В последнее время появляется все больше публикаций, посвященных «философии образования». Так, только в прошлом году журнал «Вопросы философии» уделил внимание этой проблематике в двух своих номерах1. Другое издание, «Философские исследования», также подготовило специальную рубрику2. И если столь пристальный интерес к этой области в России, насколько мне известно, возник сравнительно недавно, к настоящему моменту в мире существует уже немало подобных работ. Как отмечает В.В. Краевский, «в действительности так называется широкая область анализа, по преимуществу философского, но не сводящегося к нему, получившая развитие главным образом в англоязычных странах (США, Великобритания, Канада)»3. Это замечание абсолютно справедливо. Так, в представительном труде по данной области, изданном в 1942 г. и озаглавленном «История и философия образования в античности и средних веках», авторы отмечали: «В последнее время возник самый значительный интерес к общей философии образования»4. С. Дж. Кёртис в работе «Краткая история образовательных идей» также дает историческую справку: «В послевоенные годы вновь возник интерес к теории и философии образования, изучением которой активно занимались теоретики образования в начале века...»
Образование дезоксирибонуклеотидов, необходимых для биосинтеза ДНК, происходит на уровне нуклеозиддифосфатов. С участием специального белка тиоредоксина фермент редуктаза восстанавливает 2/-ОН группу в рибозе и образуется дезоксирибоза. Затем:
дНДФ дНТФ синтез ДНК.
Отличия от ДНК: по локализации (цитоплазма), по функциям (обеспечивает биосинтез белка), по размерам, по строению (содержит У вместо Т, сахар — рибоза). РНК бывает нескольких типов — иРНК, рРНК, тРНК, гяРНК (гетерогенная ядерная РНК), мяРНК (малая ядерная РНК).
Вторичная структура — всегда одна цепь (у тРНК —
«лист клевера»).
Третичная структура — у тРНК формируется самостоятельно и похожа на объемную букву L; у рРНК и иРНК образуется в связи с белками (рРНК+белок = рибосома, иРНК+белок = информосома).
В ДНК входят 4 типа АО: А, Т, Г, Ц; сахар дезоксирибоза. Связь между нуклеотидами образуется с участием 3/-ОН-группы
одного нуклеотида и 5/-остатком фосфорной кислоты другого (3/–5/- фосфодиэфирная связь). В результате молекула полинуклеотида приобретает направленность — у нее есть 3/-конец и
5/-конец.
Под первичной структурой ДНК понимают последовательность нуклеотидов в одной полинуклеотидной цепи.
Вторичная структура ДНК (1953 г., Д. Уотсон, Ф. Крик) — двойная спираль, построенная по принципам комплементарности (А — Т, Г — Ц) и антипараллельности (3/-концу одной цепи соответствует 5/-конец другой).
Силы, стабилизирующие двойную спираль: 1) горизонтальные водородные связи между АО (А = Т, Г ≡ Ц); 2)
вертикальные «стейкинг»-взаимодействия между АО; 3) гидрофобные взаимодействия (АО обращены внутрь, к оси спирали, а полярные пентозы и фосфаты — наружу).
Окисление жирных кислот в пероксисомах составляет около 30 % всего их окисления. В пероксисомах окисляются необычные жирные кислоты (с длинной углеводородной цепью, дикарбоновые, с разветвленным радикалом). Укорочение радикала в пероксисомах происходит до тех пор, пока не образуется ацил-КоА со средней длиной цепи. Образующийся ацил-КоА с С-8 впоследствии подвергается дальнейшему окислению в митохондриях.
Первоначальная стадия дегидрирования в ходе пероксисомального окисления жирных кислот протекает с образованием Н2О2, а не ФАДН2. Перекись водорода удаляется с помощью каталазы. Все последующие реакции аналогичны происходящим в митохондриях, хотя катализируются они изоферментами пероксисом.
Первоначальная стадия дегидрирования в ходе пероксисомального окисления жирных кислот протекает с образованием Н2О2, а не ФАДН2. Перекись водорода удаляется с помощью каталазы. Все последующие реакции аналогичны происходящим в митохондриях, хотя катализируются они изоферментами пероксисом.
Фокусировка исследования. Необходимо изучать лишь часть проблемы, иначе существует риск «утонуть» в ней. Поэтому следует выбрать «угол зрения» (фокусировку) на объект, т.е. предмет исследования. Он обозначает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Предметом эмпирического исследования являются только те стороны, свойства и отношения реальных объектов, которые непосредственно поддаются описанию, классификации, доступны измерению, путем статистического обобщения социальных фактов.
Предметом могут быть: характеристики, направленность (orientation), действия. Возможны различные виды фокусировки в зависимости от единиц исследования.
Характеристики. Если изучение сосредоточено на характеристиках, то:
Предметом могут быть: характеристики, направленность (orientation), действия. Возможны различные виды фокусировки в зависимости от единиц исследования.
Характеристики. Если изучение сосредоточено на характеристиках, то:
Научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает конкретную общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования выступает носитель той или иной социальной проблемы.
Объект – то, на что направлен процесс познания. В литературе бытует мнение, что объектом исследования являются: социальный процесс или область социальной действительности, социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. [97, с. 75]. Общество, институт и социальные законы, несомненно, должны подвергаться изучению, но по причинам чисто утилитарного свойства, охватить их можно посредством только теоретических изысканий. Если понимать объект так широко, то теряется всякое различие между социологией как наукой и социологическими исследованиями, как инструментом познания. Объектом исследования могут быть только очевидные социальные тела. Поэтому следует знать, что изучению в социологическом исследовании подлежит эмпирический объект, отличающийся от идеализированной его формы, которая вводится на теоретическом уровне. В теоретическом исследовании, например в диссертации, фиксируется именно идеализированный объект, например «модель отношения к труду», а изучению подлежат боле конкретные вещи, скажем, «место трудовой мотивации в структуре ценностей молодого малоквалифицированного рабочего».
Объект – то, на что направлен процесс познания. В литературе бытует мнение, что объектом исследования являются: социальный процесс или область социальной действительности, социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. [97, с. 75]. Общество, институт и социальные законы, несомненно, должны подвергаться изучению, но по причинам чисто утилитарного свойства, охватить их можно посредством только теоретических изысканий. Если понимать объект так широко, то теряется всякое различие между социологией как наукой и социологическими исследованиями, как инструментом познания. Объектом исследования могут быть только очевидные социальные тела. Поэтому следует знать, что изучению в социологическом исследовании подлежит эмпирический объект, отличающийся от идеализированной его формы, которая вводится на теоретическом уровне. В теоретическом исследовании, например в диссертации, фиксируется именно идеализированный объект, например «модель отношения к труду», а изучению подлежат боле конкретные вещи, скажем, «место трудовой мотивации в структуре ценностей молодого малоквалифицированного рабочего».
Цель исследования – это конкретное представление планируемого конечного результата и /или/ ожидаемый конечный результат деятельности исследователя, достигаемого им посредством проведения социологического исследования. Достижение поставленной социологом цели служит необходимым критерием эффективности предпринятых им теоретических, организационных и практических процедур.
Социологическое исследование служит многим целям. Три из них, наиболее распространенные и полезные – поиск, описание и объяснение.
Поиск. Исследование проводится для того, чтобы разведать, прозондировать проблему, ближе познакомиться с проблемой. Поиск как цель типичен для ситуации, новой для исследователя или когда объект мало изучен.
Социологическое исследование служит многим целям. Три из них, наиболее распространенные и полезные – поиск, описание и объяснение.
Поиск. Исследование проводится для того, чтобы разведать, прозондировать проблему, ближе познакомиться с проблемой. Поиск как цель типичен для ситуации, новой для исследователя или когда объект мало изучен.
В основе исследования должен лежать либо заказ (прикладное исследование), либо социальная проблема (теоретико-эмпирическое исследование). Заказ социологу также чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, для решения которой недостаточно имеющихся знаний. Под социальной проблемой понимают обычно:
· положение депривированных групп (чего-то «лишенных», т.е. бродяг, заключенных, детей-беспризорников, беженцев, эмигрантов, малоимущих, алкоголиков и т.п.);
· дисфункции какого-то социального института (неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления, «организационные патологии»);
· темы, вызывающие общественное беспокойство (проблемы, в том числе вышеназванные, получившие широкую огласку и резонанс; массовые страхи – перед политическими потрясениями, войной, природными катаклизмами, болезнями и т.д.).
· положение депривированных групп (чего-то «лишенных», т.е. бродяг, заключенных, детей-беспризорников, беженцев, эмигрантов, малоимущих, алкоголиков и т.п.);
· дисфункции какого-то социального института (неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления, «организационные патологии»);
· темы, вызывающие общественное беспокойство (проблемы, в том числе вышеназванные, получившие широкую огласку и резонанс; массовые страхи – перед политическими потрясениями, войной, природными катаклизмами, болезнями и т.д.).
Программа социологического исследования (design) – содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления, процесса, события. Программа необходима для того, чтобы исследование получило стройность, чтобы исследователь имел перед глазами все части проекта – принципы выборки, уровни измерения, техники, методы сбора информации – и для согласованной работы над достижением решения исследовательских вопросов.
Программа – это документ, состоящий из нескольких частей. Программа включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки
Программа – это документ, состоящий из нескольких частей. Программа включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки
Существует несколько критерий классификации СИ.
1. В зависимости от масштаба охвата событий различают разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое исследовании.
2. По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.
3. В зависимости от того изучается статика или динамика явления различают точечное (разовое)и повторное СИ.
4. По объему охвата объекта исследования выделяют сплошные и выборочные СИ
5. По месту проведения СИ классифицируют на полевые и лабораторные.
Разведывательное (поисковое) – наиболее простой вид. Оно охватывает небольшую совокупность людей и может использоваться в качестве предварительного этапа крупномасштабного исследования. Потребность в нем возникает, когда предмет мало изучен или вообще не изучен. Оно может проводиться следующими методами: интервью, наблюдение, фокус-группа по центральной проблеме, опрос экспертов, изучение документов.
1. В зависимости от масштаба охвата событий различают разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое исследовании.
2. По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.
3. В зависимости от того изучается статика или динамика явления различают точечное (разовое)и повторное СИ.
4. По объему охвата объекта исследования выделяют сплошные и выборочные СИ
5. По месту проведения СИ классифицируют на полевые и лабораторные.
Разведывательное (поисковое) – наиболее простой вид. Оно охватывает небольшую совокупность людей и может использоваться в качестве предварительного этапа крупномасштабного исследования. Потребность в нем возникает, когда предмет мало изучен или вообще не изучен. Оно может проводиться следующими методами: интервью, наблюдение, фокус-группа по центральной проблеме, опрос экспертов, изучение документов.
Иногда можно услышать о том, что какое-то исследование не является социологическим. Здесь может идти речь об отслеживании политического рейтинга или маркетинговом исследовании. Но в большинстве случаев речь идет о том, что нарушены определенные правила научного исследования. Это, прежде всего, касается социальных обследований, проводимых журналистами, политологами, врачами, педагогами и т.д.
Социологические исследования отличаются конкретностью, оснащены мощным методическим аппаратом, многообразным исследовательским инструментарием, не допускают формализма, дают конкретное знание.
Социальные обследования как способ изучения социальных проблем возник раньше, чем социологическая методология. Обследование преследует чисто информационные цели: его ценность определяется информативностью и полезностью. Даже самая полезная информация, полученная обследованием, быстро устаревает и теряет ценность. Поэтому обследование стремится опередить сегодняшний день и обеспечить свежие данные. Проводят социальные обследования все, кому не лень: журналисты, которых интересует отношение населения к праздникам, к новым назначениям в кабмине, к новым законам, к афишируемым общественным проблемам и т.п.; врачи и педагоги (социальные последствия употребления медицинских препаратов, алкоголя, стимуляторов). Естественно, о соблюдении правил научного изучения общественного мнения здесь можно говорить лишь с большими допущениями.
Социологические исследования отличаются конкретностью, оснащены мощным методическим аппаратом, многообразным исследовательским инструментарием, не допускают формализма, дают конкретное знание.
Социальные обследования как способ изучения социальных проблем возник раньше, чем социологическая методология. Обследование преследует чисто информационные цели: его ценность определяется информативностью и полезностью. Даже самая полезная информация, полученная обследованием, быстро устаревает и теряет ценность. Поэтому обследование стремится опередить сегодняшний день и обеспечить свежие данные. Проводят социальные обследования все, кому не лень: журналисты, которых интересует отношение населения к праздникам, к новым назначениям в кабмине, к новым законам, к афишируемым общественным проблемам и т.п.; врачи и педагоги (социальные последствия употребления медицинских препаратов, алкоголя, стимуляторов). Естественно, о соблюдении правил научного изучения общественного мнения здесь можно говорить лишь с большими допущениями.