Представления в античности

Религия » ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Древние греки считали, что после смерти душа человека отправляется в подземное царство Аида. Аид представлялся грекам мрачным и страшным, а загробную жизнь они считали несчастьем.

На высокой горе Олимп восседают светлые боги. Взирают они с безоблачной высоты на дела людей. Правит богами Зевс-громовержец. Власти его брата Посейдона отдано море. Велик и могуч Посейдон, велика его власть. А глубоко под землей правит брат Зевса неумолимый Аид. Он владыка подземного царства.

Огромно подземное царство, но полно оно ужаса и мрака. Никогда не коснется его бездонных глубин веселый луч солнца. Протекают по дну пропастей мрачные реки Коцит и Ахеронт. Течет здесь и священная река Стикс, чьими ледяными черными водами клянутся даже боги.

По берегам мрачных рек скитаются несчастные души и оглашают их своими стенаниями, полными печали и тоски. Никогда не увидеть им яркого солнца, никогда не вернуться в мир людей. Сетуют они на свою судьбу, клянут свою долю. Без радости и без желания суждено им проводить свои дни в мрачном царстве Аида.

Нет в подземном царстве ни зеленых долин, ни прекрасных лугов. Только иссушенная каменистая земля, на которой не растет ни травинки. Лишь берега рек покрывают заросли асфодела, чьи бледные лепестки осыпаются в Лету – реку забвения. Раз попробовавший воды из Леты – забывал обо всех земных радостях, забывал о своей жизни на земле. Бродят среди цветов асфодела души умерших, испуская тихие стоны и жалуясь на злой рок, что прервал их жизнь.

Ни один смертный не может возвратиться из подземного царства сурового владыки, повелевающего душами умерших. Не повезет суровый старый Харон душу обратно в мир живых. Нет возврата из мрачного царства. Стережет врата Аида гигантский адский пес Цербер. Три головы у него, а на шее с грозным шипением извиваются змеи.

Не иссякает вереница душ, которым суждено оказаться перед очами сурового владыки Аида. А возле врат подземного царства бродят неприкаянные души воинов, которые не были преданы земле, над которыми не был совершен обряд погребения.

 

Так стенает душа Патрокла в «Илиаде»:

Там Ахиллесу явилась душа несчастливца Патрокла,

Та ж и одежда, и голос тот самый, сердцу знакомый.

Стала душа над главой и такие слова говорила:

«Спишь, Ахиллес? Неужели меня ты забвению предал?

Не был ко мне равнодушен к живому ты – к мертвому ль будешь?

О! Погреби ты меня, да войду я в обитель Аида!

Души, тени умерших, меня от ворот его гонят

И к теням приобщиться к себе за реку не пускают;

Тщетно скитаюся я пред широковоротным Аидом.

...душа Менетида, как облако дыма, сквозь землю

С воем ушла. И вскочил Ахиллес, пораженный виденьем,

И руками всплеснул, и, печальный, так говорил он: «Боги!

Так подлинно есть и в Аидовом доме подземном

Дух человека и образ, но он совершенно бесплотный!

Целую ночь, я видел, душа несчастливца Патрокла

Все надо мною стояла, стенающий, плачущий призрак:

Все мне заветы твердила, ему совершенно подобясь.

 

Роджер Бэкон, живший в ХIII веке, был выдающимся ученым. За свои алхимические опыты получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель). О нем ходило много легенд, и согласно одной из них Мирабилис подписал договор с дьяволом в обмен на знания, связанные с магией.

Но если и попадает душа за ворота Аида, то обречена она на вечное безрадостное существование. Суров и неумолим владыка подземного царства. Восседает он на золотом троне. Рядом с ним сидит печальная Персефона. Рядом с троном владыки – ужасные богини мщения Эринии. Не найти покоя душе совершившего преступление. Как вступит он в подземное царство Аида – набрасываются на него Эринии. Бьют своими бичами, жалят своими змеями. Не дают ни на минуту забыться несчастной душе, всюду преследуют ее, подвергая мучениям. И невозможно спрятаться от них в царстве Аида, всюду они находят несчастную жертву.

У подножия трона владыки Аида сидят судьи Минос и Радамант. Судят они всех представших перед очами Аида. Здесь же у трона владыки и Танат. Красив бог смерти с ярким мечом и в черном плаще. Простирает он прекрасные черные крылья. Но могильным холодом веет от его крыльев, когда появляется он возле ложа умирающего, чтобы исторгнуть душу. Своим острым мечом отсекает Танат прядь волос, и освобожденная душа уходит в царство Аида.

В царстве Аида поджидают умерших разные ужасы. Из тьмы появляется ужасное привидение. У него ослиные ноги и питается оно только человеческой кровью. Заманив путника в безлюдное место, набрасывается и выпивает всю кровь, пожирает тело. Но с рассветом ужасное чудовище возвращается в бездны Аида.

Ламия скрывается в пещерах мрака подземного царства. Пробирается она по ночам в спальни матерей и утаскивает своими бледными руками новорожденных младенцев. А властвует над всеми чудовищами великая богиня ночи Геката. Три тела у нее и три головы. И всякий умирает от ужаса, увидев ее безлунной ночью, когда появляется она из тьмы со своей ужасной свитой в окружении собак, что не боятся вод Стикса.

Это полное ужасов царство ненавидит всякий живущий на земле.

Знаменитый греческий философ Платон в своем трактате «О государстве» приводит миф об Эре. Эру довелось побывать в загробном мире – и вот что он, очнувшись, поведал:»...Душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то чудесному месту, где в земле были две расселины, одна против другой, а напротив, наверху на небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали справедливым людям идти направо, вверх на небо, и привешивали им спереди знак приговора, а несправедливым – идти налево, вниз, причем и эти имели – позади – обозначение всех своих проступков».

Также поведал Эр, что за всякую нанесенную кому-либо обиду и за любого обиженного все обидчики подвергаются наказанию в десятикратном размере (рассчитанному на 100 лет, потому что такова продолжительность человеческой жизни), чтобы пеня была в 10 раз больше преступления.

Древние римляне также верили, что душа после смерти отправлялась в царство Плутона (греческого Аида). Знаменитый римский философ и историк Цицерон в своем труде «О государстве» писал о жизни человека после смерти. Он приводит сон Сципиона, в котором тот встретился со своим умершим дедом Сципионом Африканским Старшим. Молодой человек обрадовался встрече с дедом и спросил его о том, живы ли люди, которые были ему дороги. Сципион Старший ответил: «Конечно, они живы. Они освободились от уз тела, словно вырвались из темницы. Ваша так называемая жизнь на земле – это в действительности смерть... Пока бог... не освободит тебя из темницы тела, ты не можешь получить доступ сюда... Такая жизнь посвященная служению родине – это прямой путь на небо, в обществе тех, кто завершил свою земную жизнь и был освобожден от тела».

Круг. Данный символ является наиболее древним. У разных народов он являлся символом Солнца. Кроме этого Круг означал плодородие и являлся знаком полного обладания: власти, богатства. Позднее, чтобы подчеркнуть власть или богатство стали носить на голове обручи (позднее короны), а на руках браслеты и кольца.

Праведники попадают на небо; тем же, кто совершал в своей жизни дурные поступки, вечно маяться в тьме и пустоте. Философ Эмпедокл так писал о страданиях отвергнутой души:»... если кто... преступно осквернит свои члены кровопролитием или, повинуясь вражде, принесет ложную клятву, 30000 лет блуждает он вдали от ближних, перерождаясь в это время во всевозможные смертные создания, сменяя одну гибельную стезю на другую. Мощь воздуха загоняет его в море, море извергает его на сушу, земля отбрасывает под лучи жаркого солнца, а солнце – в вихри воздуха. Его принимает одна стихия за другой, но всем он ненавистен...».

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.