Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они жили в одно время, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства.
Его детство прошло в семье помещика, в селе Новоспасское на Смоленщине. Воспитание и образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в Благородном пансионе в Петербурге — закрытом учебном заведении для дворянских детей. Но Глинка не стал «чиновником по дипломатической линии», как его готовили. Уже в юности музыка была основным делом его жизни. Он жадно слушал) запоминал все музыкальные мелодии, которые ему удавалось услышать: песни крестьян в Новоспасском, игру музыкантов- любителей и приезжих знаменитостей, песни народов Кавказа, где он бывал в юности, арии из итальянских опер.
Скоро его романсы на стихи русских поэтов стали известны в Петербурге. Но Глинка хорошо понимал, что это только начало, что ему нужны музыкальные впечатления, знания. И он отправляется в далекое путешествие, в Италию — страну, которая прославилась своей оперой. Много прекрасной музыки слышал там Глинка, многое сочинял сам. Его произведения издавали и исполняли в Италии. Теорией музыки он занимался в Германии.
Вернувшись на родину, Глинка решил написать настоящую русскую оперу. Это было его заветной мечтой. Поэт В. А. Жуковский посоветовал ему рассказать о подвиге Ивана Сусанина, русского крестьянина, который во время войны с поляками в 1613 г. завел в густой лес вражеский отряд и там погиб, но погубил и врагов.
Опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») прославила русскую музыку. Высоко оценили ее Пушкин и Гоголь.
Вскоре после написания оперы появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и красочное. И в наши дни любят романсы Глинки: «Ночной зефир», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня». Всего Глинка написал 80 романсов и песен.
Очень высоко ценил музыкальное творчество М. И. Глинки великий русский композитор П. И. Чайковский. Услышав его «Камаринскую», он сказал, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа».
Успех первой оперы вдохновил композитора, и он создает новую оперу по пушкинской сказочной поэме «Руслан и Людмила». Новая опера изумила всех яркостью и свежестью мелодий. В картинах жизни Киевской Руси, свадебного пира, сказаниях легендарного певца Бояна слышалась русская народная музыка. Им были противопоставлены картины и мелодии далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинке напевы и песни, слышанные им в родном Новоспасском, ритмы лезгинки и других плясок кавказских народов.
Годы после завершения оперы «Руслан и Людмила» Глинка провел в новых путешествиях: был в Берлине, в Париже, а затем отправился в Испанию. Везде он знакомился со всем новым и интересным в музыке. Он поставил себе задачу — написать музыку, равно доступную и интересную и для знатоков, и для простых любителей. Чтобы решить эту нелегкую задачу, он обратился к народной музыке — и русской, и испанской. Он создал «Арагонскую хоту» на основе народных испанских песен и «Камаринскую» — фантазию для оркестра. Простые, известные всем народные мелодии заискрились, засверкали новыми красками.
Все творчество Глинки может служить подтверждением его слов: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Но чтобы так обрабатывать мелодии, как это делал Глинка, чтобы создавать музыку, которую бы знал и любил народ, нужно было обладать гениальной способностью к музыкальному творчеству и говорить самому языком народа. В поэзии это осуществил Пушкин, в музыке — Глинка.
О Глинке прочитайте в книге: Оржеховская Ф. М. Пять портретов: Повести о русских композиторах. М.: Дет. лит., 1982.
Его детство прошло в семье помещика, в селе Новоспасское на Смоленщине. Воспитание и образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в Благородном пансионе в Петербурге — закрытом учебном заведении для дворянских детей. Но Глинка не стал «чиновником по дипломатической линии», как его готовили. Уже в юности музыка была основным делом его жизни. Он жадно слушал) запоминал все музыкальные мелодии, которые ему удавалось услышать: песни крестьян в Новоспасском, игру музыкантов- любителей и приезжих знаменитостей, песни народов Кавказа, где он бывал в юности, арии из итальянских опер.
Скоро его романсы на стихи русских поэтов стали известны в Петербурге. Но Глинка хорошо понимал, что это только начало, что ему нужны музыкальные впечатления, знания. И он отправляется в далекое путешествие, в Италию — страну, которая прославилась своей оперой. Много прекрасной музыки слышал там Глинка, многое сочинял сам. Его произведения издавали и исполняли в Италии. Теорией музыки он занимался в Германии.
Вернувшись на родину, Глинка решил написать настоящую русскую оперу. Это было его заветной мечтой. Поэт В. А. Жуковский посоветовал ему рассказать о подвиге Ивана Сусанина, русского крестьянина, который во время войны с поляками в 1613 г. завел в густой лес вражеский отряд и там погиб, но погубил и врагов.
Опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») прославила русскую музыку. Высоко оценили ее Пушкин и Гоголь.
Вскоре после написания оперы появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и красочное. И в наши дни любят романсы Глинки: «Ночной зефир», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня». Всего Глинка написал 80 романсов и песен.
Очень высоко ценил музыкальное творчество М. И. Глинки великий русский композитор П. И. Чайковский. Услышав его «Камаринскую», он сказал, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа».
Успех первой оперы вдохновил композитора, и он создает новую оперу по пушкинской сказочной поэме «Руслан и Людмила». Новая опера изумила всех яркостью и свежестью мелодий. В картинах жизни Киевской Руси, свадебного пира, сказаниях легендарного певца Бояна слышалась русская народная музыка. Им были противопоставлены картины и мелодии далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинке напевы и песни, слышанные им в родном Новоспасском, ритмы лезгинки и других плясок кавказских народов.
Годы после завершения оперы «Руслан и Людмила» Глинка провел в новых путешествиях: был в Берлине, в Париже, а затем отправился в Испанию. Везде он знакомился со всем новым и интересным в музыке. Он поставил себе задачу — написать музыку, равно доступную и интересную и для знатоков, и для простых любителей. Чтобы решить эту нелегкую задачу, он обратился к народной музыке — и русской, и испанской. Он создал «Арагонскую хоту» на основе народных испанских песен и «Камаринскую» — фантазию для оркестра. Простые, известные всем народные мелодии заискрились, засверкали новыми красками.
Все творчество Глинки может служить подтверждением его слов: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Но чтобы так обрабатывать мелодии, как это делал Глинка, чтобы создавать музыку, которую бы знал и любил народ, нужно было обладать гениальной способностью к музыкальному творчеству и говорить самому языком народа. В поэзии это осуществил Пушкин, в музыке — Глинка.
О Глинке прочитайте в книге: Оржеховская Ф. М. Пять портретов: Повести о русских композиторах. М.: Дет. лит., 1982.
В 1879 г. четырнадцатилетний Алек- сандр Глазунов познакомился с известным музыкантом, главой «Мо- гучей кучки» (творческого содружества группы русских композиторов) М. А. Балакиревым. Балакиреву понравилась сочиненная мальчиком музыка. Как потом вспоминал Глазунов, маститый композитор посоветовал ему «изучать классиков».
Прошло немного времени, и Глазунов начал заниматься музыкой под руководством Н. А. Римского- Корсакова. 17 марта 1882 г. состоялась премьера его Первой симфонии. Публика с восторгом встретила произведение молодого композитора. Римский- Корсаков назвал симфонию праздником молодой русской школы.
Среди восьми симфоний, созданных Глазуновым, выделяется Пятая, ее музыка пронизана радостью жизни, праздничностью. Но есть у Глазунова и страницы, полные драматизма, как, например, первая часть Шестой сим- фонии. А в музыке Восьмой симфонии звучит ощущение тревоги, предчувствие надвигающихся перемен. В своих сочинениях композитор продолжает традиции Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, с которыми Глазунова связывали дру- жеские отношения.
Глазунов писал и танцевальную музыку, у него много прекрасных вальсов. Большой вклад внес композитор в развитие русского балета. Им созданы три балета — «Раймонда», «Барышня- служанка», «Времена года». Здесь он выступает как продолжатель Чайковского, вслед за которым так строит балет, что музыка в нем — не просто череда танцев, она помогает понять героев, какие они, чем примечательны, что движет их поступками. Танцы соединяются в драматическое действие. В «Раймонде» блистали многие прославленные мастера русского балета. Те, кто любит классическую музыку, высоко ценят и другие сочинения композитора. Проникнутая стихией народного бунта симфоническая поэма «Стенька Разин», сюита из «Из средних веков», музыкальные картины «Кремль», «Весна», «Лес», обработка русской народной песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра, 4-й и 5-й квартеты, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Покоряют слушателей и выразительные лирико-патетические образы Первого концерта для скрипки с оркестром.
Вместе с Римским-Корсаковым Глазунов завершил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь», записал по памяти две части его неоконченной Третьей симфонии, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки.
На родине и за рубежом Глазунов с успехом выступал как дирижер. В 1907 г. ему присуждают почетное звание доктора музыки Кембриджского и Оксфордского университетов.
С 1905 по 1928 г. Глазунов возглавлял Петербургскую консерваторию. Он немало сделал для развития отече- ственной музыкальной культуры. Его поразительный музыкальный слух безошибочно улавливал талант молодых дарований, и о судьбе таких учеников он проявлял особую заботу. Среди них был и Д. Д. Шостакович. Глазунов предсказал ему славное будущее, назвав «одной из лучших надежд нашего искусства».
Прошло немного времени, и Глазунов начал заниматься музыкой под руководством Н. А. Римского- Корсакова. 17 марта 1882 г. состоялась премьера его Первой симфонии. Публика с восторгом встретила произведение молодого композитора. Римский- Корсаков назвал симфонию праздником молодой русской школы.
Среди восьми симфоний, созданных Глазуновым, выделяется Пятая, ее музыка пронизана радостью жизни, праздничностью. Но есть у Глазунова и страницы, полные драматизма, как, например, первая часть Шестой сим- фонии. А в музыке Восьмой симфонии звучит ощущение тревоги, предчувствие надвигающихся перемен. В своих сочинениях композитор продолжает традиции Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, с которыми Глазунова связывали дру- жеские отношения.
Глазунов писал и танцевальную музыку, у него много прекрасных вальсов. Большой вклад внес композитор в развитие русского балета. Им созданы три балета — «Раймонда», «Барышня- служанка», «Времена года». Здесь он выступает как продолжатель Чайковского, вслед за которым так строит балет, что музыка в нем — не просто череда танцев, она помогает понять героев, какие они, чем примечательны, что движет их поступками. Танцы соединяются в драматическое действие. В «Раймонде» блистали многие прославленные мастера русского балета. Те, кто любит классическую музыку, высоко ценят и другие сочинения композитора. Проникнутая стихией народного бунта симфоническая поэма «Стенька Разин», сюита из «Из средних веков», музыкальные картины «Кремль», «Весна», «Лес», обработка русской народной песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра, 4-й и 5-й квартеты, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Покоряют слушателей и выразительные лирико-патетические образы Первого концерта для скрипки с оркестром.
Вместе с Римским-Корсаковым Глазунов завершил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь», записал по памяти две части его неоконченной Третьей симфонии, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки.
На родине и за рубежом Глазунов с успехом выступал как дирижер. В 1907 г. ему присуждают почетное звание доктора музыки Кембриджского и Оксфордского университетов.
С 1905 по 1928 г. Глазунов возглавлял Петербургскую консерваторию. Он немало сделал для развития отече- ственной музыкальной культуры. Его поразительный музыкальный слух безошибочно улавливал талант молодых дарований, и о судьбе таких учеников он проявлял особую заботу. Среди них был и Д. Д. Шостакович. Глазунов предсказал ему славное будущее, назвав «одной из лучших надежд нашего искусства».
С гимнастическими упражнениями вы, ребята, знакомитесь с раннего детства. Утренняя зарядка — это пусть небольшая, но все-таки составная часть гимнастики спортивной. А на уроках физкультуры в школе вы с удовольствием занимаетесь на брусьях, кольцах, перекладине, пробуете разучить и несложные акробатические элементы.
Постоянные тренировки на гимна- стических снарядах делают мальчиков и девочек ловкими, гибкими, сильными. И смелыми. Ведь чтобы выполнить «солнышко» — большие обороты на перекладине, нужно побороть естественный страх. Зато как радостно сознавать, что ты умеешь владеть своим телом, крепкими мускулами! Гимнастика возникла в Элладе (так называлась в древности Греция) за несколько веков до нашей эры. В середине прошлого века на состязаниях гимнастов появились снаряды — брусья, перекладина, кольца. Гимнастика была включена в программу I Олимпийских игр современности — в 1896 г. А с 1903 г. начали проводиться и чемпионаты мира.
В России первые гимнастические соревнования были организованы в 1895 г., в них участвовало всего II человек. Первый чемпионат Советского Союза состоялся в 1928 г. И победил тогда командир Красной Армии из Ташкента Мирослав Мурашко. Через четыре года на гимнастический помост вышли и женщины. Они, как и мужчины, выполняли упражнения на перекладине, кольцах, гимнастки состязались и в беге, и в прыжках в длину, лазании по канату.
Как изменилась гимнастика за последние годы! Увлекательные по сложности и риску композиции исполняют мастера помоста сегодняшнего дня. Двойное сальто, «лунное» сальто, тройное сальто, «перелет Ткачева», «прыжок Юрченко» — красивые, оригинальные элементы. Фамилии в названиях элементов даны в честь тех, кто исполнил их первыми. Например, олимпийский чемпион Александр Ткачев впервые в мире выполнил на перекладине смелый перелет. Совершенно новый опорный прыжок продемонстрировала на соревнованиях и абсолютная чемпионка мира 1983 г. Наталья Юрченко.
Выдающиеся мастера гимнастики добились замечательных успехов на всех важных турнирах. Борис Шахлин, Лариса Латынина, Михаил Воронин, Николай Андрианов, Юрий Королев, Дмитрий Белозерчев, Владимир Артемов, Людмила Турищева, Ольга Корбут, Елена Шушунова — эти имена вошли в золотую летопись мировой гимнастики.
Гимнастика художественная включает в себя выполнение под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. Предметами в художественной гимнастике являются лента, мяч, скакалка, булава, обруч.
Художественная гимнастика возникла в нашей стране. В 1949 г. проведен первый чемпионат СССР. А в 1963 г. состоялся первый чемпионат мира. Абсолютными чемпионками мира были такие спортсменки, как Людмила Савинкова, Елена Карпухина, Галина Шугурова, Ирина Дерюгина. Виртуозное мастерство, отточенную технику демонстрируют спортсменки из разных стран мира на Олимпийских играх.
Большое распространение получила в наши дни оздоровительная ритмическая гимнастика (аэробика). Полчаса непрерывного движения под музыку с большим количеством повторений каждого упражнения создает такой же эффект, как, например, и получасовой быстрый бег. Ритмическая гимнастика укрепляет мышцы и связки, улучшает подвижность суставов и гибкость позвоночника, укрепляет организм. А главное — она повышает жизненный тонус и создает хорошее настроение на целый день.
Прочитайте книгу: Боброва Г. А. Искусство грации. Л.: Дет. лит., 1986.
Постоянные тренировки на гимна- стических снарядах делают мальчиков и девочек ловкими, гибкими, сильными. И смелыми. Ведь чтобы выполнить «солнышко» — большие обороты на перекладине, нужно побороть естественный страх. Зато как радостно сознавать, что ты умеешь владеть своим телом, крепкими мускулами! Гимнастика возникла в Элладе (так называлась в древности Греция) за несколько веков до нашей эры. В середине прошлого века на состязаниях гимнастов появились снаряды — брусья, перекладина, кольца. Гимнастика была включена в программу I Олимпийских игр современности — в 1896 г. А с 1903 г. начали проводиться и чемпионаты мира.
В России первые гимнастические соревнования были организованы в 1895 г., в них участвовало всего II человек. Первый чемпионат Советского Союза состоялся в 1928 г. И победил тогда командир Красной Армии из Ташкента Мирослав Мурашко. Через четыре года на гимнастический помост вышли и женщины. Они, как и мужчины, выполняли упражнения на перекладине, кольцах, гимнастки состязались и в беге, и в прыжках в длину, лазании по канату.
Как изменилась гимнастика за последние годы! Увлекательные по сложности и риску композиции исполняют мастера помоста сегодняшнего дня. Двойное сальто, «лунное» сальто, тройное сальто, «перелет Ткачева», «прыжок Юрченко» — красивые, оригинальные элементы. Фамилии в названиях элементов даны в честь тех, кто исполнил их первыми. Например, олимпийский чемпион Александр Ткачев впервые в мире выполнил на перекладине смелый перелет. Совершенно новый опорный прыжок продемонстрировала на соревнованиях и абсолютная чемпионка мира 1983 г. Наталья Юрченко.
Выдающиеся мастера гимнастики добились замечательных успехов на всех важных турнирах. Борис Шахлин, Лариса Латынина, Михаил Воронин, Николай Андрианов, Юрий Королев, Дмитрий Белозерчев, Владимир Артемов, Людмила Турищева, Ольга Корбут, Елена Шушунова — эти имена вошли в золотую летопись мировой гимнастики.
Гимнастика художественная включает в себя выполнение под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. Предметами в художественной гимнастике являются лента, мяч, скакалка, булава, обруч.
Художественная гимнастика возникла в нашей стране. В 1949 г. проведен первый чемпионат СССР. А в 1963 г. состоялся первый чемпионат мира. Абсолютными чемпионками мира были такие спортсменки, как Людмила Савинкова, Елена Карпухина, Галина Шугурова, Ирина Дерюгина. Виртуозное мастерство, отточенную технику демонстрируют спортсменки из разных стран мира на Олимпийских играх.
Большое распространение получила в наши дни оздоровительная ритмическая гимнастика (аэробика). Полчаса непрерывного движения под музыку с большим количеством повторений каждого упражнения создает такой же эффект, как, например, и получасовой быстрый бег. Ритмическая гимнастика укрепляет мышцы и связки, улучшает подвижность суставов и гибкость позвоночника, укрепляет организм. А главное — она повышает жизненный тонус и создает хорошее настроение на целый день.
Прочитайте книгу: Боброва Г. А. Искусство грации. Л.: Дет. лит., 1986.
Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов (миф — по- гречески «предание, сказание»). Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста зато, что он научил людей многим ремеслам:
Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым! Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам Смертных людей на земле обучил...
Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей родине. Например, французский поэт 17- го в. П. Ронсар написал «Гимн Франции». В 1792 г. во время Великой французской революции (см. Бастилия) в городе Страсбурге офицер Рейнской армии поручик Руже де Лиль создал слова и музыку революционного гимна. Автор назвал его «Боевой песней Рейнской армии», но, быстро распространившись, он стал особенно популярен в городе Марселе и получил название «Марсельеза». В 1887 г. «Марсельеза» была утверждена официальным гимном Франции и является им до сих пор.
Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е гг. 19-го в. композитор князь А. Ф. Львов и поэт В. А. Жуковский написали новый гимн — «Боже, царя храни...». Он исполнялся в России до февраля 1917 г. Во времена революции 1905—1907 гг. в России рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 г. участник Парижской Коммуны рево- люционер П. Л. Лавров перевел на русский язык:
Отречемся от старого мира, Отряхнем его прах с наших ног. Нам не надо златого кумира, Ненавистен нам царский чертог...
После Октябрьской революции 1917 г. в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 г., а музыка— композитором П. Дегейтером в 1888 г. В русском переводе «Интернационал» был опубликован в первом номере газеты «Искра», но только слова его припева, а полностью был напечатан в 1902 г. в Лондоне. «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле.
«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г. В декабре 1943 г. был утвержден новый Гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По конкурсу прошел вариант поэтов С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана на музыку композитора А. В. Александрова. В 1977 г. текст гимна СССР был обновлен.
В 1991 г. был принят новый Гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М. И. Глинки.
Государственный гимн страны ис- полняется при подъеме ее Государ- ственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушают стоя.
Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым! Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам Смертных людей на земле обучил...
Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей родине. Например, французский поэт 17- го в. П. Ронсар написал «Гимн Франции». В 1792 г. во время Великой французской революции (см. Бастилия) в городе Страсбурге офицер Рейнской армии поручик Руже де Лиль создал слова и музыку революционного гимна. Автор назвал его «Боевой песней Рейнской армии», но, быстро распространившись, он стал особенно популярен в городе Марселе и получил название «Марсельеза». В 1887 г. «Марсельеза» была утверждена официальным гимном Франции и является им до сих пор.
Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е гг. 19-го в. композитор князь А. Ф. Львов и поэт В. А. Жуковский написали новый гимн — «Боже, царя храни...». Он исполнялся в России до февраля 1917 г. Во времена революции 1905—1907 гг. в России рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 г. участник Парижской Коммуны рево- люционер П. Л. Лавров перевел на русский язык:
Отречемся от старого мира, Отряхнем его прах с наших ног. Нам не надо златого кумира, Ненавистен нам царский чертог...
После Октябрьской революции 1917 г. в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 г., а музыка— композитором П. Дегейтером в 1888 г. В русском переводе «Интернационал» был опубликован в первом номере газеты «Искра», но только слова его припева, а полностью был напечатан в 1902 г. в Лондоне. «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле.
«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г. В декабре 1943 г. был утвержден новый Гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По конкурсу прошел вариант поэтов С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана на музыку композитора А. В. Александрова. В 1977 г. текст гимна СССР был обновлен.
В 1991 г. был принят новый Гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М. И. Глинки.
Государственный гимн страны ис- полняется при подъеме ее Государ- ственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушают стоя.
Каждое утро вы умываетесь и чистите зубы. Но вот поиграли во дворе — и опять надо руки мыть. Перед обедом, перед ужином — снова... Ну зачем нужны такие строгие порядки? А затем, чтобы бороться с опасными врагами человека — возбудителями заразных болезней. Бактерии — живые существа, не видимые простым глазом. Их много в почве, в воде, они попадают на руки вместе с грязью.
Первых американских космонавтов, побывавших на Луне, две недели держали в изолированных камерах: опасались, что они занесут на Землю бактерии, с которыми на Земле не умеют бороться. Впрочем, на этот раз предосторожности оказались излишними. И раньше предполагали, что на Луне жизни нет, нет и бактерий, но убедились в этом, только когда космонавты вернулись из своего путешествия.
Вы знаете, что нельзя есть немытые овощи и фрукты. И дело тут не только в бактериях. Немалую опасность представляют избыточные минеральные удобрения, которые могут быть вредны человеку.
Нельзя садиться за стол с немытыми руками. Надо стричь ногти, ухаживать за волосами, чистить зубы. В правилах гигиены много скучных «нельзя» и «надо», но они помогают сохранить здоровье.
Гигиена — это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни и труда влияют на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Очень важно соблюдать гигиену труда и отдыха. Давно замечено, что неорганизованные люди устают обычно гораздо быстрее, чем люди подтянутые и дисциплинированные. У организованных людей неизмеримо выше эффективность работы и учебы, они и чувствуют себя лучше.
Важно, чтобы рабочее место было удобным. Письменный стол должен быть хорошо освещен, но не слишком ярко. Ровный свет (от окна или лампы) должен падать спереди и слева, чтобы голова и пишущая правая рука не бросали тень на бумагу. Сидеть за столом надо ровно и чуть расслабленно. Привычка наклоняться слишком низко над книгой ведет к близорукости и искривлению позвоночника.
После учебы лучший отдых — спорт. Но не забывайте о мере: можно полдня пробегать на ледовой площадке или футбольном поле и так «отдохнуть», что не останется сил на выполнение домашних заданий.
Спортивная одежда и обувь должны также отвечать гигиеническим правилам. Легкая, удобная и достаточно свободная одежда не затрудняет движений, дыхания и кровообращения, предохраняет от травм. Спортивные майки и футболки должны быть из натуральных хлопчатобумажных или шерстяных тканей. После занятий физическими упражнениями необходимо сменить все нательное белье. Спортивную одежду постоянно не носят. Она нужна только на тренировках и соревнованиях. После каждого занятия спортивную одежду стирают. Обувь подбирайте так, чтобы она не стесняла ногу, была легкой и хорошо вентилируемой.
Прочитайте книгу: Семенова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. М.: Педагогика, 1989.
Первых американских космонавтов, побывавших на Луне, две недели держали в изолированных камерах: опасались, что они занесут на Землю бактерии, с которыми на Земле не умеют бороться. Впрочем, на этот раз предосторожности оказались излишними. И раньше предполагали, что на Луне жизни нет, нет и бактерий, но убедились в этом, только когда космонавты вернулись из своего путешествия.
Вы знаете, что нельзя есть немытые овощи и фрукты. И дело тут не только в бактериях. Немалую опасность представляют избыточные минеральные удобрения, которые могут быть вредны человеку.
Нельзя садиться за стол с немытыми руками. Надо стричь ногти, ухаживать за волосами, чистить зубы. В правилах гигиены много скучных «нельзя» и «надо», но они помогают сохранить здоровье.
Гигиена — это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни и труда влияют на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Очень важно соблюдать гигиену труда и отдыха. Давно замечено, что неорганизованные люди устают обычно гораздо быстрее, чем люди подтянутые и дисциплинированные. У организованных людей неизмеримо выше эффективность работы и учебы, они и чувствуют себя лучше.
Важно, чтобы рабочее место было удобным. Письменный стол должен быть хорошо освещен, но не слишком ярко. Ровный свет (от окна или лампы) должен падать спереди и слева, чтобы голова и пишущая правая рука не бросали тень на бумагу. Сидеть за столом надо ровно и чуть расслабленно. Привычка наклоняться слишком низко над книгой ведет к близорукости и искривлению позвоночника.
После учебы лучший отдых — спорт. Но не забывайте о мере: можно полдня пробегать на ледовой площадке или футбольном поле и так «отдохнуть», что не останется сил на выполнение домашних заданий.
Спортивная одежда и обувь должны также отвечать гигиеническим правилам. Легкая, удобная и достаточно свободная одежда не затрудняет движений, дыхания и кровообращения, предохраняет от травм. Спортивные майки и футболки должны быть из натуральных хлопчатобумажных или шерстяных тканей. После занятий физическими упражнениями необходимо сменить все нательное белье. Спортивную одежду постоянно не носят. Она нужна только на тренировках и соревнованиях. После каждого занятия спортивную одежду стирают. Обувь подбирайте так, чтобы она не стесняла ногу, была легкой и хорошо вентилируемой.
Прочитайте книгу: Семенова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. М.: Педагогика, 1989.
Героизм — выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.
Героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Много памятников и обелисков героям стоит на нашей земле... В День Победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены, к Вечному огню, зажженному в честь погибших героев — защитников Москвы.
Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись... И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог, Себя в бою не пожалел, А Родину сберег.
Можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах».
Не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глу- пость, которая может очень плохо кончиться для «героя». Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего — это героизм. Есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм духа. Яркий пример такого героизма — в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, — словом, все истинно человеческие качества.
В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.
В годы Великой Отечественной войны героизм проявляли и дети, которым было лишь по 10—14 лет. Они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли.
Героями становятся и в мирной жизни. Жарким летом 1972 г. восемнадца- тилетний рязанский тракторист Анатолий Мерзлов работал на пшенич- ном поле. От случайной искры загорелся хлеб. Анатолий на растерялся и вступил в борьбу со стихией. Спасая урожай и свой трактор, юноша погиб. Он рисковал жизнью потому, что хотел спасти, народное добро.
Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их.
А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны.
Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.
Героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Много памятников и обелисков героям стоит на нашей земле... В День Победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены, к Вечному огню, зажженному в честь погибших героев — защитников Москвы.
Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись... И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог, Себя в бою не пожалел, А Родину сберег.
Можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах».
Не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глу- пость, которая может очень плохо кончиться для «героя». Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего — это героизм. Есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм духа. Яркий пример такого героизма — в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, — словом, все истинно человеческие качества.
В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.
В годы Великой Отечественной войны героизм проявляли и дети, которым было лишь по 10—14 лет. Они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли.
Героями становятся и в мирной жизни. Жарким летом 1972 г. восемнадца- тилетний рязанский тракторист Анатолий Мерзлов работал на пшенич- ном поле. От случайной искры загорелся хлеб. Анатолий на растерялся и вступил в борьбу со стихией. Спасая урожай и свой трактор, юноша погиб. Он рисковал жизнью потому, что хотел спасти, народное добро.
Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их.
А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны.
Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.
Отцом истории называют этого выда- ющегося древнегреческого ученого. Он родился в малоазийском городе Галикарнасе. В молодости Геродот участвовал в политической борьбе и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет. Особенно привлекал Геродота Восток, культурные достижения которого вызывали у него восхищение. Он побывал в Ливии, Вавилоне, Ассирии, посетил многие греческие государства и Македонию. Особенно запомнился ему Египет. Вот как описывает Геродот обычаи египтян. «Как небо над египтянами отличается от неба других стран и река их имеет иную природу, чем все прочие реки, так подобно этому мно- гие нравы и обычаи их противоположны нравам и обычаям остальных людей. Женщины у них ходят на рынок и торгуют, а мужчины сидят дома и ткут. У всех остальных людей толкают уток вверх, а у египтян вниз. Мужчины у них носят тяжести на голове, женщины на плечах. Ни одна женщина не выполняет жреческих обязанностей ни при мужском, ни при женском божестве, и жреческие должности исполняют только мужчины как при богах, так и при богинях. Сыновья вовсе не обязаны, если они того не хотят, содержать родителей, дочери же, наоборот, обязаны это делать непременно, хотя бы они того и не желали». Но второй родиной Геродота стали Афины, где он провел значительную часть жизни. Здесь Геродот сблизился с самим правителем Афинского государства Периклом, талантливым, образованным человеком. Дружил и с философом Сократом.
В это время как раз начала развиваться историческая наука, большой вклад в которую внес и Геродот. Стремясь сохранить для потомков память о победах эллинов над могущественной тогда Персией, он написал историю греко-персидских войн. И поставил своей задачей рассказать не только о военных действиях, но и об истории народов, которые в них участвовали.
Собирая материал для своего труда, Геродот записал то, что видел сам, что слышал от местных жителей и о недавних событиях, и о далеком прошлом. Благодаря ему мы теперь знаем нравы и обычаи древних греков, народов стран Востока и юга нашей страны. Труды Геродота снискали ему славу и признание, но вряд ли бы он стал «отцом истории», если бы не создал целостную картину всего средиземноморского мира, не представил ее как историю многих народов. Описания жизни народов Египта, Сирии, Финикии, Македонии таковы, что они могли быть сделаны только очевидцем. Бытовые зарисовки, точные характеристики религиозных обрядов, детали врачевания свидетельствуют о любознательности и наблюдательности Геродота. Таким образом, он является и этнографом.
Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз, покровительниц науки, поэзии и искусства: Клио — муза истории, Евтерпа — муза лирической поэзии, Талия — муза комедии, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танцев, Эрато — муза любовной поэзии, Полигимния — муза гимнов, Урания — муза астрономии, Каллиопа — муза эпической поэзии. Действительно, в замечательном труде великого историка гармонично сочетаются элементы науки и искусства, многие страницы пронизаны юмором. До нас дошло несколько списков труда Геродота, они хранятся в Париже, Флоренции, Риме. Впервые «История» напечатана в 1502 г. в Италии, а в Рос- сии — в 1763 г. Последнее издание сочинения Геродота осуществлено у нас в 1993 г.
В это время как раз начала развиваться историческая наука, большой вклад в которую внес и Геродот. Стремясь сохранить для потомков память о победах эллинов над могущественной тогда Персией, он написал историю греко-персидских войн. И поставил своей задачей рассказать не только о военных действиях, но и об истории народов, которые в них участвовали.
Собирая материал для своего труда, Геродот записал то, что видел сам, что слышал от местных жителей и о недавних событиях, и о далеком прошлом. Благодаря ему мы теперь знаем нравы и обычаи древних греков, народов стран Востока и юга нашей страны. Труды Геродота снискали ему славу и признание, но вряд ли бы он стал «отцом истории», если бы не создал целостную картину всего средиземноморского мира, не представил ее как историю многих народов. Описания жизни народов Египта, Сирии, Финикии, Македонии таковы, что они могли быть сделаны только очевидцем. Бытовые зарисовки, точные характеристики религиозных обрядов, детали врачевания свидетельствуют о любознательности и наблюдательности Геродота. Таким образом, он является и этнографом.
Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз, покровительниц науки, поэзии и искусства: Клио — муза истории, Евтерпа — муза лирической поэзии, Талия — муза комедии, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танцев, Эрато — муза любовной поэзии, Полигимния — муза гимнов, Урания — муза астрономии, Каллиопа — муза эпической поэзии. Действительно, в замечательном труде великого историка гармонично сочетаются элементы науки и искусства, многие страницы пронизаны юмором. До нас дошло несколько списков труда Геродота, они хранятся в Париже, Флоренции, Риме. Впервые «История» напечатана в 1502 г. в Италии, а в Рос- сии — в 1763 г. Последнее издание сочинения Геродота осуществлено у нас в 1993 г.
Это ботаническая коллекция засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками. В переводе с латинского слово «гербарий» значит «травник». Однако в гербарии могут быть не только травы, но и листья деревьев, и цветы.
Посмотрите весной на лесную поляну. Она покрыта сплошным ковром зелени, то здесь, то там яркие пятна цветов. А какое разнообразие травы составляет этот живой ковер! Пройдет месяц-другой, и многих из этих цветов и трав уже не будет. Зато появятся новые. А растения луга уже совершенно иные, чем на лесной поляне. На берегу реки или озера — опять другие. И, наверное, кто-то из вас захочет собирать коллекцию растений, но делать это самостоятельно нельзя. Вы можете ошибиться или сорвать растение, возможно уже занесенное в Красную книгу, или повредить его корень. Поэтому собирать гербарий надо с опытным специалистом, лучше с музейным работником, который знает, для какой цели нужна та или иная коллекция.
Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают гербарий — морфологический. По хозяйственным признакам подбирают тематические гербарии, например: «Сорные травы», «Лекарственные растения». Представители всех видов растений края или области составят флористический гербарий. Если растения расположены в определенной системе по родам, по ботаническим семействам и т. д., то такой гербарий называют систематическим.
Собирая гербарий, выкапывают растение с корнем с помощью копалки, лопаты или ножа, освобождая корни от земли. Толстые корневища разрезают вдоль, чтобы они скорее высохли. Перочинным ножом срезают и ветки с деревьев или кустарников. Растения укладывают в экскурсионную папку, которая состоит из двух листов картона или фанеры с прорезями около углов. В них проде- вается широкая тесьма для завязывания папки.
Растения сушат в сложенных полулистах газетной бумаги — «сушильных рубашках». Между «рубашками» с растениями кладут специальные прокладки — целые газеты, сложенные вчетверо. Формат плотной бумаги для гербарных образцов —28—30х42—45 см. Для сушки применяется пресс — две деревянные рамки (30х45 см или 35х50 см), на которые натянуты металлические сетки. Пресс стягивают шнуром или ремнями.
Между листьями, которые ложатся друг на друга, кладут прослойки из бумаги. Под крупные и нежные цветки — тонкий слой ваты. На черновой этикетке проставляется порядковый номер, заменяющий название растения, пока оно не определено. Для краеведческого стенда или музея записывается местное народное название растения. При сборе гербария указывают рельеф, почву, степень увлажнения, условия освещения, характер распространения, пункт, где оно взято, дату, подписи взявшего растение и определившего его.
Когда растение высохнет и его при- обретенная в прессе форма уже не изменится, значит, оно пригодно для монтировки. На листе монтируется только один вид — в одном или нескольких экземплярах. Растение приклеивают к листу полосками бумаги.
Правильно собранный и хорошо оформленный гербарий — ценный экспонат краеведческого музея. Гер- барии помогают лучше узнавать родной край, разумно использовать и охранять его растительный мир.
Посмотрите весной на лесную поляну. Она покрыта сплошным ковром зелени, то здесь, то там яркие пятна цветов. А какое разнообразие травы составляет этот живой ковер! Пройдет месяц-другой, и многих из этих цветов и трав уже не будет. Зато появятся новые. А растения луга уже совершенно иные, чем на лесной поляне. На берегу реки или озера — опять другие. И, наверное, кто-то из вас захочет собирать коллекцию растений, но делать это самостоятельно нельзя. Вы можете ошибиться или сорвать растение, возможно уже занесенное в Красную книгу, или повредить его корень. Поэтому собирать гербарий надо с опытным специалистом, лучше с музейным работником, который знает, для какой цели нужна та или иная коллекция.
Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают гербарий — морфологический. По хозяйственным признакам подбирают тематические гербарии, например: «Сорные травы», «Лекарственные растения». Представители всех видов растений края или области составят флористический гербарий. Если растения расположены в определенной системе по родам, по ботаническим семействам и т. д., то такой гербарий называют систематическим.
Собирая гербарий, выкапывают растение с корнем с помощью копалки, лопаты или ножа, освобождая корни от земли. Толстые корневища разрезают вдоль, чтобы они скорее высохли. Перочинным ножом срезают и ветки с деревьев или кустарников. Растения укладывают в экскурсионную папку, которая состоит из двух листов картона или фанеры с прорезями около углов. В них проде- вается широкая тесьма для завязывания папки.
Растения сушат в сложенных полулистах газетной бумаги — «сушильных рубашках». Между «рубашками» с растениями кладут специальные прокладки — целые газеты, сложенные вчетверо. Формат плотной бумаги для гербарных образцов —28—30х42—45 см. Для сушки применяется пресс — две деревянные рамки (30х45 см или 35х50 см), на которые натянуты металлические сетки. Пресс стягивают шнуром или ремнями.
Между листьями, которые ложатся друг на друга, кладут прослойки из бумаги. Под крупные и нежные цветки — тонкий слой ваты. На черновой этикетке проставляется порядковый номер, заменяющий название растения, пока оно не определено. Для краеведческого стенда или музея записывается местное народное название растения. При сборе гербария указывают рельеф, почву, степень увлажнения, условия освещения, характер распространения, пункт, где оно взято, дату, подписи взявшего растение и определившего его.
Когда растение высохнет и его при- обретенная в прессе форма уже не изменится, значит, оно пригодно для монтировки. На листе монтируется только один вид — в одном или нескольких экземплярах. Растение приклеивают к листу полосками бумаги.
Правильно собранный и хорошо оформленный гербарий — ценный экспонат краеведческого музея. Гер- барии помогают лучше узнавать родной край, разумно использовать и охранять его растительный мир.
Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.
Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек.
В средние века возникли гербы многих городов Европы: красная лилия Флоренции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и много других.
Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый — изобилие, красный — мужество и храбрость.
Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазо- ревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Раньше Москва имела другой герб: тоже всадник, но не с копьем, а с ловчим соколом на руке. Этот «мирный» всадник вполне соответствовал тогдашней Москве, еще не окрепшей для борьбы с Золотой Ордой. Воин с копьем, поражающий дракона, появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.
Этот герб чеканился и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли, по всаднику с копьем, называться «копейными деньгами», а позже — просто «копейками». Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».
Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государства. Иван III женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия — центр Восточной Римской империи — гибнет под ударами завоевателей-турок. И тогда Иван III принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Московии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «третьим Римом». Но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.
Одним из древнейших считается герб Киева. На голубом поле стоит архангел Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Киев был центром единения древнерусских племен. В образе святого запечатлены черты смелого воина, отстаивающего свою землю от врагов.
Некоторые из языческих племен, живших в Поволжье, считали своим предком и покровителем медведя. Память об этом отразилась и в гербах поволжских городов. Так, в гербе Ярославля изображен медведь, несущий на плече секиру. Интересно, что сейчас фигура медведя украшает грузовые автомобили Ярославского завода.
И в гербе города Пермь изображен медведь, но идущий на четырех лапах. И когда в Пермской земле христианство окончательно победило языческий культ медведя, на спину зверя водрузили Евангелие, а сверху поставили крест.
Племена, жившие на месте Нижнего Новгорода, поклонялись оленю. И в гербе этого города сохранился олень. Кстати, теперь он тоже стал «товарным знаком» выпускаемых здесь автомобилей.
Город Тула с давних пор известен как кузница русского оружия. И в его гербе — два перекрещенных клинка, ружейный ствол и два молота. А город Бийск прославился как один из центров добычи руд. И на его гербе показан разрез шахты в золотой горе.
Много еще интересного могут рас- сказать гербы стран, городов, дворян- ских фамилий. Изучением и объяснением гербов, составлением новых занимается специальная наука — геральдика.
Древние гербы городов Смоленска, Москвы, Киева, Суздаля.
Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек.
В средние века возникли гербы многих городов Европы: красная лилия Флоренции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и много других.
Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый — изобилие, красный — мужество и храбрость.
Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазо- ревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Раньше Москва имела другой герб: тоже всадник, но не с копьем, а с ловчим соколом на руке. Этот «мирный» всадник вполне соответствовал тогдашней Москве, еще не окрепшей для борьбы с Золотой Ордой. Воин с копьем, поражающий дракона, появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.
Этот герб чеканился и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли, по всаднику с копьем, называться «копейными деньгами», а позже — просто «копейками». Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».
Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государства. Иван III женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия — центр Восточной Римской империи — гибнет под ударами завоевателей-турок. И тогда Иван III принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Московии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «третьим Римом». Но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.
Одним из древнейших считается герб Киева. На голубом поле стоит архангел Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Киев был центром единения древнерусских племен. В образе святого запечатлены черты смелого воина, отстаивающего свою землю от врагов.
Некоторые из языческих племен, живших в Поволжье, считали своим предком и покровителем медведя. Память об этом отразилась и в гербах поволжских городов. Так, в гербе Ярославля изображен медведь, несущий на плече секиру. Интересно, что сейчас фигура медведя украшает грузовые автомобили Ярославского завода.
И в гербе города Пермь изображен медведь, но идущий на четырех лапах. И когда в Пермской земле христианство окончательно победило языческий культ медведя, на спину зверя водрузили Евангелие, а сверху поставили крест.
Племена, жившие на месте Нижнего Новгорода, поклонялись оленю. И в гербе этого города сохранился олень. Кстати, теперь он тоже стал «товарным знаком» выпускаемых здесь автомобилей.
Город Тула с давних пор известен как кузница русского оружия. И в его гербе — два перекрещенных клинка, ружейный ствол и два молота. А город Бийск прославился как один из центров добычи руд. И на его гербе показан разрез шахты в золотой горе.
Много еще интересного могут рас- сказать гербы стран, городов, дворян- ских фамилий. Изучением и объяснением гербов, составлением новых занимается специальная наука — геральдика.
Древние гербы городов Смоленска, Москвы, Киева, Суздаля.
Так звали величайшего героя мифов Древней Греции. Он был сыном кра- савицы Алкмены и Зевса — главного бога древних греков. Свой первый подвиг Геракл совершил, едва родившись на свет. Ночью, когда все спали, в колыбель к новорожденному заползли две огромные змеи. Но малютка Геракл проснулся, схватил змей за шеи и задушил их.
Увидев необычайную силу младенца, его приемный отец Амфитрион дал Гераклу воспитание, достойное героя. Мальчика обучали грамоте, пению и игре на кифаре — струнном инструменте древних греков. Но гораздо лучше были успехи Геракла в борьбе, стрельбе из лука и владении копьем и мечом. Геракл вырос на целую голову выше всех, а силой с ним не мог сравняться ни один человек. Глаза его светились необычайным, божественным светом. Вскоре Геракл убил грозного льва и снял с него шкуру. Он накинул ее, как плащ, на свои могучие плечи, а лапы связал у себя на груди. Шкура с головы льва служила Гераклу шлемом. Он вырвал из земли целое дерево и сделал себе огромную палицу — боевую дубину. Боги позаботились о снаряжении юного героя. Гермес подарил ему меч, Аполлон — лук и стрелы, Гефест выковал золотой панцирь, а мудрая Афина соткала одежду.
Возмужав, Геракл совершил много удивительных подвигов. Он разбивал вражеские войска, убивал насильников, притеснявших его народ, уничтожал чудовищных львов, кабанов, хищных птиц, укрощал бешеных быков, побеждал грозных великанов. Он убил лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью огнедышащими головами, добыл золотые яблоки Гесперид, поймал златорогую керинейскую лань, одолел грозного великана Антея — сына Земли. Антей был непобедим в борьбе, потому что мать-земля все время давала ему новые силы. Но Геракл оторвал Антея от земли, поднял над собой и задушил. Геракл уничтожил и грозных титанов, с которыми не могли справиться даже бессмертные боги.
Врагам удалось одолеть Геракла только хитростью, пропитав его одежду ядом. Умирая, Геракл воскликнул: «Мужи Греции!.. Ради вас я очистил землю и море от чудовищ и зла...» В награду за великие подвиги Зевс вознес Геракла на Олимп, где жили боги, и самого его сделал бессмертным богом.
Миф о Геракле перешел от греков к другому великому народу древности — римлянам. Те назвали Геракла на свой манер: Геркулесом. От римлян этот миф унаследовали другие народы. Некоторые даже называли именем героя своих мальчиков. Так, у грузин есть имя Ираклий, у французов — Эркюль (сокращенное Херкюлюс — Геркулес). О Геракле писали поэты разных народов, его подвиги изображали художники. Имя «Геркулес» дали особой овсяной крупе, очень полезной для детского питания. Попал Геракл и на небеса: одно из созвездий названо именем Геркулеса, а рядом с ним светится созвездие Гидры.
Почему же доныне так популярен, так любим герой древних греков? Жизнь древних народов была очень трудна. Дикие животные разоряли их поля, убивали скот и людей. Воинственные племена нападали на мирные селения и угоняли людей в рабство. Их косили страшные болезни, с которыми они не умели бороться. Многие народы погибли, исчезли с лица земли. Но на смену им приходили новые, еще более мужествен- ные, еще более упорные и трудолю- бивые. Год за годом, век за веком обживали они землю, возделывали поля, строили города, переплывали моря, истребляли опасных хищников. И всегда люди мечтали о богатырях, совершающих сказочные подвиги.
Гильгамеш вавилонян, Мелькарт финикийцев — народов, живших до древних греков, — во многом похожи на Геракла. Герои русских народных сказок тоже побеждали Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, одолевали нечистую силу, убивали Змея Горыныча — близкого родственника лер-нейской гидры. И такие герои живут в преданиях едва ли не каждого народа.
Конечно, эти герои вымышлены, они не существовали в действительности. Но их главные подвиги — покорение природы, обуздание враждебных человеку сил — всё же были совершены. И совершили их своим незаметным, повседневным трудом бесчисленные поколения самых простых, обычных, рядовых людей. Поэтому, воспевая подвиги Геракла и других сказочных героев, мы воспеваем труды и свершения длинного ряда наших предков, ряда, начало которого теряется во мгле тысячелетий.
Увидев необычайную силу младенца, его приемный отец Амфитрион дал Гераклу воспитание, достойное героя. Мальчика обучали грамоте, пению и игре на кифаре — струнном инструменте древних греков. Но гораздо лучше были успехи Геракла в борьбе, стрельбе из лука и владении копьем и мечом. Геракл вырос на целую голову выше всех, а силой с ним не мог сравняться ни один человек. Глаза его светились необычайным, божественным светом. Вскоре Геракл убил грозного льва и снял с него шкуру. Он накинул ее, как плащ, на свои могучие плечи, а лапы связал у себя на груди. Шкура с головы льва служила Гераклу шлемом. Он вырвал из земли целое дерево и сделал себе огромную палицу — боевую дубину. Боги позаботились о снаряжении юного героя. Гермес подарил ему меч, Аполлон — лук и стрелы, Гефест выковал золотой панцирь, а мудрая Афина соткала одежду.
Возмужав, Геракл совершил много удивительных подвигов. Он разбивал вражеские войска, убивал насильников, притеснявших его народ, уничтожал чудовищных львов, кабанов, хищных птиц, укрощал бешеных быков, побеждал грозных великанов. Он убил лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью огнедышащими головами, добыл золотые яблоки Гесперид, поймал златорогую керинейскую лань, одолел грозного великана Антея — сына Земли. Антей был непобедим в борьбе, потому что мать-земля все время давала ему новые силы. Но Геракл оторвал Антея от земли, поднял над собой и задушил. Геракл уничтожил и грозных титанов, с которыми не могли справиться даже бессмертные боги.
Врагам удалось одолеть Геракла только хитростью, пропитав его одежду ядом. Умирая, Геракл воскликнул: «Мужи Греции!.. Ради вас я очистил землю и море от чудовищ и зла...» В награду за великие подвиги Зевс вознес Геракла на Олимп, где жили боги, и самого его сделал бессмертным богом.
Миф о Геракле перешел от греков к другому великому народу древности — римлянам. Те назвали Геракла на свой манер: Геркулесом. От римлян этот миф унаследовали другие народы. Некоторые даже называли именем героя своих мальчиков. Так, у грузин есть имя Ираклий, у французов — Эркюль (сокращенное Херкюлюс — Геркулес). О Геракле писали поэты разных народов, его подвиги изображали художники. Имя «Геркулес» дали особой овсяной крупе, очень полезной для детского питания. Попал Геракл и на небеса: одно из созвездий названо именем Геркулеса, а рядом с ним светится созвездие Гидры.
Почему же доныне так популярен, так любим герой древних греков? Жизнь древних народов была очень трудна. Дикие животные разоряли их поля, убивали скот и людей. Воинственные племена нападали на мирные селения и угоняли людей в рабство. Их косили страшные болезни, с которыми они не умели бороться. Многие народы погибли, исчезли с лица земли. Но на смену им приходили новые, еще более мужествен- ные, еще более упорные и трудолю- бивые. Год за годом, век за веком обживали они землю, возделывали поля, строили города, переплывали моря, истребляли опасных хищников. И всегда люди мечтали о богатырях, совершающих сказочные подвиги.
Гильгамеш вавилонян, Мелькарт финикийцев — народов, живших до древних греков, — во многом похожи на Геракла. Герои русских народных сказок тоже побеждали Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, одолевали нечистую силу, убивали Змея Горыныча — близкого родственника лер-нейской гидры. И такие герои живут в преданиях едва ли не каждого народа.
Конечно, эти герои вымышлены, они не существовали в действительности. Но их главные подвиги — покорение природы, обуздание враждебных человеку сил — всё же были совершены. И совершили их своим незаметным, повседневным трудом бесчисленные поколения самых простых, обычных, рядовых людей. Поэтому, воспевая подвиги Геракла и других сказочных героев, мы воспеваем труды и свершения длинного ряда наших предков, ряда, начало которого теряется во мгле тысячелетий.
Геометрия — важный раздел матема- тики. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано прежде всего с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением окружающего мира. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур. Например, название фигуры «трапеция» происходит от греческого слова «трапезион» (столик), от которого произошли также слово «трапеза» и другие родственные слова. От греческого слова «конос» (сосновая шишка) произошло название «конус», а термин «линия» возник от латинского «линум» (льняная нить).
И факты геометрии сначала имели опытное происхождение. Еще 5 тыс. лет назад древние египтяне знали, что если сделать на веревке 12 узелков на равных расстояниях и натянуть ее в форме треугольника, то получится прямой угол. И это было очень важно для правильной разметки плодородных земель в долине Нила. В египетских папирусах и вавилонских клинописных таблицах того времени мы находим другие геометрические факты, найденные опытным путем при измерении земельных участков, постройке зданий и т.д.
А в 5-м в. до н.э. произошел решительный поворот в развитии геометрии. И связан он с именем Фалеса, уроженца города Милет. Этот купец в свободное время занимался математикой. И сделал величайшее открытие: обнаружил, что многие геометрические закономерности можно получать не опытным путем, а с помощью рассуждения (доказательства). Вот некоторые факты, подмеченные Фалесом.
На рисунке 3 изображены вертикальные углы. Если повернуть плоскость вокруг точки О на 180 , то луч О А перейдет в ОС, а луч OВ — в луч OD. Следовательно, угол 1 совместится с углом 2, и поэтому они равны. Равенство вертикальных углов — одна из теорем, доказанных Фалесом.
Вот еще пример. На рисунке 2 прямые а и b параллельны. Если чертеж повернуть на 180 вокруг середины отрезка АВ, то отрезок ОА перейдет в OВ, а прямая а — в параллельную ей прямую, т. е. в прямую b. Следовательно, угол 1 перейдет в угол 2, и потому эти углы равны. Это формулируют так: накрест лежащие углы, получающиеся при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, равны.
Фалес доказал и ряд других теорем. Благодаря его открытию геометрия к 3- му в. до н. э. становится наукой, в которой имеется небольшое число аксиом (первоначальных предположений), а все остальные факты (теоремы) устанавливаются с помощью доказательств.
За Фалесом большой вклад в развитие геометрии внесли Евдокс, Евклид, Архимед.
И, вообще, говоря словами великого итальянского ученого Г. Галилея, «геометрия является самым могу- щественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Если намотать вплотную (в виде спирали) веревку сначала на полусферу, а затем свернуть ее внутри круга такого же радиуса (рисунок), то окажется, что для полусферы нужна веревка вдвое длиннее. Это показывает, что площадь полусферы в два раза больше круга. Конечно, это не доказательство, а лишь опытное подтверждение данного факта. Но греческие ученые нашли и математи- ческое доказательство.
Древнегреческий ученый Эратосфен с помощью геометрии измерил длину окружности земного шара. Он обнаружил, что, когда Солнце стоит в Сиене (Африка) над головой, в Александрии, расположенной в 800 км, оно отклоняется от вертикали на 7 . Эратосфен заключил, что из центра Земли Солнце видно под углом 7 и, сле- довательно, окружность земного шара равна 360:7 х 800=41 140 км.
Свыше двух тысячелетий Евклид, давший особенно удачное и стройное изложение геометрии, был непрере- каемым законодателем в этой области математики. Немецкий философ И. Кант считал геометрию Евклида единственно возможной.
Было, однако, место в евклидовом изложении геометрии, которое не удовлетворяло математиков. Это единственность параллельной к данной прямой, которую можно провести в плоскости через данную точку А. Евклид считал это положение аксиомой, некоторые математики пытались доказать этот факт как теорему. Однако проходили века, а доказательства найти не удалось. Решил загадку параллельности профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, который опубликовал свое открытие в 1826 г. Несколько позже к тем же выводам пришли венгерский математик Янош Бояи и немецкий «король математики» К. Гаусс. Эти ученые установили, что единственность параллельной невозможно доказать как теорему. Ведь если допустить возможность провести через точку более одной прямой, не пересекающейся с данной, то мы придем к другой геометрии, неевклидовой, в которой, однако, не будет никаких противоречий. Эту геометрию называют сегодня геометрией Лобачевского.
Заменив аксиому параллельности противоположным утверждением (при сохранении остальных аксиом Евклида), мы придем к новой геометрии, которая во многом не согласуется с нашими привычными наглядными представлениями, но тем не менее не содержит никаких логических противоречий. Все трое ученых не только были убеждены в справедливости этой идеи, но и доказали десятки теорем неевклидовой геометрии. Особенно существенно развил ее Лобачевский.
В геометрии Лобачевского сумма углов любого треугольника меньше 180 . Два перпендикуляра к одной прямой все дальше отходят друг от друга. И еще много фактов есть в этой геометрии, не похожих на те, о которых говорится в школьных учебниках. И все же никаких противоречий в этой геометрии нет. А вскоре математики открыли много других геометрий. И все они нужны. А евклидова геометрия, которую изучают в школе, — самая простая из всех и в то же время самая нужная.
Геометрические знания широко применяются в жизни — в быту, на производстве, в науке. При покупке обоев надо знать площадь стен комнаты; при определении расстояния до предмета, наблюдаемого с двух точек зрения, нужно пользоваться известными вам теоремами; при изготовлении технических чертежей — выполнять геометрические построения. И если ты, юный читатель, хорошо изучил курс геометрии, то не останешься безоружным, когда при решении практических задач потребуется при- менить геометрические теоремы или формулы.
Подробно о геометрии читайте в книге: Депман И. Я. Мир чисел. Л.: Дет. лит., 1982. С. 14—21, 34-46.
И факты геометрии сначала имели опытное происхождение. Еще 5 тыс. лет назад древние египтяне знали, что если сделать на веревке 12 узелков на равных расстояниях и натянуть ее в форме треугольника, то получится прямой угол. И это было очень важно для правильной разметки плодородных земель в долине Нила. В египетских папирусах и вавилонских клинописных таблицах того времени мы находим другие геометрические факты, найденные опытным путем при измерении земельных участков, постройке зданий и т.д.
А в 5-м в. до н.э. произошел решительный поворот в развитии геометрии. И связан он с именем Фалеса, уроженца города Милет. Этот купец в свободное время занимался математикой. И сделал величайшее открытие: обнаружил, что многие геометрические закономерности можно получать не опытным путем, а с помощью рассуждения (доказательства). Вот некоторые факты, подмеченные Фалесом.
На рисунке 3 изображены вертикальные углы. Если повернуть плоскость вокруг точки О на 180 , то луч О А перейдет в ОС, а луч OВ — в луч OD. Следовательно, угол 1 совместится с углом 2, и поэтому они равны. Равенство вертикальных углов — одна из теорем, доказанных Фалесом.
Вот еще пример. На рисунке 2 прямые а и b параллельны. Если чертеж повернуть на 180 вокруг середины отрезка АВ, то отрезок ОА перейдет в OВ, а прямая а — в параллельную ей прямую, т. е. в прямую b. Следовательно, угол 1 перейдет в угол 2, и потому эти углы равны. Это формулируют так: накрест лежащие углы, получающиеся при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, равны.
Фалес доказал и ряд других теорем. Благодаря его открытию геометрия к 3- му в. до н. э. становится наукой, в которой имеется небольшое число аксиом (первоначальных предположений), а все остальные факты (теоремы) устанавливаются с помощью доказательств.
За Фалесом большой вклад в развитие геометрии внесли Евдокс, Евклид, Архимед.
И, вообще, говоря словами великого итальянского ученого Г. Галилея, «геометрия является самым могу- щественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Если намотать вплотную (в виде спирали) веревку сначала на полусферу, а затем свернуть ее внутри круга такого же радиуса (рисунок), то окажется, что для полусферы нужна веревка вдвое длиннее. Это показывает, что площадь полусферы в два раза больше круга. Конечно, это не доказательство, а лишь опытное подтверждение данного факта. Но греческие ученые нашли и математи- ческое доказательство.
Древнегреческий ученый Эратосфен с помощью геометрии измерил длину окружности земного шара. Он обнаружил, что, когда Солнце стоит в Сиене (Африка) над головой, в Александрии, расположенной в 800 км, оно отклоняется от вертикали на 7 . Эратосфен заключил, что из центра Земли Солнце видно под углом 7 и, сле- довательно, окружность земного шара равна 360:7 х 800=41 140 км.
Свыше двух тысячелетий Евклид, давший особенно удачное и стройное изложение геометрии, был непрере- каемым законодателем в этой области математики. Немецкий философ И. Кант считал геометрию Евклида единственно возможной.
Было, однако, место в евклидовом изложении геометрии, которое не удовлетворяло математиков. Это единственность параллельной к данной прямой, которую можно провести в плоскости через данную точку А. Евклид считал это положение аксиомой, некоторые математики пытались доказать этот факт как теорему. Однако проходили века, а доказательства найти не удалось. Решил загадку параллельности профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, который опубликовал свое открытие в 1826 г. Несколько позже к тем же выводам пришли венгерский математик Янош Бояи и немецкий «король математики» К. Гаусс. Эти ученые установили, что единственность параллельной невозможно доказать как теорему. Ведь если допустить возможность провести через точку более одной прямой, не пересекающейся с данной, то мы придем к другой геометрии, неевклидовой, в которой, однако, не будет никаких противоречий. Эту геометрию называют сегодня геометрией Лобачевского.
Заменив аксиому параллельности противоположным утверждением (при сохранении остальных аксиом Евклида), мы придем к новой геометрии, которая во многом не согласуется с нашими привычными наглядными представлениями, но тем не менее не содержит никаких логических противоречий. Все трое ученых не только были убеждены в справедливости этой идеи, но и доказали десятки теорем неевклидовой геометрии. Особенно существенно развил ее Лобачевский.
В геометрии Лобачевского сумма углов любого треугольника меньше 180 . Два перпендикуляра к одной прямой все дальше отходят друг от друга. И еще много фактов есть в этой геометрии, не похожих на те, о которых говорится в школьных учебниках. И все же никаких противоречий в этой геометрии нет. А вскоре математики открыли много других геометрий. И все они нужны. А евклидова геометрия, которую изучают в школе, — самая простая из всех и в то же время самая нужная.
Геометрические знания широко применяются в жизни — в быту, на производстве, в науке. При покупке обоев надо знать площадь стен комнаты; при определении расстояния до предмета, наблюдаемого с двух точек зрения, нужно пользоваться известными вам теоремами; при изготовлении технических чертежей — выполнять геометрические построения. И если ты, юный читатель, хорошо изучил курс геометрии, то не останешься безоружным, когда при решении практических задач потребуется при- менить геометрические теоремы или формулы.
Подробно о геометрии читайте в книге: Депман И. Я. Мир чисел. Л.: Дет. лит., 1982. С. 14—21, 34-46.
В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода. Изучают и находят эти богатства геологи.
Настоящему разведчику земных недр нужна немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Ему приходится жить в палатках. Сотни километров проходить пешком, переплывать бурные реки, с тяжелыми рюкзаками карабкаться по кручам. Главный закон жизни геолога — дружба, взаимовыручка.
Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь геологу помогают заглянуть в глубь Земли сложные приборы. К его услугам самолет, вездеход, вертолет. Многие расчеты выполняют компьютеры.
Геология — наука о земной коре — очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Геолог — это не только человек с рюкзаком за плечами и молотком в руке. Много времени проводит он среди приборов, у микроскопа. За письменным столом. Сравниваются сведения о тысячах образцов пород, результаты исследований других ученых. Состав- ляются схемы, таблицы, подробные карты. И в результате долгой, кропот- ливой работы многих людей наконец рождается вывод: где лежит нужный людям минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться. Первое в России геологоразведочное учреждение организовал Петр I в 1700 г. «Берг- коллегии» — так оно называлось — подчинялись тогда государственные рудные заводы.
До начала нашего столетия были изучены недра едва десятой части Рос- сии. Отдаленные и малодоступные районы оставались неисследованными.
В наше время геологи изучили недра большей части территории страны.
Прочитайте книгу: Лагунов К. Я. Как искали в Тюмени нефть. М.: Малыш, 1981.
Настоящему разведчику земных недр нужна немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Ему приходится жить в палатках. Сотни километров проходить пешком, переплывать бурные реки, с тяжелыми рюкзаками карабкаться по кручам. Главный закон жизни геолога — дружба, взаимовыручка.
Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь геологу помогают заглянуть в глубь Земли сложные приборы. К его услугам самолет, вездеход, вертолет. Многие расчеты выполняют компьютеры.
Геология — наука о земной коре — очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Геолог — это не только человек с рюкзаком за плечами и молотком в руке. Много времени проводит он среди приборов, у микроскопа. За письменным столом. Сравниваются сведения о тысячах образцов пород, результаты исследований других ученых. Состав- ляются схемы, таблицы, подробные карты. И в результате долгой, кропот- ливой работы многих людей наконец рождается вывод: где лежит нужный людям минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться. Первое в России геологоразведочное учреждение организовал Петр I в 1700 г. «Берг- коллегии» — так оно называлось — подчинялись тогда государственные рудные заводы.
До начала нашего столетия были изучены недра едва десятой части Рос- сии. Отдаленные и малодоступные районы оставались неисследованными.
В наше время геологи изучили недра большей части территории страны.
Прочитайте книгу: Лагунов К. Я. Как искали в Тюмени нефть. М.: Малыш, 1981.