Этимологически этот термин восходит (через прямой перевод латинского ritus — обряд, обычай) к идее порядка, точнее — более или менее сознательной упорядоченности, то есть заданности и повторительности каких-то моментов поведения животных и людей. Надо, как водится, различить его широкий (как правило, переносный) и узкий (собственный) смыслы. В первом ритуал будет означать все без исключения варианты как-то организованного, стандартизированного (обычаем, законом, привычкой, нуждой, престижем, ещё какой-то идеей или ценностью) поведения человека. В таком понимании ритуал заполоняет собой почти всё пространство человеческой жизни и превращается в своего рода социальный рефлекс, культурный инстинкт (спать, есть, одеваться, общаться, работать, отдыхать, любить, конфликтовать, болеть, даже умирать и т.д., и т.п. не как-нибудь, а более или менее строго определённым образом). В этом смысле ритуал совмещается с повседневностью — как её ментальная матрица, культуральная норма.
Сложнее оценить практичность труда тех, кто управляет рабочими разного рода, создаёт рабочие места, планирует, усовершенствует условия труда, принимает решения по другим общим вопросам, совершает многое т.п., т.е. занимается социальным управлением. Чиновники государствен- ных органов, владельцы предприятий и фирм, менеджеры и финансисты, юристы и прочие консультанты, аналитики, многие т.п. «белые воротнич- ки» могут показаться (если глядеть «снизу» или «сбоку») если не бездельниками, то некими «нахлебниками» у «настоящих работяг». На самом деле всё наоборот. В современном, так называемом постиндустриальном, ин- формационном обществе доля населения, занятого в непосредственно материальном производстве (на фабриках и заводах, на фермах и в сфере "грязных" услуг) неуклонно снижается и самых развитых странах (вроде США) достигает всего нескольких процентов. На первый план выдвигается не просто «рабочая сила», а высокие технологии (хай тек) и работники, способные организовать применение таких технологий (прежде всего ком- пьютерных). Большая часть работников уже не продаёт свою рабочую силу собственнику огромных средств производства, а сама предлагает на рынок уникальный продукт или эксклюзивные блага. Такие работники работают уже не на компанию, а с компанией, а то и просто поодиночке.
Типы практики как раз и определяются отмеченной пропорцией материального и идеального, объективного и субъективного в её составе. Первичный, базисный характер для самого существования человека и общества носит главным образом материальная практика. Это труд людей в промышленности и сельском хозяйстве, обширной сфере обслуживания, на транспорте и в строительстве, в торговле и средствах связи (включая электронные). Практичность этих видов деятельности очевидна — их результаты «сработаны весомо, грубо, зримо», как выразился поэт. Станоч- ник на заводе, механизатор на пашне, доярка на ферме, водитель такси или дальнобойного грузовика, официант в ресторане или проводник в вагоне поезда, очень и очень многие т.п. лица (так называемые на зажиточном Западе «синие воротнички») образуют необозримую армию тружеников материального производства товаров и услуг.
Компромиссную точку зрения на практику выразили основополож- ники прагматизма, ставшего официальной философией США. Основоположник прагматизма Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) в свою очередь ус- матривал сущность человека в действии (греч. pragma), деятельности (praxis). Однако желанный человеку результат деятельности понимается при этом шире, чем у богословов и революционеров. А именно, как успех в жизни, который предполагает как материальные, так и духовные блага. Практично поэтому такое мышление, которое обеспечивает успешное для данного субъекта действие. Практика сводится к выходу из проблемных ситуаций, вне зависимости от сферы их возникновения. В каком-то случае практичен даже отказ от прямого действия — во имя сохранения природы, памятника культуры или чего угодно ещё во внешнем или внутреннем ми- рах человека.
Как видно, известная доля истины содержится в каждом из отмеченных вариантов философии практики. Чтобы не растворить понятие практики в более широких понятиях деятельности, поведения, творчества, стоит сохранить за ним соответствующие отличия, которые укладываются в триаду категорий «цель — средство — результат».
Как видно, известная доля истины содержится в каждом из отмеченных вариантов философии практики. Чтобы не растворить понятие практики в более широких понятиях деятельности, поведения, творчества, стоит сохранить за ним соответствующие отличия, которые укладываются в триаду категорий «цель — средство — результат».
Философы-идеалисты (вроде Платона или христианских богословов) под настоящей практикой понимали внутреннее, духовное самоусовершенствование личности, её напряжённый диалог со Всевышним, постижение его Божественного промысла и подстройку своего поведения под него. Практичны, с этой точки зрения, отнюдь не тленные земные вещи и суетные амбиции, а приобщение к вечным ценностям добра и счастья. Разум практика, таким образом, должен служить сердцу — любящему и сострадательному. Спасение души праведника на страшном суде Господа — вот конечный результат человеческой практики с точки зрения религии.
Понятие практики — центральное для целого ряда философских школ минувшего XX века. Однако представители разных школ вкладывали в это понятие неодинаковое содержание. По-гречески praktikos означает
«деятельный», «активный» (в противоположность, как видно, «созерцательному», «самоуглублённому» состоянию человека, а не просто «пассивному», «заторможенному»). Таким образом, в широком (бытовом) смысле практикой называют любую активность, самостоятельно проявляемую че- ловеком (сравните выражение «учебная практика» — после аудиторных занятий, где-то на реальных предприятиях). Однако в качестве философской категории слово «практика» требует существенных уточнений.
«деятельный», «активный» (в противоположность, как видно, «созерцательному», «самоуглублённому» состоянию человека, а не просто «пассивному», «заторможенному»). Таким образом, в широком (бытовом) смысле практикой называют любую активность, самостоятельно проявляемую че- ловеком (сравните выражение «учебная практика» — после аудиторных занятий, где-то на реальных предприятиях). Однако в качестве философской категории слово «практика» требует существенных уточнений.
В масштабах общества, государства данное качество называется плюрализмом ( лат. “pluralia” — многое) — свободой разных мнений, высказываний; равными возможностями для различных по типу субъектов деятельности (форм собственности, церквей, жанров искусства, школ в науке и т.п.). Нельзя наказывать за мысли, даже за слова, какими бы чудовищными они не казались нам лично. Если, конечно, эти слова не оскорбляют чьего-то достоинства и не подстрекают на преступления, что в цивилизованном, демократическом обществе определяет суд. По решению беспристрастного суда могут, а в определённых ситуациях даже должны быть запрещаемы определённые формы идеологии и соответствующие партии, организации.
Толерантность (лат. “toleratia” — терпение) — важнейшее качество воспитанного, интеллигентного человека. Надо культивировать в себе тер- пимость к чужим мнениям, снисходительность ко вкусам других людей. Они не обязаны во всем нам потакать, целиком с нами соглашаться. Оставляйте своим собеседникам, сотрудникам право на суждения, отличные от ваших собственных. Иначе мы погрязнем в лишних, бесплодных конфликтах и ничего путного от жизни не дождёмся.
Вера не должна отождествляться нами с религией. Она занимает гораздо более широкие позиции в жизни людей. Мы верим не только Богу, но и близким себе людям, учителю, книге, воспитанным в нас принципам и ценностям. Вера представляет собой знание, которое лично мы не прове- ряли. Мы доверяем чьему-то авторитету по какому-то поводу и тем самым экономим время и силы для того, чтобы в другом вопросе разобраться самим. “Верую, чтобы понимать” — сказал Аврелий Августин, один из отцов христианской церкви.
Большинство вариантов отступления от истины связаны с нарушением такого ее качества, какова конкретность тех знаний, которыми мы пользуемся. Конкретность истины состоит в том, что соответствующие ей высказывания обязаны:
— придерживаться определённых условий, границ своей применимости (скажем, вода кипит при 100 градусах Цельсия только на определённой высоте над уровнем моря и при нейтральном химическом составе); перейдя за грань необходимых условий, можно любую истину довести до абсурда;
— придерживаться определённых условий, границ своей применимости (скажем, вода кипит при 100 градусах Цельсия только на определённой высоте над уровнем моря и при нейтральном химическом составе); перейдя за грань необходимых условий, можно любую истину довести до абсурда;
Истина и правда не совсем одно и то же. Понятие правды в русском языке (для прочих языков трудно подобрать ему кальку) отражает прежде всего человеческое, общественное измерения информации. Несколько огрубляя, можно сказать, что правда связана с тем, кому истина полезна, а кому вредна. Поэтому целая истина науки или профессиональной практики “разбивается на осколки” разных правд, когда речь заходит о проблемах личных, общественных, политических. Т.е. истина по какому-то вопросу может быть одна-единственная, а вот правд относительно него же — несколько, множество.
Дезинформация — разновидность активного обмана со стратегическими, так сказать, целями; в более или менее массовых масштабах. Когда ложь выдают за истину (иногда наоборот истину за ложь — см. рассказ Э. По “Украденное письмо”) в чьих-то особых интересах (государства, партии, фирмы и т.п. носителя информации). Дезинформируют противника на войне, в разведывательной деятельности, спорте и прочих состязаниях.
Образцом многих перечисленных форм неистины может служить недобросовестная реклама товаров и услуг. В большинстве случаев реклама лекарственных средств содержит в себе те или иные логические ошибки. Например: “Лучшее средство от болезней — противокашлевая микстура “Доктор Пом”. Вторая часть этого рекламного слогана логически противоречит первой (часть выдается за целое). Или же такое смелое утверждение: “40 % диагнозов в нашей стране ставят ошибочно” (налицо неопределен- ность условий для логического вывода: сколько вообще ставится диагнозов, каких — прижизненных, посмертных; сколько уточнено по ходу лечения).
Образцом многих перечисленных форм неистины может служить недобросовестная реклама товаров и услуг. В большинстве случаев реклама лекарственных средств содержит в себе те или иные логические ошибки. Например: “Лучшее средство от болезней — противокашлевая микстура “Доктор Пом”. Вторая часть этого рекламного слогана логически противоречит первой (часть выдается за целое). Или же такое смелое утверждение: “40 % диагнозов в нашей стране ставят ошибочно” (налицо неопределен- ность условий для логического вывода: сколько вообще ставится диагнозов, каких — прижизненных, посмертных; сколько уточнено по ходу лечения).