т. 25. – СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1894. – С. 244–245.

Источник: С.И. Черноморченко, С.Л. Смыслова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.