Происхождение скифов

Наука » История
Геродот писал, что скифский народ – древнейший, по крайне мере древнее древних греков. Сами же скифы считали себя молодым народом. Согласно легенде, рассказанной Геродотом еще две с половиной тысячелетия назад, первым жителем страны скифов был человек по имени Таргитай. Родителями Таргитая по уверениям скифов, были верховный бог Зевс и дочь реки Борисфена. Геродот этому не верил, но записал легенду скифов как она есть. У Таргитая было три сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай. В их эпоху на землю с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат, хотел их взять, но золото загорелось, и он не смог. Вторым – второй сын, но золото опять загорелось. И только когда к золотым предметам подошел младший сын огонь золота погас и младший сын отнес их к себе в дом. Вот почему старшие братья отдали царствование младшему брату. От старшего брата Липоксая произошел скифский народ, названное аухатами (авхатами). От среднего брата произошли племена катиаров и траспиев, а от младшего – паралаты. Все они называли себя сколотами, т.е. царскими. А эллины назвали их скифами.

По словам Геродота, скифы считают, что от времен Таргитая до вторжения персидского царя Дария прошло 1000 лет (XVI в. до н.э.). Золотые предметы хранились скифских царей, а хранителям золотых предметов скифы отдавали столько земли, сколько он мог объехать на коне за один день. А земли у них было много, поэтому Колоксаис разделил всю скифскую землю на три царства между тремя своими сыновьями. Самым большим было царство, где не добывалось, а хранилось золото. К северу от земли скифов, по их рассказам, нельзя было проникнуть из-за того, что ничего не видно из-за летящих перьев, коими полны тамошние земля и воздух.

Греки же считали происхождение скифов иным. По словам греков, когда-то в давние времена Геродот шел от восхода солнца на запад, оттуда течет океан огибая всю землю, и вошел в холодную страну, где завернувшись в свиную шкуру заснул. А лошадей пустил пастись не привязаными. Проснувшись и не увидя своих лошадей пошел на их поиски и увидел женщину-змею, у которой ягодицы были женскими, а ниже тело было змеиным. Оказалось, что она специально забрала лошадей у Геракла, пока он спал, т.к. хотела его любви. Она достигла своего и Геракл некоторое время жил у нее. Потом, когда пришло время отдавать лошадей, она спросила, что ей делать с тремя ее сыновьями когда они вырастут, которых она родила от него. Геракл отвечал, чтобы она дала им его лук, и кто сможет его натянуть – дать золотую чашу Геракла и оставить дома. А тех кто не сможет – отправить на чужбину. С этими словами Геракл отдал ей один из двух его луков и пояс с чашей и уехал. Женщина-змея дала своим сыновьям имена – Агафирс, Гелон, Скиф. И только Скиф, выросши смог натянуть лук отца. Агафирс и Гелон уехали в другие страны, а от Скифа пошли скифские цари, и с тех пор они носят чашу на поясе.

Геракл также упомянуть, что скифы когда-то давно воевали с египетским фараоном, чо было еще за два поколения до Троянской войны. Согласно версии Геродота, египетский фараон покорил скифов, но Диодор и Юстин считал, что победили скифы. Юстин также приводит спор скифов и египтян о том, кто из них древнее. Согласено Юстину, Азия 1500 лет платила ясак (налог, деньги) скифам, потом 1300 лет ассирийцам, потом 350 лет мидянам, когда в сер. VI в. до н.э. персидский царь Кир сбросил мидийскую власть и основал империю..

Но Геродот не доверял и этой греческой легенде. Он написал о том, что еще существует и третья легенда, даже не легенда, а рассказ. Он гласит, что скифы жили в Азии (Азией считались земли к востоку от пролива Босфора и от реки Северского Донца – притока Дона) до тех пор, пока их не вытеснили оттуда массагеты. Скифы перешли Аракс (?) и вошли на территорию страны киммерийцев. Киммерийцы стали думать, как действовать, но народ и цари разделившись во мнении стали враждовать между собой. Цари считали что надо воевать, а народ так не считал, желая просто уйти в другую землю. Произошло сражение и народ убил царей (т.е. элиту) и похоронили их у реки Тараса. После этого киммерийцы ушли в другую страну, а скифы стали хозяевами безлюдной страны.

(Ради справедливости замечу, что это мнение Геродота о событиях, современников которых он не был. На самом деле киммерийцы пусть и ушли в Закавказье и на Запад, много их также и осталось в северном Причерноморье, чему свидетельствуют археологические находки, которые говорят о том, что с приходом скифов материальная и антропологическая картина меняется но не сильно, пережевая скорее трансформацию. Т.е. происходит смешение пришлых скифов с киммерийцами – этногенез причерноморских скифов).

Далее Геродот пишет, что в Скифской земле и ныне есть киммерийские укрепления и переправы, область Киммерия, и Киммерийский Боспор. Киммерийцы уходя от преследования скифов ушли в Азию и заняли земли где ныне располагается эллинский город Синопа (современная Турция, город-порт Синоп на южном побережье Черного моря). Киммерийцы двигались около Понта (Черного моря), а скифы же держались слева от Кавказа (т.е. шли через Дербендский проход, Азербайджан) и нечаянно вторглись в землю Мидян.

Вот такие легенды, рассказанные Геродотом, свидетельствуют о древнем проихождении скифов. Интересно то, что несмотря на происхождение Скифа от Женщины-змеи и Геракла, еще по одной легенде, стрелять из лука Геракла учил скиф Тевтар.

Ученые не могут прийти к единому мнению насчет происхождения скифов. Геродот писал о прибытии скифов из Азии, т.е. из-за Дона. Они могли прийти из степей Казахстана и Узбекистана. Другие считают, что скифы пришли с берегов Поволжья, выделившись из среды приемников срубной культуры (курганая культура). Также существуют разные мнения насчет смешения скифов с населением Северного Причерноморья (греки их называли гомеры или киммерийцы).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.