Шаманизм — магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами, входящая в примитивные культы, религиозные и психотерапевтические системы. На шаманизме основаны традиционные религии народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и других регионов. Термин шаман используется во многих языках, некоторые считают, что это название произошло от эвенкийского слова saman.
Буряты считают, что души шаманов с малолетства учатся на небесах в специальных школах, куда их приводят уже давно пребывающие в мире ином души предков-шаманов. В это время их тела на Земле живут вполне обыкновенной жизнью и часто ничем не отличаются от прочих. Правда, иногда такой отрок бывает отмечен печатью аскетизма, задумчивости и впечатлительности.
Заканчивалось обучение тем, что наставник "оживлял" изготовленные уже на Земле костюм и бубен неофита и показывал ему дорогу в "страну шаманов". Именно из неё руководили каждым из них, и она находилась "между землёй и 33 слоями неба".
Душа ребёнка, предназначенного быть небесным шаманом, по завершении обучения облекается в лебединую шкуру. Будущие шаманы нижнего мира, заканчивая образование, надевают шкуру ворона.
Белый шаман считается представителем добра и благодетелем человечества, он не может сделать ничего худого, а всегда делает людям только хорошее. Белый шаман одевается в белое платье и ездит на белом коне.
На восьмом-седьмом небесах располагается покровитель шаманов Улуу Тойон.
Ещё древние египтяне представляли мировое дерево в виде живой оси Земли. Майя считали мировое дерево своеобразным столпом вселенной, ему "помогали" держать небеса ещё четыре дерева по краям света.
Считалось, что камни и деревья, отмеченные и "обработанные" небесным огнём, приобретали какие-то необычные качества. Для шаманского бубна выбиралось именно такое дерево. Электрический разряд огромной силы мгновенно высушивал древесину и делал уникальными её физические параметры и свойства. Знающие люди собирали щепки таких деревьев и использовали их при болезнях. Под деревьями, в которые ударил гром, находили камень, который помогал шаману в целительстве.
Проникнуть в верхний мир можно через Полярную звезду. Полярную звезду можно сравнить с отверстием в крыше небесного чума и одновременно местом перехода в верхний мир.
Шаманы могут подниматься в верхний мир пешком или верхом на орле и мифический "громовой птице", пролетая в отверстие рядом с Полярной звездой. Говорят, туда можно добраться по радуге или солнечному лучу, а после упокоения - подняться вместе с дымом погребального костра. Наверху живёт добрый "верхний народ" ("народ рассвета") или объединяющее его в себе Верховное Существо (оно же Творец, Зенит, Полдень, Рассвет и т.п)
Шаманы совершают путешествия на Солнце, но делают это в редких случаях.
Шаманов тайга учит.
Великий шаман и целитель прошлого века Никон (Якутия) сказал: "Мы - необычные люди и после смерти будем не там, где будут остальные".
Происхождение слова «шаман»
Термин распространён во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, где им обозначался человек, который в состоянии возбуждения общается с духами. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значение служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляются.
Деятельность
Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов — «укрощением огня», лечением болезней, вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется бубен или барабан, или же особые танцы и заклинания. Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо, спускается под землю, входит в ад.
Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов и экстатических видений.
Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменение мира своей волей, в то время как шаман старается опираться на природные силы, и нередко не может им противостоять. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.
Особенности шаманизма
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут серьёзно варьировать от региона к региону:
* Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь.
* Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
* Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
* Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
* Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или барабан, определённые танцы и заклинания.
* Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
* Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: в миры небесных духов, в подземный мир, в царство мёртвых.
Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы
* встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
* отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
* доставить душу умершего к её новому пристанищу;
* наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.
Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).
История шаманизма
Некоторые ученые (в первую очередь, Доддс) объясняют распространение шаманской практики и мифологии контактами греческих колоний в Геллеспонте и на Черном море с иранскими племенами (скифами). Карл Мойли первым описал шаманскую природу ряда скифских обычаев и указал на их отражение в греческой традиции, а также обнаружил шаманские элементы в греческой эпической поэзии. Археологи же пришли к выводу, что шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке. В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путем. На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли лишь особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между обществом и мифическим миром.
При попытке систематизировать и накапливать шаманский опыт примитивные религии развивались в более сложные, примером такого всеобъемлющего мировоззрения, трактующего общение с духами и накапливающего практические знания о природе и душе, является даосизм.
В последнее время шаманские практики стали активно применяться в школах и религиях Нью-эйдж, и в различных системах психотерапии. Большое распространение получила система, описанная американским писателем Карлосом Кастанедой.
Буряты считают, что души шаманов с малолетства учатся на небесах в специальных школах, куда их приводят уже давно пребывающие в мире ином души предков-шаманов. В это время их тела на Земле живут вполне обыкновенной жизнью и часто ничем не отличаются от прочих. Правда, иногда такой отрок бывает отмечен печатью аскетизма, задумчивости и впечатлительности.
Заканчивалось обучение тем, что наставник "оживлял" изготовленные уже на Земле костюм и бубен неофита и показывал ему дорогу в "страну шаманов". Именно из неё руководили каждым из них, и она находилась "между землёй и 33 слоями неба".
Душа ребёнка, предназначенного быть небесным шаманом, по завершении обучения облекается в лебединую шкуру. Будущие шаманы нижнего мира, заканчивая образование, надевают шкуру ворона.
Белый шаман считается представителем добра и благодетелем человечества, он не может сделать ничего худого, а всегда делает людям только хорошее. Белый шаман одевается в белое платье и ездит на белом коне.
На восьмом-седьмом небесах располагается покровитель шаманов Улуу Тойон.
Ещё древние египтяне представляли мировое дерево в виде живой оси Земли. Майя считали мировое дерево своеобразным столпом вселенной, ему "помогали" держать небеса ещё четыре дерева по краям света.
Считалось, что камни и деревья, отмеченные и "обработанные" небесным огнём, приобретали какие-то необычные качества. Для шаманского бубна выбиралось именно такое дерево. Электрический разряд огромной силы мгновенно высушивал древесину и делал уникальными её физические параметры и свойства. Знающие люди собирали щепки таких деревьев и использовали их при болезнях. Под деревьями, в которые ударил гром, находили камень, который помогал шаману в целительстве.
Проникнуть в верхний мир можно через Полярную звезду. Полярную звезду можно сравнить с отверстием в крыше небесного чума и одновременно местом перехода в верхний мир.
Шаманы могут подниматься в верхний мир пешком или верхом на орле и мифический "громовой птице", пролетая в отверстие рядом с Полярной звездой. Говорят, туда можно добраться по радуге или солнечному лучу, а после упокоения - подняться вместе с дымом погребального костра. Наверху живёт добрый "верхний народ" ("народ рассвета") или объединяющее его в себе Верховное Существо (оно же Творец, Зенит, Полдень, Рассвет и т.п)
Шаманы совершают путешествия на Солнце, но делают это в редких случаях.
Шаманов тайга учит.
Великий шаман и целитель прошлого века Никон (Якутия) сказал: "Мы - необычные люди и после смерти будем не там, где будут остальные".
Происхождение слова «шаман»
Термин распространён во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, где им обозначался человек, который в состоянии возбуждения общается с духами. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значение служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляются.
Деятельность
Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов — «укрощением огня», лечением болезней, вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется бубен или барабан, или же особые танцы и заклинания. Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо, спускается под землю, входит в ад.
Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов и экстатических видений.
Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменение мира своей волей, в то время как шаман старается опираться на природные силы, и нередко не может им противостоять. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.
Особенности шаманизма
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут серьёзно варьировать от региона к региону:
* Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь.
* Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
* Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
* Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
* Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или барабан, определённые танцы и заклинания.
* Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
* Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: в миры небесных духов, в подземный мир, в царство мёртвых.
Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы
* встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
* отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
* доставить душу умершего к её новому пристанищу;
* наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.
Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).
История шаманизма
Некоторые ученые (в первую очередь, Доддс) объясняют распространение шаманской практики и мифологии контактами греческих колоний в Геллеспонте и на Черном море с иранскими племенами (скифами). Карл Мойли первым описал шаманскую природу ряда скифских обычаев и указал на их отражение в греческой традиции, а также обнаружил шаманские элементы в греческой эпической поэзии. Археологи же пришли к выводу, что шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке. В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путем. На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли лишь особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между обществом и мифическим миром.
При попытке систематизировать и накапливать шаманский опыт примитивные религии развивались в более сложные, примером такого всеобъемлющего мировоззрения, трактующего общение с духами и накапливающего практические знания о природе и душе, является даосизм.
В последнее время шаманские практики стали активно применяться в школах и религиях Нью-эйдж, и в различных системах психотерапии. Большое распространение получила система, описанная американским писателем Карлосом Кастанедой.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи