- Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для принятия решения о способах оказания помощи.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности при подборке методик;
- Соотносить полученные при тестировании данные с возрастными нормативами развития;
- Очень хороша разъяснять инструкцию при проведении тестирования;
- Перед тестированием дать освоиться в помещении; не обследовать перед едой, сразу после еды, после недосыпания, при плохом самочувствии ребёнка.
- Проводить обследование желательно в присутствии родителей (или после получения их письменного согласия) и учителей.
- Перед обследованием собрать психологический анамнез (историю развития)ребёнка.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности при подборке методик;
- Соотносить полученные при тестировании данные с возрастными нормативами развития;
- Очень хороша разъяснять инструкцию при проведении тестирования;
- Перед тестированием дать освоиться в помещении; не обследовать перед едой, сразу после еды, после недосыпания, при плохом самочувствии ребёнка.
- Проводить обследование желательно в присутствии родителей (или после получения их письменного согласия) и учителей.
- Перед обследованием собрать психологический анамнез (историю развития)ребёнка.
Тесты должны быть надёжными (в плане результатов) – точными, с минимальными ошибками измерения, устойчивыми к действию посторонних случайных факторов и валидными (в плане отношения к предмету исследования) – соответствующими цели исследования.
1) Определение условий среды (места и времени проведения).
2) Выбор помещения (отсутствие посторонних людей, акустическая изоляция, достаточное освещение, минимум предметов вокруг);
3) Подготовка набора для тестирования (бланки, ручки или компьютеры и пр.);
4) Дать освоиться исследуемым в помещении для тестирования;
5) Проведение инструктажа и мотивирование исследуемых на тестирование;
6) Психологу не влиять на ход тестирования;
7) Обработка результатов тестирования;
8) Формулировка заключения и рекомендаций.
1) Определение условий среды (места и времени проведения).
2) Выбор помещения (отсутствие посторонних людей, акустическая изоляция, достаточное освещение, минимум предметов вокруг);
3) Подготовка набора для тестирования (бланки, ручки или компьютеры и пр.);
4) Дать освоиться исследуемым в помещении для тестирования;
5) Проведение инструктажа и мотивирование исследуемых на тестирование;
6) Психологу не влиять на ход тестирования;
7) Обработка результатов тестирования;
8) Формулировка заключения и рекомендаций.
1) Формулировка проблемы на основании изучения данных об индивиде;
2) Формулировка гипотез и выбор диагностических методов;
3) Проведение тестирования (психодиагностического обследования), анализ полученных данных;
4) Формулировка заключений;
5) Формулировка ответов на поставленные вопросы, проблемы;
6) Подбор мероприятий по устранению проблемы на основании психологического заключения.
2) Формулировка гипотез и выбор диагностических методов;
3) Проведение тестирования (психодиагностического обследования), анализ полученных данных;
4) Формулировка заключений;
5) Формулировка ответов на поставленные вопросы, проблемы;
6) Подбор мероприятий по устранению проблемы на основании психологического заключения.
Психологическая коррекция – исправление особенностей психологического развития и формирование нужных психологических качеств для повышения социализации и адаптации индивида. = Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры для полноценного развития и функционирования индивида.
Виды психокоррекционных воздействий: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Специфические черты психокоррекционного процесса:
1. При использовании приёмов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать понятием нормы.
2. Психологическая коррекция планирует не достижение конкретных результатов, а создаёт условия для личностного роста.
3. Контакт в психокор. основан не на субъект-объектном, а субъект-субъектном диалоге психолога и пациента.
4. Динамика психокоррекционного процесса – не прямая, а ломаная линия: взлёты и падения, ускорение и замедление, всплески и ровные участки.
5. Перестройка структур сознания – творческий процесс, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций.
6. Язык в психокоррекции должен быть доступным, понятным, убедительным, внушающим, воздействующим, вызывающим эмоциональный отклик, соответствующий невербальному выражению сказанного.
7. Все психокоррекционные ситуации (оценки, выбор, принятие решений, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны предполагать новый, творческий взгляд на них, содействовать нахождению оптимального выхода из внешнего или внутреннего конфликта.
Виды психокоррекционных воздействий: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Специфические черты психокоррекционного процесса:
1. При использовании приёмов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать понятием нормы.
2. Психологическая коррекция планирует не достижение конкретных результатов, а создаёт условия для личностного роста.
3. Контакт в психокор. основан не на субъект-объектном, а субъект-субъектном диалоге психолога и пациента.
4. Динамика психокоррекционного процесса – не прямая, а ломаная линия: взлёты и падения, ускорение и замедление, всплески и ровные участки.
5. Перестройка структур сознания – творческий процесс, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций.
6. Язык в психокоррекции должен быть доступным, понятным, убедительным, внушающим, воздействующим, вызывающим эмоциональный отклик, соответствующий невербальному выражению сказанного.
7. Все психокоррекционные ситуации (оценки, выбор, принятие решений, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны предполагать новый, творческий взгляд на них, содействовать нахождению оптимального выхода из внешнего или внутреннего конфликта.
- Труотерапия,
- Самовоспитание,
- Поведенческая терапия в группе – тренинг социальных навыков,
- Социотерапия – воздействие на социальное окружение с помощью государственных и общественных организаций – в отношении родителей асоциального поведения и пр.
- Дискуссионная терапия
- Натурпсихотерапия (ландшафт-терапия) – лечение природой.
- Логотерапия – разговорная психотерапия.
- Библиотерапия – чтение подобранных психотерапевтом книг.
- Имаготерапия – использование игры образами (из сказок, спектаклей, рассказов).
- Статусная психотерапия – возрастные перемещения ребенка из группы в группу (непопулярных, забитых – к младшим; эгоистов, «звёзд» – к старшим).
- Самовоспитание,
- Поведенческая терапия в группе – тренинг социальных навыков,
- Социотерапия – воздействие на социальное окружение с помощью государственных и общественных организаций – в отношении родителей асоциального поведения и пр.
- Дискуссионная терапия
- Натурпсихотерапия (ландшафт-терапия) – лечение природой.
- Логотерапия – разговорная психотерапия.
- Библиотерапия – чтение подобранных психотерапевтом книг.
- Имаготерапия – использование игры образами (из сказок, спектаклей, рассказов).
- Статусная психотерапия – возрастные перемещения ребенка из группы в группу (непопулярных, забитых – к младшим; эгоистов, «звёзд» – к старшим).
Задачи психодиагностики:
1) Оценка степени выраженности проблем у пациента;
2) Определение необходимости и формы психологической помощи;
3) оценка эффективности психологичекой помощи.
Теоретические: разработка и создание методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности. = Разработка и создание психодиагностических методик и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. Рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений.
Практические: использование на практике методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. = Практическое применение психодиагностических методик, проведение психодиагностических исследований. При профотборе, профориентации, консультировании, планировании коррекционной работы.
1) Оценка степени выраженности проблем у пациента;
2) Определение необходимости и формы психологической помощи;
3) оценка эффективности психологичекой помощи.
Теоретические: разработка и создание методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности. = Разработка и создание психодиагностических методик и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. Рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений.
Практические: использование на практике методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. = Практическое применение психодиагностических методик, проведение психодиагностических исследований. При профотборе, профориентации, консультировании, планировании коррекционной работы.
1) соответствие целей применения теста или методики исследуемой выборке;
2) знать требования к методикам разного типа (цели, предмет и область применения методики);
3) его возмож¬ности в составлении программы обследования (в подборе батареи методик). Батарея тестов = несколько тестов для изучения различных аспектов одного качества.
2) знать требования к методикам разного типа (цели, предмет и область применения методики);
3) его возмож¬ности в составлении программы обследования (в подборе батареи методик). Батарея тестов = несколько тестов для изучения различных аспектов одного качества.
Профессиональные принципы:
- профессиональной компетентности;
- комплексной диагностики;
- научной обоснованности;
- структурно-динамический принцип (учёт специфики развития на всём протяжении жизни + учёт взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики);
- индивидуальности; объективности; эффективности.
Этические принципы:
- соблюдения социально-психологического благополучия обследуемого; - соблюдения моральных и правовых стандартов, принятых в обществе; - конфиденциальности (неразглашения данных о клиенте); - соблюдения профессиональной тайны результатов исследования; - корректности и сдержанности в публичных заявлениях.
Для диагностики ребёнка: комплексности и разносторонности; изучения через деятельность и отношения; педагогической направленности; участия в диагностике родителей, воспитателей, педагогов.
- профессиональной компетентности;
- комплексной диагностики;
- научной обоснованности;
- структурно-динамический принцип (учёт специфики развития на всём протяжении жизни + учёт взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики);
- индивидуальности; объективности; эффективности.
Этические принципы:
- соблюдения социально-психологического благополучия обследуемого; - соблюдения моральных и правовых стандартов, принятых в обществе; - конфиденциальности (неразглашения данных о клиенте); - соблюдения профессиональной тайны результатов исследования; - корректности и сдержанности в публичных заявлениях.
Для диагностики ребёнка: комплексности и разносторонности; изучения через деятельность и отношения; педагогической направленности; участия в диагностике родителей, воспитателей, педагогов.
Методологические принципы построения диагностики:
1) Стандартизация – унифицированность, единообразие в проведении, расчётах и трактовке результатов.
2) Валидность – понятие, отражающее, что именно и насколько хорошо измеряет тест; мера соответствия методики и результатов исследования поставленным задачам.
3) Надёжность – устойчивость по отношению к погрешностям измерения.
4) Достоверность – истинность, обоснованность, доказательность, бесспорность результатов диагностики.
1) Стандартизация – унифицированность, единообразие в проведении, расчётах и трактовке результатов.
2) Валидность – понятие, отражающее, что именно и насколько хорошо измеряет тест; мера соответствия методики и результатов исследования поставленным задачам.
3) Надёжность – устойчивость по отношению к погрешностям измерения.
4) Достоверность – истинность, обоснованность, доказательность, бесспорность результатов диагностики.
Черта личности – особая составляющая личности, описывающая склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения; устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному стилю поведению.
Основные личностные черты: 1) экстраверсия, 2) невротизм, 3) уживчивость, 4) добросовестность, 5) открытость опыту. По Кеттелу – 16 основных черт личности.
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики; наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие типичные для неё поведение и деятельность.
Основные психические свойства личности: 1) темперамент (врождённая нервно-психическая конституция, зависящая от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов), 2) характер (привычки, манера, тактика и стиль поведения, приобретённые в онтогенезе), 3) способности, 4) направленность.
Основные личностные черты: 1) экстраверсия, 2) невротизм, 3) уживчивость, 4) добросовестность, 5) открытость опыту. По Кеттелу – 16 основных черт личности.
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики; наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие типичные для неё поведение и деятельность.
Основные психические свойства личности: 1) темперамент (врождённая нервно-психическая конституция, зависящая от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов), 2) характер (привычки, манера, тактика и стиль поведения, приобретённые в онтогенезе), 3) способности, 4) направленность.
Музыкотерапия – один из старейших методов воздействия на психику.
Метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт. Составление музыкальной программы требует определённой режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.
Музыкотерапия даёт возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.
Для детей – детские и некоторые народные песни: учат социализации, нормам поведения, будят фантазию. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем.
Метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт. Составление музыкальной программы требует определённой режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.
Музыкотерапия даёт возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.
Для детей – детские и некоторые народные песни: учат социализации, нормам поведения, будят фантазию. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем.
Статистическая норма – это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. = Близость значения свойства к уровню, характеризующему статистически среднего индивида.
1) Статистические (для оценки стилевых и мотивационных черт; средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства);
2) Социокультурные (для оценки способностей и достижений, которые явно или неявно считаются в обществе необходимыми);
3) Возрастные (указывают, как далеко продвинулся испытуемый в своём развитии по сравнению со статистическим большинством)
1) Статистические (для оценки стилевых и мотивационных черт; средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства);
2) Социокультурные (для оценки способностей и достижений, которые явно или неявно считаются в обществе необходимыми);
3) Возрастные (указывают, как далеко продвинулся испытуемый в своём развитии по сравнению со статистическим большинством)