Древние греки считали, что после смерти душа человека отправляется в подземное царство Аида. Аид представлялся грекам мрачным и страшным, а загробную жизнь они считали несчастьем.
На высокой горе Олимп восседают светлые боги. Взирают они с безоблачной высоты на дела людей. Правит богами Зевс-громовержец. Власти его брата Посейдона отдано море. Велик и могуч Посейдон, велика его власть. А глубоко под землей правит брат Зевса неумолимый Аид. Он владыка подземного царства.
Огромно подземное царство, но полно оно ужаса и мрака. Никогда не коснется его бездонных глубин веселый луч солнца. Протекают по дну пропастей мрачные реки Коцит и Ахеронт. Течет здесь и священная река Стикс, чьими ледяными черными водами клянутся даже боги.
По берегам мрачных рек скитаются несчастные души и оглашают их своими стенаниями, полными печали и тоски. Никогда не увидеть им яркого солнца, никогда не вернуться в мир людей. Сетуют они на свою судьбу, клянут свою долю. Без радости и без желания суждено им проводить свои дни в мрачном царстве Аида.
Нет в подземном царстве ни зеленых долин, ни прекрасных лугов. Только иссушенная каменистая земля, на которой не растет ни травинки. Лишь берега рек покрывают заросли асфодела, чьи бледные лепестки осыпаются в Лету – реку забвения. Раз попробовавший воды из Леты – забывал обо всех земных радостях, забывал о своей жизни на земле. Бродят среди цветов асфодела души умерших, испуская тихие стоны и жалуясь на злой рок, что прервал их жизнь.
Ни один смертный не может возвратиться из подземного царства сурового владыки, повелевающего душами умерших. Не повезет суровый старый Харон душу обратно в мир живых. Нет возврата из мрачного царства. Стережет врата Аида гигантский адский пес Цербер. Три головы у него, а на шее с грозным шипением извиваются змеи.
По представлению древних египтян, существуют два мира – земной и загробный. Человек живет в двух зеркальных мирах, так как мир загробный в точности повторяет мир земной. И в том, и в другом мире есть свой Нил, и бог Амон путешествует по нему в своей ладье. В мире земном Амон совершает путь в ладье золотистого цвета, а в загробном мире его ладья напоминает сияющие звезды.
Пророк Самуил родился у Анны, которая долго была бездетной. Ответом на ее молитву было рождение Самуила, имя которого означает «от Господа я испросила его». Будучи юношей он воспитывался у священника Илии и однажды услышал голос, поведавший ему, что семья Илии будет наказана за нечестивое поведение сыновей. Это было истинное откровение. С тех пор слава Самуила росла, пока весь Израиль не признал его пророком Господним.
И каждый египтянин, умерев, переправлялся в ладье в царство мертвых. Там ему предстояло держать ответ за все свои грехи перед Тотом. И хотя человек еще при жизни готовился предстать перед божеством, всегда был страх перед смертью. Царство мертвых носило и другое название – страна молчания и тьмы. Умершего человека сопровождал плач:
Как скорбен спуск в страну безмолвия.
Бодрствовавший спит, не смыкавший глаз по ночам – лежит недвижим навеки.
Жилище обитающих на западе бездонно и темно.
В нем нет ни дверей, ни окон.
В нем нет света, чтобы осветить его.
В нем нет северного ветра, чтобы освежить сердце.
Солнце не встает там, оно вечно лежит во тьме.
Страж был взят в страну бесконечности.
Обитающие на западе отсечены, и жизнь их презренна.
Омерзительно присоединиться к ним.
Невозможно описать их существование.
Вечно находятся они во тьме.
Шаманизм древнее многих религий. Он возник и получил свое распространение очень давно, когда среди людей появилась и начала распространяться вера в магию и магические действия. Возникли верования, что с помощью определенных действий или заклинаний можно воздействовать на разные явления природы, а также на человека.
Чтобы изгнать демонов болезни и не дать злым духам лихорадки захватить человека, древние иудеи носили на шее амулет, на котором было начертано: «Аб Абр Абра Абрак Абрака Абракал Абракала Абракал Абрака Абрак Абра Абр Аб»
Человек был беспомощен перед миром духов, которые окружали его, он нуждался в защитнике и посреднике. Мир духов был так же реален, как и мир людей. Духи были добрые и злые, они вмешивались в жизнь людей, препятствовали или помогали им. Шаманы становились защитниками людей, они ограждали человека от мира духов, препятствовали их воздействию на человека, а также являлись посредниками, когда человек хотел пообщаться с духами и спросить у тех совета.
Кроме этого, шаманы лечили людей и совершали различные обряды. Обряды были очень важны, так как становились преградой духам, когда те хотели добраться до человека. Обряды сопровождали человека от рождения до смерти. И только шаман имел право совершить какой-то обряд.
Наиболее древней религией считается тотемизм. Тотемизм – это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным видом растений, животных, явлений природы, с другой стороны. Какая-то группа людей (чаще всего род) была также и отдельной тотемической группой. Она носила название тотемного животного или растения.
Считалось, что люди этого рода ведут свое происхождение от данного животного, растения или явления природы. Они оказывают различные почести тотемному животному (растению), молятся ему, спрашивают совета. Ни один человек данной родовой группы не может убить животное, с которым он связан родством. Так, почитающие медведя и имеющие его своим тотемом, не могли убивать данное животное, так как, по представлениям этих людей, душа человека после смерти вселялась в медведя.
Загробного мира, по верованиям тотемистов, не существовало. Человек умирал, но возвращался в этот мир уже медведем. Позже данные верования немного трансформировались. Когда человек умирал, его душа могла вселиться не только в живого медведя, но и в его деревянное изображение. Поэтому люди данной группы старались сделать побольше деревянных фигурок с изображением этого животного. Маленькие фигурки можно было носить на шее, они служили оберегом, а большие изображения тотемного животного украшали жилища.
Свастика. Данный символ является очень древним и первоначально был знаком солнца и плодородия у огнепоклонников. Знак имел восемь лучей, у которых концы плавно изгибались.
Поэтому у многих народов можно найти сведения о проводниках в мир иной. Это может быть ангел или дух смерти. Это могут быть души умерших предков, или душа шамана, который провожает покойного в его последний путь. Загробный мир сначала представлялся темным и страшным местом, но постепенно в разных религиях стало происходить разделение загробного мира на темный (ад) и светлый (рай).
Человечество всегда пыталось найти ответы на основные вопросы бытия. Ученые, философы, богословы давали разные ответы. Менялись времена, менялось отношение людей к некоторым вещам, менялись и ответы на волнующие всех вопросы. Согласно древнему афоризму, «все течет, все меняется». Однако интерес к проблемам жизни и смерти остается неизменным.
Всегда считалось, что прорицатели и маги связаны с потусторонним миром и подобных людей ожидают муки ада. Но известная прорицательница Сивилла была наказана богом Аполлоном долгой жизнью. Когда бог предложил ей любой дар, то она выбрала долголетие. Она жила так долго, что жизнь превратилась для нее в нескончаемую муку. Единственным ее желанием было желание умереть.
На всем протяжении существования человечества бытовали верования, призванные помочь человеку преодолеть страх смерти. Поэтому в любой религии присутствуют сведения о загробном мире. Каждая религии утверждает, что душа бессмертна и после смерти праведников ждет блаженство, которое они будут вкушать в раю, а грешников ждет ад, где они должны будут нести наказание за свои грехи.
Древние представления о загробном мире не имели четкого разделения на рай и ад. Каждый человек, умирая, покидал этот мир и уходил в мир иной. Загробный мир мог быть точным подобием мира реального. И души людей, обитавшие в этом мире, продолжали заниматься своим привычным трудом. Таковы верования народов Севера, аборигенов Австралии и Новой Зеландии, некоторых племен индейцев Южной Америки.
В этом загробном мире человека не судят за грехи, которые он совершал в своей земной жизни. По представлению древних греков, загробный мир и так достаточное наказание: попадая туда, душа человека лишается всех радостей жизни. Скорбные тени бродят по берегам подземных рек, плачут и жалуются на то, что не суждено им больше видеть ясного солнца. Теперь вынуждены они находиться в холодном и мрачном царстве Аида.
В чем суть процесса умирания – это прекращение существования или же переход на новый уровень бытия? Что такое смерть? Заканчивается ли полностью человеческая жизнь в момент умирания? Остается ли после смерти человека бессмертная душа? Над этими вопросами человечество не переставало размышлять на всем протяжении своего существования: подобными вопросами задавались все мыслящие люди.
Ответить на них пытались философы в разное время и в разных странах. Целые философские школы стремились найти приемлемый ответ на этот вопрос. Ученые во все времена «бились» над загадками бытия. Немного с иной позиции к этим вопросам подходили богословы, которые также давали свой вариант ответа. Но почему же эти вопросы не перестают интересовать человека и по сей день?
Знаменитый философ ХIХ века С. Кьеркегор писал о моменте смерти так: «Можешь ли ты представить себе что-нибудь ужаснее такой развязки, когда существо человека распадается на тысячи отдельных частей подобно рассыпающемуся легиону изгнанных бесов, когда оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее я?»
Вдовец носит траур полгода. По прошествии этого срока он может жениться, и никто не должен его осуждать.
Траур по отцу или матери продолжается год, по бабушке и дедушке — шесть месяцев, а по дяде или тете — три месяца.
Однако заметим, что в современном обществе указанные сроки траура соблюдаются все реже.
Собираясь нанести визит родственникам усопшего, следует надеть темное платье или костюм и ни в коем случае не обсуждать какие-либо другие вопросы, не связанные со смертью. Бестактно и неприлично говорить на отвлеченные темы, вспоминать веселые истории, случаи из жизни, обсуждать служебные проблемы.
Вопиющей бестактностью считаются рассуждения типа: «А вот когда умерла моя бабушка, то я…» Любые аналогии в таких ситуациях выглядят кощунственно.
Запомните правило, перешедшее к нам из древности: «О мертвых либо не говорить ничего, либо говорить только хорошее».
Однако, если спустя продолжительное время вам придется посетить дом усопшего, говорите с его родственниками на отвлеченные темы, своей беседой постарайтесь развлечь их и увести от печальных мыслей о перенесенном горе, чтобы облегчить им возвращение в русло повседневной жизни. Очень дурным тоном считается превращать повторный визит в дом покойного в повторное выражение соболезнования.
Чисто русской традицией является присутствие на столе стакана с водкой, накрытого кусочком черного хлеба, которые как бы принадлежат усопшему.
Вообще, поминальный стол отличается скромностью блюд и строгостью оформления.
К сожалению, поговорка «Хоронили тещу — порвали два баяна» придумана не в Америке. Порой попадаются люди, для которых поминальный стол — лишь повод напиться. Недаром в народе печально шутят: «Веселее русской свадьбы могут быть лишь русские похороны».
Для того чтобы не испортить память об этом скорбном дне, трапезу не стоит затягивать. Целесообразно не проводить поминки дома, а снимать для этой цели специальные помещения, где время, как правило, регламентировано, а соседи со двора не зайдут.
Принято, чтобы родственники и близкие умершего посылали венок на гроб покойного, причем на лентах венка иногда пишут о тех или иных качествах и добродетелях усопшего.
Общепринято являться на похороны во всем черном: мужчины — в костюмной паре, женщины — в платьях (длиной миди). В одежде желательно наличие карманов для носового платка, салфеток, денег и лекарств. На похоронах исключены большие сумки, отделка одежды в романтическом стиле, прозрачная одежда, декольте и длина мини. Не полагается поверх светлого платья надевать темное пальто. Отсутствие украшений у женщин на похоронах — признак хорошего тона.
В процессе траурной церемонии надо соблюдать полную тишину и приличия. Самые близкие родственники идут за гробом усопшего, а уже за ними все остальные.
Когда панихида окончена, к могиле кладут цветы. Среди них хризантемы — символ скорби и печали. Букеты составляются из четного количества цветов.
Из истории этикета.
Если известие о смерти хорошего знакомого или родственника, с которым вы состояли в близких отношениях, застанет вас в другом городе, то следует немедленно послать родственникам покойного письмо или телеграмму с выражением соболезнования.
Соболезнование можно выразить также и устно, но ни в коем случае не по телефону.
Вопрос, как выразить соболезнование — участвовать в похоронах или нанести визит родственникам умершего, — зависит от близости ваших отношений с покойным и его семьей. Если вы не состоите в близких отношениях с семьей покойного, то достаточно на кладбище в знак соболезнования пожать родственникам руки.
Традиционные правила этикета предписывают родственникам умершего ответить на полученное соболезнование. Но не всегда следует ждать ответа от человека, только что пережившего горе. Понятно, что на подобное молчание не нужно обижаться. В крайнем случае на отправленное соболезнование вы можете получить краткий ответ: «Искренне благодарю за слова сочувствия. Мне важно было узнать, что в тяжелую минуту вы разделили со мной горе».