Концептуальные направления функционирования и развития системы дополнительного профессионального образования в университете

Наука » Педагогика
Во втором десятилетии ХХ в. возможность получения дополнительного профессионального образования, связанного с обучением специалистов, систематическим повышением их квалификации и профессиональной переподготовкой, высоко ценится активной частью населения России. Выигрывает от профессионального развития и общество в целом, получая высоко квалифицированных работников и более высокую производительность общественного труда.
Ключевым моментом в управлении функционированием и развитием дополнительного профессионального образования (ДПО) является определение потребностей государства, предприятия, организации и личности в этой области. По существу, речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными компетенциями, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей, и такими знаниями, умениями и навыками, которыми он обладает в действительности.
Модернизация системы профессионального образования, проходящая в настоящее время, также существенно повышает роль и значение ДПО. Это обусловлено:
данными экспертной оценки Министерства образования и науки РФ, согласно которой в ближайшие 10 лет около 80 % используемых сегодня технологий устареет, а 80 % работников будет иметь образование, полученное более десяти лет назад, что потребует развития непрерывного образования – «образования через всю жизнь» [6];
- развитием российской экономики и ускорением научнотехнического прогресса в основных отраслях промышленности и инфраструктуры, сопровождающимся необходимостью обязательного повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров через каждые 3–5 лет;
насущной потребностью повышения квалификации и профессиональной переподготовки имеющихся и будущих бакалавров через систему ДПО в соответствии с запросами работодателей и требованиями, выдвигаемыми реальным бизнесом;
необходимостью существенного повышения уровня управленческих и профессиональных компетенций руководителей и специалистов высшего, среднего и начального звена.
Успешность решения задач функционирования и развития ДПО университета зависит от степени готовности педагогической системы вуза, опыта инновационной деятельности, эффективности управленческих воздействий на всех уровнях менеджмента ДПО в университете, а также от состояния, роли и места ДПО в образовательной среде региона и университета.
Система дополнительного образования Ленинградской области осуществляет свою деятельность в соответствии с реализацией образовательных программ десяти направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественноэстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической,
естественно-научной [1, с. 12].
На современном этапе развития ДПО актуальным становится развитие инновационной составляющей, направленной на реализацию современных государственных и региональных задач: развитие системы поддержки непрерывного образования взрослых, совершенствование преподавательского корпуса, изменение образовательной инфраструктуры, использование программно- и проектно-целевого подходов, разработка механизмов проектирования, оценки качества ДПО.
Анализ состояния системы ДПО Ленинградской области, перспектив ее дальнейшего развития на основе государственной политики в сфере образования позволяет определить задачи дальнейшего развития системы ДПО Ленинградской области, и проблемы, требующие в
связи с этим системного решения [1, с. 16]. Среди них: переход региональной системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, который диктует новые требования к условиям образовательной деятельности в системе ДПО, в том числе к организации образовательного процесса, к оснащению образовательных учреждений учебным оборудованием, профессиональной квалификации педагогических кадров, образовательным технологиям;
расширение форм организации ДПО и удовлетворение образовательных потребностей различных категорий граждан, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья;
повышение степени соответствия сети учреждений ДПО запросам рынка труда и бизнеса, повышение мобильности, гибкости и открытости системы дополнительного профессионального образования;
Решение этих задач обусловлено прежде всего развитием экономики Ленинградской области, необходимостью реализации регионального заказа рынка труда, повышением социальной эффективности образования взрослых людей.
В настоящее время в действующей системе ДПО университета функционирует Центр повышения квалификации, который предоставляет дополнительные платные образовательные услуги по программам профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации. Цель программ – подготовка руководителей дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждений; руководителей сферы организации местного самоуправления; квалифицированных преподавателей высшей школы и квалифицированных переводчиков.
Здесь успешно проходит обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (1500 час). С
2010 г. по этой программе обучается 25 студентов факультета иностранных языков и 15 студентов факультета естествознания географии и туризма.
В 2010–2011 учебном году разработаны и прошли лицензирование новые программы профессиональной переподготовки с вручением диплома о дополнительном (к высшему) образовании, с присвоением дополнительной квалификации: «преподаватель высшей школы» (1080 час), «менеджер образования (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений)» (1200 час),
«менеджер муниципальной службы и муниципального хозяйства» (1740 час).
Основные направления развития ДПО определены в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции
Российской Федерации; федеральных законах Российской Федерации
«Об образовании»; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О дополнительном образовании»; а также в следующих документах:
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. «Модернизация профессионального образования» от 9 сентября 2010 г. № ПР-2663;
рекомендации по разработке региональных комплексных программ развития профессионального образования, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации 23 декабря
2010 г.;
Долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011 – 2015 годы»;
Долгосрочная целевая программа «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011–2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июня 2011 г. № 182.
Исходя из анализа состояния, роли и места ДПО в образовательной среде региона и университета, на основе перечисленных законодательных актов и нормативных документов в университете разработана концепция развития ДПО.
Основываясь на миссии университета, которая состоит в том, что университет является центром образовательной, научной, культурной, просветительской и общественной деятельности Ленинградской области, обеспечивает доступность и качество высшего и среднего профессионального образования и способствует консолидации и конкурентоспособности региона в современном инновационном экономическом пространстве России, была определена цель концепции, которая заключается в создании единой системы ДПО университета как
координирующего учебно-методического, научно-исследовательского, консалтинго-экспериментального центра в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих кадров, специалистов региона, а также преподавателей и сотрудников университета и других учебных заведений общего и профессионального образования.
Теоретическим основанием концепции является разработанный Н.А. Селезневой подход дуального управления качеством высшего профессионального образования. В данном подходе системогенетический закон дуальности управления и организации преломляется через принцип дуальности управления качеством функционирования (консервативный момент) и качеством развития (инновационный момент) образовательных систем [5, с. 51].
Дополнительное профессиональное образование составляет неотъемлемую часть системы непрерывного университетского образо
вания взрослых: базовая профессиональная подготовка – повышение квалификации – профессиональная переподготовка – самообразование – общекультурное развитие личности специалиста. Следовательно, это позволяет выделить в управлении ДПО направления управления качеством функционирования систем (обеспечение качества) и направления управления качеством развития систем (улучшение качества — прогресс). Отсюда следует, что системе ДПО университета, как сложному социальному объекту, необходимо иметь два взаимодействующих канала управления: канал управления функционированием и канал управления развитием.
Обеспечение функционирования ДПО синтезируется из следующих составляющих [4, с. 18]: целеполагания (качество определения и обоснования целей); качества образовательных программ ДПО; качества преподавательского состава, задействованного в учебном процессе; мотивации и результативности обучаемых (на «входе» учебной программы ДПО – абитуриентов, на «выходе» – выпускников); средств образовательного процесса: материально-технической и экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, используемых учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.; образовательных технологий.
Все названные составляющие можно интерпретировать как обеспечивающие функционирование системы ДПО, однако необходимо, чтобы система не просто функционировала, а развивалась. Проведенный мониторинг функционирования и анализ его результатов позволил определить направления управления качеством развития ДПО в университете.
Приоритетное направление развития дополнительного профессионального образования в университете состоит в расширении и повышении качества сетевого взаимодействия как внутри университета
(межфакультетского, межкафедрального, связей с филиалами), так и вне его (с правительственными комитетами Ленинградской области, с образовательными учреждениями среднего и высшего образования и дополнительного профессионального образования Северо-Запада, с образовательными учреждениями г. Пушкина и др.).
Следующим направлением является расширение спектра и дифференциация программ профессионального дополнительного образования с учетом потребностей представителей различных социальных групп, расширение адресной направленности услуг дополнительного образования, обеспечивающей каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, в том числе по этапам профессиональной зрелости работника.
Кроме того, необходимо обновление содержания дополнительных профессиональных образовательных программ (интегрированных, комплексных) в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и на основе повышения их направленности на индивидуализацию образовательных маршрутов.
Также важным направлением является создание профессиональных образовательных программ дополнительного образования нового поколения, ориентированных на инновационные формы работы, отвечающие современным запросам потребителей образовательных услуг. В последнее время актуальность приобрела разработка дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение индивидуальных образовательных запросов представителей старшего возраста и пожилых людей;
Важным представляется снижение «информационного барьера» доступности дополнительного профессионального образования: повышение степени информированности населения региона о системе ДПО университета, о профессиях и должностях, перспективных с точки зрения трудоустройства на рынке труда Ленинградской области.
Современным направлением развития следует назвать изменение
механизмов финансового обеспечения программ ДПО на основе принципов многоканальности их финансирования и расширения прав и ответственности участников образовательного процесса. Для оплаты услуг ДПО необходимо использовать как бюджетные средства, так и иные источники, в том числе средства работодателей, самих граждан.
Организация дополнительного профессионального образования должна стать обязательным направлением организационнопедагогической деятельности каждого факультета и каждой кафедры университета и найти отражение в общих планах структурных подразделений и в индивидуальных планах преподавателей. Кафедра дополнительного профессионального образования должна функционировать как научно-методический центр, осуществляющий
координацию деятельности кафедр университета в плане содержания и технологий обучения слушателей, согласования учебно-программной документации, участия в её утверждении, консультирования по проблемам образования взрослых. Перспективным направлением является разработка и реализация межкафедральных учебных проектов по смежным профессиональным и общекультурным проблемам.
Качество дополнительного профессионального образования в значительной степени определяется способностью обучающихся взрослых к самоорганизации и саморазвитию, владению приемами тайм-менеджмента в условиях дефицита времени, мотивацией образования. Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития творчества в различных видах деятельности [2, с. 76]. В связи с этим необходимо развитие этих качеств в процессе изучения учебной дисциплины «Акмеология профессиональ
ной деятельности», которая в форме акмеологического модуля должна быть включена во все учебные программы ДПО. Преподавание по этому модулю осуществляют преподаватели кафедры ДПО, которые занимаются исследованием этой проблемы.
Эффективность инновационного развития системы образования обусловлена качеством управления процессами развития. В условиях непрерывной модернизации образования проблема качества управления становится приоритетной [3, с. 37]. В дополнительном профессиональном образовании университета повышение профессионализма управленческих кадров по программе «Менеджмент в образовании» должно занять ведущее место.
На современном этапе развития остро стоит проблема мониторинга качества дополнительного профессионального образования. Система современных требований к компетентности работника на рынке труда определяет новые критерии к выпускнику системы ДПО. Определить уровень подготовки обучаемых можно с помощью инновационной системы оценки качества, которая включает в себя различные
оценочные процедуры [3, с. 32]. Проведение контрольных процедур невозможно без мониторинговых исследований различных аспектов качества дополнительного профессионального образования.
При последовательной реализации концепции развития системы ДПО в университете можно ожидать достижение следующих результатов: повышение конкурентоспособности, мобильности, гибкости и открытости системы ДПО; конструирование нового, актуального и востребованного содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований; высокий уровень направленности образовательных программ на индивидуализацию, интеграцию и формирование профессиональных и личностных качеств слушателей, широкая адресная направленность услуг ДПО; расширение спектра образовательных программ, инновационных технологий, форм организации ДПО в условиях образовательного процесса в университете; активное привлечение в систему ДПО и закрепление в ней квалифицированных педагогических работников и практиков; высокое качество профессиональной подготовки выпускников системы дополнительного профессионального образования университета; и главное
– престижность получения дополнительного профессионального образования в университете.

Список литературы
1. Долгосрочная целевая программа «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011–2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июня 2011 г. – № 182. – 18 с.
2. Максимова В.Н. Акмеологический подход в педагогике: моногр. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 196 с.
3. Современный образовательный менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, И.А. Сиялова, О.П. Бурдакова. – СПб.; ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 204 с.
4. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
5. Селезнева Н.А. Системы качества высшего образования по направлениям и специальностям профессиональной подготовки в вузах как базовые объекты комплексного исследования и модернизации // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: материалы V междунар. науч.-метод. конф.: в 3 т. / под общ. ред. А. С. Вострикова. – Новосибирск, 2003. – Т. 1. с. 48–56.

Источник: А.М. Пырский
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.