Законы и традиции

Религия
Кто такие «иудействующие» (привлеките материал всех Посланий 3 миссионерского путешествия и Деяний)?
До первого путешествия ап. Павла члены христианских общин были В громадном большинстве иудеи. Но во время первого путешествия ап. Павла обозначается приход благовести от иудеев к язычникам. Апостолы обратились к язычникам тогда, когда их учение было отвергнуто иудеями (Деян. 13, 46-48). Миссия среди язычников имела успех. Но тогда возникла так называемая «иудейская проблема», которая заключалась в том, что с иудейской стороны было заявлено требование обязать язычников, обращающихся ко Христу, подчиниться предписаниям закона Моисеева. Первым предписанием было предписание обрезания. Люди, пришедшие с этим требованием в Антиохию из Иудеи, несомненно принадлежали Церкви. Эти иудействующие учили: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». (Деян. 15,1). Главным аргументом «иудействующих» было то, что все заповеди Торы никто не вправе отменять (они имеют Божественное происхождение) и потому в народ Божий могут войти только обрезанные и соблюдающие все остальное. Но ап. Павел и Варнава оспаривали эту точку зрения. Новый завет, некогда обещанный Богом, (Иер. 31, 34), должен быть иным, нежели Ветхий. В результате положили, чтобы «Павлу и Варнаве и некоторым другим (В Гал.2, 1-3 указан Тит) из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян. 15. 1-2;). Решению этой проблемы был посвящен Иерусалимский собор (Деян гл 5, Гал.1. 2, 1-10). На соборе ап. Павлу удалось отстоять свободу христиан из язычников. Это вытекает из свид. Деяний (15, 5-21). На соборе прозвучала речь Петра, в которой он поясняет, что на плечи язычников нет смысла накладывать «то, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15,10). И действительно, в Торе 613 заповедей и еще если добавить правила устного предания, то сами законники признавали, что человеку стало невозможным выполнить все (2, 2151). В Деян. 15, 11 Петр намекает на крещение Корнилия (язычника), что есть прямое изъявление воли Божией о язычниках. Да и речь Варнавы и Павла была о чудесах, какие «сотворил Бог у язычников».

Халиф

Религия
Титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, верховного главы исламской общины, осуществлявшего духовное и светское руководство в исламском мире.

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммед был пророком, призванным по божественному повелению, а потому не мог завещать или передать это свое священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммеда наследовали лишь земную власть.

Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть – имамат. Шииты признают потомков Али, двоюродного брата Мухаммеда и мужа его дочери Фатимы, законными имамами ислама, исключая таким образом всех суннитских халифов. Фатимидский халифат (909–1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама.

Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789–921) и Сефевиды в Иране (1502–1736), также претендовали на титул халифа. Конец Османского халифата после Первой мировой войны означал гибель самой системы исламского халифата. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Течения Ислама

Религия
Течения ислама – тема довольно неоднозначная в истории, и давать консультации по ней решится не так много специалистов.
Существует ряд течений ислама, которые в основной своей части являются вполне безобидными. К таким течениям ислама можно отнести и суннизм, и шиизм, и хариджизм, и, конечно, суфизм.
Другое дело, ряд течений ислама или определенных религиозно-воинствующих моделей внутри этих основных течений ислама.
Примером одного из таких течений ислама служит ваххабизм.
Он является основным «козлом отпущения», среди течений ислама, которой должен отвечать за его террористический облик. Некоторые авторы (как исламские, так и светские) называют ваххабизм не одним из течений ислама, а псевдоисламской сектой. Но так ли? Что это за страшная секта, или это просто злая реклама?
Ваххабизм — это движение внутри самого массового из течений ислама суннизма. Да к тому же еще - государственная идеология Саудовской Аравии. Основателем ваххабизма был Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб (1703–1787). Он провозгласил возвращение к изначальным течениям ислама, которые исповедовали верность только Корану и Сунне. Он (представитель одного из самых аскетичных течений ислама), как и западные проповедники в духе Уэсли и пуритан, выступал против пышности, роскоши, вычурной моды и призывал к скромной жизни. Под влиянием его проповеди и основываясь на авторитете «пророка» Мухаммеда, он и его последователи создали агрессивное государство саудидов (оплот одного этого воинственнейшего из течений ислама – ваххабизма). Они завоевали большую часть Аравийского полуострова (включая священную Мекку, где они очистили от всех украшений камень Каабы) и организовали ряд завоевательных походов против Сирии и Ирака. С этим самым неоднозначным из течений ислама были связаны мюриды Шамиля на Кавказе.

Роль мечети в Исламе

Религия
Мечети в Исламе не являются всего лишь местом молитвы. Пользуясь современной терминологией, мечеть можно назвать местом для проведения общественных мероприятий. Сегодня в исламском мире мечеть зачастую становится аналогом церкви в христианстве. И это одна из важнейших проблем, которую необходимо исправить. Мечеть вновь должна стать центром жизни мусульман. Для того, чтобы понять подлинную роль мечети в жизни уммы и нормы поведения в ней необходимо обратиться к Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В его времена мечеть выполняла самые разные функции.

Место для совершения коллективной молитвы
Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, где верующие собирались для совершения пятикратной коллективной молитвы. К сожалению, сегодня это – единственная роль, которая сохранилась за мечетями. Вместе с тем, даже и здесь мы находим различие между нынешним и существовавшим в то время положением. Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была открыта для всех: мужчин и женщин, молодежи, детей и стариков, арабов и представителей других народов, чего мы иногда не видим сейчас. Обратимся, например, к многочисленным хадисам, переданным аль-Бухари и Муслимом. Из них легко понять недостатки, имеющие место в мечетях в наше время:

- Сегодня в большинство мечетей мусульманского мира женщин или не пускают вообще, или отводят для них отдельное место для молитвы, гораздо меньшего размера и не столь красиво оформленное (чтобы не сказать большего).

Пророк Мухаммед

Религия
Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Положение веры

Религия
Давайте подробнее рассмотрим исламскую концепцию Бога, первое из фундаментальных положений исламской веры. Насколько она соответствует концепциям Бога, которым учат другие религии, и в чем она уникальна?
Почти во всех религиях концепции Бога в большей или меньшей степени несут на себе печать ограниченности Его творений; тому можно было бы привести множество примеров. Ислам же уверенно заявляет, что Бог Всевышний, Творец и Вседержитель всего сущего, неизмеримо выше того, чтобы обладать каким-либо из приписанных Ему атрибутов, характерных для Его творений, также Он не ограничен никакими пределами, характерными для людей и прочего, созданного Им. У Него нет ни тела, ни формы, ни физических признаков или характеристик. Вернее сказать, он обладает признаками безграничности: у Него нет начала или конца, нет детей и родителей, физических размеров и таких потребностей, как питание, отдых или продолжение рода; не обладая ни одним из этих признаков, Он наделяет ими Свои творения.

В Коране сказано:
"Он - Аллах, нет божества кроме Него, знающий Скрытое аль-Гаиб и Созерцаемое аш-Шахада. Он - Милостивый, Милосердный! Он - Аллах, нет божества кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - Великий, Мудрый!" (Коран, 59:22-24)

Тому, кто станет непредвзято размышлять о Боге, принимая во внимание наблюдаемые во Вселенной факты, не остается ничего другого, кроме как понять, что Он не какое-либо существо или некий сверхчеловек, сидящий на облаках и управляющий мирскими делами, обладая при этом потребностями и признаками Своих творений. Ведь Бог - Творец Вселенной со всеми ее обширными и совершенными системами, Тот, Кто приводит их в действие согласно Своим бесконечно мудрым законам и цели.

Панисламизм

Религия
Панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления:

* о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и
* о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).

В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне зависимости от их религии, панисламизм сосредотачивается на исламском мире.

Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова, а, вскоре после этого, Умар объединил Северную Африку и большую часть Ближнего Востока.

Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Джамаль Аль-Шума Аль-Афгани. Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам.

Между Первой и Второй мировой войной, Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, пытался получить поддержку нацистов для объединения мусульман в новом халифате. Амин аль-Хусейни стремился изгнать британцев и французов из британской части Палестины.

Мусульманские праздники

Религия
Джакарта – столица Индонезии, крупнейшей мусульманской страны мира.

В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.

В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.

Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).

Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.

Коран

Религия
Коран — религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.

Этимология

Название книги происходит от слова на арабском языке «аль-куран» — «чтение вслух, наизусть». Коран передавался Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Новой Эры через архангела Джебраила.

Составление Корана

Мусульманское предание гласит, что к тому времени, когда спустя двенадцать лет после кончины Мухаммеда Осман стал халифом, во многих провинциях страны были в ходу копии Корана, в которых суры излагались произвольно, записанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того как Осман стал халифом, он приказал скопировать и установить порядок изложения сур, как у сподвижника Пророка, Зайда. Все другие версии Корана были уничтожены, при этом кроме порядка изложения сур Корана ничего не менялось

Женщина в Исламе

Религия
Положение женщины в Исламе — традиционный пункт критики этой религии со стороны немусульман. Между тем, женщина, с точки зрения мусульман, занимает в Исламе одно из самых возвышенных и почётных положений. По словам пророка Мухаммада: «Почитает женщину только благородный, а унижает ее — только подлец!»

Тем не менее, в Коране зафиксировано неравноправие мужчины и женщины: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!» (Коран 4:38 (34)).

Некоторые права женщин в Исламе

* Женщина имеет право на труд, при условии наличия разрешения на то махрама (мужа или отца). При отсутствии таковых разрешение не требуется.

* Женщина имеет право на наследство.

* Женщина имеет право на образование. «Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки» — говорил Пророк Мухаммад.

Джихад

Религия
Джихад — понятие в исламе, означающее Священную войну против куфра. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбою мусульман против не-мусульман, однако понятие джихада значительно шире. Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газават — силовая борьба с кафирами). Джихад ведётся исходя из возможностей — жизнью, имуществом, словом. Джихад является вершиной столпов религии ислама — и продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед). Моджахед — это не только воин, но также учитель, и священник и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом то есть засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом.

Джихад, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. Военный джихад совершается лишь при необходимости: для дачи отпора напавшему врагу. Военный джихад ни в коем случае не ведется для распространения ислама, но всегда ведется против тех, кто открыто и воинственно выступает против распространения религии. Понятие военного джихада является второстепенным. Первостепенным же является джихад против зла собственной души. Но, конечно же, может наступить ситуация, когда именно военный джихад будет иметь первостепенную важность.

Аллах

Религия
В древнеарабской мифологии – верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург. Аллах одновременно является богом неба и дождя. Вероятно, в соответствии с семитской традицией, слово «Аллах» заменяет имя Бога. Придание слову артикля предполагает, что речь идет об известном боге. Первоначально был одним из главных божеств аравийского пантеона, но не был связан с какой-то конкретной этнической группой.

В исламе Аллах – главный, единственный бог, творец всего сущего. «Он сотворил небеса и землю, и то, что между ними, в шесть дней…»(25:59/60). Кораническая космогония является одной из главных тем Корана. Рассказы о творении должны были убедить в великой силе Аллаха, его праве управлять людьми, для которых он создал всю среду обитания и все, что они имеют.

Сотворенный Аллахом мир был населен ангелами и джиннами. И те, и другие были известны арабам до ислама. Ангелы жили на небесах, а джинны – на земле. Но однажды Аллах захотел создать человека, который помогал бы ему на земле. Первый человек, от которого произошли потом все люди, был создан Аллахом из праха, «из звучащей глины» (15:26). В Коране содержится несколько последовательных историй Адама. Некоторые детали коранического рассказа свидетельствуют о том, что источником Корана были древние общесемитские аравийские сказания. Все персонажи, упомянутые в Коране, действуют в соответствии с волей Аллаха, начиная от Ибрахима (Авраама) до Зу-ль-Карнейна (Александра Македонского).