ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Наука » История » Всемирная история
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В конце XVIII в. Франция пережила глубокое общественное потрясение, названное Фран­цузской революцией.

За несколько лет до неё жизнь королевства могла показаться мирной и спокойной. Ничто, казалось, не предвещало перемен.

Население страны в то время разделялось на три сословия. Власть была сосредоточена в руках двух привилегированных сословий — дворянства и ду­ховенства. Все остальные граждане, составлявшие 96% нации, крестьяне, простые го­рожане, ремесленники, торговцы, промышленники, принадлежали к так называемому «третьему сосло­вию». На третье сословие ложилась основная тяжесть налогов, но в воп­росах управления страной его голос ничего не значил.

Обеспеченные люди из третьего сословия жили в постоянной трево­ге. Они вкладывали свои деньги в го­сударственные ценные бумаги, но королевская власть не отчитывалась перед ними в своих денежных тра­тах. Каждый день мог принести вкладчикам (рантье) известие о ра­зорении.

Крестьян раздражали и угнетали бесчисленные феодальные повинно­сти. Крестьянин был, как паутиной, опутан различными ограничениями: он не мог пасти скот, переправиться через реку, перейти мост, продать товар на базаре, наловить рыбы, смо­лоть зерно, вырыть колодец без того, чтобы не уплатить местному дворя­нину очередную грабительскую по­дать. Особую ненависть вызывало право на охоту — одно из самых уни­зительных для крестьян. Только дворянин мог охотиться на дичь на любых окрестных землях, топча крестьянские посевы. Крестьянин же не имел права убивать дичь, хотя та уничтожала его посевы. Косить траву на своих лугах он мог только тогда, ког­да куропаткам не угрожала опасность попасть под косу. Он был обязан оставлять для них невыкошенные участки.

Образованные французы из третьего сословия тоже не были сторонниками старого порядка. Их подготовила к революции французская философия XVIII в. Философы-просветители Вольтер, Монте­скье, Руссо, Дидро, д'Аламбер в своих сочинениях

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


"Пробуждение третьего сословия".

Современная гравюра.


весь старый порядок Франции, Учредительное соб­рание решило, что ни один из его депутатов не дол­жен быть избран в новое Законодательное собрание. Депутат крайней левой группы (состоявшей из де­сятка человек) Максимильен Робеспьер так выра­зил общее чувство: «Мы — победившие, но устав­шие атлеты».

Человеком, против своей воли толкнувшим ре­волюцию дальше и сломавшим установившееся бы­ло равновесие, стал Людовик XVI. После долгих колебаний он принял решение тайно покинуть вместе со своей семьёй Париж и при поддержке ино­странных держав начать открытую борьбу против революции, за восстановление абсолютной монар­хии и старого порядка.

Радикальный журналист Жан Поль Марат от­крыто предупреждал о тайных замыслах короля в своей газете «Друг Народа» 6 июня 1791 г.: «Граж­дане, нам никогда не грозили столь страшные опас­ности: удвойте свое усердие, стерегите дворец Тюильри, чтобы помешать бегству королевской се­мьи».

Ночью 20 июня король вместе с семьёй покинул королевский дворец Тюильри и направился к гра­нице. Воспитательница королевских детей изобра­жала русскую баронессу Корф, королева преврати­лась в её гувернантку, а король, надевший парик, — в лакея. Однако попытка бегства не увенчалась успехом: 22 июня король, неосторожно выгляды­вавший из окна кареты, был узнан и задержан в городе Варенн. Учредительное собрание, объявив­шее до этого, что король «похищен», выслало трёх своих депутатов для возвращения беглого монарха в столицу. Король заявил им, что не имел намере­ния покидать Францию. Услышав эти слова, один из депутатов, Барнав, напыщенно произнёс: «Вот слова, которые спасут Францию!»

Вернувшись в Париж, Барнав произнес в Учре­дительном собрании страстную речь в защиту ко­роля, отражавшую и мнение большинства депута­тов: «Ныне всякие перемены пагубны, всякое про­должение революции губительно. Собираемся ли мы кончать революцию? Или начнем её сначала? Ещё один шаг по пути свободы означал бы низвер­жение королевской власти, ещё один шаг по пути равенства означал бы уничтожение собственности». Депутаты встретили речь Варнава аплодисментами, и ни один из них, включая крайних левых, не ре­шился произнести слова «республика».

17 июля на Марсовом поле национальные гвар­дейцы открыли огонь по манифестантам, собирав­шим подписи под петицией с требованием суда над королём. Несколько десятков человек были убиты и ранены. Но опять-таки вся ответственность за происшедшее была возложена на манифестантов, и никто из членов Учредительного собрания не ос­мелился выступить в их защиту. Франция не была готова к свержению королевской власти.

Утвердив конституцию, Учредительное собрание разошлось. 1 октября 1791 г. начало свою работу новое, Законодательное собрание. В нём господст­вовала группа депутатов, занимавших более ради-

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


Давид.

"Смерть Марата".


кальные позиции, чем лидеры предшествующего этапа революции — Барнав, Мирабо и др. По имени департамента Жиронды, от которого были избраны многие из них, они получили позднее название «жирондисты».

Рассчитывая укре­пить своё влияние во­енными успехами и заставить переменчи­вую королевскую власть безоговорочно встать на сторону ре­волюции, жирондис­ты стали требовать объявления Францией войны сопредельным державам. В качестве повода они указывали на деятельность на их территории француз­ских эмигрантов — монархически настро­енного дворянства и братьев короля.

Лозунг «Война!» был подхвачен боль­шинством депутатов. Против этого реши­лись выступить толь­ко немногочисленные крайние «левые»: Ма­рат, Робеспьер и др. Одна из немногих вы­ступивших против войны газет так отве­чала на слова жирон­диста Бриссо о том, что «честь французов оскорблена»: «Свобод­ные люди никогда не знали, что такое честь.

Честь — это достояние рабов. Пусть будет народ добродетелен, пусть он будет силён, но честь... Ка­кое дело французской нации до мнения кучки ти­ранов, бежавших на заре свободы?»

На слова жирондиста Верньо о том, что «фран­цузов ожидает слава», газета восклицала: «Мы не хотим славы, мы хотим только счастья».

20 апреля 1792 г. король и Законодательное соб­рание объявили войну Австрии. Этой войне суж­дено было продлиться (с вовлечением в неё боль­шинства европейских держав) и унести жизни мил­лионов людей.

Война началась с неудач для французских войск. Среди парижского населения росло недо­вольство колеблющейся позицией королевской вла­сти. 20 июня 1792 г. толпы народа ворвались во дворец Тюильри. Король, стоя у окна, надел на го­лову красный фригийский колпак — символ осво­бождения и равенства. В Древнем Риме такой кол­пак надевали на голову освобождённого раба. Бу­дущий военный диктатор Франции Наполеон Бона-

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ



ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


Революционная символика.


парт, в тот момент никому не извест­ный молодой лейтенант, стоя в толпе, воскликнул: «Какой трус! Как можно было впустить этих каналий! Надо было смести пушками 500—600 человек, остальные разбежа­лись бы!»

Собрание провозгласило в связи с тяжёлым по­ложением на фронте, что «отечество в опасности». Весной 1792 г., через несколько дней после начала войны, молодой сапёрный капитан Клод Жозеф Руже де Лиль в порыве вдохновения за одну ночь на­писал текст знаменитой «Марсельезы», ставшей впоследствии французским национальным гимном. Её слова в одном из русских переводов звучат так:

Вперёд, сыны Отчизны милой,

Мгновенье славы настаёт.

К нам тирания чёрной силой

С кровавым знаменем идёт.

Вы слышите, уже в долинах

Солдаты злобные ревут.

Они и к нам, и к нам придут,

Чтоб задушить детей невинных.

К оружью, граждане!

Равняй военный строй!

Вперёд, вперёд, чтоб вражья кровь

Была в земле сырой.

Вперёд, плечом к плечу шагая,

Священна к родине любовь.

Вперёд, свобода дорогая,

Одушевляй нас вновь и вновь.


«Песня марсельцев» (парижане впервые услы­шали её от отрядов марсельцев) вызывала такой патриотический подъём в войсках, что иногда ко­мандиры просили прислать «или подкрепление, или тысячу листовок с «Марсельезой».

10 августа 1792 г. толпы парижан начали го­товиться к штурму дворца Тюильри. Восстанием руководила созданная в ночь с 9 на 10 августа Па­рижская Коммуна — революционная городская власть. Король решил вместе с семьёй покинуть дворец, не дожидаясь штурма, и пришёл в Законо­дательное собрание.

Войдя, он в соответствии с протоколом занял место рядом с председателем и сказал: «Я пришёл сюда во избежание тяжкого преступления, и я всег­да буду считать себя и свою семью в безопасности среди представителей нации».

Председатель Верньо ответил ему: «Собрание знает свои обязанности. Оно поклялось охранять права народа и установленные власти».

Вскоре стало известно, что дворец Тюильри взят вооружённым народом. Законодательное собрание приняло решение об отрешении короля от власти и созыве нового верховного органа власти — Нацио­нального конвента. Людовик XVI был препровож­ден в один из королевских дворцов, а через несколь­ко дней — арестован и помещён в тюрьму Тампль.

11 августа во Франции была фактически ликви­дирована монархия. А всего за месяц до этого, 7 июля, епископ Ламурет призвал противоборствующие партии — жирондистов и умеренных — об­няться и братски примириться в знак того, что они одинаково ненавидят республику, что и было сде­лано! Позднее соратник Робеспьера Сен-Жюст за­метил: «Мы не знали, куда влечёт нас таинственная сила вещей». Это замечание было верно, конечно, для всего периода революции.

К началу сентября 1792 г. положение Франции на фронтах стало критическим. Собрание обсуж­дало вопрос о том, покидать ли ему Париж, ко­торому угрожали иностранные армии, и единодуш­но решило остаться. Народный трибун Жорж Жак Дантон, назначенный министром юстиции, воскли­цал с трибуны Законодательного собрания: «Что нам нужно, чтобы отбросить врагов назад? Сме­лость, смелость, ещё раз смелость, и Франция будет спасена».

По Парижу прокатился слух, что в тюрьмах го­рода арестованные враги революции готовят вос­стание. 2 сентября народные толпы стали произ­водить скорый самосуд над заключёнными: всего было убито около полутора тысяч человек. Проис­ходили душераздирающие сцены: одного из аресто­ванных спасла его дочь, закричавшая толпе, что её отец не аристократ, что они ненавидят аристокра­тов. Для доказательства этого девушка была вы­нуждена выпить чашку «аристократической» кро­ви. Это убедило толпу в невиновности её отца. Люди с восторгом обнимали «оправданного» и под крики «Да здравствует нация!» проводили его и дочь до­мой.

Из видных деятелей Революции в тот момент только Марат одобрил «сентябрьские убийства», ос­тальные осудили их или отмежевались от них.

20 сентября произошло два важнейших собы­тия. Французские войска, ещё не вполне организо­ванные, но воодушевлённые революционной идеей, нанесли первое поражение войскам противника под командованием герцога Брауншвейгского в битве при Вальми. В этот же день в Париже собралось новое, революционное Собрание - Конвент. 21 сен­тября во Франции была провозглашена Республи­ка. По решению Конвента этот день стал «первым днём новой эры»— началом первого года Республи­ки.

В Конвент было избрано 750 депутатов. Правую сторону составляли жирондисты (около 200 чело­век). Левую — «монтаньяры» — «обитатели Горы» (100 человек). «Горой» в Конвенте прозвали верх­ние скамьи, где сидели наиболее революционно на­строенные депутаты. Монтаньяров называли также якобинцами, т. к. большинство из них состояло в Якобинском клубе. Этот клуб располагался в быв­шем помещении монахов-доминиканцев (во Фран­ции они назывались якобинцами). Основателями Якобинского клуба были Мирабо, Барнав, Сиейес и др. Лидерами монтаньяров, или якобинцев, в Кон­венте стали очень разные люди: Робеспьер, Марат, Дантон, а также брат арестованного короля Филипп Орлеанский, принявший имя Филипп Эгалите (французское «равенство»). Это соседство давал жирондистам повод постоянно упрекать якобинцев в намерении восстановить монархию.

Между «Горой» и «Жирондой» заседала основ­ная часть депутатов, прозванная «Равниной», или, иронически, «Болотом». Самих же депутатов пре­зрительно именовали «болотными квакушами». Со­храняя молчание в большинстве острых споров, эти депутаты голосовали за тех, у кого была сила — сначала за «Жиронду», потом за «Гору». Одним из лидеров «Болота» стал Сиейес. Когда через несколь­ко лет у него спросили, что он делал, заседая в Кон­венте, он ответил коротко: «Я оставался жив».

Вопросом, волновавшим тогда всех, была судьба арестованного короля Людовика XVI. Конвент ре­шил судить его. 11 декабря его доставили в Конвент и допросили. Его обвиняли в измене, переписке с иностранными державами, воевавшими против Франции. Людовику было задано 57 вопросов.

15 января 1793 г., выслушав все доводы за и против осуждения короля, депутаты приступили к решающему голосованию.

«Виновен ли Людовик в заговоре против свободы?» Здесь колебаний поч­ти не было. Из всего Конвента только 28 человек воздержались от голосования. Конвент единодушно вынес свой вердикт: «Виновен».

Гораздо больше разногласий вызывал другой вопрос: какого наказания заслуживает Людовик? Якобинцы требовали смертной казни, многие жи­рондисты выступали за изгнание или тюремное зак­лючение. Каждый из депутатов должен был под­няться на трибуну и объявить свой приговор с крат­кой мотивировкой. Это заседание длилось 37 часов подряд. Некоторые депутаты засыпали и просыпа­лись лишь для того, чтобы выпалить: «Смерть!»

Чаша весов колебалась: перевес был то на одной, то на другой стороне. Тяжело больной депутат Дюшатель велел принести себя в Конвент и проголо­совал за сохранение жизни короля. Многие сопро­вождали свой вердикт целыми речами, другие были кратки. Сиейес бросил почти на ходу: «Смерть без разговоров!»

За смерть короля проголосовал Филипп Эгалите. Депутаты Максимильен Робеспьер и Лепелетье де Сен-Фаржо два года назад добивались отмены смер­тной казни, но сейчас это не мешало им голосовать за смерть короля. Переломный момент наступил, когда на трибуну поднялся жирондист Верньо. Во­преки ожиданиям он произнёс: «Смерть».

И он же, как председатель, объявил результат: «Наказание, к которому присуждён Людовик, — смерть.» Приговор вынесен большинством в 53 го­лоса, но, если отнять 26 голосов, связавших при­говор с требованием помилования, большинство — всего в 1 голос!

На следующий день, когда депутат Лепелетье де Сен-Фаржо обедал в одном из ресторанов, к нему подошёл незнакомый человек.

— Вы Лепелетье?

—Да.

— Вы голосовали по делу короля?

— Да, за смерть.

— Ну так вот тебе, разбойник! — воскликнул мужчина, и нанёс депутату смертельный удар саб­лей, после чего скрылся.

Людовик должен был умереть 21 января. За день до этого он простился со своей семьёй. В десять часов утра следующего дня, под барабанный бой, площадь заполнили вооруженные люди. Посреди площади была сооружена гильотина, орудие казни, изобретённое революцией. За несколько лет до это­го её предложил в этом качестве врач Гильотен, считавший, что тяжёлый нож, падая с высоты, обезглавливает совершенно безболезненно. Сначала король противился палачам, желающим его свя­зать, но священник напомнил ему, что Иисус Хри­стос тоже дал себя связать. Тогда Людовик подчи­нился. Перед смертью он сказал: «Французы, я умираю безвинно. Говорю вам это с эшафота, го­товясь предстать перед Богом. Я прощаю своих вра­гов. Желаю, чтобы Франция...»

Бой барабанов заглушил последние слова коро­ля. Нож упал, палач показал голову короля толпе.

После казни короля в Конвенте про­должала нарастать борьба между жи­рондистами и якобинцами. Первые вы­ступали за расширение прав местного самоуправ­ления и ограничение центральной власти. Вторые, напротив, стояли за «единую и неделимую Респуб­лику» и сильную исполнительную власть. Кроме того, жирондисты обвиняли якобинцев в подогре­вании беспорядков и провоцировании самосудов на­подобие «сентябрьских убийств». Жирондисты воз­мущались также тем, что якобинцы настраивают против них Париж, значительно более революци­онный, нежели провинция. Поддержку городского простонародья якобинцы завоевали требованием «максимума», т. е. предельного ограничения цен и заработной платы. Ограничивая спекуляцию, эта мера отвечала интересам бедной части населения. В разгар полемики один из жирондистов восклик­нул, что если население столицы пойдет против во­ли Конвента, то народ Франции снесёт Париж и скоро люди будут спрашивать, на котором берегу реки Сены он стоял.

Жирондисты предали суду депутата Марата за призывы к самосудам, но Революционный трибу­нал оправдал его. Они арестовали другого крайнего якобинца — журналиста Эбера. Эбер был редакто­ром популярной в народе газеты «Папаша Дюшен». Этот «папаша», от имени которого печаталась газе­та, изображался в ней в виде здорового детины с трубкой и парой пистолетов за поясом. В своих ста­тьях Эбер обличал жирондистов и прославлял очис­тительную «народную бритву», т. е. гильотину. Од­нако вскоре под напором протестов Эбера пришлось освободить.

2 июня 1793 г. Конвент окружили десятки ты­сяч вооружённых парижан. Они требовали исклю­чения из числа депутатов двадцати жирондистских вожаков. Депутаты Конвента попытались выйти из здания, окружающий народ приветствовал их кри­ками «Да здравствует Республика!», но не пропус­кал. Удрученные, депутаты «Болота» и «Жирон­ды» вернулись обратно в зал заседаний, на который были направлены 163 пушки восставших. Якоби­нец Кутон заметил с трибуны: «Разве Конвент не видит, что он свободен, что он ок­ружён друзьями?»

Сначала двадцати жирондистам предложили добровольно подать в отставку «для спасения отечества». Некоторые согласились, другие про­должали протестовать. Жирондист Ланжюине протестовал особенно ак­тивно. Один из депутатов «Горы», работавший ранее мясником, закри­чал ему: «Слезай с трибуны, или я тебя пришибу!» «Примите сначала декрет, объявляющий меня быком!» — отвечал тот. Его стащили с три­буны.

Под напором пушек Конвент при­нял предложение якобинцев об иск­лючении тридцати жирондистов. Они были помещены под домашний арест. Власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям — Робес­пьеру, Марату, Дантону.

13 июля жирондистка Шарлотта Корде убила Марата. Через несколь­ко дней она была гильотинирована как убийца.

В октябре 1793 г. Конвент по предложению депутата Ромма при­нял решение о введении нового, ре­волюционного календаря. В году от­ныне было 12 месяцев ровно по 30 дней каждый. Они назывались: ван­демьер, брюмер, фример, нивоз, плювиоз, вантоз, жерминаль, флореаль, прериаль, мессидор, термидор, фрюктидор, что в переводе означает: виноградный, туманный, морозный (осень), снежный, дождливый, вет­реный (зима), прорастающий, цветущий, луговой (весна), жатвенный, жаркий, плодовый (лето). Кроме того, в году было пять праздников — Гения, Труда, Действия, Вознаграждения, Мнения, а в ви­сокосном году ещё один праздник — Революции. Начиналась новая эра в день осеннего равноденст­вия и одновременно на следующий день после про­возглашения Республики, 22 сентября 1792 года: 1-го вандемьера 1 года. Революционное летоисчис­ление просуществовало во Франции 12 лет. В эти годы, когда надо было привести дату по христиан­скому календарю, говорили «такое-то число такого-то года по рабскому стилю».

Война Франции с монархическими державами Европы продолжилась с новым ожесточением. Име­на отдельных героев становились известны всей стране. Прославился, например, своей героической гибелью мальчик-барабанщик Барра. Когда враги потребовали от него сдаться, крикнув «Да здрав­ствует король!», он отказался и погиб с возгласом: «Да здравствует Республика!»

В самой Франции гильотина работала всё чаще, и поэтому период 1793-1794 гг. получил название эпохи террора (лат.«страх»). В октябре 1793 г. была казнена королева Мария-Антуанет­та. Из всей королевской семьи в за­ключении выжила только одна дочь короля, а наследник престола (до­фин) погиб в тяжёлых условиях за­ключения.

Конвент принял знаменитый «за­кон о подозрительных». В этом за­коне говорилось: «Подозрительны все те, кто своими действиями, сно­шениями, речами, сочинениями и чем бы то ни было навлекает на себя подозрение». Все подозрительные подлежали аресту. Аресты шири­лись, они всё больше захватывали самих депутатов Конвента. Были арестованы оставшиеся в Конвенте 73 жирондиста, подписавшие про­тест против насилия над Конвентом 2 июня. 9 октября на эшафоте погиб первый депутат.

Восстания, поднятые жирондис­тами в нескольких городах, подтал­кивали к жестокой расправе с их арестованными вожаками. В октяб­ре 1793 г. жирондисты предстают перед революционным прокурором Фукье-Тенвилем. Суд признал их виновными в заговоре и приговорил к смертной казни. Один из аресто­ванных тут же закололся кинжалом, другой воскликнул: «Мы умираем потому, что народ спит, а вы умрете потому, что он проснётся!»

На следующий день они были казнены. Возле эшафота осуждён­ные запели «Марсельезу». Хор из двадцати голосов становился всё ти­ше: каждую минуту падала новая голова. Наконец, замолк последний. Верньо, один из руководителей

жирондистов, казненных в этот день, сказал: «Революция подобна богу Са­турну: она пожирает собственных де­тей ».

Комиссары — посланники Конвента — недрог­нувшей рукой «наводили порядок» в городах Фран­ции. По приказу депутата Колло д'Эрбуа в городе Лионе было расстреляно 210 человек за один раз. Когда считали тела, обнаружили два лишних. Тут только вспомнили, что два человека безуспешно пытались доказать, что они не приговоренные, а полицейские.

Комиссары Конвента отдавали чрезвычайные приказы по всей Франции. Депутат Сен-Жюст, на­пример, отдал такой необычный приказ: конфиско­вать 10 тыс. пар сапог у аристократов города Страс­бурга и отправить их в армию, где многие солдаты вынуждены обходиться без обуви.

Между тем разногласия начинались и в самом стане якобинцев. Наибольшим влиянием среди них тогда пользовался глава всемогущего Комитета об­щественного спасения Робеспьер. Но было и два других влиятельных течения — край­ние якобинцы, прозванные «бешены­ми», которых возглавляли Эбер и Шометт, и так называемые «умеренные» якобинцы — Дантон и его сторонники. Эти две группы боролись между собой.

Эбер, прозванный по имени своей газеты «па­пашей Дюшеном», призывал народ к восстанию, чтобы разделаться с «умеренными» в Конвенте. Он и его сторонники были арестованы за эти призывы и в марте 1794 г. «народная бритва» снесла и их головы.

Что это? Победа группы Дантона? Робеспьер тор­жественно обнял Дантона на трибуне Конвента, грозно спрашивая у присутствующих: «Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?» Между тем стали распространяться слухи о том, что уже подписан указ об аресте Дантона. Друзья уговаривали его бе­жать из страны. Но он отказался: «Нельзя унести с собой отечество на подошвах своих сапог!»

В апреле 1794 г. Дантон, его друг Камиль Демулен и другие его сторонники были арестованы. Дантон заметил, сидя в тюрьме: «Год назад я пред­ложил учредить Революционный трибунал. Сейчас я прошу за это прощения у Бога и людей». В суде Дантон защищался с необычайным красноречием, казалось, ещё немного, и процесс сорвётся. Обеспо­коенный Комитет общественного спасения издал специальный указ, чтобы оборвать прения на суде. Возмущённый Камиль Демулен скомкал свою за­щитительную речь, которую ему не дали произнес­ти, и швырнул её в лицо прокурору Фукье-Тенвилю. Трибунал приговорил Дантона и его друзей к смерти. Дантон предсказал, что Робеспьер после­дует за ним. Он сказал палачу: «Покажи мою го­лову народу, она того стоит».

8 июня 1794 г. в Париже состоялось необычай­ное празднество. Конвент по предложению Робес­пьера декретировал культ Верховного Существа — новую республиканскую религию. 8 июня — первое празднество республиканского бога. Облачённый в голубой камзол, с пучком колосьев и цветов в руке, Робеспьер торжественно поджёг чучела отврати­тельных чудищ — Безбожия и Анархии. На их мес­те с помощью машины была поднята статуя Муд­рости.

Теперь, когда все открытые противники Робес­пьера обезглавлены, можно было надеяться, что террор Революции пойдёт на убыль. Но на следую­щий же день после праздника Верховного Существа депутат Кутон с трибуны Конвента предложил уп­ростить судебные формальности; теперь арестован­ные практически лишались права на защиту. Тер­рор набирал новые обороты. Даже самый послуш­ный исполнитель всех бесчеловечных указаний уже не мог чувствовать себя в безопасности.

После всех мнимых и вымышленных заговоров в недрах Конвента начал зреть заговор уже настоя­щий. Во время одного из обедов депутатов Робес­пьер, которому стало жарко, сбросил камзол. Де­путат Карно обыскал его карманы и нашёл список 40 подозреваемых членов Конвента. Там было и его

имя. Депутатам-якобинцам Тальену, Фрерону и другим приходилось выбирать: действовать или умереть.

26 июля 1794 г. (8 термидора) Робеспьер высту­пил с речью в Якобинском клубе, осуждая нена­званных заговорщиков и высказывая готовность умереть «ради примера». Художник и депутат-яко­бинец Давид закричал ему: «Робеспьер, я выпью яд вместе с тобой!» (Это не помешало, однако, тому же Давиду стать несколько лет спустя бароном при дворе нового императора Наполеона!)

27 июля 1794 г. (9 термидора) в Конвенте вы­ступил ближайший друг Робеспьера Сен-Жюст. Он должен был зачитать список участников заговора. Заговорщики, позднее прозванные термидорианца­ми, вскочили и криками возмущения прервали его. Робеспьер потребовал слова. Председатель пообе­щал дать ему слово потом. Робеспьер закричал: «Председатель убийц, в последний раз требую сло­ва!» Среди шума он попытался найти поддержку в зале. Сев на одно из пустующих мест в «Болоте», он сказал: «Добродетельные люди «Равнины», к вам обращаюсь я!»

«Болотные» депутаты молчали, напряжённо размышляя, кто-то воскликнул: «Ты сел на место Дантона, которого ты зарезал!»

Услышав имя Дантона, Робеспьер вскочил, как ошпаренный. Его бил кашель, сквозь который он слышал крики: «Его душит кровь Дантона!», «Об­винение! Голосуйте обвинение!»

Робеспьер был обвинён и арестован вместе с дву­мя десятками своих сторонников. Раздались голо­са: «Да здравствует Республика!», на что Робеспьер с горечью ответил: «Республика погибла, торжест­вуют разбойники!»

По дороге в тюрьму толпы граждан освободили арестованных. Конвент объявил их и всех, кто бу­дет им помогать, вне закона. Объявление вне закона означало немедленную казнь без суда после уста­новления личности. Это повергло в ужас тех, кто только что был готов идти за Робеспьером. Граж­дане поспешно разошлись.

Робеспьер пытался покончить самоубийством, но только повредил себе выстрелом нижнюю че­люсть. Он, Сен-Жюст, Кутон и все остальные его друзья были вновь арестованы. Теперь суд уже не был нужен: формальное удостоверение личности — и казнь.

Наутро 23 человека были отвезены на телеге к эшафоту. Палач грубо сорвал с Робеспьера тот са­мый голубой камзол, в котором он был на праздни­ке Верховного Существа. Простреленная челюсть была перевязана грязной тряпкой; палач сорвал и её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что острый нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту над площадью разнёсся другой крик — крик толпы: «Да здравствует Республика!»

В этот день закончилась целая эпоха. Никто из «термидорианцев», как назвали людей, пришед­ших к власти 9 термидора, в тот момент не имел желания упразднить революцию; они хотели лишь продолжить её, не рискуя своими головами. Но на практике это привело к прекращению революцион­ных преобразований. Почва для них была исчерпа­на. Прервалась связь собрания депутатов и народа, которая подталкивала революцию изначально. Ещё дважды в 1795 г. народ попытался вмешаться в ра­боту Конвента и направить её по-своему, требуя «хлеба и якобинской Конституции 1793 г.». Но это привело только к казни последних якобинских де­путатов — Ромма и др.

Революция подошла к концу. Политический ре-

жим Франции после термидорианского переворота остался весьма далёким от демократии и всё более от неё отдалял­ся. Директория из пяти человек, которой в 1795 г. передал власть Конвент, в 1799 г. сменилась у вла­сти ещё менее демократичным Консульством (см. ст. «Наполеон и его империя»). В 1806 г. император Франции Наполеон упразднил последние остатки республиканского строя. Во Франции установилась Империя.


ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ

Бывший видный сановник Фулон заслужил, находясь у власти, всеобщую ненависть простых людей тем, что при недостатке хлеба издевательски советовал беднякам есть траву.

В 1789 г. 74-летний фулон доживал свой век на покое. Испуганный взятием парижанами тюрьмы Бастилии, опасаясь народной расправы, он приказал похоронить своего умершего слугу как самого себя. Но это ему не помогло: кто-то из слуг выдал его местным крестьянам. Те схватили его, привязали ему на спину охапку травы («Пусть жуёт свою траву!») и на верёвке повели его в Париж, на суд.

Толпа парижского простонародья потребовала немедленно судить Фулона. Один из видных вождей начала революции, Лафайет, стал уговаривать толпу: конечно, этот Фулон — преступник, но, быть может, у него были сообщ­ники? Надо заточить его в тюрьму и там узнать у него всю правду.

Народ поддавался уговорам и начал было аплодировать речи Лафайета. Однако Фулон, обрадованный тем, что ему не грозит немедленная казнь, присоединился к рукоплеска­ниям. У толпы проснулось подозрение: «Смотрите-ка! Они друг друга поняли!» Люди схватили Фулона и потащили к ближайшему фонарю. Его попытались повесить, но две верёвки оборвались. Старик продолжал умолять о пощаде. Только на третьей верёвке его удалось повесить. Его голову отрубили, набили рот сеном, насадили на остриё пики и пронесли по улицам города.

*

КРАСНОЕ ЗНАМЯ

Во второй половине XIX в. и позднее красное знамя было символом революции и социализма. Но 200 лет назад во Франции оно имело совсем другое значение. В случае бес­порядков и волнений правительство вывешивало красное знамя — знак военного положения, грозное предупреж­дение всем бунтовщикам. Видя его, граждане спешили разойтись, не то их могли разогнать выстрелами.

Но 10 августа 1792 г. толпы народа, шедшие штурмовать королевский дворец в Париже, решили придать красному знамени новое значение. Год назад сторонников республики расстреливали гвардейцы, держа в руках красное полотнище как знак военного положения. Теперь над народной толпой там и здесь развевались красные знамёна с надписью «Военное положение народа против мятежного правительства». Люди были убеждены, что король и его правительство изменили Франции, вступили в сговор с воюющими против неё державами.

Так красное знамя впервые получило революционное значение. После 10 августа 1792 г. почти на 50 лет оно было забыто, но в середине XIX в. о нём вспомнили, и постепенно оно стало символом рабочего и социалисти­ческого движения.


СУД НАД МАРАТОМ

Одним из вождей крайних революционеров — якобинцев — был Жан Поль Марат. Журналист, редактор газеты «Друг народа», он постоянно публиковал в ней призывы к самосудам, народной расправе и т. д. Когда он первый раз выступал в Конвенте, его встретили шиканьем. Он восклик­нул: «Видимо, у меня тут много врагов?», на что из зала за­кричали: «Все! Все!»

В период борьбы между жирондистами и якобинцами жирондисты решили в первую очередь предать суду Марата за его призывы к самосудам. В ходе круглосуточного непрерывного заседания поимённым голосованием жирондисты приняли решение о предании Марата суду. Он стал первым отданным под суд народным представителем.

Марат решил подчиниться декрету и явился в Революционный трибунал. Он подвергал свою жизнь опасности, т. к. в случае осуждения его ждала бы смерть. Но после недельного разбирательства и упорной защиты суд оправдал его.

Восторженный народ поднял его на плечи, надел ему на голову дубовый венок и так, на руках, отнёс в Конвент. Это был триумф Марата, высший момент его жизни.

После такого поражения власть жирондистов стала стремительно таять, и через полтора месяца верх одержали якобинцы.

СМЕРТЬ МАРАТА

Двадцатипятилетняя жирондистка Шарлотта Корде считала депутата-якобин­ца Марата чудовищем, крово­жадным тираном. Она приехала из провинции в Париж в июле 1793 г. Купив большой нож, она отправилась к Марату домой и передала ему записку с просьбой о встрече. В ней она писала, что хочет сообщить ему важные для Франции сведения.

Марат страдал болезнью, причинявшей ему постоянный мучительный зуд во всем теле, унять который он мог, только сидя в тёплой ванне. Так он и принял пришедшую к нему Шарлотту Корде. «Садитесь, моё дитя», — сказал он ей.

Шарлотта стала перечислять ему фамилии депутатов-мятеж­ников из числа жирондистов. Марат стал записывать их на бу­маге. Корде вытащила нож и вонзила его в сердце депутата. Он успел только крикнуть своей подруге-прачке, бывшей в соседней комнате: «Ко мне, милая!» Но было уже поздно.

Шарлотта Корде была арес­тована. На суде на вопрос о том, что её побудило к убий­ству, Шарлотта ответила: «Его преступления. Я убила одного человека, чтобы спасти сотни тысяч других, убила негодяя, свирепое дикое животное, чтобы спасти невинных и дать отдых моей родине».

Шарлотту приговорили к смерти как убийцу. Перед казнью палач ударил её по щеке, и, когда отрубленную голову показывали народу, её щёки были ещё красны от стыда. Один молодой человек так полюбил Шарлотту перед казнью, что открыто восхищался ею и призывал поставить ей памятник. Позднее он был казнён за эту странную любовь и принял смерть с облегчением.

Убитый Марат был похоронен с величайшими почестями, а потом его прах был перенесён в Пантеон — усыпальницу великих людей Франции. Но пробыл он там недолго. При очередном политическом перевороте антиякобински настроенная толпа вынесла его из Пантеона и сбро­сила прах в водосток Парижа.

Несколько десятилетий спустя при обследовании париж­ских водосточных труб на стене одной из них был замечен всё ещё висевший там полуистлевший саван Марата.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.