Иисус Христос (не позже 4 до н. э. Вифлеем — между 30 и 33 н. э. Иерусалим). По мнению создателей никейского христианского вероучения — Второе лицо (ипостась) Троицы, Сын Бога и человек (то есть совмещающий в себе природу божественную и человеческую, полностью Бог и полностью человек), распятый на кресте, а затем воскресший и вознёсшийся на небо. Монофизиты признают только божественную природу и не признают человеческую. Учение и земная жизнь Иисуса Христа раскрыта в четырёх Евангелиях.
Происхождение и значение имени
Иисус — это греческая форма ивритского имени, которое означает «Спасение». Само это имя является сокращением — «Господь есть Спасение». Имя Йешуа давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йешуа бин Нун (ок. XV—XIV вв. до н. э.), которого русская синодальная Библия также называет Иисусом — Иисус Навин.
Следует отметить, что Йешуа — одно из самых распространённых еврейских имён того периода.
Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса. Греческое слово Христос представляет собой перевод ивритского и арамейского, и означает «помазанник» (мессия). Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам.
Происхождение и значение имени
Иисус — это греческая форма ивритского имени, которое означает «Спасение». Само это имя является сокращением — «Господь есть Спасение». Имя Йешуа давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йешуа бин Нун (ок. XV—XIV вв. до н. э.), которого русская синодальная Библия также называет Иисусом — Иисус Навин.
Следует отметить, что Йешуа — одно из самых распространённых еврейских имён того периода.
Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса. Греческое слово Христос представляет собой перевод ивритского и арамейского, и означает «помазанник» (мессия). Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам.
Христианская церковь признаёт откровение, принесённое Христом, за завершение религии, данной ещё Адаму в раю и затем возвещённой через Моисея и пророков еврейских. Такой взгляд не отрицает, однако, происхождения X. как X. в I веке нашей эры и не упраздняет исторического вопроса, какие условия нашла проповедь Христа и апостолов в еврейском народе при своём вступлении в жизнь человечества. «Когда наступило исполнение времени, послал Бог Сына Своего, рождённого от женщины, бывшего под законом, да сущих под законом искупить, да сыноположение приимем» (Гал. гл. 4, ст. 4). Таким образом, церковь принимает, что Спаситель явился тогда, когда и в еврействе, и во всем мире окончено было приготовление людей к Его принятию.
Историческую иллюстрацию к этому положению по отношению к языческому миру см. ниже. Нас же пока займёт вопрос о собственно палестинском еврействе. Политическое положение евреев в Палестине в эпоху Христа рисуется в следующих чертах. Вавилонский плен и затем персидское и македонское главенство (VI-II в. до Р. Х.) представлялись иудеям Палестины, Египта и Сирии с двух сторон. Одни видели в этих событиях кару Божию Израилю за грехи и прежде всего — за лёгкое отношение к закону. Поэтому для восстановления израильского царства необходимо было, по их убеждению, правильное и ревностное исполнение закона, внимательное самоограждение от всяких чужеземных языческих влияний на религиозные воззрения и обряды, язык, одежду, обычаи, образ жизни. Это — еврейские религиозные националисты, называвшиеся по-еврейски сперва «хасидим», то есть праведные, впоследствии «перушим» (отделённые), а в греческой транскрипции — «асидеи» и «фарисеи». Другие под влиянием политических событий и знакомства с культурными народами-покорителями более или менее примирились с потерей национального государства и вступили с греко-македонянами в культурное общение, надеясь воспользоваться некоторыми из принесённых ими культурных благ без ущерба национальной вере и даже пытаясь привлечь их самих к этой вере.
Историческую иллюстрацию к этому положению по отношению к языческому миру см. ниже. Нас же пока займёт вопрос о собственно палестинском еврействе. Политическое положение евреев в Палестине в эпоху Христа рисуется в следующих чертах. Вавилонский плен и затем персидское и македонское главенство (VI-II в. до Р. Х.) представлялись иудеям Палестины, Египта и Сирии с двух сторон. Одни видели в этих событиях кару Божию Израилю за грехи и прежде всего — за лёгкое отношение к закону. Поэтому для восстановления израильского царства необходимо было, по их убеждению, правильное и ревностное исполнение закона, внимательное самоограждение от всяких чужеземных языческих влияний на религиозные воззрения и обряды, язык, одежду, обычаи, образ жизни. Это — еврейские религиозные националисты, называвшиеся по-еврейски сперва «хасидим», то есть праведные, впоследствии «перушим» (отделённые), а в греческой транскрипции — «асидеи» и «фарисеи». Другие под влиянием политических событий и знакомства с культурными народами-покорителями более или менее примирились с потерей национального государства и вступили с греко-македонянами в культурное общение, надеясь воспользоваться некоторыми из принесённых ими культурных благ без ущерба национальной вере и даже пытаясь привлечь их самих к этой вере.
Десять заповедей (Декалог или Закон Божий) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх.19:10-25).
Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух версиях, весьма отличающихся друг от друга (см. Исх.20:2-17; Втор.5:7-21). Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в книге Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.
Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии в ярких красках. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (Исх.19:1 и след.). Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (Исх.24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (Втор.9:9, 11:15), и передал их Моисею. Когда Моисей спустился с горы, после сорокадневного пребывания на ней, со скрижалями в руках, и увидел, что народ пляшет вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, он пришел в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и записать на них Десять заповедей.
Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух версиях, весьма отличающихся друг от друга (см. Исх.20:2-17; Втор.5:7-21). Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в книге Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.
Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии в ярких красках. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (Исх.19:1 и след.). Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (Исх.24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (Втор.9:9, 11:15), и передал их Моисею. Когда Моисей спустился с горы, после сорокадневного пребывания на ней, со скрижалями в руках, и увидел, что народ пляшет вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, он пришел в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и записать на них Десять заповедей.
Второе пришествие Христово — событие, ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещённое в Новом Завете. Одно из догматических положений Церкви, зафиксированное в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене.
Второе пришествие в Библии
Иисус Христос неоднократно говорил о Своем втором пришествии на землю (Мат., 16, 27; 24, 27; 25, 31. Mapк., 8, 38. Лук., 12, 40), о нём ясно учат и апостолы (1 Иоан., 2, 28; 1 Кор., 4, 5; 1 Фес., 5, 2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы веры.
По ясным указаниям Св. Писания, Церковь второе пришествие Христово признаёт видимым и не смешивает, как делают иногда рационалистические толкователи, с какими-нибудь чрезвычайными, но тем не менее невидимыми посещениями Божиими Церкви. По словам Иисуса Христа, второе Его пришествие и будет видимо всеми, как внешнее (Мат., 24, 30; Mapк., 13, 26; Лук., 21, 27). И. Христос придет на землю также видимо, как видимо вознесся на небо перед своими учениками (Деян., 1, 11).
Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему (Мат., 24, 30; 16, 27. Mapк., 8, 38. 1 Фес., 4, 16 и проч.). Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир.
Второе пришествие в Библии
Иисус Христос неоднократно говорил о Своем втором пришествии на землю (Мат., 16, 27; 24, 27; 25, 31. Mapк., 8, 38. Лук., 12, 40), о нём ясно учат и апостолы (1 Иоан., 2, 28; 1 Кор., 4, 5; 1 Фес., 5, 2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы веры.
По ясным указаниям Св. Писания, Церковь второе пришествие Христово признаёт видимым и не смешивает, как делают иногда рационалистические толкователи, с какими-нибудь чрезвычайными, но тем не менее невидимыми посещениями Божиими Церкви. По словам Иисуса Христа, второе Его пришествие и будет видимо всеми, как внешнее (Мат., 24, 30; Mapк., 13, 26; Лук., 21, 27). И. Христос придет на землю также видимо, как видимо вознесся на небо перед своими учениками (Деян., 1, 11).
Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему (Мат., 24, 30; 16, 27. Mapк., 8, 38. 1 Фес., 4, 16 и проч.). Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир.
Александрийский канон Ветхого Завета (Септуагинта) был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он заметно отличается от иудейского Танаха как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам. Необходимо иметь в виду, что текстуально александрийский канон основан на иной, не протомасоретской версии оригинального текста. Нельзя исключить также и того, что дополнения в нём могут иметь христианское происхождение.
После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.
Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:
1. законоположительные книги (Пятикнижие) (Быт-Втор)
2. исторические книги (Нав-Есф)
3. учительные (поэтические) книги (Иов-Песн)
4. пророческие книги (Ис-Мал)
После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.
Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:
1. законоположительные книги (Пятикнижие) (Быт-Втор)
2. исторические книги (Нав-Есф)
3. учительные (поэтические) книги (Иов-Песн)
4. пророческие книги (Ис-Мал)
"Ветхий Завет", он же «Еврейская Библия» (Танах), — общее Священное Писание иудаизма и христианства. В данной статье рассматривается его изложение в христианской традиции.
Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. Предположительно написан в XV—IV веках до н. э. Неизвестно, кто собрал книги Ветхого завета воедино, но по еврейской традиции считается, что это был Ездра с помощниками. Около 270 года до н. э. по распоряжению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрию были приглашены 70 еврейских толковников из Иерусалима, которые перевели все книги с древнееврейского языка на греческий (т. н. «перевод семидесяти толковников», или «Септуагинта»).
Несмотря на долгую традицию использования Септуагинты в русском православном богословии, синодальный перевод Ветхого Завета сделан с иудейской (масоретской) Библии.
Этимология названия
Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. Предположительно написан в XV—IV веках до н. э. Неизвестно, кто собрал книги Ветхого завета воедино, но по еврейской традиции считается, что это был Ездра с помощниками. Около 270 года до н. э. по распоряжению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрию были приглашены 70 еврейских толковников из Иерусалима, которые перевели все книги с древнееврейского языка на греческий (т. н. «перевод семидесяти толковников», или «Септуагинта»).
Несмотря на долгую традицию использования Септуагинты в русском православном богословии, синодальный перевод Ветхого Завета сделан с иудейской (масоретской) Библии.
Этимология названия
Хасидизм — религиозно-мистическое течение в иудаизме.
Возникновение хасидизма
Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности ученых евреев от народной жизни.
Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращенно Бешт. На основе Каббалы он создал собственную версию иудаизма, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.
Возникновение хасидизма
Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности ученых евреев от народной жизни.
Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращенно Бешт. На основе Каббалы он создал собственную версию иудаизма, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.
“Моисей получил Тору на Синае, он передал ее Иегошуа, Иегошуа передал ее старейшинам, старейшины – пророкам, а пророки – мужам Великого Собрания.” (Поучения отцов)
Слово Тора означает “наставление”. Евреи пользуются этим словом в нескольких смыслах. Иногда оно обозначает первые пять книг Библии, иногда – Библию в целом, т.е. всю письменную Тору. Слово Тора может также означать всю совокупность традиционного учения, которое истолковывает Библию и ориентирует евреев в повседневной жизни. Это учение передавалось устно из поколения в поколение и известно под названием устной Торы.
ПИСЬМЕННАЯ ТОРА
Письменная Тора состоит из трех частей:
* Тора (Пятикнижие Моисеево)
1. Невиим (книги пророков)
2. Ктувим (священные писания)
Начальные буквы названий этих трех частей – Т.Н.К – составляют слово Танах. Так называется Библия у евреев. Танах написан преимущественно на иврите, есть в нем и небольшие фрагменты на арамейском – языке, родственном ивриту.
Слово Тора означает “наставление”. Евреи пользуются этим словом в нескольких смыслах. Иногда оно обозначает первые пять книг Библии, иногда – Библию в целом, т.е. всю письменную Тору. Слово Тора может также означать всю совокупность традиционного учения, которое истолковывает Библию и ориентирует евреев в повседневной жизни. Это учение передавалось устно из поколения в поколение и известно под названием устной Торы.
ПИСЬМЕННАЯ ТОРА
Письменная Тора состоит из трех частей:
* Тора (Пятикнижие Моисеево)
1. Невиим (книги пророков)
2. Ктувим (священные писания)
Начальные буквы названий этих трех частей – Т.Н.К – составляют слово Танах. Так называется Библия у евреев. Танах написан преимущественно на иврите, есть в нем и небольшие фрагменты на арамейском – языке, родственном ивриту.
Невиим (пророки) и Ктувим (священные писания) вместе с пятикнижием составляют Танах – письменную Тору. Евреи считают эти книги священными, потому что они были написаны пророками или людьми с руах акодеш – духом святости. И все же они не столь святы, как Пятикнижие Моисея, с которым Б-г говорил “лицом к лицу” (Исход 33:11). Это означает, что в Пятикнижии слово Б-га зафиксировано более непосредственно, чем в других священных книгах. По этой причине евреи не кладут книги Невиим или Ктувим на Хумаш.
НЕВИИМ (КНИГИ ПРОРОКОВ)
Книги Иегошуа (Иошуа), Шофтим (Судьи), Шмуэль (Самуил) и Мелахим (Царств) описывают историю еврейского народа после смерти Моисея. Они рассказывают о том, как евреи завоевали свою землю и поселились на ней, как они воевали с враждебными соседями и наконец установили монархию, избрав царя. В них описывается построение Храма, разделение на два царства (Израильское и Иудейское), изгнание народа Израиля в Ассирию, разрушение Храма и Вавилонское изгнание.
НЕВИИМ (КНИГИ ПРОРОКОВ)
Книги Иегошуа (Иошуа), Шофтим (Судьи), Шмуэль (Самуил) и Мелахим (Царств) описывают историю еврейского народа после смерти Моисея. Они рассказывают о том, как евреи завоевали свою землю и поселились на ней, как они воевали с враждебными соседями и наконец установили монархию, избрав царя. В них описывается построение Храма, разделение на два царства (Израильское и Иудейское), изгнание народа Израиля в Ассирию, разрушение Храма и Вавилонское изгнание.
Прогрессивный иудаизм - движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй половине 19 в. главным центром движения становятся Соединенные Штаты Америки. В последние десятилетия реформизм находит сторонников и в Израиле.
История
Духовные вожди реформизма считали себя подлинными продолжателями традиций иудаизма, которые, по их мнению, отличались гибкостью и открытостью. Эти свойства были утрачены лишь в конце средневековья. Историческими факторами, способствовавшими появлению реформизма, были эмансипация и движение еврейского просвещения Хаскала. Новое мировоззрение, с его интеллектуальными и эстетическими ценностями, по мнению сторонников реформизма, требовало внесения изменений в синагогальный ритуал, приспособления верований и ритуала к духу времени и новому статусу евреев как граждан государства.
«Классический» реформизм сформировался постепенно и в своем развитии прошел несколько стадий. Мозес Мендельсон, который сам соблюдал все религиозные заветы и отвергал идею развития религии, был сторонником изучения евреями немецкого языка и выступал за интеграцию евреев в немецком обществе. Он допускал даже некоторые изменения в традиционных обычаях (например, отсрочку погребения усопшего), но не в предписаниях еврейского религиозного канона Галаха. Мендельсон признавал, что в еврейской религии имеются «сделанные людьми дополнения» и «злоупотребления», которые «омрачают ее сияние».
История
Духовные вожди реформизма считали себя подлинными продолжателями традиций иудаизма, которые, по их мнению, отличались гибкостью и открытостью. Эти свойства были утрачены лишь в конце средневековья. Историческими факторами, способствовавшими появлению реформизма, были эмансипация и движение еврейского просвещения Хаскала. Новое мировоззрение, с его интеллектуальными и эстетическими ценностями, по мнению сторонников реформизма, требовало внесения изменений в синагогальный ритуал, приспособления верований и ритуала к духу времени и новому статусу евреев как граждан государства.
«Классический» реформизм сформировался постепенно и в своем развитии прошел несколько стадий. Мозес Мендельсон, который сам соблюдал все религиозные заветы и отвергал идею развития религии, был сторонником изучения евреями немецкого языка и выступал за интеграцию евреев в немецком обществе. Он допускал даже некоторые изменения в традиционных обычаях (например, отсрочку погребения усопшего), но не в предписаниях еврейского религиозного канона Галаха. Мендельсон признавал, что в еврейской религии имеются «сделанные людьми дополнения» и «злоупотребления», которые «омрачают ее сияние».
Праздники и памятные дни иудаизма
Праздники и памятные дни иудаизма в 5760 по европейскому летоисчислению (1999/2000)
Рош-Гашана - 11.9 / 12.9
Йом-Киппур - 20.9
Суккот - 25.9 / 3.10
Ошана-Раба - 1.10
Симхат Тора - 2.10
Ханука - 3.12 / 11.12
Ту Би-шват - 22.1
Пурим - 21.3
Песах - 19.4 (канун) / 27.4
Лаг Ба-омер - 23.5
Шавуот - 9.6 / 10.6
Пост 9 ава - 10.8
СУББОТА
У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник - это субота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.
Праздники и памятные дни иудаизма в 5760 по европейскому летоисчислению (1999/2000)
Рош-Гашана - 11.9 / 12.9
Йом-Киппур - 20.9
Суккот - 25.9 / 3.10
Ошана-Раба - 1.10
Симхат Тора - 2.10
Ханука - 3.12 / 11.12
Ту Би-шват - 22.1
Пурим - 21.3
Песах - 19.4 (канун) / 27.4
Лаг Ба-омер - 23.5
Шавуот - 9.6 / 10.6
Пост 9 ава - 10.8
СУББОТА
У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник - это субота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.
Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. orthodoxia — букв. `правильное мнение`) — общее название течений в иудаизме, последователи которых, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в конце средневековья — начале нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Основные положения
* Иудаизм — универсальная религия. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять монотеизм и учение Торы (она же Пятикнижие Моисея). В то же время, Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите гиюр)), и является национальной религией еврейского народа.
* Иудаизм первым в истории человечества провозгласил единобожие (БСЭ), углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
Основные положения
* Иудаизм — универсальная религия. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять монотеизм и учение Торы (она же Пятикнижие Моисея). В то же время, Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите гиюр)), и является национальной религией еврейского народа.
* Иудаизм первым в истории человечества провозгласил единобожие (БСЭ), углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.