Это один из острых. На подходе к кризису появляются симптомы:
1 Острый интерес к своему изображению в зеркале.
2 Озадаченность своей внешностью. У девочек проявляются через наряды, у мальчиков эффект конструирования - озабоченность тем, что они производят. Остро реагируют на негатив.
3. Ребенок неуправляем, не поддается коррекции. Симптом кризиса называется семизвездием.
Негативизм – стремление сделать все наоборот, вопреки своему желанию. Реакция ребенка не на предложение взр, а на самого взр.
Упрямство – не воспр мнения др людей, постоянно стоит на своем.
Строптивость – протест против образа жизни, реб не доволен всем, что ему предлагают. В отл лт негативизма – это общий протест)
Своеволие – все хочет делать сам даже если не умеет.
1 Острый интерес к своему изображению в зеркале.
2 Озадаченность своей внешностью. У девочек проявляются через наряды, у мальчиков эффект конструирования - озабоченность тем, что они производят. Остро реагируют на негатив.
3. Ребенок неуправляем, не поддается коррекции. Симптом кризиса называется семизвездием.
Негативизм – стремление сделать все наоборот, вопреки своему желанию. Реакция ребенка не на предложение взр, а на самого взр.
Упрямство – не воспр мнения др людей, постоянно стоит на своем.
Строптивость – протест против образа жизни, реб не доволен всем, что ему предлагают. В отл лт негативизма – это общий протест)
Своеволие – все хочет делать сам даже если не умеет.
ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта чел, проявл в запоминании, сохранении и последующее припоминанием того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о нем думал.
Виды
1 По ведущему анализатору (зрит, обонятельный, осяз, вкусовой – память на образы, вкус, слух и т.д)
2 По предмету или материалу Де:
а) двигательная (на движение) лежит в основе всех навыков (хотьба, письмо, резать хлеб, т.е. любые движения доведенные до автоматизма).
б) эмоциональная. Память на чувства и эмоии. Значение имеет в процессе формирования личности. Регуляция повторяется от пережитых чувств (эмоций). Бывает:
- образная (на какие-то образы) - вербальная (речевые средства)
3 По продолжительности протекания процессов:
а) сенсорная память, когда запоминается на уровне рецепторов (0,1-0,5 сек) – Тел выключил, картинка остается
б) кратковременная. Информация хранится около 20 сек. Краткое сохранение после непродолжительного времени восприятия..
в) долговременная. Длительное сохранение материала после неоднократного его повторения (табл умножения, стихи)
г) оперативная. Запоминание каких либо совпадений на выполнение каких либо операций(заданий) – чай заваривать как? Помним хорошо, т.е когда надо вспоминаем.
Виды
1 По ведущему анализатору (зрит, обонятельный, осяз, вкусовой – память на образы, вкус, слух и т.д)
2 По предмету или материалу Де:
а) двигательная (на движение) лежит в основе всех навыков (хотьба, письмо, резать хлеб, т.е. любые движения доведенные до автоматизма).
б) эмоциональная. Память на чувства и эмоии. Значение имеет в процессе формирования личности. Регуляция повторяется от пережитых чувств (эмоций). Бывает:
- образная (на какие-то образы) - вербальная (речевые средства)
3 По продолжительности протекания процессов:
а) сенсорная память, когда запоминается на уровне рецепторов (0,1-0,5 сек) – Тел выключил, картинка остается
б) кратковременная. Информация хранится около 20 сек. Краткое сохранение после непродолжительного времени восприятия..
в) долговременная. Длительное сохранение материала после неоднократного его повторения (табл умножения, стихи)
г) оперативная. Запоминание каких либо совпадений на выполнение каких либо операций(заданий) – чай заваривать как? Помним хорошо, т.е когда надо вспоминаем.
ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания человека на опр объектах при одновременном отвлечении от др. Виды:
1 Непроизвольное – удержание направленности объекта без волевых усилий (без нашего желания). Врожденный ориентировочный эффект – основа непроизвольного внимания (звук, движение, яркость, необычность). Всегда основано на интересе.
2 Произвольное. Для этого внимания необходимо волевое усилие (цель, мотивация) – сами себя заставляем слушать, видеть. Развивается активно в дошкольном и мл школьном возрасте. поддерживается интересом Де – конечным результатом.
3 Послепроизвольное. Сначала необходимость а затем Де поддерживается содержанием этой Де. (волевое усилие пропадает – чтение книги).
Свойства
1 Объем. Количество объектов которые могут быть восприняты (одновременно) с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Пример с 1г до 3 – 1 предмет, у дошкольников от 2 до 5, у взрослых от 4 до 6.
2 Распределение. Возможность одновременно успешно выполнять несколько видов Де.
3 Концентрация. Выражается в степени сосредоточенности на обьекте.
4 Переключаемость. Динамическая характеристика опр способность переходит от одного объекта к др.
5 Устойчивость. Способность задерживаться на восприятии данного объекта. Табл Шульте – квадрат 25 клеточек 5*5, а внутри цифры.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.
1 Непроизвольное – удержание направленности объекта без волевых усилий (без нашего желания). Врожденный ориентировочный эффект – основа непроизвольного внимания (звук, движение, яркость, необычность). Всегда основано на интересе.
2 Произвольное. Для этого внимания необходимо волевое усилие (цель, мотивация) – сами себя заставляем слушать, видеть. Развивается активно в дошкольном и мл школьном возрасте. поддерживается интересом Де – конечным результатом.
3 Послепроизвольное. Сначала необходимость а затем Де поддерживается содержанием этой Де. (волевое усилие пропадает – чтение книги).
Свойства
1 Объем. Количество объектов которые могут быть восприняты (одновременно) с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Пример с 1г до 3 – 1 предмет, у дошкольников от 2 до 5, у взрослых от 4 до 6.
2 Распределение. Возможность одновременно успешно выполнять несколько видов Де.
3 Концентрация. Выражается в степени сосредоточенности на обьекте.
4 Переключаемость. Динамическая характеристика опр способность переходит от одного объекта к др.
5 Устойчивость. Способность задерживаться на восприятии данного объекта. Табл Шульте – квадрат 25 клеточек 5*5, а внутри цифры.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.
ВООБРАЖЕНИЕ – создание нового в форме образа представления или идеи.
Виды:
1 Активное воображение направленно на преобразование окр действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию (чел, реб воссоздает то, что ему рассказали – при чтении книги, литературы)
б) творческое. Самостоятельное создание нов образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит вседа большая эмоциональная разрядка.
2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся:
а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)
б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.
Приемы воображения
1 Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей. (сказ образы – кентавр, русалка, изб на кур ножках)
2 Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
3 Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)
Виды:
1 Активное воображение направленно на преобразование окр действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию (чел, реб воссоздает то, что ему рассказали – при чтении книги, литературы)
б) творческое. Самостоятельное создание нов образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит вседа большая эмоциональная разрядка.
2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся:
а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)
б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.
Приемы воображения
1 Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей. (сказ образы – кентавр, русалка, изб на кур ножках)
2 Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
3 Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)
КРИЗИС ВОЗР, РАЗВИТИЯ – особые, относительно непродолжительные по времени (до 1 года) периоды в развитии человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Открыты Выготским экспериментально из практики не в той последовательности, которую переживает ребенок. Симптомы:
1 Границы кризиса размыты.т.е. нет точки начала и конца.
2 Трудновоспитываемость детей. (строптивость, возрастают конфликты, внутр жизнь связана с сильными переживаниями)
3 Негативный характер развития.
В кризис количество переходит в качество.
В критические периоды наблюдаются метеконструктивные процессы развития.
Выготский их назвал новообразования. Новообразования кризиса не сохраняются в психике человека и носят переходный х-р, т.е. они не сохраняются в том виде, в котором образуются (автономная речь годовалого ребенка – звуки которые понятны близкому человеку.
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ – в ходе которых реб накаливает количественные изменения. Они накапливаются медленно и незаметно, их не выделяют и не описывают.
Открыты Выготским экспериментально из практики не в той последовательности, которую переживает ребенок. Симптомы:
1 Границы кризиса размыты.т.е. нет точки начала и конца.
2 Трудновоспитываемость детей. (строптивость, возрастают конфликты, внутр жизнь связана с сильными переживаниями)
3 Негативный характер развития.
В кризис количество переходит в качество.
В критические периоды наблюдаются метеконструктивные процессы развития.
Выготский их назвал новообразования. Новообразования кризиса не сохраняются в психике человека и носят переходный х-р, т.е. они не сохраняются в том виде, в котором образуются (автономная речь годовалого ребенка – звуки которые понятны близкому человеку.
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ – в ходе которых реб накаливает количественные изменения. Они накапливаются медленно и незаметно, их не выделяют и не описывают.
Факторы и движущие силы развития психики в онтогенезе. Условия развития детей: внешние и внутренние.
Факторы:
1 Биологический:
а) Наследственность – передается от род, то что не меняется после рождения, генетические заболевания(гемофилия-несвертываемость крови). Болеют только мальчики. Особенности свойственные человеку, отличающие его от животного (кисть руки).
б) врожденность – то, что реб. Получает в процессе внутр жизни или при родах (болезни краснуха, грипп, алкоголизм, никотин, наркотики).
2 Социальный:
Среда обитания.
Движущие силы – противоречия между требованиями и потребностями ребенка.
Условия:
а) Внешние – обучение, воспитание реб (родители, школа и т.д)
б) Внутренние – активность(главное), мотивы, потребности, желание.
Действия:
1 Манипулятивные
2 Предметные – употребление предметов по назначению
3 Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
4 Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.
1 Биологический:
а) Наследственность – передается от род, то что не меняется после рождения, генетические заболевания(гемофилия-несвертываемость крови). Болеют только мальчики. Особенности свойственные человеку, отличающие его от животного (кисть руки).
б) врожденность – то, что реб. Получает в процессе внутр жизни или при родах (болезни краснуха, грипп, алкоголизм, никотин, наркотики).
2 Социальный:
Среда обитания.
Движущие силы – противоречия между требованиями и потребностями ребенка.
Условия:
а) Внешние – обучение, воспитание реб (родители, школа и т.д)
б) Внутренние – активность(главное), мотивы, потребности, желание.
Действия:
1 Манипулятивные
2 Предметные – употребление предметов по назначению
3 Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
4 Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.
Характерен для каждого возр. периода, в котором формируются псих. личностные новообразования, в этой Де зарождается след. Вед. Де.
(это не любая Де, не частная которой он часто занимается, а та что которая развивается).
1) Де, в которой возникают и внутри дифференцируются др нов. виды Де.
2) Де, в которой формируются или перестраиваются частные псих. процессы _например в игре – воображение, в учении – логическое мышление)
3) Де от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные псих. изменения в личности реб. по ЭЛЬКОНИНУ
0 – 1 (младенчество) ---- эмоциональное общение реб и взр.
1 – 3 ( раннее детство) ---- предметно – манипулятивная Де.
3 – 7 (дошкольный возраст) ---- игра (сюжетно-ролевая)
7 – 11 (школьный возраст) ---- учение, учебная Де
11 – 15 (подростковый возраст) ---- интимно – личностная де
15 – 18 (юношеский возраст) ---- учебно – профессиональная Де
(это не любая Де, не частная которой он часто занимается, а та что которая развивается).
1) Де, в которой возникают и внутри дифференцируются др нов. виды Де.
2) Де, в которой формируются или перестраиваются частные псих. процессы _например в игре – воображение, в учении – логическое мышление)
3) Де от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные псих. изменения в личности реб. по ЭЛЬКОНИНУ
0 – 1 (младенчество) ---- эмоциональное общение реб и взр.
1 – 3 ( раннее детство) ---- предметно – манипулятивная Де.
3 – 7 (дошкольный возраст) ---- игра (сюжетно-ролевая)
7 – 11 (школьный возраст) ---- учение, учебная Де
11 – 15 (подростковый возраст) ---- интимно – личностная де
15 – 18 (юношеский возраст) ---- учебно – профессиональная Де
Рисование – творческий акт, позволяющий ощутить и понять себя, освободиться от конфликтов, выразить мысли и чувства, мечты и надежды. + Способ выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных.
Проективный рисунок – отражение окружающей действительности, её моделирование и выражение отношения к ней. Основная задача – выявление и осознание трудно выражаемых или неосознаваемых проблем, переживаний, страхов.
Используется для снятия напряжения, стрессов, при коррекции неврозов, страхов. Развивает координацию, зрение, речь, мышление, мелкую моторику кисти руки. Используется в индивидуальной и групповой работе. Особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов и изучении личности, устремлений и окружения ребёнка.
Рисунки на тему: "Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Я в будущем", "Мое любимое занятие", "Что я люблю", "Мой самый хороший поступок", "Мой мир" и т.д.
Проективный рисунок – отражение окружающей действительности, её моделирование и выражение отношения к ней. Основная задача – выявление и осознание трудно выражаемых или неосознаваемых проблем, переживаний, страхов.
Используется для снятия напряжения, стрессов, при коррекции неврозов, страхов. Развивает координацию, зрение, речь, мышление, мелкую моторику кисти руки. Используется в индивидуальной и групповой работе. Особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов и изучении личности, устремлений и окружения ребёнка.
Рисунки на тему: "Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Я в будущем", "Мое любимое занятие", "Что я люблю", "Мой самый хороший поступок", "Мой мир" и т.д.
Библиотерапия – использование художественной литературы как одной из форм лечения словом. Просто и эффективно помогает клиентам находить правильные решения. Использование специально подобранных книг оказывает воздействие на эмоциональное состояние. При работе с детьми лучше использовать сказки, былины, рассказы для детей русских писателей. Учат социализации, развивают эмоции, волевые качества и пр.
Танцевальная терапия (коррекционная ритмика) – комплексное занятие, на котором средствами музыки и двигательных упражнений улучшается качество движений, развиваются саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально-ритмические занятия активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, развивают внимание, память, внутреннюю собранность.
Имеют большое значение для детей с задержкой психического развития и нарушением равновесия в деятельности нервной системы.
Танцевальная терапия (коррекционная ритмика) – комплексное занятие, на котором средствами музыки и двигательных упражнений улучшается качество движений, развиваются саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально-ритмические занятия активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, развивают внимание, память, внутреннюю собранность.
Имеют большое значение для детей с задержкой психического развития и нарушением равновесия в деятельности нервной системы.
Проекция — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний. Содержание фантазий говорит о внутреннем мире ребенка. Рисунки, фигурки из пластилина, поделки и игры со своими игрушками.
Ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Стимульный материал проективных методик неоднозначен, малоструктурирован. Допускается неограниченное разнообразие возможных ответов. Тестирование с помощью проективных методик замаскировано. Качество и содержание интерпретации зависят от профессионализма психодиагноста.
1. Конститутивные методики – где нужно структурировать предлагаемые стимулы, наделять их смыслом, создавать из разрозненных деталей единое целое – Тест «чернильных пятен» Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), фрустрационный тест Розенцвейга. В ТАТ сочиняется «рассказ по картинке». В тесте Розенцвейга надо приписать реплику персонажу на рисунке конфликтной ситуации.
2. Графические проективные методики («Несуществующее животное», «Рисунок семьи»). Расположение на бумаге, детали, цветовая гамма рассказывают о личности ребёнка.
3. Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения, продуктов творчества.
4. Ролевые игры – какую роль выбирает, как импровизирует = проецирование на игру своих собственных представлений о социальном мире.
5. Импрессивные методики, основанные на предпочтении одних стимулов другим (тест Люшера).
Не подходят умственно отсталым детям, они не могут понять большинство заданий.
Ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Стимульный материал проективных методик неоднозначен, малоструктурирован. Допускается неограниченное разнообразие возможных ответов. Тестирование с помощью проективных методик замаскировано. Качество и содержание интерпретации зависят от профессионализма психодиагноста.
1. Конститутивные методики – где нужно структурировать предлагаемые стимулы, наделять их смыслом, создавать из разрозненных деталей единое целое – Тест «чернильных пятен» Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), фрустрационный тест Розенцвейга. В ТАТ сочиняется «рассказ по картинке». В тесте Розенцвейга надо приписать реплику персонажу на рисунке конфликтной ситуации.
2. Графические проективные методики («Несуществующее животное», «Рисунок семьи»). Расположение на бумаге, детали, цветовая гамма рассказывают о личности ребёнка.
3. Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения, продуктов творчества.
4. Ролевые игры – какую роль выбирает, как импровизирует = проецирование на игру своих собственных представлений о социальном мире.
5. Импрессивные методики, основанные на предпочтении одних стимулов другим (тест Люшера).
Не подходят умственно отсталым детям, они не могут понять большинство заданий.
Групповое обследование – обследование группы с целью выявления межличностных отношений, лидерства, направленности, целей, мотиваций, уровня интеллекта и способностей, преобладающих установок и пр. у всей группы в целом.
Групповое тестирование – выполнение индивидуальных тестов одновременно несколькими испытуемыми в одно и то же время в одном и том же помещении. Предметом группового тестирования являются, как правило, индивидуальные особенности детей (способности, достижения, установки, черты каждого из них). Проводить в первой половине дня, потом дети устанут и сорвут тестирование. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.
Индивидуальное обследование проводится по просьбе родителей или учителей (воспитателей). Включает сбор данных о ребёнке, создание доверительной атмосферы, беседу с ним и проведение теста. Не обследовать насильно, без желания ребёнка, оторвав его от любимого дела. Обязательно хорошо мотивировать ребёнка.
Групповое тестирование – выполнение индивидуальных тестов одновременно несколькими испытуемыми в одно и то же время в одном и том же помещении. Предметом группового тестирования являются, как правило, индивидуальные особенности детей (способности, достижения, установки, черты каждого из них). Проводить в первой половине дня, потом дети устанут и сорвут тестирование. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.
Индивидуальное обследование проводится по просьбе родителей или учителей (воспитателей). Включает сбор данных о ребёнке, создание доверительной атмосферы, беседу с ним и проведение теста. Не обследовать насильно, без желания ребёнка, оторвав его от любимого дела. Обязательно хорошо мотивировать ребёнка.
Методики для изучения сферы общения:
Рисунок Семьи – смотреть размер фигур, особенности их рас¬положения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со¬став нарисованной и реальной семьи ребенка.
Семья животных: ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных Не говорится, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.
Два дома: психолог рисует дом красного цвета («этот дом мы построили для тебя»), вверху пишет имя ребёнка. Предлагает записать туда тех, кого ребёнок хочет «поселить» рядом с собой. После того как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один дом, черный, со словами: «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут». По поводу черного дома не сообщается, что это плохой дом или что он хуже красного; достаточно самой цве-товой символики. Выявляются симпатичные – несимпатичные ребёнку люди из его окружения.
"Сюжетные картинки". Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам. Фиксируется также его реакция.
Методика «лесенка». Исследование самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психических состояний. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке. Предлагается выбратьсамый приятный, потом – самый приятный из оставшихся; из последних трёх – самый неприятный цвет. Синий, жёлтый, фиолетовый в начале, чёрный, серый, коричневый в конце – хорошее состояние. Красный и зелёный в начале – удовлетворительное состояние. Чёрный в середине – неудовлетворительное состояние; серый и чёрный в начале – кризис.
Рисунок Семьи – смотреть размер фигур, особенности их рас¬положения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со¬став нарисованной и реальной семьи ребенка.
Семья животных: ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных Не говорится, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.
Два дома: психолог рисует дом красного цвета («этот дом мы построили для тебя»), вверху пишет имя ребёнка. Предлагает записать туда тех, кого ребёнок хочет «поселить» рядом с собой. После того как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один дом, черный, со словами: «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут». По поводу черного дома не сообщается, что это плохой дом или что он хуже красного; достаточно самой цве-товой символики. Выявляются симпатичные – несимпатичные ребёнку люди из его окружения.
"Сюжетные картинки". Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам. Фиксируется также его реакция.
Методика «лесенка». Исследование самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психических состояний. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке. Предлагается выбратьсамый приятный, потом – самый приятный из оставшихся; из последних трёх – самый неприятный цвет. Синий, жёлтый, фиолетовый в начале, чёрный, серый, коричневый в конце – хорошее состояние. Красный и зелёный в начале – удовлетворительное состояние. Чёрный в середине – неудовлетворительное состояние; серый и чёрный в начале – кризис.