Религия (от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.
Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.
Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что яркие переживания мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях, и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Многие теологи сомневаются в ценности этих переживаний с точки зрения канонической религии: наркоманы, алкоголики, шизофреники испытывают не менее яркие переживания.
Существуют и другие версии происхождения слова «религия», однако приведенная является наиболее распространенной.
Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.
Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что яркие переживания мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях, и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Многие теологи сомневаются в ценности этих переживаний с точки зрения канонической религии: наркоманы, алкоголики, шизофреники испытывают не менее яркие переживания.
Существуют и другие версии происхождения слова «религия», однако приведенная является наиболее распространенной.
Религия античной Греции имеет две главные характеристики:
Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.
Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.
Посейдон — бог моря, брат Зевса.
Афина — богиня мудрости, справедливой войны.
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
Арес — бог войны.
Артемида — богиня охоты.
Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.
Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.
Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.
Посейдон — бог моря, брат Зевса.
Афина — богиня мудрости, справедливой войны.
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
Арес — бог войны.
Артемида — богиня охоты.
Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.
О слове "язычество"
У нас есть общее, объединяющее нас слово, пришедшее из глубины веков. Мы - язычники. Другого такого слова нет. Другое название, например: природная вера - лишь уточняет это древнее слово. Названия же такие как ведическая религия или дохристианская вера, выдуманы сегодня и не имеют в себе должной силы. Носители ведической религии никогда так себя сами не называли, и никто не называл их так во времена их исторической жизни.
Сегодня бытует мнение, что языческие предки называли себя православными, поскольку славили правь. Надо думать, что действительно были православные язычники. Что есть правь?
Разберем суть слова правь, чтобы понять - должно ли нам зваться православными? Правь входит в такие наши современные слова, как: управлять, править (страной или лодкой), правда, правый, справедливый, правитель.
И так, слово правь относится в основном не к ведению лодьи, а к обоснованию поступка, к обоснованию института власти князя, к его суду, который обязан был быть в согласии с волей Богов. Потому, естественно, что слово правь увязывалось с верой, и с княжеским пантеоном Богов - с теми, кто дал право самому князю.
У нас есть общее, объединяющее нас слово, пришедшее из глубины веков. Мы - язычники. Другого такого слова нет. Другое название, например: природная вера - лишь уточняет это древнее слово. Названия же такие как ведическая религия или дохристианская вера, выдуманы сегодня и не имеют в себе должной силы. Носители ведической религии никогда так себя сами не называли, и никто не называл их так во времена их исторической жизни.
Сегодня бытует мнение, что языческие предки называли себя православными, поскольку славили правь. Надо думать, что действительно были православные язычники. Что есть правь?
Разберем суть слова правь, чтобы понять - должно ли нам зваться православными? Правь входит в такие наши современные слова, как: управлять, править (страной или лодкой), правда, правый, справедливый, правитель.
И так, слово правь относится в основном не к ведению лодьи, а к обоснованию поступка, к обоснованию института власти князя, к его суду, который обязан был быть в согласии с волей Богов. Потому, естественно, что слово правь увязывалось с верой, и с княжеским пантеоном Богов - с теми, кто дал право самому князю.
Шаманизм — магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами, входящая в примитивные культы, религиозные и психотерапевтические системы. На шаманизме основаны традиционные религии народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и других регионов. Термин шаман используется во многих языках, некоторые считают, что это название произошло от эвенкийского слова saman.
Буряты считают, что души шаманов с малолетства учатся на небесах в специальных школах, куда их приводят уже давно пребывающие в мире ином души предков-шаманов. В это время их тела на Земле живут вполне обыкновенной жизнью и часто ничем не отличаются от прочих. Правда, иногда такой отрок бывает отмечен печатью аскетизма, задумчивости и впечатлительности.
Заканчивалось обучение тем, что наставник "оживлял" изготовленные уже на Земле костюм и бубен неофита и показывал ему дорогу в "страну шаманов". Именно из неё руководили каждым из них, и она находилась "между землёй и 33 слоями неба".
Душа ребёнка, предназначенного быть небесным шаманом, по завершении обучения облекается в лебединую шкуру. Будущие шаманы нижнего мира, заканчивая образование, надевают шкуру ворона.
Белый шаман считается представителем добра и благодетелем человечества, он не может сделать ничего худого, а всегда делает людям только хорошее. Белый шаман одевается в белое платье и ездит на белом коне.
Буряты считают, что души шаманов с малолетства учатся на небесах в специальных школах, куда их приводят уже давно пребывающие в мире ином души предков-шаманов. В это время их тела на Земле живут вполне обыкновенной жизнью и часто ничем не отличаются от прочих. Правда, иногда такой отрок бывает отмечен печатью аскетизма, задумчивости и впечатлительности.
Заканчивалось обучение тем, что наставник "оживлял" изготовленные уже на Земле костюм и бубен неофита и показывал ему дорогу в "страну шаманов". Именно из неё руководили каждым из них, и она находилась "между землёй и 33 слоями неба".
Душа ребёнка, предназначенного быть небесным шаманом, по завершении обучения облекается в лебединую шкуру. Будущие шаманы нижнего мира, заканчивая образование, надевают шкуру ворона.
Белый шаман считается представителем добра и благодетелем человечества, он не может сделать ничего худого, а всегда делает людям только хорошее. Белый шаман одевается в белое платье и ездит на белом коне.
Психоактивные вещества, содержащиеся в растениях, с давних пор использовались в религиозных практиках. Весьма примечательна история, которая связала психоделическое растение коноплю и растафарианство — религиозное движение на Ямайке (государство-остров Карибского моря). Растафарианство (движение раста) — религиозное синкретическое движение, в котором причудливым образом соединились ритуальные практики народной религии аборигенов, африканских рабов и мессианские иудео-христианские чаяния.
Последователи движения поклоняются Богу Джа (Jah — Бог). В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I» (King James Version)*, которая была издана в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I), говорилось: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа [Господь], и радуйтесь пред лицем Его». (Псалтирь. Глава 67. Стих 5). Таким образом, для раста Джа — одно из имен ветхозаветного Господа Бога.
Растафарианцы (или просто раста) утверждают, что они, как и вообще все африканцы Нового Света, находятся в изгнании в «Вавилоне» (Вавилон — библейский символ греха и неправды). Подобно ветхозаветным евреям, все африканцы должны вернуться в Землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион — Африку.
С тех пор как в 70-х годах ХХ в. растафарианство как религия и мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, привезенной на Запад музыкантом и представителем религиозного движения раста Бобом Марли (1945 — 1981), эта своеобразная экзотическая культура стала близкой для очень многих людей во всем мире. Возник модный стиль жизни, который порою лишь поверхностно связан с породившей его религией и культурой. Тем не менее, даже в «светском» варианте растафарианства причудливым образом отражается внутренний своеобразный протест человека против «града земного», «Вавилона» — жесткой социально-политической системы и биопрограмм звериного способа существования (правильна или нет такая форма протеста, полагаю, что многое зависит от точки зрения задающегося подобным вопросом).
Последователи движения поклоняются Богу Джа (Jah — Бог). В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I» (King James Version)*, которая была издана в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I), говорилось: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа [Господь], и радуйтесь пред лицем Его». (Псалтирь. Глава 67. Стих 5). Таким образом, для раста Джа — одно из имен ветхозаветного Господа Бога.
Растафарианцы (или просто раста) утверждают, что они, как и вообще все африканцы Нового Света, находятся в изгнании в «Вавилоне» (Вавилон — библейский символ греха и неправды). Подобно ветхозаветным евреям, все африканцы должны вернуться в Землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион — Африку.
С тех пор как в 70-х годах ХХ в. растафарианство как религия и мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, привезенной на Запад музыкантом и представителем религиозного движения раста Бобом Марли (1945 — 1981), эта своеобразная экзотическая культура стала близкой для очень многих людей во всем мире. Возник модный стиль жизни, который порою лишь поверхностно связан с породившей его религией и культурой. Тем не менее, даже в «светском» варианте растафарианства причудливым образом отражается внутренний своеобразный протест человека против «града земного», «Вавилона» — жесткой социально-политической системы и биопрограмм звериного способа существования (правильна или нет такая форма протеста, полагаю, что многое зависит от точки зрения задающегося подобным вопросом).
Вуду (англ. Voodoo) - на основе верований народов Дагомеи появилось на Гаити, исп. Santeria - на основе верований народа Йоруба появилась на Кубе, порт. Macumba - также на основе верований Йоруба появилось в Бразилии. В Бразилии также имеются такие религии как Умбанда, Кимбанда, Кандомбле. Это — синкретические религии, зародившаяся на островах Карибского моря и представляющая собой синтез африканской магии (главным образом из региона Бенин) и европейского католицизма.
Теология
Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-создателя (Bondieu — Доброго Бога), который не участвует в жизни своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть.
Последователи вуду
Последователей вуду - вудуистов - насчитывается около 50 миллионов. Они распространены широко в Гаити, Бразилии, Тринидаде, США (Новый Орлеан), на Кубе и Ямайке, а также в небольших количествах по всему миру.
Теология
Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-создателя (Bondieu — Доброго Бога), который не участвует в жизни своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть.
Последователи вуду
Последователей вуду - вудуистов - насчитывается около 50 миллионов. Они распространены широко в Гаити, Бразилии, Тринидаде, США (Новый Орлеан), на Кубе и Ямайке, а также в небольших количествах по всему миру.
Палаццо Барберини
Урбан VIII (лат. Urbanus PP. VIII; в миру Маффео Барберини, итал. Maffeo Barberini; 5 апреля 1568 — 29 июля 1644) — папа римский с 6 августа 1623 по 29 июля 1644.
Маффео Барберини родился 5 апреля 1568 во Флоренции в дворянской семье. Получил юридическое образование, затем выполнял функции апостольского нунция в Париже. В 1606 получил кардинальскую шапку и епископство Сполето. После вступления на трон св. Петра стал настолько активно покровительствовать своим родственникам, что буквально ошеломил всех. Семья Барберини была задарена кардинальскими титулами и наиболее доходными должностями в папском государстве. Казалось, что вернулись времена понтификов Возрождения. В 1625 вновь объявленный Юбилейный год призван был свидетельствовать о папском могуществе. Во время процессий, двигавшихся от собора к собору во главе с церковными сановниками, в толпу бросались золотые монеты, а по вечерам били фонтаны, освещенные искусственными огнями. Понтификат Урбана VIII пришелся на период Тридцатилетней войны, которая снова обескровила Европейский континент. Влияние папской дипломатии на ход событий было минимальным. Мало кто тогда всерьез считался со светской властью римского епископа. Его моральный авторитет тоже был предметом всеобщей критики. В правление Урбана VIII была построена летняя папская резиденция в Кастель-Гандольфо.
Урбан VIII (лат. Urbanus PP. VIII; в миру Маффео Барберини, итал. Maffeo Barberini; 5 апреля 1568 — 29 июля 1644) — папа римский с 6 августа 1623 по 29 июля 1644.
Маффео Барберини родился 5 апреля 1568 во Флоренции в дворянской семье. Получил юридическое образование, затем выполнял функции апостольского нунция в Париже. В 1606 получил кардинальскую шапку и епископство Сполето. После вступления на трон св. Петра стал настолько активно покровительствовать своим родственникам, что буквально ошеломил всех. Семья Барберини была задарена кардинальскими титулами и наиболее доходными должностями в папском государстве. Казалось, что вернулись времена понтификов Возрождения. В 1625 вновь объявленный Юбилейный год призван был свидетельствовать о папском могуществе. Во время процессий, двигавшихся от собора к собору во главе с церковными сановниками, в толпу бросались золотые монеты, а по вечерам били фонтаны, освещенные искусственными огнями. Понтификат Урбана VIII пришелся на период Тридцатилетней войны, которая снова обескровила Европейский континент. Влияние папской дипломатии на ход событий было минимальным. Мало кто тогда всерьез считался со светской властью римского епископа. Его моральный авторитет тоже был предметом всеобщей критики. В правление Урбана VIII была построена летняя папская резиденция в Кастель-Гандольфо.
Пий VII. Портрет работы Жака Луи Давида
Пий VII (лат. Pius PP. VII) (в миру Грегорио Луиджи Барнаба Кьярамонти итал. Gregorio Luigi Barnaba Chiaramonti) (14 августа 1742 — 20 августа 1823) — папа римский с 14 марта 1800 по 20 августа 1823.
Первый папа Эпохи революций
Барнаба, граф Кьярамонти. Родился 14 августа 1742 в Чезене. Два его брата были иезуитами, два других — капуцинами, а мать, овдовев, стала кармелиткой. Барнаба вступил в орден св. Бенедикта. Учился в Падуе, Парме и Риме. В 1782 был назначен епископом Тиволи, в 1785 получил кардинальскую шапку и епархию Имоли. После смерти Пия VI конклав собрался в Венеции в соответствии с предсмертным решением папы. Председательствовал на конклаве выдающийся юрист кардинал-дьякон Эрколе Консальви, который позднее как статс-секретарь сыграл не последнюю роль в поддержании авторитета апостольской столицы. В 1801 Наполеон восстановил папское государство. папа вернулся в Рим и приступил к реорганизации своего государства. 15 июля 1801 он подписал с Наполеоном конкордат, который в XIX и даже в XX веке служил образцом для других договоров, заключенных апостольской столицей со многими странами Европы и Латинской Америки. В 1804 папа приехал в Париж на ритуал коронации Наполеона. Однако не папа, а лично сам император короновал себя и свою супругу Жозефину. В 1805 Пий VII вопреки воле Наполеона вернулся в Рим. С этого времени возросло напряжение между папой и императором, который считал папское государство своим леном и распоряжался церковным имуществом по своему усмотрению.
Пий VII (лат. Pius PP. VII) (в миру Грегорио Луиджи Барнаба Кьярамонти итал. Gregorio Luigi Barnaba Chiaramonti) (14 августа 1742 — 20 августа 1823) — папа римский с 14 марта 1800 по 20 августа 1823.
Первый папа Эпохи революций
Барнаба, граф Кьярамонти. Родился 14 августа 1742 в Чезене. Два его брата были иезуитами, два других — капуцинами, а мать, овдовев, стала кармелиткой. Барнаба вступил в орден св. Бенедикта. Учился в Падуе, Парме и Риме. В 1782 был назначен епископом Тиволи, в 1785 получил кардинальскую шапку и епархию Имоли. После смерти Пия VI конклав собрался в Венеции в соответствии с предсмертным решением папы. Председательствовал на конклаве выдающийся юрист кардинал-дьякон Эрколе Консальви, который позднее как статс-секретарь сыграл не последнюю роль в поддержании авторитета апостольской столицы. В 1801 Наполеон восстановил папское государство. папа вернулся в Рим и приступил к реорганизации своего государства. 15 июля 1801 он подписал с Наполеоном конкордат, который в XIX и даже в XX веке служил образцом для других договоров, заключенных апостольской столицей со многими странами Европы и Латинской Америки. В 1804 папа приехал в Париж на ритуал коронации Наполеона. Однако не папа, а лично сам император короновал себя и свою супругу Жозефину. В 1805 Пий VII вопреки воле Наполеона вернулся в Рим. С этого времени возросло напряжение между папой и императором, который считал папское государство своим леном и распоряжался церковным имуществом по своему усмотрению.
Пий VI (лат. Pius PP. VI; в миру Джананджело граф Браски итал. Giovanni Angelo Braschi; 27 декабря 1717 — 29 августа 1799) — папа римский с 15 февраля 1775 по 29 августа 1799.
Самый длинный понтификат в XVIII веке
Джананджело, граф Браски. Родился 27 декабря 1717 в Чезене. Изучал право. В 36 лет принял священнический сан. Стал секретарём Бенедикта XIV. Климент XIII назначил его папским казначеем. В 1773 получил кардинальскую шапку. После вступления на трон Святого Петра Пий VI, вопреки запрету Иннокентия XII, возвёл в кардинальское достоинство своего непота — Ромуальдо Онести-Браски и наделил его богатыми бенефициями. Брат папы был провозглашён князем Неми. Для своих непотов папа построил в центре Рима, на пьяцца Навоне, роскошный дворец Браски. Религиозная деятельность папы сводилась главным образом к организации очередных празднований Юбилейного года: в 1775, 1782, 1790 и 1792. Роспуск ордена иезуитов губительно отразился на папской администрации, особенно на миссионерских территориях. В 1784 папа назначил бывшего иезуита Джона Кэролла первым епископом в Соединенных Штатах. Принцип отделения церкви от государства, провозглашённый в американской конституции с 1787, позволил католицизму свободно развиваться в стране, где большинство населения составляли протестанты.
Самый длинный понтификат в XVIII веке
Джананджело, граф Браски. Родился 27 декабря 1717 в Чезене. Изучал право. В 36 лет принял священнический сан. Стал секретарём Бенедикта XIV. Климент XIII назначил его папским казначеем. В 1773 получил кардинальскую шапку. После вступления на трон Святого Петра Пий VI, вопреки запрету Иннокентия XII, возвёл в кардинальское достоинство своего непота — Ромуальдо Онести-Браски и наделил его богатыми бенефициями. Брат папы был провозглашён князем Неми. Для своих непотов папа построил в центре Рима, на пьяцца Навоне, роскошный дворец Браски. Религиозная деятельность папы сводилась главным образом к организации очередных празднований Юбилейного года: в 1775, 1782, 1790 и 1792. Роспуск ордена иезуитов губительно отразился на папской администрации, особенно на миссионерских территориях. В 1784 папа назначил бывшего иезуита Джона Кэролла первым епископом в Соединенных Штатах. Принцип отделения церкви от государства, провозглашённый в американской конституции с 1787, позволил католицизму свободно развиваться в стране, где большинство населения составляли протестанты.
Блаженный Пий IX (лат. Pius PP. IX, итал. Pio Nono) (в миру Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти; 13 мая 1792 — 7 февраля 1878) — римский папа с 16 июня 1846 по 7 февраля 1878. Основоположник современного учения о правах и привилегиях римского первосвященника.
Начало понтификата
В 1846—47 провёл либеральные реформы в папской области, что побудило часть участников Рисорджименто увидеть в нём будущего объединителя Италии. В начале Революции 1848—49 провел в папской области некоторые либеральные реформы, но вскоре бежал из Рима. Его покровителем считался французский император Наполеон III, войска которого по просьбе папы были введены в Рим и расправились с населением папской области, требовавшим демократических свобод и изгнания из Италии как французов, так и австрийцев.
«Узник Ватикана»
После ликвидации папской власти над Римом (1870) отказался признать объединённое итальянское государство. Провозгласил догмат о непорочном зачатии девы Марии, причислил к лику святых испанского инквизитора Педро Арбуэса, известного своими зверствами и убитого в 1485 родственниками его жертв, а также Иосафата Кунцевича, известного своими жесточайшими гонениями на православных, убитого разгневанными горожанами Витебска. Созвал I Ватиканский вселенский собор в 1870, на котором в числе прочего был принят догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали при высказывании «экс-катедра».
Начало понтификата
В 1846—47 провёл либеральные реформы в папской области, что побудило часть участников Рисорджименто увидеть в нём будущего объединителя Италии. В начале Революции 1848—49 провел в папской области некоторые либеральные реформы, но вскоре бежал из Рима. Его покровителем считался французский император Наполеон III, войска которого по просьбе папы были введены в Рим и расправились с населением папской области, требовавшим демократических свобод и изгнания из Италии как французов, так и австрийцев.
«Узник Ватикана»
После ликвидации папской власти над Римом (1870) отказался признать объединённое итальянское государство. Провозгласил догмат о непорочном зачатии девы Марии, причислил к лику святых испанского инквизитора Педро Арбуэса, известного своими зверствами и убитого в 1485 родственниками его жертв, а также Иосафата Кунцевича, известного своими жесточайшими гонениями на православных, убитого разгневанными горожанами Витебска. Созвал I Ватиканский вселенский собор в 1870, на котором в числе прочего был принят догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали при высказывании «экс-катедра».
Лев XIII
(Джиоаккино, граф Печчи)
1878.II.20 - 1903.VII.20
Нет никакого сомнения в том, что наиболее выдающимся папой XIX века был Лев XIII (1878-1903). Собравшиеся после смерти папы Пия IX кардиналы достигли согласия в том, что им следует избрать такого папу, который благодаря гибкой политике смог бы снять накопившееся внутри церкви напряжение, решить конфликт между церковью и обществом, вывести папство из состояния изоляции и включить его в русло международной политики. К 1870-м годам пропасть между церковью и современной культурой стала еще глубже; бурно шел процесс отхода светского мира от церкви, и в буржуазном обществе - но главным образом среди рабочих - безверие стало общим явлением. Для церкви жизненно важным вопросом явилось отвоевание отошедшего от христианства мира и с этой целью - поиск диалога с гражданским обществом. Для гибкого и умного осуществления двуединой задачи (поворот к обществу и внутреннее совершенствование) нужен был новый папа, который не унаследовал бы от своих предшественников состояние изоляции и поведение, осуждающее общество.
Епископ Перуджи, кардинал Джоакино Печчи, обладавший великолепными умственными способностями, широким кругозором и блестящими качествами государственного деятеля, прошел хорошую школу жизни, чтобы вполне соответствовать поставленной перед ним сложной задаче. "Папа королей и глав государств" происходил из богатой и знатной графской семьи, чьи владения находились близ Рима.
(Джиоаккино, граф Печчи)
1878.II.20 - 1903.VII.20
Нет никакого сомнения в том, что наиболее выдающимся папой XIX века был Лев XIII (1878-1903). Собравшиеся после смерти папы Пия IX кардиналы достигли согласия в том, что им следует избрать такого папу, который благодаря гибкой политике смог бы снять накопившееся внутри церкви напряжение, решить конфликт между церковью и обществом, вывести папство из состояния изоляции и включить его в русло международной политики. К 1870-м годам пропасть между церковью и современной культурой стала еще глубже; бурно шел процесс отхода светского мира от церкви, и в буржуазном обществе - но главным образом среди рабочих - безверие стало общим явлением. Для церкви жизненно важным вопросом явилось отвоевание отошедшего от христианства мира и с этой целью - поиск диалога с гражданским обществом. Для гибкого и умного осуществления двуединой задачи (поворот к обществу и внутреннее совершенствование) нужен был новый папа, который не унаследовал бы от своих предшественников состояние изоляции и поведение, осуждающее общество.
Епископ Перуджи, кардинал Джоакино Печчи, обладавший великолепными умственными способностями, широким кругозором и блестящими качествами государственного деятеля, прошел хорошую школу жизни, чтобы вполне соответствовать поставленной перед ним сложной задаче. "Папа королей и глав государств" происходил из богатой и знатной графской семьи, чьи владения находились близ Рима.
Лев III (лат. Leo PP. III; 750 — 12 июня 816) — папа римский с 26/27 декабря 795 по 12 июня 816.
С первых же дней понтификата взял курс на союз с Карлом Великим, которому римляне, по предложению папы, присягнули в верности. Это означало, что франкский король становится сувереном Рима, и папская канцелярия стала даже датировать свои документы годами вступления во власть короля и папы. Противники Льва подняли против него мятеж, обвиняя его в прелюбодеяниях и клятвопреступлении, на него было совершено нападение, его затащили в церковь и избили до крови. Лев бежал к Карлу в 799 году, и Карл восстановил его на папском престоле. В благодарность Лев венчал Карла императорской короной (в 800). Лев полностью подчинялся Карлу во всех вопросах, вплоть до догматических, однако, отказался включить в Символ Веры тезис Filioque. Тем самым папа занял позицию, аналогичную нынешней позиции православной церкви. После смерти Карла папа жестоко расправился со своими врагами в Риме, за что ему пришлось оправдываться перед новым императором, впрочем, успешно.
В 1673 канонизирован католической церковью (папой Климентом X).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
С первых же дней понтификата взял курс на союз с Карлом Великим, которому римляне, по предложению папы, присягнули в верности. Это означало, что франкский король становится сувереном Рима, и папская канцелярия стала даже датировать свои документы годами вступления во власть короля и папы. Противники Льва подняли против него мятеж, обвиняя его в прелюбодеяниях и клятвопреступлении, на него было совершено нападение, его затащили в церковь и избили до крови. Лев бежал к Карлу в 799 году, и Карл восстановил его на папском престоле. В благодарность Лев венчал Карла императорской короной (в 800). Лев полностью подчинялся Карлу во всех вопросах, вплоть до догматических, однако, отказался включить в Символ Веры тезис Filioque. Тем самым папа занял позицию, аналогичную нынешней позиции православной церкви. После смерти Карла папа жестоко расправился со своими врагами в Риме, за что ему пришлось оправдываться перед новым императором, впрочем, успешно.
В 1673 канонизирован католической церковью (папой Климентом X).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).