ЧТО ОБЩЕГО У ГОРЕНИЯ ВОДОРОДА И АТОМНОЙ БОМБЫ

Наука » Химия

Широкой публике понятие «цепная ре­акция» стало известно в 1945 г. в свя­зи с работами физиков по получению ядерной энергии, после взрыва первых атомных бомб. Оказалось, что деление урана, плутония, других расщепляющихся материалов подчиняется тем же закономерностям, что и разветвлённо-цепные химические реакции.

На занятиях студентам часто пока­зывают взрывы смесей водорода с хлором или кислородом. А как можно продемонстрировать разветвлённо-цепную реакцию деления урана? Эта реакция вызывается активными час­тицами — нейтронами, которые расщепляют ядра урана с выделением огромной энергии. Разветвление цепи происходит за счёт того, что при рас­паде ядра выделяются несколько ней­тронов, способных к расщеплению новых ядер.

Остроумную модель «атомной бом­бы из мышеловок» построили на кафед­ре физики Московского энергетическо­го института. Аля этого взяли полсотни мышеловок, изображавших атомы. Роль нейтронов в них выполняли «приманки» в виде медных шайб, один из краёв ко­торых был срезан. Мышеловки распола­гали поблизости друг от друга и на каж­дую после взвода пружины клали по два «нейтрона». Если бросить шайбу на од­ну из мышеловок, она срабатывает, подбрасывая два «нейтрона». Те, в свою очередь, могут разрядить ещё две мышеловки, высвобождая уже четыре «нейтрона». Так наглядно моделирует­ся размножение активных частиц в хо­де ядерного взрыва.

Остаётся объяснить, почему для «нейтронов» была выбрана столь не­обычная форма шайб. Ответ прост: круглые (без среза) шайбы при «ядер­ном взрыве», как правило, закатыва­лись в труднодоступные места, и пос­ле завершения опыта приходилось их долго искать...

ЧТО ОБЩЕГО У ГОРЕНИЯ ВОДОРОДА И АТОМНОЙ БОМБЫ

«И КАК БОМБА РАЗРЫВАЯСЬ...»

Клевета вначале сладко,

ветерочком чуть порхает,

и, как будто бы украдкой,

слух людской едва ласкает,

и журчит, как ручеёк...

Всё сильнее с каждым часом

возникает толкованье,

вот гремит уж общим гласом,

стало общим клеветанье;

вот, как буря, разразилось,

загремело, покатилось

неудержною волной.

Гул сильней всё нарастает,

в ужасе трепещут люди...

И, как бомба разрываясь,

и, как бомба разрываясь,

клевета всё потрясает,

и колеблет мир земной.

Этот фрагмент арии Дона Базилио из оперы Дж. Россини «Севильский ци­рюльник» может служить прекрасной иллюстрацией к особенностям раз­ветвлённых цепных процессов: «взры­вом бомбы» заканчивается цепная реакция распространения сплетен в городе.

А вот какое сравнение нашёл для скорости цепного процесса замеча­тельный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман в книге «Живая математика»: «В небольшой городок с 50-тысячным населением приехал в восемь часов утра житель столицы и

привёз свежую, всем интересную но­вость. В доме, где приезжий остановил­ся, он сообщил новость только трём местным жителям; это заняло, ска­жем, четверть часа... Если слух распро­страняется по городу и далее таким же способом... то ранее чем в половине одиннадцатого дня поголовно все жи­тели города будут осведомлены о но­вости, которая в восемь часов утра из­вестна была только одному человеку».

Если учесть, что для реакции каж­дой активной частицы с молекулой исходного вещества требуется не чет­верть часа, а миллиардные доли секун­ды (при атмосферном давлении), то легко понять, почему разветвлённо-цепные реакции при больших концен­трациях (давлениях) реагентов приво­дят к взрывам.

Важно отметить, что лавина разветвлённо-цепной реакции быстро заканчивается: спустя доли секунды после её начала для продолжения реак­ции уже не хватает исходных ве­ществ — все они превратились в про­дукты реакции. И здесь наблюдаем известную аналогию: так же, как слухи и сплетни, быстро распространяются, но и быстро заканчиваются разно­образные «разветвлённо-цепные» фи­нансовые пирамиды (типа знаменитых «Властелины», «МММ», «писем сча­стья»), различные «заманчивые» пред­ложения за 100 рублей заработать 100 тыс. и т. п. На первый взгляд всё выглядит честно: покупатель оплачивает, например, только пятую часть сто­имости автомобиля, а остальные день­ги вносят привлечённые им новые по­купатели — числом четыре. Те для оправдания затрат и получения маши­ны должны в свою очередь найти ещё четырёх потенциальных покупателей и т. л. Подобные финансовые аферы, писал Перельман, ещё в XIX в. были в ходу в разных странах; во Франции их называли снежным комом, у нас — ла­виной. Действительно, для продолже­ния «коммерции» вскоре попросту пе­рестаёт хватать новых покупателей. По словам Перельмана, «фирма уст­ройством лавины... принуждает 4/5 на­селения оплачивать товар, приобрета­емый остальною 1/5 частью населения; иными словами — заставляет четырёх граждан облагодетельствовать пятого».



Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторы: Андрей Дроздов, Илья Леенсон, Дмитрий Трифонов, Денис Жилин, Александр Серов, Андрей Бреев, Андрей Шевельков, Вадим Ерёмин, Юлия Яковлева, Оксана Рыжова, Виктория Предеина, Наталья Морозова, Алексей Галин, Сергей Каргов, Сергей Бердоносов, Александр Сигеев, Оксана Помаз, Григорий Середа, Владимир Тюрин, Антон Максимов, Вячеслав Загорский, Леонид Каневский, Александр Скундин, Борис Сумм, Игнат Шилов, Екатерина Менделеева, Валерий Лунин, Абрам Блох, Пётр Зоркий, Александр Кури, Екатерина Иванова, Дмитрий Чаркин, Сергей Вацадзе, Григорий Серела, Анастасия Ростоцкая, Александр Серое, Анастасия Сигеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.