Составление карты паттернов глазного доступа

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа

Чтобы облегчить составление карты паттернов глазного доступа, используйте приведенные ниже вопросы. Задавая их, удостоверьтесь в том, что вы смотрите на человека, карту паттернов которого со­ставляете. Если вы будете читать вопросы, его глаза изменят положение, прежде чем вы успеете посмот­реть на них! Данный метод работает лучше всего, если задавать вопросы в процессе разговора. Тогда человек не будет заниматься самоанализом и попы­тается «увидеть» свой ответ! Если вы будете отвечать на вопросы этого упражнения, просто позвольте себе отвечать свободно и спонтанно, не обращая внима­ния на движения своих глаз. Самосознание (рефлек­сивное осознание) вносит путаницу, так как второй мыслью человека будет: «Позвольте мне визуально вспомнить, как двигались мои глаза!». Итак, просто расслабьтесь и отвечайте естественно и непринуж­денно.

Питер Янг (Young, 1999) отмечает:

«Используемые вами слова влияют на внут­реннюю обработку информации другим челове­ком; прежде всего они влияют на то, какие мыс­ленные операции будет выполнять человек. Если вы хотите, чтобы он использовал конкретную репрезентативную систему, ваш язык должен четко указывать на это».

Ведущая система

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Ключи доступа информируют нас о том, ка­кую репрезентативную систему использует человек для воспроизведения информации. Наша ведущая система и наша основная репрезен­тативная система часто не совпадают. Предположим, я задаю вопрос: «Как вас зовут?» - и ваши глаза дви­жутся вниз и влево. Это наводит на мысль, что ваша ведущая система - аудиально-дигитальная. Я также знаю, что когда ваш взгляд направлен вниз и влево, вы не будете ни слушать, ни обрабатывать внутреннюю информацию. На эту миллисекунду, или мину­ту, я должен буду остановиться, замолчать и дать вам время для усвоения информации. После того как мы поделились информацией, человеку необходимо ее обработать. Он должен «уйти в себя» и внутренне осмыслить полученные сведения. Он может поднять глаза и осуществлять визуализацию, опустить взгляд и перейти в аудиально-дигитальную систему или ис­пользовать кинестетические ощущения. Чтобы под­держать раппорт, вам стоит сделать паузу и дать ему время для обработки информации.

Если вы не сделаете этого и продолжите говорить, в то время как человек получает доступ к информа­ции, вы можете благополучно потерять раппорт. В тот период времени, когда человек «уходит в себя»; он не слышит и не может слышать вас. К чему при­ведет постоянное прерывание мыслительных процес­сов другого человека? Это помешает вам даже уста­новить раппорт, так как не позволит человеку завер­шить свои мысли. Итак, наблюдайте за движениями глаз. Когда движения глаз человека указывают на то, что он получает доступ к информации посредством своей ведущей системы, дайте ему время на обработ­ку данных.

Ключи глазного доступа

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Принятая в НЛП модель понимания и изменения поведения использует репрезентативные системы в качестве основных строительных блоков в здании субъективности. Эти системы описывают процесс, посредством которого мы понимаем мир, создаем его репрезентацию и оперируем им. Весь человеческий опыт является результатом внешнего и внутреннего восприятия сенсорных данных. Чтобы использовать это понимание, мы должны развить у себя способ­ность узнавать репрезентативные системы, использу­емые конкретным человеком. Удивительно, но мы можем делать это безошибочно! Мы опираемся на ключи, указывающие на происходящую репрезен­тативную деятельность. Затем мы можем просто привести в соответствие предикаты и достигнуть раппорта.

Кроме слов-предикатов мы можем использовать другие индикаторы текущей репрезентации. Мы мо­жем обратить внимание на ключи глазного доступа. Движения глаз указывают нам на репрезентативную систему, к которой человек получает доступ в данный момент. Бэндлер и Гриндер сделали это открытие на раннем этапе развития НЛП. Они обратили внима­ние на то, что когда они задают определенные во­просы в аудитории, люди, перед тем как ответить, смотрят в одном и том же направлении. На основе этих предварительных наблюдений Джон и Ричард разработали НЛП.

Упражнение на присоединение к предикатам

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Это упражнение нужно выполнять втроем. Рас­пределите роли участников «А», «Б» и «В». «А» вы­ступает в роли оператора, «Б» - в роли испытуемо­го или клиента, а «В» - в роли советника или мета-личности.

1. «Б» покидает комнату и подготавливает монолог по какому-нибудь актуальному для себя вопросу на две-три минуты. Сделайте этот первый моно­лог позитивным.

2. Когда «Б» возвращается, он рассказывает монолог «А». «А» отвечает «Б», используя те типы преди­катов (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые использовал «Б».

3. В конце упражнения «Б» сообщает «А», насколь­ко он преуспел в присоединении к предикатам. Сначала отметьте положительные результаты, указав на те случаи, когда присоединение к преди­катам произошло. Потом отметьте, когда «А» не смог присоединиться к предикатам или пропустил их. «В» выступает в роли консультанта, соглаша­ясь или не соглашаясь с «Б».

4. Поменяйтесь ролями: «А» становится «Б», «Б» становится «А». Повторите упражнение еще раз, как описано выше.

Предикаты

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Для вашего удобства я привожу подробный спи­сок предикатов. Несколько месяцев я составлял этот список при помощи текстового редактора во время подготовки к проповеди. Этим я преследовал две цели. Во-первых, я хотел увеличить свой словарный запас. Во-вторых, я хотел убедиться в том, что в сво­их высказываниях использую все три репрезентатив­ные системы. Если вы желаете включить собеседни­ков в свой разговор, вам нужен словарь, который содержит слова-предикаты всех трех репрезентатив­ных систем.

Визуальные предикаты

Блестящий
Бросить взгляд
Вглядываться
Видеть
...

Предикаты и слова, описывающие процесс

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
При общении мы не можем не общаться. Я (Б. Б.) впервые узнал эту истину при изучении коммуника­тивных навыков. Инструктор выразил это так: «Вы не можете не рассказать о себе*. Таким образом, вся­кий раз, раскрывая рот, мы осуществляем вербаль­ную репрезентацию нашей модели мира. Это также относится и к репрезентативной системе. Люди, ко­торые классифицируют и кодируют свои мысли в ос­новном аудиально, будут образовывать в основном аудиальные предикаты. Визуалы будут делать это в визуальной системе, а кинестетики - в кинестетичес­кой. Только это имеет смысл. Если мы думаем в тер­минах изображений, звуков и ощущений, это прояв­ляется в наших внешних языковых картах - словах.

Модель мира - карта реальности, уни­кальная репрезентация мира, основанная на обобщении нашего опыта; совокупность прин­ципов деятельности человека.

Соответственно, если мы прислушаемся к специ­фическим предикатам или описывающим процесс сло­вами (в основном это глаголы, прилагательные и на­речия), которые использует человек, мы сможем уз­нать его основную репрезентативную систему. Таким образом, эти предикаты являются языковыми ключа­ми (лингвистическими маркерами) внутренней обработки человеком информации (репрезентативных систем).Ключи - информация, которая помогает понять субъективные структуры человека. К ней относятся ключи глазного доступа, пре­дикаты, дыхание, поза, жесты, тон и тональ­ность голоса и т. д.

МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Сущность модели: репрезентативные системы

Что можно узнать из этой главы:

Репрезентативные системы, лежащие в основе понятийных процессов
Модальности, управляющие понятийными процессами
Предпочитаемая вами модальность
Ваши ведущие (основные) субмодальности
Наше недавнее открытие, касающееся ограничений субмодальных сдвигов
Секрет того, что «управляет» субмодальностями
Как читать ключи глазного доступа
Характеристики репрезентативной системы
Предикаты, дающие информацию о репрезентативной системе
Как определять репрезентативную систему по повседневной речи


При получении информации о внешнем мире мы опираемся на наши органы чувств. На теле человека расположены многочисленные чувствительные ре­цепторы. Кроме этих нервных механизмов мы не об­ладаем другим способом получения информации об окружающем мире. Фактически, весь наш опыт фор­мируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений (именно эти пять сенсорных модальностей наиболее важны, хотя кроме них существуют и другие). В НЛП мы называ­ем эти модальности репрезентативными системами. При анализе индивидуальных навыков мы обнару­живаем, что их функционирование связано с разви­тием и программированием основных репрезента­тивных систем.

ВВЕДЕНИЕ

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
История «магии» в нейролингвистике


НЛП - это позиция и методология, порождающие целый ряд методов.

Ричард Бэндлер


Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисципли­ну, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих дове­рия знаний. НЛП берет начало в нескольких облас­тях знания, объединенных двумя его создателями – Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Кали­форнийском Университете в Саита-Крус. Бэндлер был студентом этого университета и изучал матема­тику и компьютерные науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той об­ласти лингвистики, которая известна как трансфор­мационная грамматика.

Ричард Бэндлер показал незаурядные способнос­ти в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил себя в описании человеческой коммуника­ции. Ричард с большим удовольствием изучал, ана­лизировал, моделировал коммуникативные процес­сы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники гештальт-терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.

Магические слова и прогнозы на будущее

Наука » Психология » НЛП » Магические слова
В своей ежедневной практике мы вновь и вновь поражаемся тому, какие негативные представления связаны у большинства людей с возрастом. Начиная с шестидесяти лет, многие видят свой жизненный путь пролегающим в полумраке, хотя сегодня при хорошем здоровье человек легко перешагивает через восьмидесятилетний рубеж. Более 20 лет драгоценной жизни подсознательно окрашиваются в печальный серый цвет! Неудивительно, что в старости многие начинают ощущать духовную пустоту - ведь они сами настраивались на это долгие годы.

Некоторые "сходят с круга" уже на отметке в пятьдесят лет, а то и сорок. Этому способствует представления типа: "На женщин после сорока мужчины уже не смотрят"; "После пятидесяти меня можно будет списать в архив". Наверное, эти печальные прогнозы исходят от самого общества. Но это лишний повод для того, чтобы защитить себя от диктата будущего. По кранной мере, в ближайшее время нашему обществу не грозят особые иллюзии насчет молодости: все меньше становится молодых н все больше пожилых. С такой новой формацией обществу не преодолеть силы "старости".

Провалы в памяти и история жизни

Наука » Психология » НЛП » Магические слова
Штефан ничего не может сказать о том, что было с ним до десяти дет. Эти годы, по его собственному выражению, "покрыты мраком". В таких случаях тяжело прорабатывать травмирующие события детства в рамках одной только психотерапии.

Сегодня нам известно, что так называемое вытеснение представляет собой важный защитный механизм мозга, необходимый для сохранения душевного равновесия. По этой причине многие современные психотерапевты уже не считают столь уж необходимым мучительно копаться в "душевном хламе" с целью восстановить память. Но существуют техники глубинных преобразований, не заставляющие человека повторно переживать свою драму. Особого упоминания достойны клинический гипноз Милтона Эриксона и сеансы нейролингвистического программирования.

"Внутрисемейное" леченое

Наука » Психология » НЛП » Магические слова
Нет нужды спорить о том, что принципиально необходимо преобразовать в магические слова имена членов семьи и родственников. В первые годы вашей жизни родительская семья формирует вас по своему образу и подобию. В детстве каждый человек наблюдает за совместной игрой членов семьи и за их отношением друг к другу, как за театральной пьесой, заучивая ее наизусть. В свою взрослую жизнь вы приносите не только собственную детскую роль, но и саму "театральную пьесу". Сами того не подозревая, вы на глубинно - подсознательном уровне усвоили все роли исходного "семейного спектакля".

Динамика этой семейной пьесы и по сей день определяет вашу жизнь в важнейших ее аспектах. Был у нас один клиент, Хольгер, который, будучи ребенком, против воли родителей н при помощи учителя поступил в гимназию. Выучился он исключительно благодаря собственным стараниям. И вот сегодня он может достичь высоких результатов только в том случае, если кто-нибудь оказывает ему противодействие, имитирующее роль его родителей, или если ему что-нибудь угрожает. Причем речь совсем не обязательно должна идти об угрозе со стороны людей, достаточно, например, опасной профессии. Он не признает "пьес", в которых исполнение главной роли не связано с преодолением преград на пути к успеху.

Усиление "слабых" лет жизни

Наука » Психология » НЛП » Магические слова
Займитесь как-нибудь с вашим помощником тестированием собственной жизни. Процесс очень простой. Вы называете все числа, означающие годы вашей жизни. начиная с ноля. При произнесении каждого числа проверяется ваше мышечное 0-кольцо. Поскольку вы настроены сейчас полировать свою историю жизни, то ваш мозг 6удет знать, что следует понимать под произносимыми числами. Как вы заметите, разным числам будет соответствовать разная степень мышечного тонуса. Записывайте вместе с помощником "слабые" числа. Писать их нужно друг под другом на листе бумаги, ну скажем, в тетради. Не заботьтесь об интерпретации, собирайте лишь соответствующие "данные". При первом заходе протестируйте жизнь до двадцати дет, проверку других отложите на следующий раз. Для пущей уверенности "слабые" годы можете перепроверить с помощью партнера.

Далее напротив "слабых" лет изложите суть своих воспоминаний и предположения по поводу того, какие жизненные обстоятельства вызвали реакцию. Что было в этом году'? Были ли какие-нибудь перемены в жизни (например, переезд)? Происходили ли тягостные события? Может быть, вы были больны пли с вами произошел несчастный случай?

Затем обратите внимание на первый "слабый" год жизни. Представьте себе мысленно это число, сделайте анализ структуры слова или, вернее, числа. Как оно выглядит? Большое оно или маленькое? Изображение цветное или черно-белое? И так далее.