У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности и постоянства, символом силы и славы. Особо отличившихся людей награждали венком из дубовых веток. Народ относился к дубу с почтением и любовью. По нему примечали: шумит дубравушка — к непогодушке, много желудей на дубе — к теплой зиме и урожайному лету.
Дуб растет в Америке и Африке, в Европе и Азии. В нашей стране широко распространен в лесостепной области и в зоне лиственных лесов. Одиночные дубы встречаются далеко в степи, по берегам рек. А вот в Сибири он не растет: не переносит сурового климата. Не растет дуб и в Средней Азии. На Кавказе — скальный пушистый дуб, с листьями, похожими на каштановые. На Дальнем Востоке — монгольский дуб. Старая листва держится на нем до июня. Это приводит порой к пожарам. Всего на- считывается около 450 видов дуба.
Дуб издавна ценится из-за прочной древесины. Самый распространенный и ценный — дуб черешчатый. Достигает 40—50 м высоты, диаметр ствола — 1 — 1,5 м. Он не боится засухи и сильных бурь. Обладает способностью переносить засоленность почв. Благодаря этому его используют при закладке полезащитных полос в степи. Черешчатый дуб хорошо растет даже на каменистых и подзолистых, довольно сухих почвах, на меловых склонах.
К осени на дубе созревают плоды — желуди. Они богаты крахмалом. В далеком прошлом (более пяти тысяч лет тому назад) из желудей приготовляли хлеб. Сейчас они используются как суррогат кофе, их также скармливают свиньям. С гектара дубового леса собирают две тонны плодов. Для многих зверей (белок, медведей, кабанов, оленей) и птиц (соек, фазанов, глухарей, уток) желуди являются прекрасным кор- мом.
Раньше из дуба-великана выдалбливали лодки-однодеревки, в которых перевозили по рекам до 200 т груза. Древесина также шла для изготовления торговых судов, на княжьи хоромы, на балки и столбы. Обладая большой прочностью и имея красивый рисунок, она и ныне очень ценится. Из нее вытачивают и вырезают сувениры, делают мебель, паркет, клепку для бочек, срубы для колодцев, которые долго не гниют.
Дубовые дрова — превосходное топливо, которое дает очень много тепла.
Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Заготовляют ее при рубке леса на древесину. Снимают только кору с молодых стволов, ветвей, которая и подлежит заготовке для лечебных целей. Сушат кору дуба, разложив ее тонким слоем на воздухе, под навесом.
Кора содержит до 20 процентов дубильных веществ и имеет сильно вяжущий вкус. Приготовленным из нее отваром (столовая ложка резаной коры на один стакан воды) полоскают рот и горло при воспалительных процессах.
Для лечения ожогов и гнойных ран приготовляют более концентрированный отвар (20 г коры на 200 г воды). Кора и древесина идут для дубления кож (отсюда и название «дубильные вещества»). Дубовые листья — хороший корм для дубового шелкопряда, который является одним из поставщиков натурального шелка. Не обходятся без листьев дуба и при засолке огурцов.
Живут дубы до двух тысяч лет. Старые деревья охраняются, их часто обносят оградой, ухаживают за ними. В Санкт- Петербурге и его окрестностях есть дубы, посаженные, по преданию, царем Петром I. Под Москвой сохранились дубы, возраст которых 600—800 лет.
Оказывается, лучше всего высаживать молодые дубки в... пни! Для этого пень просверливается до земли, в Образовавшееся отверстие вносят удобрения и высаживают деревца в почвенных брикетах. Выгода очевидна — не надо выкорчевывать пни на лесных выработках. А через несколько лет, когда молодой дубок окрепнет, пень сгниет. О дубе прочитайте в книгах: Верзилин Н. М. По следам Робинзона. Л.: Дет. лит., 1974. С. 53 — 60.
Осипов Н. Ф. Заколдованное дерево. М.: Дет. лит., 1978. С. 42 — 44.
Дуб растет в Америке и Африке, в Европе и Азии. В нашей стране широко распространен в лесостепной области и в зоне лиственных лесов. Одиночные дубы встречаются далеко в степи, по берегам рек. А вот в Сибири он не растет: не переносит сурового климата. Не растет дуб и в Средней Азии. На Кавказе — скальный пушистый дуб, с листьями, похожими на каштановые. На Дальнем Востоке — монгольский дуб. Старая листва держится на нем до июня. Это приводит порой к пожарам. Всего на- считывается около 450 видов дуба.
Дуб издавна ценится из-за прочной древесины. Самый распространенный и ценный — дуб черешчатый. Достигает 40—50 м высоты, диаметр ствола — 1 — 1,5 м. Он не боится засухи и сильных бурь. Обладает способностью переносить засоленность почв. Благодаря этому его используют при закладке полезащитных полос в степи. Черешчатый дуб хорошо растет даже на каменистых и подзолистых, довольно сухих почвах, на меловых склонах.
К осени на дубе созревают плоды — желуди. Они богаты крахмалом. В далеком прошлом (более пяти тысяч лет тому назад) из желудей приготовляли хлеб. Сейчас они используются как суррогат кофе, их также скармливают свиньям. С гектара дубового леса собирают две тонны плодов. Для многих зверей (белок, медведей, кабанов, оленей) и птиц (соек, фазанов, глухарей, уток) желуди являются прекрасным кор- мом.
Раньше из дуба-великана выдалбливали лодки-однодеревки, в которых перевозили по рекам до 200 т груза. Древесина также шла для изготовления торговых судов, на княжьи хоромы, на балки и столбы. Обладая большой прочностью и имея красивый рисунок, она и ныне очень ценится. Из нее вытачивают и вырезают сувениры, делают мебель, паркет, клепку для бочек, срубы для колодцев, которые долго не гниют.
Дубовые дрова — превосходное топливо, которое дает очень много тепла.
Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Заготовляют ее при рубке леса на древесину. Снимают только кору с молодых стволов, ветвей, которая и подлежит заготовке для лечебных целей. Сушат кору дуба, разложив ее тонким слоем на воздухе, под навесом.
Кора содержит до 20 процентов дубильных веществ и имеет сильно вяжущий вкус. Приготовленным из нее отваром (столовая ложка резаной коры на один стакан воды) полоскают рот и горло при воспалительных процессах.
Для лечения ожогов и гнойных ран приготовляют более концентрированный отвар (20 г коры на 200 г воды). Кора и древесина идут для дубления кож (отсюда и название «дубильные вещества»). Дубовые листья — хороший корм для дубового шелкопряда, который является одним из поставщиков натурального шелка. Не обходятся без листьев дуба и при засолке огурцов.
Живут дубы до двух тысяч лет. Старые деревья охраняются, их часто обносят оградой, ухаживают за ними. В Санкт- Петербурге и его окрестностях есть дубы, посаженные, по преданию, царем Петром I. Под Москвой сохранились дубы, возраст которых 600—800 лет.
Оказывается, лучше всего высаживать молодые дубки в... пни! Для этого пень просверливается до земли, в Образовавшееся отверстие вносят удобрения и высаживают деревца в почвенных брикетах. Выгода очевидна — не надо выкорчевывать пни на лесных выработках. А через несколько лет, когда молодой дубок окрепнет, пень сгниет. О дубе прочитайте в книгах: Верзилин Н. М. По следам Робинзона. Л.: Дет. лит., 1974. С. 53 — 60.
Осипов Н. Ф. Заколдованное дерево. М.: Дет. лит., 1978. С. 42 — 44.
Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»... Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский.
Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет.
А цирк? Виктор Драгунский при- знавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто ис- полняются на эстрадах, звучат по ра- дио... Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев.
И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами. А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,— мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неис- черпаемы. Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский.
Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше. Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.
Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет.
А цирк? Виктор Драгунский при- знавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто ис- полняются на эстрадах, звучат по ра- дио... Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев.
И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами. А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,— мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неис- черпаемы. Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский.
Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше. Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.
Специально для детей Достоевский не писал. Все, что было им написано, — для взрослых. Но он был уверен, что даже в самых сложных книгах есть страницы, доступные детскому пониманию. Достоевский сам хотел выбрать такие отрывки и издать их для детей отдельной книгой. Сделать этого он не успел. Но такая книга была издана после его смерти и нашла живой отклик у маленького читателя.
Писателя занимали судьбы бедных, униженных и оскорбленных людей. Первым же романом «Бедные люди» он обозначил тему своих произведений. «Сердцем и мыслями я человек!» — вот то новое, что прозвучало в романе Достоевского. Он впервые в литературе глубоко, изнутри раскрыл и подробно показал духовную жизнь обездоленных, страстно, настойчивее других писателей заговорил о праве бедных людей на счастье.
Эта позиция привела молодого писателя в нелегальный кружок петрашевцев, названный по имени его руководителя М. В. Петрашевского. На собраниях кружка Достоевский читал стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» и знаменитое письмо Белинского к Гоголю, в котором разоблачалась жестокость и бесчело- вечность крепостного права. Власти узнали о собраниях кружка. Петра- шевцы, и среди них Достоевский, были арестованы и сосланы на каторгу и ссылку в Сибирь.
Только в декабре 1859 г., после десятилетнего отсутствия, писатель возвратился в Петербург. И вскоре о , своей жизни на каторге он поведал в «Записках из Мертвого дома». Эта книга принесла ему мировую извест- ность. Новые его произведения ждали теперь с нетерпением. И писатель не обманул надежды читателей. В после- дующие годы выходят и становятся знаменитыми романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы». На страницах книг — судьбы людей, их раздумья и поступки в непростых ситуациях, поиски ими правды и человеческого участия.
Каждой строчкой своих книг Достоевский будит в сердцах читателей отзывчивость, сострадание. Писатель уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучше. «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» — восклицает герой Достоевского Алексей Карамазов.
Достоевский писал о своих совре- менниках, людях прошлого века, об их, казалось бы, личных заботах и судьбах. Писал он языком, который не располагает к легкому чтению. И тем не менее и в наше время это один из самых популярных и почитаемых во всем мире писателей. Проблемы, которые поднимал Достоевский, волнуют людей и сегодня, мысли его героев созвучны и близки современному читателю
Писателя занимали судьбы бедных, униженных и оскорбленных людей. Первым же романом «Бедные люди» он обозначил тему своих произведений. «Сердцем и мыслями я человек!» — вот то новое, что прозвучало в романе Достоевского. Он впервые в литературе глубоко, изнутри раскрыл и подробно показал духовную жизнь обездоленных, страстно, настойчивее других писателей заговорил о праве бедных людей на счастье.
Эта позиция привела молодого писателя в нелегальный кружок петрашевцев, названный по имени его руководителя М. В. Петрашевского. На собраниях кружка Достоевский читал стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» и знаменитое письмо Белинского к Гоголю, в котором разоблачалась жестокость и бесчело- вечность крепостного права. Власти узнали о собраниях кружка. Петра- шевцы, и среди них Достоевский, были арестованы и сосланы на каторгу и ссылку в Сибирь.
Только в декабре 1859 г., после десятилетнего отсутствия, писатель возвратился в Петербург. И вскоре о , своей жизни на каторге он поведал в «Записках из Мертвого дома». Эта книга принесла ему мировую извест- ность. Новые его произведения ждали теперь с нетерпением. И писатель не обманул надежды читателей. В после- дующие годы выходят и становятся знаменитыми романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы». На страницах книг — судьбы людей, их раздумья и поступки в непростых ситуациях, поиски ими правды и человеческого участия.
Каждой строчкой своих книг Достоевский будит в сердцах читателей отзывчивость, сострадание. Писатель уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучше. «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» — восклицает герой Достоевского Алексей Карамазов.
Достоевский писал о своих совре- менниках, людях прошлого века, об их, казалось бы, личных заботах и судьбах. Писал он языком, который не располагает к легкому чтению. И тем не менее и в наше время это один из самых популярных и почитаемых во всем мире писателей. Проблемы, которые поднимал Достоевский, волнуют людей и сегодня, мысли его героев созвучны и близки современному читателю
При Иване Калите, деде Дмитрия, Московское княжество стало самым сильным на Руси. Часть собранной для Золотой Орды дани он утаивал, за что и получил свое прозвище: кали-той тогда называли кошель, который привязывали к поясу. Укрепляя Московское княжество, Иван Калита преследовал лишь корыстные цели обогащения и личной власти и не помышлял об отпоре ордынским захватчикам, которые уже около полутора веков хозяйничали на Руси.
Сыновьям Ивана Калиты удалось избежать распрей и усобиц, которые мешали объединению всех земель и всех сил Руси. А его внук Дмитрий даже смог распространить свою власть на два великих княжества: Владимиро- Суздальское и Московское. Москва, расположенная в самом центре русских земель, постепенно собирала и объединяла силы отдельных княжеств. Чтобы укрепить город, Дмитрий Иванович велел вместо старого, деревянного Кремля выстроить новый, каменный, с мощными стенами и башнями. Вскоре на кремлевском холме выросла грозная крепость. Для защиты Кремля изготовили пушки, которые стреляли небольшими каменными ядрами. Это было первое на Руси огнестрельное оружие. Власть Дмитрия была так велика, что он, по словам летописи, «всех князей русских привожаше под свою волю». Это дало ему возможность вступить в единоборство с Золотой Ордой. Дмитрий Иванович уменьшил размер дани и даже пытался отказаться от ее уплаты.
Мамай, который правил в Золотой Орде, с тревогой смотрел на усиление Москвы. Стремясь одолеть непокорного московского князя, он собрал огромную рать и двинул свое полчище через Волгу.
Дмитрий Иванович обратился с призывом ко всем русским землям прислать свои полки для отпора ордынцам. 15 августа через Никольские, Фроловские (Спасские) и Тимофеевские (Константино-Еленинские) ворота Кремля русские войска покинули Москву. Окраинами рязанской земли войско дошло до верховьев Дона. Вечером 7 сентября Дмитрий Иванович держал воинский совет: оставаться ли на рязанской земле или перейти на правую сторону Дона — «в Мамаеву землю». «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м в., поведало о решительном настроении русских воевод. Впервые за 150 лет иноземного ига русская рать должна была выйти за пределы Руси для открытого боя с поработителями. Русские войска перешли Дон в ночь с 7 на 8 сентября.
Они расположились на сравнительно небольшом (примерно 3 на 4 км) Куликовом поле, изрезанном ручьями и овражками. В тылу русских протекала Непрядва, слева в кустах ракитника был Дон, справа — лес, а за ним — река. В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что это место выбрали потому, чтобы отступать было некуда. В такой битве «друг за друга... умрети» и приготовились русские ратники, воодушевленные любовью к отечеству.
Густой туман над Куликовым полем стал рассеиваться только к 11 часам утра. Русской рати противостояло равное по силе татарское войско. По «Сказанию», битву открыл поединок Александра Пересвета (боярина, а возможно, монаха) и татарина Челубея. Оба богатыря погибли, пронзенные копьями.
Бой начала татарская конница, которой удалось смять русские полки. Мужественно сражался и Дмитрий Иванович. «И было справа и слева от него множество убитых, а самого обступили с обеих сторон... и много ударов принял по голове и всему телу». В центре ожесточенно дрался Большой полк, воинам которого солнце нестерпимо слепило глаза. А на левом фланге татарская конница уже отрезала дорогу к донским бродам.
«И была сеча великая, какой не бывало от начала русским князьям...И пролилася кровь, как дождевая туча, и пало множество трупов с обеих сторон».
Исход сражения решил Засадный полк, находившийся в дубраве. Им командовал серпуховский князь Вла- димир Андреевич. Войско Мамая не ожидало появления свежих сил и обратилось в бегство. В паническом страхе люди тонули в Мече, Дону и даже в Непрядве.
Завершив преследование, Владимир Андреевич вернулся на Куликово поле. Великого князя Дмитрия Ивановича, едва живого, в разбитых доспехах, нашли с трудом.
Современники назвали битву побоищем, а мы, вслед за русским историком М. Н. Карамзиным, называем ее Куликовской. Благодарная память народа о подвиге на Дону закрепила за князем Дмитрием Ивановичем прозвище Донского, за Владимиром Андреевичем — Храброго. После Куликовской битвы вырос авторитет московского князя, выросло его влияние. Держава Мамая разваливалась, ордынская территория навсегда откатилась к югу. Куликов- ская битва показала, что в открытом бою русские войска могут одолеть ненавистных угнетателей. Очень важно, что была преодолена привычка к покорности и подчинению. По словам русского критика В. Г. Белинского, «мечом, а не смирением Дмитрий Донской предсказал татарам конец их владычества над Русью». Дмитрий Иванович впервые передал свой престол сыну как «свою вотчину», не утверждая права на княжество в Золотой Орде, как было раньше.
Об ордынском нашествии, о Кули- ковской битве и о победе русских людей читайте в книге: Дегтярев А. Я., Дубов И. В. От Калки до Угры. Л.: Дет. лит., 1980.
Сыновьям Ивана Калиты удалось избежать распрей и усобиц, которые мешали объединению всех земель и всех сил Руси. А его внук Дмитрий даже смог распространить свою власть на два великих княжества: Владимиро- Суздальское и Московское. Москва, расположенная в самом центре русских земель, постепенно собирала и объединяла силы отдельных княжеств. Чтобы укрепить город, Дмитрий Иванович велел вместо старого, деревянного Кремля выстроить новый, каменный, с мощными стенами и башнями. Вскоре на кремлевском холме выросла грозная крепость. Для защиты Кремля изготовили пушки, которые стреляли небольшими каменными ядрами. Это было первое на Руси огнестрельное оружие. Власть Дмитрия была так велика, что он, по словам летописи, «всех князей русских привожаше под свою волю». Это дало ему возможность вступить в единоборство с Золотой Ордой. Дмитрий Иванович уменьшил размер дани и даже пытался отказаться от ее уплаты.
Мамай, который правил в Золотой Орде, с тревогой смотрел на усиление Москвы. Стремясь одолеть непокорного московского князя, он собрал огромную рать и двинул свое полчище через Волгу.
Дмитрий Иванович обратился с призывом ко всем русским землям прислать свои полки для отпора ордынцам. 15 августа через Никольские, Фроловские (Спасские) и Тимофеевские (Константино-Еленинские) ворота Кремля русские войска покинули Москву. Окраинами рязанской земли войско дошло до верховьев Дона. Вечером 7 сентября Дмитрий Иванович держал воинский совет: оставаться ли на рязанской земле или перейти на правую сторону Дона — «в Мамаеву землю». «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м в., поведало о решительном настроении русских воевод. Впервые за 150 лет иноземного ига русская рать должна была выйти за пределы Руси для открытого боя с поработителями. Русские войска перешли Дон в ночь с 7 на 8 сентября.
Они расположились на сравнительно небольшом (примерно 3 на 4 км) Куликовом поле, изрезанном ручьями и овражками. В тылу русских протекала Непрядва, слева в кустах ракитника был Дон, справа — лес, а за ним — река. В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что это место выбрали потому, чтобы отступать было некуда. В такой битве «друг за друга... умрети» и приготовились русские ратники, воодушевленные любовью к отечеству.
Густой туман над Куликовым полем стал рассеиваться только к 11 часам утра. Русской рати противостояло равное по силе татарское войско. По «Сказанию», битву открыл поединок Александра Пересвета (боярина, а возможно, монаха) и татарина Челубея. Оба богатыря погибли, пронзенные копьями.
Бой начала татарская конница, которой удалось смять русские полки. Мужественно сражался и Дмитрий Иванович. «И было справа и слева от него множество убитых, а самого обступили с обеих сторон... и много ударов принял по голове и всему телу». В центре ожесточенно дрался Большой полк, воинам которого солнце нестерпимо слепило глаза. А на левом фланге татарская конница уже отрезала дорогу к донским бродам.
«И была сеча великая, какой не бывало от начала русским князьям...И пролилася кровь, как дождевая туча, и пало множество трупов с обеих сторон».
Исход сражения решил Засадный полк, находившийся в дубраве. Им командовал серпуховский князь Вла- димир Андреевич. Войско Мамая не ожидало появления свежих сил и обратилось в бегство. В паническом страхе люди тонули в Мече, Дону и даже в Непрядве.
Завершив преследование, Владимир Андреевич вернулся на Куликово поле. Великого князя Дмитрия Ивановича, едва живого, в разбитых доспехах, нашли с трудом.
Современники назвали битву побоищем, а мы, вслед за русским историком М. Н. Карамзиным, называем ее Куликовской. Благодарная память народа о подвиге на Дону закрепила за князем Дмитрием Ивановичем прозвище Донского, за Владимиром Андреевичем — Храброго. После Куликовской битвы вырос авторитет московского князя, выросло его влияние. Держава Мамая разваливалась, ордынская территория навсегда откатилась к югу. Куликов- ская битва показала, что в открытом бою русские войска могут одолеть ненавистных угнетателей. Очень важно, что была преодолена привычка к покорности и подчинению. По словам русского критика В. Г. Белинского, «мечом, а не смирением Дмитрий Донской предсказал татарам конец их владычества над Русью». Дмитрий Иванович впервые передал свой престол сыну как «свою вотчину», не утверждая права на княжество в Золотой Орде, как было раньше.
Об ордынском нашествии, о Кули- ковской битве и о победе русских людей читайте в книге: Дегтярев А. Я., Дубов И. В. От Калки до Угры. Л.: Дет. лит., 1980.
Вы пришли в оперный театр. Скоро начнется спектакль, и в оркестровой яме — так называется помещение, рас- положенное внизу перед сценой, — уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что этот хаос звуков никогда не сольется в стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы — солисты и хор...
Для того чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижер (от французского — управлять, направлять, руководить).
Дирижер не просто следит, чтобы все инструменты звучали согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора — характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен он играть.
Дирижер нужен в опере и в симфо- ническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски — везде, где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик — хормейстер. Дирижеров военных оркестров называют капельмейстерами.
Когда-то, очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений и руководство перешло к первому скри- пачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом.
В начале 19-го в. сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, в то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов. Но постепенно от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались.
Став настоящим генералом своего музыкального «войска» — оркестра, дирижер стоит лицом к нему. Ведь он должен видеть и слышать всех музы- кантов. В правой руке у него тонкая небольшая деревянная или костяная палочка. Взмахи дирижерской палочки, дирижерский жест — главное средство, при помощи которого дирижер передает свои намерения, свой приказ оркестру. Это своеобразный язык, с помощью которого дирижеры всего мира «разговаривают» с музыкантами оркестров и своей страны, и всех континентов.
Дирижерский жест должен выразить все. В первую очередь тактирование — указание такта и его долей при помощи жестов рук, то есть непрерывное указание темпа и тактового размера — двухдольного, трехдольного и т. д.
Дирижерский жест показывает также вступление инструментов и прекращение игры. Руки дирижера указывают и силу звука различным инструментам или оркестровым группам. Одним взмахом палочки он может поднять в оркестре бурю и моментально успокоить ее.
На помощь рукам дирижера приходят его глаза и выражение лица, его поза. Одного взгляда дирижера порой достаточно, чтобы выразить страдание или радость, напряжение или покой, царящие в музыке.
Неумелый дирижер может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении. Поэтому дирижер должен быть широко образованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше — какими-то) музыкальным инструментом.
Для того чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижер (от французского — управлять, направлять, руководить).
Дирижер не просто следит, чтобы все инструменты звучали согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора — характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен он играть.
Дирижер нужен в опере и в симфо- ническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски — везде, где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик — хормейстер. Дирижеров военных оркестров называют капельмейстерами.
Когда-то, очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений и руководство перешло к первому скри- пачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом.
В начале 19-го в. сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, в то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов. Но постепенно от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались.
Став настоящим генералом своего музыкального «войска» — оркестра, дирижер стоит лицом к нему. Ведь он должен видеть и слышать всех музы- кантов. В правой руке у него тонкая небольшая деревянная или костяная палочка. Взмахи дирижерской палочки, дирижерский жест — главное средство, при помощи которого дирижер передает свои намерения, свой приказ оркестру. Это своеобразный язык, с помощью которого дирижеры всего мира «разговаривают» с музыкантами оркестров и своей страны, и всех континентов.
Дирижерский жест должен выразить все. В первую очередь тактирование — указание такта и его долей при помощи жестов рук, то есть непрерывное указание темпа и тактового размера — двухдольного, трехдольного и т. д.
Дирижерский жест показывает также вступление инструментов и прекращение игры. Руки дирижера указывают и силу звука различным инструментам или оркестровым группам. Одним взмахом палочки он может поднять в оркестре бурю и моментально успокоить ее.
На помощь рукам дирижера приходят его глаза и выражение лица, его поза. Одного взгляда дирижера порой достаточно, чтобы выразить страдание или радость, напряжение или покой, царящие в музыке.
Неумелый дирижер может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении. Поэтому дирижер должен быть широко образованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше — какими-то) музыкальным инструментом.
Во второй половине 15-го в. пере- страивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Его центром становится Соборная площадь, на которой русские мастера, руководимые итальянцем Аристотелем Фьораванти, воздвигают белокаменный златоглавый Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.
Дионисий был великим мастером фрески. Он работал в церквях Боровска, Волоколамска и других русских городов. Но самым замечательным памятником его искусства являются фрески Ферапонтова монастыря под Кирилловом (Вологодская область). Церковь Рождества Богородицы Дио- нисий расписывал вместе с сыновьями — Феодосием и Владимиром.
На стенах, на опорах и полукружиях вверху храма они размещают композиции, славящие Богородицу. На западной стене — «Страшный суд». Обычно живописцы стремились показать, что после этого суда ожидает грешников. А у Дионисия преобладают радостные сцены рая и многолюдные шествия народов в разнообразных одеяниях.
Вот фреска, изображающая Рождество Богородицы. На голубом воздушном фоне высятся светлые палаты с башенками и колоннами и перекинутыми между ними тканями для защиты от солнца. Непринужденно и естественно движутся среди них женские фигуры, полные грации, в изысканно простых, ниспадающих одеждах. Пропорции фигур сильно удлиненны, головы невелики, движения плавны и важны. Люди как бы реют в широком и свободном пространстве. Фигуры святых воинов полны достоинства, сознания чести. Так писал фрески Дионисий, поэтому считается, что здесь именно его рука.
Фрески Ферапонтова монастыря поражают воздушностью, чистотой цвета, их можно уподобить величаво- мелодичному песнопению.
Те же черты отличают и иконы Дионисия. Колорит их нежен и проз- рачен. На фоне мягкого сияния золота выступают легкие розоватые, лиловатые, зеленоватые горки и палаты. Среди них — удлиненные фигуры в темно-коричневых и светлых одеяниях. Иконы Дионисия как бы излучают свет. Таковы хранящиеся в Третьяковской галерее «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие».
Современники высоко ценили искусство Дионисия и ставили его имя рядом с именем гениального Андрея Рублёва.
Дионисий был великим мастером фрески. Он работал в церквях Боровска, Волоколамска и других русских городов. Но самым замечательным памятником его искусства являются фрески Ферапонтова монастыря под Кирилловом (Вологодская область). Церковь Рождества Богородицы Дио- нисий расписывал вместе с сыновьями — Феодосием и Владимиром.
На стенах, на опорах и полукружиях вверху храма они размещают композиции, славящие Богородицу. На западной стене — «Страшный суд». Обычно живописцы стремились показать, что после этого суда ожидает грешников. А у Дионисия преобладают радостные сцены рая и многолюдные шествия народов в разнообразных одеяниях.
Вот фреска, изображающая Рождество Богородицы. На голубом воздушном фоне высятся светлые палаты с башенками и колоннами и перекинутыми между ними тканями для защиты от солнца. Непринужденно и естественно движутся среди них женские фигуры, полные грации, в изысканно простых, ниспадающих одеждах. Пропорции фигур сильно удлиненны, головы невелики, движения плавны и важны. Люди как бы реют в широком и свободном пространстве. Фигуры святых воинов полны достоинства, сознания чести. Так писал фрески Дионисий, поэтому считается, что здесь именно его рука.
Фрески Ферапонтова монастыря поражают воздушностью, чистотой цвета, их можно уподобить величаво- мелодичному песнопению.
Те же черты отличают и иконы Дионисия. Колорит их нежен и проз- рачен. На фоне мягкого сияния золота выступают легкие розоватые, лиловатые, зеленоватые горки и палаты. Среди них — удлиненные фигуры в темно-коричневых и светлых одеяниях. Иконы Дионисия как бы излучают свет. Таковы хранящиеся в Третьяковской галерее «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие».
Современники высоко ценили искусство Дионисия и ставили его имя рядом с именем гениального Андрея Рублёва.
Маленький бродяжка, оборванный и голодный, пробирается в красивый сад, где работает старая, суровая на вид женщина.
— Ступай прочь! — строго говорит она. — Мальчишкам здесь не место! — Бабушка! Я ваш внук, бабушка...
Взволнованно и сбивчиво рассказывает он, как жил с мамой и няней, но отчим — черствый, жестокий человек — невзлюбил пасынка. А когда мать умерла, мальчика взяли из школы и заставили работать. Целыми днями он мыл бутылки и наклеивал этикетки на них. И никогда не ел досыта.
Не в силах больше выносить такую жизнь, Дэвид решил отыскать свою бабушку, которую никогда не видел. Он шел пешком неделю, шел через села и города и очень измучился...
Про бедствия мальчика рассказал в романе «Дэвид Копперфилд» английский писатель Чарлз Диккенс, сын портового чиновника.
Жизнь бедняков была ему хорошо знакома. Семья его бедствовала: то булочник, то молочник осыпали бранью его отца, который не мог вернуть долг. Чтобы помочь родным, Чарлз поступил на фабрику, потом к адвокату. Он видел, что простым людям живется везде трудно.
Стать писателем Диккенсу помогла работа в газете. Сначала появились его небольшие заметки, потом очерки о Лондоне. А когда молодому журналисту предложили сделать подписи под рисунками известного художника, у него получилась чудесная веселая книга «Посмертные записки Пиквикского клуба». Книга прославила не художника, а Диккенса.
Диккенс умел мягко и заразительно- весело шутить, умел остроумно и ядовито издеваться над теми, кого ненавидел. А ненавидел он лицемерных и чванливых аристократов, жестоких судей, тупых чиновников, невежественных учителей. Он пока- зывал, как тяжко живется в детских приютах. Всегда любовно говорил о детях и людях труда. Он плакал, когда умирали его герои, и был счастлив, если они добивались удачи. Справедливо сказал о нем А. М. Горький: «Этот человек изумительно постиг труднейшее искусство любви к людям». Слава Диккенса прокатилась по Англии, потом по всей Европе и Америке непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России произведения писателя имели большой успех с начала 40-х гг. 19-го в. В оценках русских писателей романов Диккенса ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме. Эти тенденции продолжает наше литературоведение, подчеркивая реалистическую манеру Диккенса, его разоблачительную сатиру и сочувствие народу.
Книги его — «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфилд», «Домби и сын», «Крошка Доррит», «Холодный дом» — читают во всем мире. У вас впереди много встреч с героями Диккенса, которые станут вашими друзьями на всю жизнь.
— Ступай прочь! — строго говорит она. — Мальчишкам здесь не место! — Бабушка! Я ваш внук, бабушка...
Взволнованно и сбивчиво рассказывает он, как жил с мамой и няней, но отчим — черствый, жестокий человек — невзлюбил пасынка. А когда мать умерла, мальчика взяли из школы и заставили работать. Целыми днями он мыл бутылки и наклеивал этикетки на них. И никогда не ел досыта.
Не в силах больше выносить такую жизнь, Дэвид решил отыскать свою бабушку, которую никогда не видел. Он шел пешком неделю, шел через села и города и очень измучился...
Про бедствия мальчика рассказал в романе «Дэвид Копперфилд» английский писатель Чарлз Диккенс, сын портового чиновника.
Жизнь бедняков была ему хорошо знакома. Семья его бедствовала: то булочник, то молочник осыпали бранью его отца, который не мог вернуть долг. Чтобы помочь родным, Чарлз поступил на фабрику, потом к адвокату. Он видел, что простым людям живется везде трудно.
Стать писателем Диккенсу помогла работа в газете. Сначала появились его небольшие заметки, потом очерки о Лондоне. А когда молодому журналисту предложили сделать подписи под рисунками известного художника, у него получилась чудесная веселая книга «Посмертные записки Пиквикского клуба». Книга прославила не художника, а Диккенса.
Диккенс умел мягко и заразительно- весело шутить, умел остроумно и ядовито издеваться над теми, кого ненавидел. А ненавидел он лицемерных и чванливых аристократов, жестоких судей, тупых чиновников, невежественных учителей. Он пока- зывал, как тяжко живется в детских приютах. Всегда любовно говорил о детях и людях труда. Он плакал, когда умирали его герои, и был счастлив, если они добивались удачи. Справедливо сказал о нем А. М. Горький: «Этот человек изумительно постиг труднейшее искусство любви к людям». Слава Диккенса прокатилась по Англии, потом по всей Европе и Америке непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России произведения писателя имели большой успех с начала 40-х гг. 19-го в. В оценках русских писателей романов Диккенса ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме. Эти тенденции продолжает наше литературоведение, подчеркивая реалистическую манеру Диккенса, его разоблачительную сатиру и сочувствие народу.
Книги его — «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфилд», «Домби и сын», «Крошка Доррит», «Холодный дом» — читают во всем мире. У вас впереди много встреч с героями Диккенса, которые станут вашими друзьями на всю жизнь.
Все ли русские по-русски говорят совершенно одинаково? Нет, этого сказать нельзя.
Например, в детстве и юности автор этого рассказа часто и подолгу жил в тогдашней Псковской губернии, в ее Великолуцком уезде. В городской школе его учили правильному общерусскому литературному языку. Но он прекрасно умел говорить на местном говоре, или псковском диалекте.
А чем псковский говор отличается от обычного русского? Очень многим.
Прежде всего тем, что в нем много таких слов, каких в общерусском или совсем нет, или они имеют другое значение. Слово «крюча», например, похожее на общерусское «круча», тут обозначало «заросший кустарником овраг». Слово «сова» значило не «ночная хищная птица», а просто «ястреб». А сову все псковичи звали лунем. Были слова и вовсе не известные в городах: «налья» — каменистая отмель в озере; «мяклыш» — белый мотылек.
Были различия и в произношении слов. Например, псковичи вместо зву- косочетания «дн» произносили «нн»: «бенный», «холенный», «чунный».
Про них сочинили такую поговорку- дразнилку: «Ну, да ланно, все онно— менный коушик пал на нно...» Сами ее переведите.
И в склонении-спряжении имен и глаголов были отличия. Возле Пскова говорили «у моей жене» или «я своей жаны платок купил». Это следы древнейшего псковского говора, на котором говорили в те времена, когда еще и общерусский язык не сложился.
Подобные особенности характерны для языка Рязанской, Вологодской, Орловской и других областей. Диалекты можно разделить на еще менее распространенные местные «языки» — говоры и наречия. Изучение диалектов, наречий, говоров необходимо: без него нельзя понять историю развития любого народа.
Не следует в наше время, живя в городе или деревне, держаться за древний местный диалект. Но не следует и пренебрежительно относиться к нему. В диалектах много метких слов, красочных выражений. Их часто вводят в свои произведения писатели.
Например, в детстве и юности автор этого рассказа часто и подолгу жил в тогдашней Псковской губернии, в ее Великолуцком уезде. В городской школе его учили правильному общерусскому литературному языку. Но он прекрасно умел говорить на местном говоре, или псковском диалекте.
А чем псковский говор отличается от обычного русского? Очень многим.
Прежде всего тем, что в нем много таких слов, каких в общерусском или совсем нет, или они имеют другое значение. Слово «крюча», например, похожее на общерусское «круча», тут обозначало «заросший кустарником овраг». Слово «сова» значило не «ночная хищная птица», а просто «ястреб». А сову все псковичи звали лунем. Были слова и вовсе не известные в городах: «налья» — каменистая отмель в озере; «мяклыш» — белый мотылек.
Были различия и в произношении слов. Например, псковичи вместо зву- косочетания «дн» произносили «нн»: «бенный», «холенный», «чунный».
Про них сочинили такую поговорку- дразнилку: «Ну, да ланно, все онно— менный коушик пал на нно...» Сами ее переведите.
И в склонении-спряжении имен и глаголов были отличия. Возле Пскова говорили «у моей жене» или «я своей жаны платок купил». Это следы древнейшего псковского говора, на котором говорили в те времена, когда еще и общерусский язык не сложился.
Подобные особенности характерны для языка Рязанской, Вологодской, Орловской и других областей. Диалекты можно разделить на еще менее распространенные местные «языки» — говоры и наречия. Изучение диалектов, наречий, говоров необходимо: без него нельзя понять историю развития любого народа.
Не следует в наше время, живя в городе или деревне, держаться за древний местный диалект. Но не следует и пренебрежительно относиться к нему. В диалектах много метких слов, красочных выражений. Их часто вводят в свои произведения писатели.
Газета — это печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.
Первая русская газета вышла в свет 2 января 1702 г., и называлась она «Ведо- мости».
Газет как у нас, так и в других странах выпускается много. Среди них немало детских, которые для вас постоянно сообщают много интересного. Газеты выходят ежедневно, несколько раз в неделю или еженедельно.
Газету делают сотни людей — кор- респонденты, редакторы, наборщики, печатники. И еще те, кто производит газетную бумагу, типографскую крас- ку, наборные и печатные машины. В ближайшие города и поселки цент- ральные газеты развозят на машинах, поездах, самолетах, а в дальние — изображение газеты передается по фототелеграфу. На его основе в мест- ных типографиях делают новую форму, с которой печатают дополнительный тираж.
У нас специально для детей издается много журналов — это «Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер». Любители техники читают «Юный техник» и «Моделист-конструктор». Для тех, кто любит природу, незаменим журнал «Юный натуралист». Дети 30-х гг. с удовольствием читали веселые журналы «Еж» и «Чиж». В последние годы появилось очень много новых журналов: «Миша», «Семь гномов», «Клепа», «Мозаика», «ИКС-Пилот», «Остров сокровищ» и др.
Издания для ребят выходили и раньше. Еще в 18-м в. известный просветитель Н. И. Новиков выпустил первый детский журнал. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». В 19-м в. выходили такие журналы, как «Новая библиотека для воспитания», «Подснежник», «Родник», «Рассвет», «Детское чтение» (с 1906 г. — «Юная Россия»). В этих журналах печатались лучшие произведения русской и мировой литературы.
Интересны зарубежные журналы для детей: в Польше — «Пломек» и «Пломечек» («Огонек» и «Огонечек»), в Болгарии — «Другарче» («Дружок»), в Венгрии — «Пайтап» («Друг»). В Японии издаются для детей различные журналы. Английские дети с увлечением читают свой «Джами» (в переводе — «Попрыгунчик»), а французские — «Пиф». Много интересных, хорошо иллюстрированных детских журналов издается в США. За рубежом большими тиражами выпускаются комиксы — серии смешных картинок с постоянными юмористическими героями.
Вы, ребята, в своих школах выпускаете газету. В ней рассказываете о своей жизни в школе и после нее. Но чтобы она стала еще интереснее, надо писать только правду, зорче вглядываться в окружающую жизнь и действовать так, чтобы изменить ее к лучшему.
С помощью родителей вы можете выбрать интересные вам издания, подписаться на них, и вам будут при- носить их домой. Не забывайте и о школьной или районной библиотеке, где вы всегда сможете почитать свежие журналы и газеты.
Первая русская газета вышла в свет 2 января 1702 г., и называлась она «Ведо- мости».
Газет как у нас, так и в других странах выпускается много. Среди них немало детских, которые для вас постоянно сообщают много интересного. Газеты выходят ежедневно, несколько раз в неделю или еженедельно.
Газету делают сотни людей — кор- респонденты, редакторы, наборщики, печатники. И еще те, кто производит газетную бумагу, типографскую крас- ку, наборные и печатные машины. В ближайшие города и поселки цент- ральные газеты развозят на машинах, поездах, самолетах, а в дальние — изображение газеты передается по фототелеграфу. На его основе в мест- ных типографиях делают новую форму, с которой печатают дополнительный тираж.
У нас специально для детей издается много журналов — это «Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер». Любители техники читают «Юный техник» и «Моделист-конструктор». Для тех, кто любит природу, незаменим журнал «Юный натуралист». Дети 30-х гг. с удовольствием читали веселые журналы «Еж» и «Чиж». В последние годы появилось очень много новых журналов: «Миша», «Семь гномов», «Клепа», «Мозаика», «ИКС-Пилот», «Остров сокровищ» и др.
Издания для ребят выходили и раньше. Еще в 18-м в. известный просветитель Н. И. Новиков выпустил первый детский журнал. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». В 19-м в. выходили такие журналы, как «Новая библиотека для воспитания», «Подснежник», «Родник», «Рассвет», «Детское чтение» (с 1906 г. — «Юная Россия»). В этих журналах печатались лучшие произведения русской и мировой литературы.
Интересны зарубежные журналы для детей: в Польше — «Пломек» и «Пломечек» («Огонек» и «Огонечек»), в Болгарии — «Другарче» («Дружок»), в Венгрии — «Пайтап» («Друг»). В Японии издаются для детей различные журналы. Английские дети с увлечением читают свой «Джами» (в переводе — «Попрыгунчик»), а французские — «Пиф». Много интересных, хорошо иллюстрированных детских журналов издается в США. За рубежом большими тиражами выпускаются комиксы — серии смешных картинок с постоянными юмористическими героями.
Вы, ребята, в своих школах выпускаете газету. В ней рассказываете о своей жизни в школе и после нее. Но чтобы она стала еще интереснее, надо писать только правду, зорче вглядываться в окружающую жизнь и действовать так, чтобы изменить ее к лучшему.
С помощью родителей вы можете выбрать интересные вам издания, подписаться на них, и вам будут при- носить их домой. Не забывайте и о школьной или районной библиотеке, где вы всегда сможете почитать свежие журналы и газеты.
«Детекцио» в переводе с латинского значит «раскрытие». От него появилось английское «детектив», и этим словом стали обозначать агента сыскной полиции, или, проще говоря, сыщика. По-русски человека, раскрывающего преступления, называют следователем: он как бы идет по следам преступника. Но пришедшее с литературными героями американца Эдгара По, англичан Честертона и Конан Доила слово «детектив» тоже прижилось у нас.
О трудной работе детектива, о силе его ума и смелости подвигов пишутся бесчисленные книги, снимаются фильмы, ставятся спектакли и телеви- зионные передачи. Среди самых известных книг о сыщиках — «При- ключения Шерлока Холмов» А. Конан Доила, произведения Агаты Кристи, Аркадия Адамова, братьев Вайнеров и др. Все эти произведения называются детективными. А часто вместо «детективная история», «детективный фильм» говорят просто: «детектив». Так появилось второе значение этого слова.
Многие ребята очень любят увлека- тельные детективы, а некоторые даже ничего другого ни читать, ни смотреть не желают. Они мечтают сами стать сыщиками, когда вырастут.
Но для этого нужно с детства развивать в себе ум и наблюдательность, овладевать обширными знаниями. Нужно укреплять и закаливать свое тело, вырабатывать смелость и силу воли, другие качества работников этой профессии. Так что и те из вас, кому не суждено стать сыщиками, не потратят времени зря, развивая в себе эти прекрасные качества.
И ещё одна черта отличает настоящего детектива. Эта важнейшая черта — уважение к закону. Важно не только догадаться, кто совершил преступление. Ведь даже самая остроумная догадка может иногда оказаться неверной. К тому же преступник может нарочно подбросить ложную улику, чтобы направить следствие по ошибочному пути. А ошибка в работе детектива спасает от наказания настоящего преступника и может поставить под удар честного человека.
Поэтому необходимо собрать веще- ственные доказательства, неоспоримо изобличающие преступника.
Когда-то сыщик всё делал сам: и доказательства собирал, и свидетелей допрашивал, и догадки строил, и пре- ступника задерживал. Но преступления становятся всё более сложными и изощрёнными, совершаются нередко целыми организациями преступников, и раскрывать их в одиночку часто уже невозможно.
Поэтому современные детективы, особенно в городах, обычно работают бригадами. В бригаду входят следова- тель, шофёр, фотограф и, в зависимости от характера преступления, меди- цинский эксперт, оперативные работ- ники и другие специалисты. К услугам детективов имеется картотека пре- ступников и специальная лаборатория, выполняющая сложные анализы, экспертизу оружия и другие работы.
О трудной работе детектива, о силе его ума и смелости подвигов пишутся бесчисленные книги, снимаются фильмы, ставятся спектакли и телеви- зионные передачи. Среди самых известных книг о сыщиках — «При- ключения Шерлока Холмов» А. Конан Доила, произведения Агаты Кристи, Аркадия Адамова, братьев Вайнеров и др. Все эти произведения называются детективными. А часто вместо «детективная история», «детективный фильм» говорят просто: «детектив». Так появилось второе значение этого слова.
Многие ребята очень любят увлека- тельные детективы, а некоторые даже ничего другого ни читать, ни смотреть не желают. Они мечтают сами стать сыщиками, когда вырастут.
Но для этого нужно с детства развивать в себе ум и наблюдательность, овладевать обширными знаниями. Нужно укреплять и закаливать свое тело, вырабатывать смелость и силу воли, другие качества работников этой профессии. Так что и те из вас, кому не суждено стать сыщиками, не потратят времени зря, развивая в себе эти прекрасные качества.
И ещё одна черта отличает настоящего детектива. Эта важнейшая черта — уважение к закону. Важно не только догадаться, кто совершил преступление. Ведь даже самая остроумная догадка может иногда оказаться неверной. К тому же преступник может нарочно подбросить ложную улику, чтобы направить следствие по ошибочному пути. А ошибка в работе детектива спасает от наказания настоящего преступника и может поставить под удар честного человека.
Поэтому необходимо собрать веще- ственные доказательства, неоспоримо изобличающие преступника.
Когда-то сыщик всё делал сам: и доказательства собирал, и свидетелей допрашивал, и догадки строил, и пре- ступника задерживал. Но преступления становятся всё более сложными и изощрёнными, совершаются нередко целыми организациями преступников, и раскрывать их в одиночку часто уже невозможно.
Поэтому современные детективы, особенно в городах, обычно работают бригадами. В бригаду входят следова- тель, шофёр, фотограф и, в зависимости от характера преступления, меди- цинский эксперт, оперативные работ- ники и другие специалисты. К услугам детективов имеется картотека пре- ступников и специальная лаборатория, выполняющая сложные анализы, экспертизу оружия и другие работы.
Начнем с того, что перелетим в «машине времени» на тысячелетие назад. Мы в древнем Белгороде. На «счетчике дат» 997-й год, тот самый, под которым в русской летописи упомянуто первое вече. Слова «вече» и «совет» похожи не случайно: граждане города собирались на вече, когда надо было посоветоваться, решить общие дела. О новгородском вече вы уже знаете из статьи «Господин Великий Новгород».
Итак, отзвучал звон вечевого колокола. На городской площади собираются люди. Сходятся «и бояре, и житье люде, и купце, и черные люде» (так по- древнерусски писал летописец). Все в сборе — и богатые, и бедные (но не смерды, что были на положении рабов; их за людей не считали). Один за другим выступают горожане, и каждый стремится всех убедить в своей правоте. А решает вече самые важные вопросы: быть войне или заключать мир, какого князя пригласить на правление, кого избрать посадником (городским управителем)... Как народ скажет — так и будет.
А что значит — как народ скажет? Кто кого перекричит? Или кто за какое предложение поднимет руку? Все ведь говорят разное. Даже в маленькой группе трудно бывает договориться. Здесь же целый город шумит, бурлит. Иногда и до драки дело доходит, ведь каждый стоит за «свою правду». Но сколько этих «правд» у тысячи собравшихся на вече? Тысяча? Вовсе нет! Если надо решить, например, быть или не быть войне, то точек зрения не тысяча, а всего две. Так не проще ли не ждать, кто кого перекричит, а избрать своих представителей и тем, кто стоит за одно решение, и тем, кто за другое? Вот эти-то представители и будут спо- рить, договариваться.
Люди давно поняли: вместо того чтобы самим кричать на площади, лучше отдать свои голоса (вы, конечно, слышали это выражение в дни нынешних выборов) избранным посланникам. Посланники получают голоса избирателей и обещают добиться, чтобы их интересы были защищены, а мнение учтено при решении государственных вопросов. В Древнем Риме таких посланников называли депутатами («посланными»).
Прошли века, латинское слово пришло в Россию. Самый старый из российских словарей, в котором есть слово «депутат», — словарь 1771 г. А традиция избрания депутатов намного древнее...
Снова возвращаемся в наши дни. Как раз время информационной программы по телевидению. И ведущий начинает обзор новостей с сообщения из Государственной думы. Знакомое слово «депутат» звучит всякий раз, как показывают кого-то выступающего на трибуне. Всё так! Мы благодаря телекамере оказываемся каждый вечер на заседании депутатов, которые решают от нашего имени государственные вопросы, принимают законы. В этот зал они собрались потому, что однажды (такой день бывает раз в четыре года) все взрослые имели возможность прийти на избирательные участки и отдать свои голоса тем, кому они доверяют. Таких голосов миллионы. Они оставлены ручкой на бюллетене — листке, где указано несколько фамилий, а надо отметить только «своего» кандидата. Те, за кого подано больше голосов, становятся депутатами.
Каждый может стать депутатом, кроме тех, у кого нет избирательных прав и кому меньше 21 года. Кандидат в депутаты представляет до выборов свою программу, то есть говорит избирателям: «Если вы выберете именно меня, то я, во-первых, сделаю то-то, а во-вторых, сделаю то-то...» Так пункт за пунктом он дает свои предвыборные обещания. Но мы-то с вами знаем, что обещать много проще, чем выполнять. Поэтому так трудно избирателям решить, чьим обещаниям поверить. Непросто и депутату: чтобы принимать законы, добиваться справедливости, нужно многое знать, уметь и к тому же иметь большое мужество, решительность, ум, обладать талантом политика.
У депутатов особые права, они записаны в Конституции и законах нашего государства. Депутата нельзя задержать, арестовать или наказать за то, что он выполняет свои депутатские обязанности. Ему многое позволено, ведь он представляет не одного себя, а тысячи людей, доверяющих ему и его программе. Не может быть достойным тот депутат, который не знает, что такое честь и долг. Таких избиратели вправе отозвать, то есть как бы отобрать у них свои голоса.
Депутаты избираются во всех странах, где есть демократия. А в последние годы депутатов стали избирать и для представительства интересов различных стран в международных делах. Многие европейские государства имеют депутатские места в «Европарламенте». В этом собрании депутатов из разных стран обсуждаются вопросы, общие для Европы.
Итак, отзвучал звон вечевого колокола. На городской площади собираются люди. Сходятся «и бояре, и житье люде, и купце, и черные люде» (так по- древнерусски писал летописец). Все в сборе — и богатые, и бедные (но не смерды, что были на положении рабов; их за людей не считали). Один за другим выступают горожане, и каждый стремится всех убедить в своей правоте. А решает вече самые важные вопросы: быть войне или заключать мир, какого князя пригласить на правление, кого избрать посадником (городским управителем)... Как народ скажет — так и будет.
А что значит — как народ скажет? Кто кого перекричит? Или кто за какое предложение поднимет руку? Все ведь говорят разное. Даже в маленькой группе трудно бывает договориться. Здесь же целый город шумит, бурлит. Иногда и до драки дело доходит, ведь каждый стоит за «свою правду». Но сколько этих «правд» у тысячи собравшихся на вече? Тысяча? Вовсе нет! Если надо решить, например, быть или не быть войне, то точек зрения не тысяча, а всего две. Так не проще ли не ждать, кто кого перекричит, а избрать своих представителей и тем, кто стоит за одно решение, и тем, кто за другое? Вот эти-то представители и будут спо- рить, договариваться.
Люди давно поняли: вместо того чтобы самим кричать на площади, лучше отдать свои голоса (вы, конечно, слышали это выражение в дни нынешних выборов) избранным посланникам. Посланники получают голоса избирателей и обещают добиться, чтобы их интересы были защищены, а мнение учтено при решении государственных вопросов. В Древнем Риме таких посланников называли депутатами («посланными»).
Прошли века, латинское слово пришло в Россию. Самый старый из российских словарей, в котором есть слово «депутат», — словарь 1771 г. А традиция избрания депутатов намного древнее...
Снова возвращаемся в наши дни. Как раз время информационной программы по телевидению. И ведущий начинает обзор новостей с сообщения из Государственной думы. Знакомое слово «депутат» звучит всякий раз, как показывают кого-то выступающего на трибуне. Всё так! Мы благодаря телекамере оказываемся каждый вечер на заседании депутатов, которые решают от нашего имени государственные вопросы, принимают законы. В этот зал они собрались потому, что однажды (такой день бывает раз в четыре года) все взрослые имели возможность прийти на избирательные участки и отдать свои голоса тем, кому они доверяют. Таких голосов миллионы. Они оставлены ручкой на бюллетене — листке, где указано несколько фамилий, а надо отметить только «своего» кандидата. Те, за кого подано больше голосов, становятся депутатами.
Каждый может стать депутатом, кроме тех, у кого нет избирательных прав и кому меньше 21 года. Кандидат в депутаты представляет до выборов свою программу, то есть говорит избирателям: «Если вы выберете именно меня, то я, во-первых, сделаю то-то, а во-вторых, сделаю то-то...» Так пункт за пунктом он дает свои предвыборные обещания. Но мы-то с вами знаем, что обещать много проще, чем выполнять. Поэтому так трудно избирателям решить, чьим обещаниям поверить. Непросто и депутату: чтобы принимать законы, добиваться справедливости, нужно многое знать, уметь и к тому же иметь большое мужество, решительность, ум, обладать талантом политика.
У депутатов особые права, они записаны в Конституции и законах нашего государства. Депутата нельзя задержать, арестовать или наказать за то, что он выполняет свои депутатские обязанности. Ему многое позволено, ведь он представляет не одного себя, а тысячи людей, доверяющих ему и его программе. Не может быть достойным тот депутат, который не знает, что такое честь и долг. Таких избиратели вправе отозвать, то есть как бы отобрать у них свои голоса.
Депутаты избираются во всех странах, где есть демократия. А в последние годы депутатов стали избирать и для представительства интересов различных стран в международных делах. Многие европейские государства имеют депутатские места в «Европарламенте». В этом собрании депутатов из разных стран обсуждаются вопросы, общие для Европы.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы — наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы — зерно, растительное масло, вино. Скотоводы — быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители — своих пленников.
Но обмениваться очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт, или же какие трудности, а порой и опасности нужно преодолеть, чтобы их добыть. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда — лодку или пару быков. Да еще найди охотника на такой обмен! Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся. Меха портит моль. Ткань протирается ...
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части — ведь не все покупают быка или корабль. Обычно человек покупает кусок мяса, каравай хлеба, башмаки, рубашку...
Но тут новое требование — чтобы при самом мелком делении общая ценность денег не уменьшалась. Ведь если, например, разделить на мелкие кусочки шкурку соболя или черно-бурой лисы, чему будет равняться стоимость всех кусочков? Нулю! Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали всем этим тре- бованиям, были раковины каури, добывавшиеся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого — за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.
Слово «рубль» произошло от глагола «рубить». В 14-м в. рубль представлял собой рубленый кусок серебра без всякой надписи. Изготовление рублей входило в обязанности целовальников — должностных лиц, выполнявших финансовые обязанности, в том числе и рубку гривен (серебряных слитков) на более удобную монету.
У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. И потому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги — все, во что вложен труд человека. Потому и говорят, что деньги — это такой особенный товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменено.
Но обмениваться очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт, или же какие трудности, а порой и опасности нужно преодолеть, чтобы их добыть. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда — лодку или пару быков. Да еще найди охотника на такой обмен! Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся. Меха портит моль. Ткань протирается ...
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части — ведь не все покупают быка или корабль. Обычно человек покупает кусок мяса, каравай хлеба, башмаки, рубашку...
Но тут новое требование — чтобы при самом мелком делении общая ценность денег не уменьшалась. Ведь если, например, разделить на мелкие кусочки шкурку соболя или черно-бурой лисы, чему будет равняться стоимость всех кусочков? Нулю! Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали всем этим тре- бованиям, были раковины каури, добывавшиеся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого — за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.
Слово «рубль» произошло от глагола «рубить». В 14-м в. рубль представлял собой рубленый кусок серебра без всякой надписи. Изготовление рублей входило в обязанности целовальников — должностных лиц, выполнявших финансовые обязанности, в том числе и рубку гривен (серебряных слитков) на более удобную монету.
У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. И потому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги — все, во что вложен труд человека. Потому и говорят, что деньги — это такой особенный товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменено.