КОНКУРЕНЦИЯ

Наука » Экономика
КОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться), 1) процесс сознательного соперничества между экономическими агентами за наиболее выгодные условия продажи или покупки на рынке. 2) Тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Различают два основных вида конкуренции - совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция характеризуется: а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара; б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя; в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него); г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка.

Для фирмы невозможность влиять на цену означает, что каждая дополнительная единица продукции, произведённая ею, реализуется по неизменной цене. На графике равновесия фирмы в долгосрочном периоде (рис. 1) это выражается в том, что кривая предельной выручки MR, совпадающая с кривой спроса D, принимает горизонтальное положение и касается кривой средних издержек АС в точке её минимума. В этой точке предельная выручка MR и средние издержки АС единицы продукции равны её цене Р, которая, в свою очередь, равна предельным издержкам МС. Это значит, что совершенная конкуренция принуждает фирмы минимизировать средние издержки и продавать свою продукцию по цене, соответствующей таким издержкам, поскольку фирма увеличивает выпуск до тех пор, пока цена превышает предельные издержки.

Совершенная конкуренция характеризует идеальный, нормативный тип рыночной структуры и поведения экономических агентов. В современной экономической теории сделана попытка конкретизировать характеристики конкуренции, определить, каковы те допустимые отклонения от параметров совершенной конкуренции, которые позволяют обеспечить приемлемый уровень эффективности рынка. С этой целью введено понятие "работающая конкуренция" (перевод с англ. workable competition; впервые использовано американским экономистом Дж. М. Кларком) и сформулированы её структурные, поведенческие и функциональные критерии. Так, в качестве основных структурных критериев чаще всего выделяют: наличие достаточно большого числа продавцов (во всяком случае, настолько, насколько это позволяет эффект масштаба); отсутствие искусственных барьеров входа на рынок; отсутствие значительных различий в качестве предлагаемых на данном рынке продуктов и их соответствующее отражение в ценах. В качестве критериев поведения выделяют достижение конкурентных преимуществ при отсутствии сговора с другими фирмами, отсутствие принудительных, несправедливых методов конкурентной борьбы, в качестве функциональных критериев - эффективную производственную и маркетинговую деятельность, минимизирующую затраты, избежание чрезмерных затрат на продвижение товара, использование всех возможностей для внедрения новых технологий и продуктов.

Реальные рынки, как правило, несовершенны. Обычно выделяют два основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.

Рынок монополистической конкуренции в структурном отношении наиболее близок к типу совершенной конкуренции. Для него также характерны наличие большого числа продавцов и покупателей и отсутствие барьеров для входа на рынок и выхода с него. Основное отклонение от условий совершенной конкуренции здесь связано с дифференциацией продукта, предлагаемого конкурирующими фирмами, т. е. различиями в его качестве, оформлении, функциональном назначении, пространственном размещении, уровне обслуживания и др.

Монополистическая конкуренция, основанная на дифференциации продукции, наиболее активно развивается в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, в бытовых услугах, в розничной торговле, т. е. в тех секторах экономики, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение вкусов и предпочтений конечных потребителей.

Возможности дифференциации продукции практически не ограничены, и, следовательно, каждая фирма в краткосрочном периоде может иметь свой особый рынок сбыта и обладать на нём определённой рыночной властью, т.е. влиять на рыночную цену своей продукции. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина и теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон показали, что в этих условиях фирмы будут иметь в долгосрочном периоде резервные (неиспользуемые) мощности, т. е. размер выпуска каждой из них будет меньше оптимального.

На графике (рис. 2) это выражается в том, что кривая спроса D имеет отрицательный наклон и касается кривой стредних издержек АС в точке, расположенной левее и выше точки минимальных средних издержек. Иными словами, при монополистической конкуренции в точке равновесия фирма не достигает оптимального объёма выпуска.

Преобладающим типом современной рыночной структуры является олигополия (от греч. oligos - немногочисленный и poleo - продаю). Для олигополистического рынка характерно наличие небольшого числа продавцов и значительного количества покупателей как однородных, так и дифференцированных продуктов. При этом на ограниченное число, как правило, крупных продавцов приходится основная доля рынка или даже весь его объём. Это связано прежде всего с тем, что вход на данный рынок и выход с него существенно затруднены. Высокие барьеры входа могут быть обусловлены двумя основными причинами: во-первых, наличием положительного эффекта масштаба, когда вхождение на рынок малой фирмы ставит её в заведомо невыгодные конкурентные условия по сравнению с уже действующими (укоренившимися) на нём крупными фирмами; во-вторых, сознательной конкурентной стратегией действующих на данном рынке фирм, ограничивающих доступ на него новых конкурентов.

Поведение фирм в условиях олигополии может характеризоваться как обострённой (агрессивной, хищнической) конкуренцией, вплоть до ценовых войн, так и сотрудничеством, напр. через картельные соглашения о ценовом лидерстве или проведении единой сбытовой политики. В любом случае каждый из олигополистов при выработке своей рыночной стратегии вынужден принимать решения с учётом ответной реакции конкурента.

Олигополистическая структура рынка обычно наиболее характерна для отраслей с относительно высокой концентрацией производства (автомобилестроение, сталелитейная и алюминиевая промышленность, производство электрооборудования и др.).

При оценке степени конкурентности того или иного рынка особая роль отводится фактору барьеров "входа" и "выхода". Согласно теории состязательных рынков (перевод с англ. contestable markets), если барьеры невысоки и, следовательно, проникновение на рынок и уход с него легко осуществимы, то возникает угроза вторжения на него новых конкурентов. В результате фирмы могут вести себя как конкурирующие и тогда, когда их число на рынке невелико или даже когда на нём действует только одна фирма. Такая рыночная структура квалифицируется как потенциальная конкуренция, для которой характерны, с одной стороны, примерно равные издержки для вновь входящих и уже действующих на данном рынке фирм, с другой стороны - отсутствие или незначительная величина невозвратных издержек (перевод с англ. sunk costs), т. е. тех затрат, которые не могут быть покрыты при уходе с данного рынка. Так, активы фирмы, напр., на рынке транспортного или дорожного строительства имеют узкоспециализированный характер и не могут быть быстро реализованы. В то же время активы агентов финансового рынка, как правило, более мобильны. В этом случае невозвратные издержки при переходе с одного сегмента рынка на другой относительно невысоки. В целом чем легче и "дешевле" выход с рынка, тем выше вероятность того, что данный рынок является состязательным.

Конкуренция между фирмами может осуществляться различными методами. Обычно выделяют три основных метода: ценовую конкуренцию, неценовую конкуренцию и конкуренцию путём снижения затрат.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов, за счёт временного уменьшения прибыли. Так, в целях завоевания или удержания покупателей фирмы могут использовать различного рода скидки по сравнению с прейскурантной ценой для различных категорий покупателей (напр., для пенсионеров или студентов) или в зависимости от объёма покупок и времени их осуществления (напр., в период сезонного "затухания" спроса). Закрепившиеся на рынке крупные фирмы на какое-то время могут вообще отказаться от получения прибыли и в целях блокирования вторжения новых конкурентов устанавливать на свою продукцию так называемые лимитирующие цены, т.е. цены ниже уровня минимальной точки кривой долгосрочных средних издержек потенциального конкурента.

К неценовой конкуренции относят любые законные методы завоевания и удержания покупателей, не связанные со снижением цен. Важная роль здесь обычно отводится повышению качества, надёжности, срокам службы продукции, расширению её ассортимента. В последнее время особую значимость приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоёмкость, безопасность. Самостоятельное значение имеет конкуренция в области сбыта посредством активной рекламной кампании или разработки дополнительных методов стимулирования сбыта, напр. через пробные продажи или проведение специальных лотерей. Действенный инструмент неценовой конкуренции - репутация фирмы, способствующая продвижению на рынок определённой торговой марки продукта.

Конкуренция путём снижения затрат позволяет фирме создать предпосылки для последующего снижения цен на свою продукцию и тем самым обеспечить стратегические преимущества на рынке.

В процессе экономического соперничества на рынке могут использоваться методы, ограничивающие свободную конкуренцию (антиконкурентная практика), а также прямо нарушающие права потребителей (недобросовестная, или нечестная, конкуренция), круг которых определяется в рамках специального антимонопольного законодательства или законодательства о конкуренции. К антиконкурентной практике, в частности, могут быть отнесены: навязывание прямо или косвенно цен и иных условий сделки; ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям; применение к торговым партнёрам неравного подхода, создающего для них невыгодные условия конкуренции; отказ в заключении контракта или включение в него дополнительных условий, не связанных непосредственно с предметом соглашения и др. К методам недобросовестной, или нечестной, конкуренции обычно относят: предоставление ложной или неполной информации о товаре, вводящей в заблуждение потребителя; обвешивание и обсчитывание потребителя; недобросовестное копирование продукции конкурентов; отказ в предоставлении гарантий замены дефектных товаров и др.

Политика государства в отношении конкуренции направлена на соблюдение цивилизованных правил её осуществления. Такая конкуренция способствует совершенствованию производства и эффективному распределению продуктов, содействует техническому и экономическому прогрессу, обеспечивает интересы потребителей.

Н. Б. Крылова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.