Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
Ещё славяне отводили старикам угол, отводили свое место, спрашивали совета. Но при этом они вроде как мешали.
Старость связана с выходом на пенсию. В отечественной психологии 65-75 пожилой возраст.75-90 старческий возраст, после 90-долгожительтво
Кризис связан:
1. с выходом на пенсию, потерей проф.идентичности
2.с принятием нового возрастного статуса.
Общество уже ничего не ждет от старого человека: он уже «ничего не должен»,не должен подниматься по соц. лестнице, строить карьеру, строить семью и.т.п.
Психологическое пространство личности(права и обязанности).
Идея-«мне все должны».Она останавливает личностный рост и личностное развитие. Важен баланс между правами и обязанностями. Права должны переходить в эмоционально-нравственную сферу.
Идея отчужденности личности в старости. Человек отчуждаясь, боится пустить кого-то к себе в оболочку. Это защитный механизм, неадекватная компенсация чувства неполноценности(Адлер). Сначала общество отчуждается от них потом они от общества.

Специфика возрастных кризисов взрослых

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис среднего возраста (30 лет)
Связан с ожиданиями общества от человека возраста 30 лет. Оценка себя на уровне сверстников.
Пункты сравнения:
- Семья
- Работа
Появляются:
1.Первый страх сексуальной привлекательности
2.Страх что-то не успеть сделать или быть не успешным в чем-то
3.Желание скрыть возраст
4.Ревность к более молодому поколению
5.Понимание того, что юность не вечна, сталкиваются с неизбежностью старения
6.Вопрос: А не поздно ли это?
7.Расширение возрастных рамок для людей, кот считают своими сверстниками (вплоть до 10 лет)
8.Оценка существующих в обществе стереотипов и соотнесение их с собственными достижениями (ж – замужем, с детьми, м - карьера)
На этой стадии происходит первый подсчет жизненных планов и достигнутых результатов. Субъективно кажется, что время ускоряется. Появляется страх не успеть оказаться в нужное время в нужном месте.

Личность взрослого человека

Наука » Психология » Возрастная психология
Способна к саморазвитию. Акме – вершина в развитии. Может быть локальным – в пределах одной деятельности, или широким – охватывает большой спектр. Личнострное акме – одно из важнейших составляющих вершин зрелости. Основа – духовно-нравственные ценности, кот человек готов отстаивать.
Цельность человека как личности определяется гармоничностью к разным сторонам действительности (прош и буд)., к близким и далеким людям, доминирование тех или иных ценностей.
Бернард Ливехуд
Он четко развел понятия рост и развитие. Под ростом понимают изменение одной или нескольких функциональных структур внутри какой-либо системы, при этом обязательно должно присутствовать изменение численности, либо величины , либо и того и другого. Когда мы говорим о личности, мы не имеем права использовать понятие роста, мы используем понятие развития. Развитие – это такой вид роста, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.
Ливехуд выделил в развиитии человека биологическое развитие, которое рассматривалось в полярности подъема и упадка, и психическое развитие, которое осуществляется в полярности экстраверсии и интроверсии. + духовное развитие осуществляется в полярности творческого начала и мудрости (творчество и мудрость не могут идти параллельно, но при этом они не являются противоположностями).

Эскапизм и аутизм в юности

Наука » Психология » Возрастная психология
Эскапизм – уйти от мира, от реальности (в субкультуру и т.п.)Психологическое обособление, выражающееся в стремлении к «уходу» от контактов в реальной жизни, в желании «бежать». Психологическое обособление – желание сбежать, обособиться из общего, стремление избежать некоторых соц контактов, нежелательного общения.Склонны к эскапизму от реальных отношений в некие пространства, образуемые молодежными группами и субкульурами.
Аутизм. Феномен нормального выбора поведения человека на этапах онтогенеза. Свойствен раннему юношескомуц возрасту.. Это форма психического обособления, выражающаяся в стремлении к побегу, уходу от контактов с другими людьми. Погружение человека в мир воображения, фантазий. Это всегда стремление создать образы, доставляющие удовольствие, избегание тяжелых мыслей.Такие состояния могт увести человека от реальной жизни, к потере собственной соц активности, соц сензитивности.

Развитие рефлексии в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Основные задачи развития личности в юношеском возрасте.
• Л. И. Ботович «Юность – период достижения социальной зрелости»
• Определенность в различных соц отношениях (что читаю, что не читаю, с кем общаюсь, с кем нет) становячтся значимыми различные соц группы
• Соц зрелость определяется изменением, желанием, способностью принять ответственность за свою собственную жизнь на себя
• В. В. Горбачев О. В. Хухлаева В качестве задач юношеского возраста определяют задачи личности самоопределения, задачи семейного самоопределения, религиозного самоопределения, культурного самоопределения
Человек не определяется, но определяет пути и потребности в самоопределении.

Особенности идентификации с собственным Я в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Имя. В некоторых случаях появляется отчество, как некий элемент проф деятельности. Появляется замена обращения девушка/юноша на женщина/мужчина. Телесная представленность – закрепляется стиль.
Притязание на признание. Сверстники как представители проф д-ти. Мнение партнера, мнение родителей, интересны как носители традиций и т.п. Появляется попытка доказать родителям, что ты все сможешь.
Стремятся стать профессионалом. Закрепляется мнение партнера. Мнение Друзей – основное. Если появляются дети, то появляется оценка как успешных, неуспешных родителей.
Половая идентификация. Оценка успешности/неуспешности в отношениях, длительность отношений. Стиль мужественного/ж поведения. Принятие своей сексуальной ориентации, подтверждение или отрицание.
Психологическое время личности. Упускается момент ценности настоящего. Прошлое наделяется ценностью семьи, рода. Строятся планы на будущее.
Психологическое пространство личности. Постепенно обязанности кажутся элементом взрослости. К моменту кризиса может наступить тяготение обязанностями и правами. Реализация прав в проф сфере. Установление прав и обязанностей вместе с партнером.

Значение развития притязаний на признание в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Притязание на признание. Распространяется на все стороны жизни. Потребность утвердить чувство собственного достоинства, потребность в самостоянии. Сверстники как представители проф д-ти. Мнение партнера, мнение родителей, интересны как носители традиций и т.п. Появляется попытка доказать родителям, что ты все сможешь.
Стремятся стать профессионалом. Закрепляется мнение партнера. Мнение Друзей – основное. Если появляются дети, то появляется оценка как успешных, неуспешных родителей.

Социальная ситуация жизни в юношеском возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Достижение интимности
2. Происходит окончательное становление внутреннего мира личности
3. Принятие ответственности за собственную жизнь на себя
Соц ситуация открыта притязаниям юного. Вопрос о выборе пути, о развитии своего сознания. От них ожидают самостоятельности, они к ней стремятся. Появляются новые способы взаимодействия. Появляется проблема ответственности за свой выбор. Соц зрелость определяет внутренняя позиция человека. Ключевая проблема – он сам, его сознание, мировоззрение, амбиции, притязания, надежды и т.п. Обращен к миру. Сензитивен к соц проблемам.
Постепенно обязанности кажутся элементом взрослости. К моменту кризиса может наступить тяготение обязанностями и правами. Реализация прав в проф сфере. Установление прав и обязанностей вместе с партнером.

Учебная деятельность в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Готовность к тем видам деятельности, которые делают его взрослее в глазах других.
Озабочен духовной, интеллектуальной, культурной составляющей сферы своего развития. Постоянно сравнивает себя с другими. Признает некую уникальность себя.
Эрудированный подросток пользуется большим авторитетом у сверстников. Успех и неуспех в учении влияет на формирование отношения к предмету. Приходится осваивать новые способы запоминания материала, и воспроизведения его.

Особенности половой идентификации в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Половая идентификация. Демонстрация того, что усвоили в детстве. Интересны межполовые отношения. Сначала исследовательский интерес, затем лемонстрация стилей поведения между полоами. Уже сфолрмированы идеальные образы мужчины и женщины. Количественное сравнение (сколько валентинок и т.п.). К концу подросткового возраста количество переходит в качество. Отношение между полами способствуют развитию рефлексии. Не способны выстраивать долгие отношения.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Учатся рефлексии друг на друга. Обострена потребность в признании собственной уникальности. Необходимо взаимодействовать и со всеми убеждаться, что он личность и все признают его уникальность.
Чувство конформизма – чувство следования за толпой необъективно завышено. Подросток сам ставит перед собой явно завышенные цели. Сталкивается с невозможностью их реализации.
Появляется глубинная идентификация с Другим или Другими. Может резко отчуждаться от всего мира.
Период резкого перепада от полного альтруизма к жестокости.

Кризис в подростковом возрасте. Эскапизм и аутизм в отрочестве

Наука » Психология » Возрастная психология
Причины кризиса подросткового возраста:
• Резкий гормональный взрыв – биологическая
• Весы: взрослый – маленький – социальная
Этот кризис почти не проявляется у народов, где есть обряд инициации. Инициация – переход из детства во взрослость. После прохождения обряда инициации все воспринимают ребенка как взрослого.
Это период отчаянных попыток пройти через все. Причем начинают от противного – от запретов. Зацикленность на отстаивании своих прав. Выполнение обязанностей кажется чем-то из детства. Я уже взрослый и могу нарушать. Большое любопытство к сексуальным отношениям. Если слабы внутренние «тормоза» - там сексуальность прорывается. Отчуждение от самого себя, несовпадение представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний.
Эффект колпака – всем не все равно. Гипертрофированное восприятие своей внешности, подражание кумиру.
Я не ребенок своих родителей.
Появляется глубинная идентификация с Другим или Другими. Может резко отчуждаться от всего мира.
Большой страх смерти, огромное количество суицидных мыслей, эксперименты с жизнью, привлечение внимания посредством смертельного компонента.