Растафарианство

Религия
Психоактивные вещества, содержащиеся в растениях, с давних пор использовались в религиозных практиках. Весьма примечательна история, которая связала психоделическое растение коноплю и растафарианство — религиозное движение на Ямайке (государство-остров Карибского моря). Растафарианство (движение раста) — религиозное синкретическое движение, в котором причудливым образом соединились ритуальные практики народной религии аборигенов, африканских рабов и мессианские иудео-христианские чаяния.
Последователи движения поклоняются Богу Джа (Jah — Бог). В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I» (King James Version)*, которая была издана в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I), говорилось: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа [Господь], и радуйтесь пред лицем Его». (Псалтирь. Глава 67. Стих 5). Таким образом, для раста Джа — одно из имен ветхозаветного Господа Бога.
Растафарианцы (или просто раста) утверждают, что они, как и вообще все африканцы Нового Света, находятся в изгнании в «Вавилоне» (Вавилон — библейский символ греха и неправды). Подобно ветхозаветным евреям, все африканцы должны вернуться в Землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион — Африку.
С тех пор как в 70-х годах ХХ в. растафарианство как религия и мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, привезенной на Запад музыкантом и представителем религиозного движения раста Бобом Марли (1945 — 1981), эта своеобразная экзотическая культура стала близкой для очень многих людей во всем мире. Возник модный стиль жизни, который порою лишь поверхностно связан с породившей его религией и культурой. Тем не менее, даже в «светском» варианте растафарианства причудливым образом отражается внутренний своеобразный протест человека против «града земного», «Вавилона» — жесткой социально-политической системы и биопрограмм звериного способа существования (правильна или нет такая форма протеста, полагаю, что многое зависит от точки зрения задающегося подобным вопросом). В любом случае, если рассматривать растафарианство как путь к живому Богу в себе, к своим духовным корням и к свободе от пут и уловок «Вавилона», а именно таким его видят все без исключения раста, то можно понять, почему культура Ямайки стала такой популярной во всем мире. Как поет Борис Гребенщиков:

Джа даст нам все,
У нас больше нет проблем;
Когда я с тобой,
Ты — мой единственный дом...

Раста легко определить по «львиной гриве» — «дредам» (Dread означает страшный, ужасный; страшиться. Loks — локоны, волосы. Dreadlocks можно перевести как «ужасающие локоны»). Дредлокс являются видимым свидетельством завета (договора), существующего между раста и Джа.
Растафарианцы считают, что единение с Богом достигается с помощью ганджи (ganja — конопля, марихуана, анаша; ямайское название сорта марихуаны, растущей на острове; производное от названия реки Ганг (Ganges); есть поверье, что именно индусы завезли ее на Ямайку). На Ямайке ганджу-коноплю-марихуану называют травой мудрости. Предание гласит, что она выросла на могиле царя-мудреца Соломона. Ямайцы верят, что ганджа — это «исцеление нации» (the healing of the nation). Они считают, что ганджа расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание.
Однако, как полагают раста, Вавилон имеет свои веские причины для запрета на выращивание и потребление конопли.
Вопреки общепринятому мнению, набожные растафарианцы не курят ганджу ради развлечения, а некоторые не принимают ее вообще, например, члены канонической Эфиопской православной церкви, а также многие из классических Старейшин религиозного движения. Однако большинство растафарианских проповедников отстаивали практику ритуального раскуривания «травки мудрости».
Раскуриваться можно частным образом, в качестве подспорья для медитации или же вместе с общиной, и тогда это уже будет «приятным Господу воскурением». Такой обычай аргументируется тем, что ганджа — это та самая «зеленая трава», одобряемая в Библии Джеймса I, и ее употребление можно считать более коротким путем к той же цели, которая достигается методами традиционного аскетизма. Эфиопская православная церковь, конечно же, выступает против этого. Православные монахи считают, что эти пути в лучшем случае опасны, а в худшем приводят к духовной гибели.
* БИБЛИЯ КОРОЛЯ ЯКОВА, также носит название Авторизованная версия , английский перевод Библии, изданный в 1611 году под покровительством английского короля Якова I. Библия короля Якова оказала заметное влияние на английский язык и считается классической англоязычной Библией уже на протяжении более трех веков.

Растафарианство во многом обязано своим распространением на Западе музыке ска и регги (реггей), и в особенности музыке ямайского музыканта Боба Марли.

МАРЛИ БОБ (Marley Bob) (полное имя Роберт Неста Марли, Robert Nesta Marley) (6 февраля 1945, Сант-Энн, St. Ann — 11 мая 1981, Майами), ямайский музыкант и исполнитель музыки реггей.
Отец - британский морской офицер (вскоре оставил семью), мать - коренная ямайка, певица госпел. В конце 1950-х гг. Марли был отчислен из школы и начал работать сварщиком. В свободное время он вместе со своим другом Банни (Невиллом О'Райли Ливингстоном, Neville O'Riley Livingston) занимался вокалом. Тогда же он познакомился с Питером Макинтошем (Peter McIntosh), который в 1962 вместе с Банни войдет в первую группу Боба Марли Wailers. Дебютный сингл группы Simmer Down (1965) держался на первой строчке ямайских хит-парадов в течение двух месяцев.
В 1966 Марли женился на Рите Андерсон и уехал вместе с ней и своей матерью в США. В 1967, вернувшись на Ямайку, он оказался вовлеченным в общественно-религиозное движение растафари (основная идея — освобождение и объединение всех чернокожих жителей мира, возврат к африканским этнокультурным корням). В ряде песен отразилась идеология движения: Soul Rebel («Мятежная душа»), Duppy Conqueror («Даппи-завоеватель»), Small Axe («Маленький топор») и др.
Группа записала два диска Catch a Fire (1972; первый в мире реггей-альбом) и Burnin' (1973). В 1974 Банни и Макинтош начали сольные карьеры, а Марли, переименовав группу в Bob Marley and The Wailers, включил в его состав женское трио. В середине 1970-х гг. вышли альбомы Natty Dread (хит No Woman No Cry), Rastaman Vibration и Exodus, сделавшие певца всемирно известным. За год до своей смерти Марди записал ставший впоследствии «культовым» альбом Uprising (с песней Could You Be Loved).
В 1981 «король реггей» скончался от злокачественной опухоли, образовавшейся вследствие не долеченной травмы.
Боба Марли можно смело назвать одним из самых знаковых фигур «черной культуры». Его песни исполнялись и исполняются многими музыкантами по всему миру.

СКА (англ. ska — народная вест-индская музыка), более архаичная, нежели реггей, форма фольклора Ямайки. В 60-е годы 20 века была известна как блю-бит и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 60—70-х годов чисто «расовой», музыка ска стала популярна в конце 70-х годов вместе с фольклором других этнических меньшинств, с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой «2-Тоун» (Selector, Specials, Beat), что позволило ей добиться успеха на мировом уровне. Сегодня одной из наиболее близких к традициям ска-групп являются UB-40. В нашей стране пионерами ска стали ленинградские «Странные Игры». Позже элементы ска успешно ассимилировали в своем творчестве и другие группы, в частности московская «Бригада С».
А. Бурлака

Из журнала "ВОКРУГ СВЕТА"


Первые миссионеры, прибывшие на Карибские острова, сразу попытались увлечь чернокожее население поучительными историями из Библии. В Священном писании грамотные рабы нашли рассказ об избранном народе, попавшем в рабство к вавилонянам. Благодаря божественному вмешательству народ смог спастись. Эту историю рабы восприняли как свою собственную. Священное писание вселило в них уверенность, что Бог не признал правоту белых рабовладельцев, "вавилонян". Триумф их мог быть только временным. Всем же чернокожим суждено вернуться из рабства на землю обетованную, то есть в Эфиопию, под которой подразумевалась вся Африка.

С отменой рабства плантации обезлюдели. Вчерашние невольники сочли плату за свободный труд мизерной. Хозяева начали завозить на острова индийцев и китайцев. Чернокожие остались не удел. Они селились в стороне от других этнических общин, занимали заброшенные земли, строили новые деревни и вспоминали о далекой "маме-Африке", где они были когда-то свободны и счастливы. Многие верили, что 31 декабря 1920 г. состоится великое возвращение народа на Черный континент. Океанские воды расступятся, и все желающие смогут дойти до далекой Африки по суше. Библейское чудо, к сожалению, не повторилось.

Вскоре у карибских африканцев появилась новая надежда на ордена Эфиопии. Некий Натаниэл Хибберт вложил в уста черного лидера Маркуса Гарви следующие слова: "Обратите взоры к Африке. Там будет коронован чернокожий царь, который приведет народ к избавлению".

В 30-х гг. в Эфиопии правил царь царей, Господь господствующих, лев от колена Иудина, потомок Соломона, Давида и царицы Савской. До коронации его звали Рас Тафари, после - Хайле Силассие, что значит "всеобщий исход с островов". В нем-то жители Антильских островов и увидели долгожданного мессию, который вернет их на обетованную землю. Тех, кто принимал учение о божественной сущности Хайле Силассие, объявляли избранными.

Важным орудием нового культа стала конопля. Плантаторы везли ее на остров целыми кораблями. Траву богини Кали в свободное от работы время курили индусы, общаясь при этом с Богом Шивой. Ему молились на хинди, восклицая "джай!" Растаманы восприняли это как одно из имен Бога. Кроме того, они переняли у индусов курение конопли, жизнь в ашрамах, то есть в религиозных общинах, молитвы на хинди, вегетарианство и безбрачие. Отличить последователя культа от обычного гражданина можно было по длинным волосам, заплетенным в косы, дрэдлокс.

В 60-х гг. символом растафарианства стали наябинги (непримиримые), которые утверждали превосходство черных над белыми и метисами. Эти расисты бросили тень на законопослушных растаманов. Власти стали преследовать всех, кто носил дрэды. Несчастных бросали в тюрьмы, пытали, привязывали за волосы к автомобилю и тащили по улицам, насильно стригли. Островитяне, напуганные разгулом жестокости, побежали в Африку. После прекращения репрессий поток беженцев иссяк. Более того, они стали возвращаться обратно. Видимо, обетованная земля не показалась им такой уж обетованной.

В середине 60-х начал приобретать популярность музыкальный стиль рэггей. Его звезды переняли у растаманов свой сценический имидж, прежде всего колтуны на голове. Быть "раста" стало престижно. Никто не имел права преследовать их, только за то, что они курили марихуану и носили странную прическу. Суперзвезда рэггей Боб Марли черпал вдохновение в культе растафари. Многие считали певца пророком. И не без основания. Одну из речей императора Хайле Силассие он положил на музыку. Так слова мессии были услышаны во всем мире, а у культа появились тысячи новых последователей.

Корни модного стиля рэггей уходят в традиционное искусство ритмической декламации под музыку. Так островитяне лучше воспринимали слова проповедей. На их основе писались духовные гимны, которые исполнялись под аккомпанемент стил-пана. Этот нехитрый инструмент делают из обычной нефтяной бочки. Дивные звуки, извлекаемые из нее, легли в основу стиля калипсо, широко распространенного на островах Карибского моря. Для местных жителей он так же значим, как рок для европейцев или рэггей для ямайцев.

Всеобщее карибское признание этот стиль получил после второй мировой войны, когда исполнители стали петь не религиозные гимны, а песни о местных событиях, о сплетнях и слухах и, конечно же, о любви. Всемирную известность чуду-барабану принес Жан-Мишель Жар, который использовал его во время открытого шоу в Париже.

Осенью для музыкантов, исполняющих калипсо, наступает ответственная пора - пора фестивалей, на которых каждый коллектив защищает честь своей маленькой родины.

Подготовка к фестивалю следующего года начинается сразу после завершения фестиваля года нынешнего. Так не будем же мешать этим юным дарованиям, играющим без нот, на слух.

«Кебра Негаст»

Кебра Нагаст («Книга о Славе Царей») — эфиопская книга, содержащая легенды о происхождении династии эфиопских правителей от царя Соломона и царицы Савской.

Происхождение книги

Самая ранняя из известных рукописей «Кебра Негаст» датируется XII веком, но в Европе о ней не было известно до первой четверти XVI века, когда были впервые опубликованы некоторые предания о царе Соломоне и сыне его Менелике.

Ряд деталей, упоминаемых в книге свидетельствует о её позднем происхождении. Например имя царицы Савской — Македа (огненная) заимствовано из Нового Завета, где она называется Царицей Южной (Лк.11:31)[2], а в 32-й главе Кебра Негаст она отождествляется с царицей Кандакией, упоминаемой в Новом Завете в качестве Царицы эфиопов (Деян.8:27). Но следует отметить, что согласно комментариям к Новому Завету Уильяма Баркли Кандакия - не столько имя, сколько титул, который носили все царицы Эфиопии.

Существует и арабская версия Кебра Негаст, ещё более пропитанная христианским влиянием. В ней автор приводит цитаты из посланий апостола Павла, в отношении многоженства Соломона приводит сравнение законов Ветхого и Нового Завета, а также утверждает, что христиане способны поддерживать моногамию только благодаря евхаристии. Также арабская версия содержит описание особенностей ног царицы (густые волосы или копыта), что совпадает с историей, описанной в Коране.

Легенда о царице Савской

Согласно «Кебра Негаст», род эфиопских правителей происходит от савской царицы Македы, прибывшей в Иерусалим, чтобы побеседовать с Соломоном, о славе и мудрости которого она была наслышена. Однажды «возлегли они вместе» и «спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царем Соломоном... детородные муки объяли её, и породила дитя она мужеска пола». Рождённый ею ребёнок получил имя Байна-Лехкем (варианты — Уольдэ-Таббиб («сын мудреца»), Менелик, Меньелик) и в 22 года приехал в Иерусалим к своему отцу, который принял и признал его.

Согласно «Кебра Негаст», Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета, который по утверждениям эфиопов, до сих пор находится в Аксуме в соборе Святейшей Девы Марии Сиона. После возвращения сына царица Макеба отказалась от престола в его пользу, и он устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии. До настоящего времени сохранились фалаши — эфиопские евреи, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом.

Значение книги



Кебра Негаст, в особенности её оригинальная рукопись, имеет чрезвычайно важное значение для эфиопского народа. Об этом свидетельствует, в частности, следующая история: в 1872 году император Джоан IV Касса отправил срочное послание английскому министру иностранных дел графу Гранвилю, в котором требовал вернуть оригинал Кебра Негаст, увезенный в Лондон в 1868 году в связи с введением английского мандата в Эфиопии. Он писал:

«У Вас там есть книга под названием «Кебра Негаст», которая содержит законы Эфиопии, в этой книге есть имена царей, названия церквей и провинций. Я прошу Вас безотлагательно установить, в чей собственности находится эта книга, и отослать ее мне, так как без этой книги народ в моей стране не будет мне подчиняться»
Попечителей Британского музея удалось убедить, и 14 сентября 1872 года рукопись была возвращена в Эфиопию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.