Каждая стадия развития ставит перед человеком новые типы задач, которые соотносятся с возрастом. Попробуем соотнести возраст с типом задач. Выделяют три группы задач, которые приходится решать человеку:
1) естественно-культурные – достижение на каждом возрастном уровне физического и сексуального развития (при этом решение задач связано с различными темпами полового созревания, эталонами мужественности и женственности в различных этносах и регионах);
2) социально-культурные – познавательные, ценностные, смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенные периоды его развития. Эти задачи определяются обществом в целом, регионами и ближайшим окружением человека. Они ставятся на каждом возрастном этапе в сфере познания социальной действительности и в сфере участия в жизни общества. Эти задачи имеют как бы два слоя: с одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества; с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики нравов, стереотипов;
3) социально-психологические – это становление самосознания личности, ее самоопределение в сегодняшней жизни и на перспективу, само-актуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.
Самоопределение личности предполагает нахождение определенных позиций в различных сферах активной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Самоутверждение предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. Самоутверждение может иметь разнообразные формы, которые могут быть как социально приемлемыми, так и социально опасными.
Решение задач, о которых мы говорим, является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-то из этих групп задач или отдельные задачи остаются не решенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.
Возможен и такой случай, когда какая-либо задача, оставаясь не решенной в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный промежуток времени «всплывает», что приводит к немотивированным поступкам.
Вот эта необходимость решения определенных задач побуждает человека ставить определенные цели, достижение которых ведет к решению задач. Важно при этом, чтобы задачи были осознаны адекватно.
1) естественно-культурные – достижение на каждом возрастном уровне физического и сексуального развития (при этом решение задач связано с различными темпами полового созревания, эталонами мужественности и женственности в различных этносах и регионах);
2) социально-культурные – познавательные, ценностные, смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенные периоды его развития. Эти задачи определяются обществом в целом, регионами и ближайшим окружением человека. Они ставятся на каждом возрастном этапе в сфере познания социальной действительности и в сфере участия в жизни общества. Эти задачи имеют как бы два слоя: с одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества; с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики нравов, стереотипов;
3) социально-психологические – это становление самосознания личности, ее самоопределение в сегодняшней жизни и на перспективу, само-актуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.
Самоопределение личности предполагает нахождение определенных позиций в различных сферах активной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Самоутверждение предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. Самоутверждение может иметь разнообразные формы, которые могут быть как социально приемлемыми, так и социально опасными.
Решение задач, о которых мы говорим, является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-то из этих групп задач или отдельные задачи остаются не решенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.
Возможен и такой случай, когда какая-либо задача, оставаясь не решенной в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный промежуток времени «всплывает», что приводит к немотивированным поступкам.
Вот эта необходимость решения определенных задач побуждает человека ставить определенные цели, достижение которых ведет к решению задач. Важно при этом, чтобы задачи были осознаны адекватно.
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он принадлежит.
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.
Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.
Социальную деятельность, точнее социализацию, делят на три стадии:
1) дотрудовую;
2) трудовую;
3) послетрудовую.
Это деление условное, ибо в одну и ту же стадию попадают люди, социализация которых существенно различается.
Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной:
1) младенчество (до 1 года);
2) младший дошкольник (1–3 года);
3) дошкольник (3–6 лет);
4) младший школьник (6-10 лет);
5) подросток (11–14 лет);
6) ранний юноша (15–17 лет);
7) юноша (18–23 года);
8) молодость (23–33 года);
9) зрелость (34–50 лет);
10) пожилой (50–65 лет);
11) старческий (65–80 лет);
12) долгожитель (старше 80 лет).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и др.
Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Усвоение норм и ценностей происходит не пассивно, оно идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Развитие человека происходит в результате решения им целого ряда задач. Их можно определить следующим образом: познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие.
Определяя интерес как активное, избирательное отношение личности к определенному объекту действительности, мы рассматриваем его как сложное личностное образование, присущее человеку.
Обоснование интереса как ведущего мотива деятельности в микросоциуме для психолога очень важно.
Принципиальными и универсальными для различных сфер социальной работы являются следующие положения такого подхода:
1) понятие «интерес» отражает субъективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека;
2) истоки интереса лежат в общественной жизни;
3) в интересе выражены единство объективного и субъективного, т. е. с одной стороны, интерес указывает на значимый и ценный для личности предмет объективного мира, а с другой стороны, интерес, предпочтение одних предметов другим, раскрывают направленность самой личности.
Интерес как ведущий мотив социальной деятельности и поведения человека в его микросреде имеет личностный смысл.
Самостоятельный выбор видов социальной деятельности является для человека любого возраста стимулом для поиска новых интересов, подчеркивает личностное своеобразие каждого, раскрывающееся во всем содержании деятельности, а не в ограниченной, узкой, исполнительской сферах.
Это явление можно охарактеризовать как известный в психологии феномен близости интереса к рефлексу цели. И. П. Павлов считал рефлекс цели «основной формой жизненной энергии каждого из нас». На важность самостоятельного поиска цели обращал внимание А. Н. Леонтьев, который считал, что для возбуждения интереса к деятельности нужно создать мотив, а затем открыть возможности самостоятельного хождения цели в том или ином предмете, содержании. Именно таковым является механизм проявления и закрепления интересов в социальной деятельности человека, когда ему создана свободная, неформальная обстановка.
Своеобразие социальной деятельности заключается в том, что результаты составляющих ее действий нередко более значительны, чем воззвавший их к жизни мотив.
Именно так складывался, например, интерес в подростковом клубе, куда приводил подростков первоначальный мотив – элементарный интерес к мужественным видам спорта, желание научиться чему-то конкретному. В течение 1–1,5 лет интерес перерос в широкую гамму мотивов, теперь уже связанных с осо-знанием значимости своей деятельности.
Таким образом, интерес как основной мотив включения детей и взрослых в социальную деятельность может превращаться в широкие социальные мотивы.
Первичным в развитии человека (и человечества) является не сознание людей, а их бытие. Именно конструктивные изменения в социальной среде, создание таких условий жизни в социуме, которые помогают развиваться всем задаткам человека, являются объективной предпосылкой развития личности.
Процесс формирования личности обусловлен как генетической (внутренней) программой человека, так и социальной (внешней), которые органически связаны. Социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии.
В изучении механизмов воздействия микросреды на личность психологи отводят важную роль так называемой социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), которую Л. И. Божович определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий.
Таким образом, развиваясь в конкретной социальной ситуации, личность не развивается по частям.
Среди факторов, влияющих на поведение и деятельность человека в обществе, особый интерес представляет проблема мотивации. Мотив рассматривается в единстве с целью исходя из принципа изучения мотивации человека как принципа связи сознания и деятельности.
В соединении активной стороны сознания (цели) с мотивом заключается целеполагание. «Цели как обряды будущего результата деятельности сами по себе у человека не возникают. Они (обряды) становятся целью только тогда, когда приобретают личностный смысл, т. е. когда связываются с мотивом. Точно так же и мотив приобретает свои побудительные функции лишь в системе отношений с целью» (А. Н. Леонтьев). Мотивы выполняют две основные функции:
1) побуждающую и направляющую;
2) придающую деятельности субъективный личностный смысл.
Первый аспект мотивов связан с рассмотрением их как «направляющего механизма», второй – как «аккумуляторов» личностного опыта. Мотив как «аккумулятор» личностного опыта, придавая деятельности личностный смысл, исполняет роль внутреннего регулятора будущих действий, усиливая их или сдерживая.
В психологии классификация мотивов достаточно широка.
Их подразделяют на:
1) мотивы, вызываемые общественно значимыми целями, обстоятельствами и процессами, специфическими для данной деятельности, в том числе интересами, обстоятельствами, постоянными для нее (стремление к общению, самоуважению, к первенству, к соревнованию и т. п.);
2) мотивы самовоспитания, деятельностные, коммуникативные, престижные, развлекательные, мотивы занятости подражания;
3) мотивы индивидуальные, групповые, общественные.
Поскольку сенситивные периоды и социальные переходы сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов. Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические и социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно сказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения.
Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста, – собственная возрастная специфика, право на автономию от старших. Но и социальное, и личностное самоопределение предполагают не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение своего места в мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности. Но пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя назвать прочным и окончательным. Период от 18 до 23–25 лет можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости, когда человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей.
Одна из главных тенденций переходного периода – переориентация общения с родителями, учителями и сверстниками. Общение со сверстниками – очень специфический канал информации; по нему юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам не могут сообщить взрослые. Это специфический вид межличностных отношений. Здесь вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных началах и статус надо заслужить, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает ему чрезвычайно важное чувство эмоциональной устойчивости.
Юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет, т. е. от 11 до 16. Десять лет – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм. В 12 лет такая «турбулентность» проходит, отношение к миру становится более позитивным. Ведущее свойство тринадцатилетнего – обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям; становится более избирателен в дружбе. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией: подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к людям; он очарован словом «личность», любит сравнивать себя с другими людьми. Сущность 15-летнего, по мнению психологов, трудно выразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные различия. Новообразования этого возраста – рост духа независимости, который делает отношения в семье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания.
В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.
Понятие юности тесно связано с понятием переходного периода, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:
1) препубертатный, подготовительный период;
2) пубертатный период, когда осуществляется процесс полового созревания;
3) постпубертатный период, когда организм достигает полной половой зрелости.
Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, препубертатный период соответствует младшему подростковому возрасту, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому. Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны как у мужчин, так и у женщин. Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. В биологии и психофизиологии критическими или сензитивными называются такие фазы развития, когда организм отличается повышенной чувствительностью к каким-то вполне определенным внешним и/или внутренним факторам.
Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т. е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).
Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее, предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей. В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак). Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психогических ожиданий и санкций.
С одной стороны, в обществе постоянно происходит перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы, прежде всего – общественным разделением труда. С другой стороны, налицо встречный процесс социализации, сущность которого заключается в усвоении индивидом на каждом этапе его жизненного пути. В этом смысле подготовка к выходу на пенсию – такой же необходимый элемент опережающей социализации пожилых людей, как профессиональная ориентация – опережающей социализации подростков и юношей.
Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимости сроков обучения. Отсюда – удлинение периода «ролевого моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли. Слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:
1) генерацию, звено в цепи от общего предка (поколение «отцов и детей» в отличие от поколения «детей»;
2) возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время и образующих определенный слой населения;
3) условный отрезок времени, в течение которого живет и действует данное поколение;
4) современников – людей, сформировавшихся в определенных общественно-исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.
Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе развития он не реализует этих возможностей. Может случиться, что удовлетворение притязаний потребует напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному развитию способностей. Наконец может оказаться, что притязания в какой-то области или общие притязания личности на определенное положение в обществе или коллективе превышают его возможности. В этом случае, как правило, собственный опыт, оценка со стороны других людей перестраивают самооценку и притязания и приводят их в соответствие с возможностями ребенка.
Однако может возникнуть такое положение, когда притязания и самооценка не снижаются, несмотря на опыт неудач, и в то же время ребенок не может добиться успеха, поднять свои возможности до уровня своих притязаний. Возникает разрыв между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Эти случаи сопровождаются тяжелым эмоциональным состоянием, чувством постоянной неудовлетворенности.
Одним из способов сохранения определенного отношения к себе, сохранения высокой самооценки является как бы непроницаемость для опыта. В этом случае ради сохранения привычного, удовлетворяющего отношения к себе ребенок игнорирует свой неуспех, у него возникает неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что может выбить его из привычной позиции. Неадекватность отношения к действительности становится определяющим признаком такого состояния. И именно она в свою очередь не позволяет подростку преодолеть свой неуспех. Казалось бы, по логике вещей самый радикальный способ выхода из этого состояния – это поднять свои достижения до уровня притязаний. Однако именно этого не происходит даже в тех случаях, когда подросток мог бы без особого труда преодолеть свое неумение работать. Но он идет по линии игнорирования неуспеха.
Весь этот комплекс переживаний дает ребенку внутреннее основание проявлять агрессивность по отношению к тем людям и обстоятельствам, которые обнаруживают перед ним самим и перед другими людьми его несостоятельность. Такую ситуацию и такое состояние называют аффектом неадекватности, которое характерно для подростков и оказывает сильное влияние на формирование их личности, в частности влияет и на формирование самооценки, и на направленность личности и в конце концов может привести к деградации личности.
Однако может возникнуть такое положение, когда притязания и самооценка не снижаются, несмотря на опыт неудач, и в то же время ребенок не может добиться успеха, поднять свои возможности до уровня своих притязаний. Возникает разрыв между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Эти случаи сопровождаются тяжелым эмоциональным состоянием, чувством постоянной неудовлетворенности.
Одним из способов сохранения определенного отношения к себе, сохранения высокой самооценки является как бы непроницаемость для опыта. В этом случае ради сохранения привычного, удовлетворяющего отношения к себе ребенок игнорирует свой неуспех, у него возникает неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что может выбить его из привычной позиции. Неадекватность отношения к действительности становится определяющим признаком такого состояния. И именно она в свою очередь не позволяет подростку преодолеть свой неуспех. Казалось бы, по логике вещей самый радикальный способ выхода из этого состояния – это поднять свои достижения до уровня притязаний. Однако именно этого не происходит даже в тех случаях, когда подросток мог бы без особого труда преодолеть свое неумение работать. Но он идет по линии игнорирования неуспеха.
Весь этот комплекс переживаний дает ребенку внутреннее основание проявлять агрессивность по отношению к тем людям и обстоятельствам, которые обнаруживают перед ним самим и перед другими людьми его несостоятельность. Такую ситуацию и такое состояние называют аффектом неадекватности, которое характерно для подростков и оказывает сильное влияние на формирование их личности, в частности влияет и на формирование самооценки, и на направленность личности и в конце концов может привести к деградации личности.
Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.
В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформу, а усвоение того, что считается популярным без осмысления, делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность. Манера держаться, внешний вид – своего рода визитная карточка человека, показатель его культуры и важное условие внутреннего комфорта. Склонность к подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют эту склонность подростки. Они подражают не только внешним образцам, но и их внутреннему содержанию. У мальчиков, например, популярным является эталон «настоящего» мужчины. Этот эталон включает, с одной стороны, силу, волю, мужество, выносливость, а с другой – верность дружбе и товарищам. В этом наборе самым значимым качеством является сила. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток не только демонстрирует ее (спорт, борьба, драка и т. п.), но нередко преувеличивает степень своей причастности к проявлению качеств мужественности. Отсюда – известная хвастливость подростка.
Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний.
Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов (регуляции своих реакций, поступков, планирования занятий и т. п.). Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия неорганизованности, умения и желания систематически работать. Научить этому – значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.
Формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как сложатся в процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и его реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.
В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, сопровождающаяся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно сильные эмоциональные переживания могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, а это в свою очередь приводит к общей неуравновешенности подростка, его раздражительности. Непропорциональность развития костей и мышц приводит к неуклюжести и угловатости.
Все происходящие изменения осознаются подростками и глубоко переживаются. Такие переживания могут обостряться возникновением интереса к противоположному полу.
В V–VI классах девочки заметно обгоняют в развитии мальчиков, которые могут проявлять себя только по-детски.
В VII–VIII классах исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется очень эмоционально. Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: создаются условия для мобилизации возможностей личности в связи с желанием стать лучше, внимательнее, заботливее. Общение выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни. При этом проявляются тенденции к общению и желанию быть принятым, уважаемым. Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.
По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.
Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.
Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания. Совершается переход от детства к взрослости, происходит серьезная перестройка психики, изменение условий жизни и деятельности. Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.
С переходом к обучению в средние классы изменяется содержание обучения. А это требует от подростков более высокого уровня психической деятельности. Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в противоречие с новыми потребностями и задачами.
Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой развития его психики, его личности.
Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека.
Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.
Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка «скачок в росте» и половое созревание, ведущее к появлению новых ощущений, чувств, переживаний. Акселерация физического развития сдвигает эти процессы у девочек с 11–12 лет на 9-10 лет, у мальчиков с 13–15 лет на 12–13 лет. Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но даже в пределах одного пола.
С переходом к обучению в средние классы изменяется содержание обучения. А это требует от подростков более высокого уровня психической деятельности. Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в противоречие с новыми потребностями и задачами.
Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой развития его психики, его личности.
Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека.
Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.
Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка «скачок в росте» и половое созревание, ведущее к появлению новых ощущений, чувств, переживаний. Акселерация физического развития сдвигает эти процессы у девочек с 11–12 лет на 9-10 лет, у мальчиков с 13–15 лет на 12–13 лет. Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но даже в пределах одного пола.
Если ребенок, в особенности младший школьник, сталкивается с неуспехом, у него легко формируется неадекватная, заниженная самооценка. Ребенок с такой самооценкой боится неуспеха, тех переживаний, которые с ним связаны.
Самооценка формируется под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности. По мере того как самооценка складывается, она начинает активно влиять на поведение ребенка.
Потребность в определенной, удовлетворяющей человека самооценке составляет основу его уровня притязаний. После того как уровень притязаний ребенка сложился, каждую оценку взрослых он сопоставляет со своей собственной самооценкой. Таким образом, сложившаяся самооценка и уровень притязаний начинают опосредствовать отношение ребенка к другим людям.
Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как сложатся отношения между его самооценкой и притязаниями, с одной стороны, и его реальными достижениями – с другой. Требования к себе, притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных достижений ребенка, и тогда в процессе развития он не реализует своих возможностей. Может случиться и так, что притязания потребуют напряжения всех сил и это приведет к интенсивному развитию всех способностей ребенка.
Ученики, с одной стороны, остро переживают неуспех, а с другой – игнорируют его, выбирая более трудные задачи. Реакция младших школьников на неуспех имеет агрессивный характер. Они ни в коем случае не признаются в своей слабости, в том, на что они претендуют.
Потребность сохранить высокую самооценку заставляет такого ученика остро реагировать на все и всех, кто каким-то образом обнаруживает перед ним его несостоятельность.
Такое состояние называют аффектом неадекватности. Это неприятное, тяжелое эмоциональное состояние является результатом повышенных притязаний, которые не совпадают с возможностями, т. е. результатом того, что устойчивая самооценка оказывается выше, чем реальные достижения, чем оценка, которую ребенок получает от других.
Аффект неадекватности выполняет определенную защитную функцию. Он ограждает ребенка от травмирующих его воздействий. Таким образом, аффект неадекватности помогает сохранить самооценку, то отношение к себе, которое обеспечивает самоуважение.
Аффективные состояния встречаются часто у младших школьников. Однако в этом возрасте такие состояния еще неустойчивы и быстро проходят. Особенно остро рассматриваемая проблема стоит в отношении подростков.