Медитация и действие

Религия
Мы должны сказать также о связи между практикой медитации и нашей деятельностью. Сначала шаматха и випашъяна достигаются в положении сидя, а затем эти практики переносятся в нашу повседневную деятельность. Существует некий карикатурный образ буддизма как пути, оторванного от мира, предназначенного для монахов или отшельников, которые медитируют в гималайских пещерах или где-нибудь еще. Хотя, действительно, и есть люди, практикующие путь ухода от мира, все равно эти представления далеки от истины. Опыт медитации, поскольку он позволяет достичь непосредственного постижения реальности или подойти к нему, и есть действие самое правильное, самое точное и самое эффективное, какое только может быть.
На самом деле, если мы подходим к ситуации, какая бы она ни была, с нашими проекциями и предубеждениями, мы не воспринимаем ее такой, какая она есть в действительности: наше сознание омрачено своими же представлениями, оно выбирает ту или иную деталь ситуации и отвечает на эту деталь какой-то эмоциональной реакцией. Мы реагируем на наши собственные проекции, мы отвечаем самим себе.
Когда мы опутаны цепями нашего ума, мы на самом деле не присутствуем в ситуации: либо мы находимся в прошлом, без конца возвращаясь к какой-либо мысли, либо находимся в будущем, строя какие-то планы. Даже если мы относительно и присутствуем, мы все равно действуем возбужденно: наше сознание находится где-то в другом месте и только частично участвует в реальности настоящей ситуации.
Напротив, опыт непосредственности, который обнаруживается в медитации, является состоянием сознания вполне присутствующего, укоренившегося в мгновенности настоящего времени. Это опыт переживания чистой реальности, обнаженной и неприукрашенной, который позволяет действовать правильно, в соответствии с реальностью ситуации, с наибольшей восприимчивостью и свободой.
Этот опыт непосредственного переживания реальности является также опытом непривязанности. Чем больше мы привязаны, тем меньше возможность действовать. Привязанности - это связи, которые нас опутывают и обусловливают, а непривязанность - это оптимальное состояние свободы. Но нельзя не отметить, что непривязанность, о которой мы говорили, это не равнодушие, она скорее даже антипод равнодушия.

Буддизм на Западе

Религия
Дхармы и современности.
Дхармы как практики внутреннего преобразования.
Дхармы и действия,
которые, без сомнения, позволят понять тот интерес, который вызывает буддизм на Западе.
Что касается первого пункта, то здесь нужно отметить ту гармонию, которая существует между Дхармой и современной мыслью, глубокое соответствие Учения Будды современной науке. Не только нет противоречия между традиционной наукой Дхармы - этого познания познания - и новыми парадигмами современной науки, но есть совпадения и моменты, в которых они соприкасаются все более и более
близко.
Второй пункт касается практического аспекта пути, который конечно предполагает философскую и метафизическую перспективу; но если бы мы ограничились логическими или философскими рассуждениями, мы бы остались в области двойственности. Для выхода из этого положения Дхарма предлагает возможность внутреннего преобразования, используя практическое средство - медитацию.
Третий пункт, который стоит подчеркнуть, - это гармония между практикой Дхармы и деятельностью в повседневной жизни. То, что я сказал о медитации в действии, позволяет, наверное, понять, что человек, по-настоящему практикующий медитацию совсем не эфирное или воздушное существо, "созерцатель" в отрицательном смысле. Это, наоборот, человек, который полностью присутствует в реальности - такой, какая она есть. Можно сказать, что проверка Бодхисаттвы, т.е. пробужденной личности, состоит в его отношении к земле, к конкретному. Будда, чтобы выразить свое пробуждение, призвал в свидетели Землю.

Медитация

Религия
После этих замечаний я хочу дать вам введение в практику медитации, которая является в Дхарме сферой опыта, инструментом духовного продвижения и внутреннего преобразования.
Слово "медитация", надо заметить, ни в коем случае нельзя понимать в том смысле, который придают ему на Западе, т.е. в смысле размышления, например, над текстами Писания, или медитации в картезианском смысле. Медитация в Дхарме означает комплекс духовных практик, которые позволяют развивать любовь и познание. Существуют разные практики медитации, но они все идут в одном направлении: обучение выходу за пределы "я", его структур, и фиксации на его внешних и внутренних объектах.
Суть практики медитации заключается в работе над освобождением от фиксации "я" на его объектах, на "разотождествление". Обычно мы отождествляем себя с какой-то формой: нашим телом, нашим именем, и мы устанавливаем нашу личность через связи, которые мы имеем, с нашими мыслями и эмоциями. Так мы создаем наше "я" во взаимодействии с событиями нашего мира, на которых мы фиксируем свое сознание.
Практика медитации обучает нас ослаблять фиксацию "я" на его объектах - от самых грубых до самых тонких. Она начинается с работы над мыслями и эмоциями. Если мы рассмотрим наше сознание, что мы увидим? Мы отметим у себя постоянное движение мыслей. Попробуйте остаться несколько минут без мыслей!... По сути, активность ума необходима для выживания "я". Наше ощущение существования тем реальнее, чем активнее наш ум. Следовательно, недействие ума приводит к опыту отсутствия "эго". Пока наш ум возбужден, он производит явления с такой частотой, что этот поток создает иллюзию безостановочности, с которой мы отождествляемся, как "я". Это как в кино: когда пленка движется со скоростью 24 кадра в секунду, это движение кажется нам непрерывным. Наш ум действует подобным же образом.

Хупа

Религия
ТРАДИЦИОННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА В СВЕТЕ ХАСИДСКИХ ОБЫЧАЕВ

Еврейский брак — это Б-жественная заповедь, святой союз, наполненный добром и требующий обоюдного исполнения его условий. Желая упрочить. Свои деяния. Создатель даровал мужчине и женщине заповедь бракосочетания. Тора, подчёркивая её великую святость, называет обряд бракосочетания «Кидушин», что буквально означает «Освящение». Концепция эта отражена в каждом из этапов свадебной церемонии и в обычаях всего дня свадьбы.

ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ СВАДЬБЕ

Будущие муж и жена — это две части одной души, поэтому до вступления в брак человек не считается цельным, совершенным существом. День бракосочетания служит как бы началом новой жизни — и для невесты, и для жениха. Закладывая фундамент для своего дома, жених и невеста, несмотря на всю предсвадебную суматоху, находят время для того, чтобы увеличить свои знания в Торе, исполнить больше заповедей и укрепить свою связь со Все-вышним.

Хевра Кадиша

Религия
"Хевра Кадиша" переводится как "Святое братство". У евреев на все есть свои правила, в том числе и на то, как отсюда уйти. Для выполнения этого порядка ухода и создана специальная система похоронных братств, которые и занимаются этой одной из самых больших заповедей, у которой есть и такое название - хэсэд шель эмет, т. е. истинное милосердие. Истинное - потому что от покойника ничего не ждут взамен, никакой благодарности. Всегда и везде этим занимались наиболее уважаемые и богатые люди. Благосостояние работника "Хевра Кадиша" не зависело от погребения, чтобы не было того, что один еврей ждет смерти другого еврея. Казалось бы, как такое может быть, а ведь, увы, бывает... Когда в городах-убежищах Эрец-Исраэль непреднамеренные убийцы скрывались от наказания, они дожидались смерти первосвященника и молили Вс-вышнего об этом (жена первосвященника кормила их). И их матери тоже молились о смерти первосвященника! Вот чтобы такого не случалось, членами "Хевра Кадиша" всегда становились наиболее богатые и уважаемые люди. В небольших общинах и местечках, где не было большого объема работы, "Хевра Кадиша" не была их основным местом трудовой деятельности. В нужный момент их вызывали, а затем они возвращались к основной работе. Но, например, в Иерусалиме такие люди находятся на зарплате. "Хевра Кадиша" - это их рабочее место.

В процедуре захоронения есть 2 этапа: таhара (очищение, омовение) и квура, т. е. захоронение. Они разделены во времени, иногда их выполняют одни и те же люди, а иногда - различные. Поскольку женщины омывают женщин, а мужчины - мужчин, то женщины - точно приглашаемые специально для таhара, а вот мужчины могут быть те же, что делают квура. Есть особые одежды для покойного - тахрихим.

Тфилин

Религия
Тфилин — две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`) из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Пятикнижия. При помощи продетых через основания этих коробочек чёрных кожаных ремешков тфилин накладывают и укрепляют одну на обнажённой левой руке («против сердца»), вторую над линией волос, между глаз.

Заповедь тфилин

Источником заповеди накладывания тфилин являются следующие стихи Пятикнижия:

"Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. "
Эти же слова присутствуют в молитве Шма.

Святость тфиллин уступает лишь святости свитка Торы.

Строение тфилин

Обрезание

Религия
Обрезание или обрезание — хирургическая операция («циркумцизия», лат. circumcisio), удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти с различными целями:

* социальными (инициация, регулирование сексуальности, предотвращение сексуальных практик, считающихся порочными);
* религиозными (посвящение Богу);
* медицинскими (устранение анатомического недостатка, профилактика заболеваний);
* национальными (например, знак принадлежности еврея к еврейскому народу).

В настоящее время в религиозных целях обрезание практикуется главным образом у мусульман и иудеев.
Обрезание в истории

Древний мир
Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у финикийцев, у египетских жрецов, а также у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у филистимлян обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться.

Молитвы и благословления

Религия
Молитва - откровенный разговор человека с Б-гом. Люди могут обращаться к Б-гу в любой момент: как с благодарностью за что-то, так и с просьбой (личной или о еврейском народе в целом).

Евреи молятся 3 раза в день (утром, днём и вечером). Для молитвы используют Сидур - молитвенник. В праздники добавляются специальные праздничные молитвы.

Перед молитвой в синагоге мужчины должны одевать талит гадоль, накладывать тфиллин (кожаные коробочки со святыми текстами).

Сила молитвы настолько велика, что может отменить суровый приговор, вынесенный человеку. Главное, чтобы молитва была от чистого сердца и шла исключительно на пользу людям. Есть такая история. Еврейский мальчик в первый раз зашёл в синагогу на Рош Ашана (еврейский новый год) и так, как он не знал слов молитвы, но очень хотел молиться со всеми евреями в этот праздничный день, он начал говорить слова Алеф-Бет (еврейский алфавит) от чистого сердца и Б-г принял его молитву. Не имеет значения в какой стране вы живёте, на каком языке вы молитесь: Б-г понимает любой язык, исходящий из истоков вашей души.

Гиюр

Религия
Гиюр, обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.

Первыми примерами прозелитов можно считать Итро - тестя Моисея и Руфь. Моисей, Талмуд и более поздние кодексы формализуют процедуру прозелитизма. Кандидат обязан принять на себя все заповеди Торы перед судом из трёх судей. Если кандидат - мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления - окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве. В древнее время кандидат также приносил жертву в Иерусалимский храм. Если кандидат уже обрезан - производят заменяющий ритуал - выдавливание капли крови. Вопросы прозелитизма приобрели большую важность в современном Израиле в связи с появлением значительного количества евреев, не считающихся таковыми по религиозному закону (Галаха).

Смысл и история гиюра

Гер - Эфраим-Элимелех УРБАХ, профессор, президент Академии наук Израиля.

Геры в диаспоре. В Римской империи движение прозелитов было весьма заметным и развивалось при самом активном участии евреев диаспоры. Как свидетельствуют рукописи, найденные на о. Элефантина, движение это началось еще в эллинистический период, однако достигло расцвета в эпоху империи. Повсюду, где проживали евреи, а жили они во всех городах и центрах торговли Средиземноморья, они всегда вызывали интерес, сопряженный иногда с симпатией, иногда с ненавистью.

Мезуза

Религия
"Да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих." (Дварим 6:9)
Что такое мезуза?
Посмотрите внимательно на фотографию. На правом косяке двери есть прямоугольный предмет. Это мезуза - знак еврейского дома. Тора предписывает прикреплять мезузу на косяке каждой двери жилища еврея, а также на воротах, ведущих во двор с улицы. Мезуза (множественное число - мезузот) - это свиток с двумя фрагментами Торы (Дварим, 6:4-9 и 11:13-21), написанными на иврите. Это первые два абзаца Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование завета между Ним и еврейским народом. Мезуза должна быть написана от руки квалифицированным сойфером, писцом на пергаменте. Пергамент - это внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал гладким. Это один из древнейших известных нам материалов для письма. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Пергамент из кожи кошерной птицы непригоден, потому что в нем много отверстий от перьев. Если вы посмотрите на дверь еврейского дома, вы, вероятно, не увидите никакого пергамента. Он обычно помещается внутри защитного футляра. Это привело к определенной путанице по поводу того, что же такое мезуза. Некоторые ошибочно считают, что мезуза - это свиток вместе с футляром. Другие полагают, что футляр и есть мезуза. Люди даже покупают пустые футляры, считая что покупают мезузу! Мезуза - это свиток пергамента. Футляр нужен только для того, чтобы предохранить его от пыли и влаги. Некоторые евреи обходятся вовсе без футляров для мезузот внутри дома. Они оборачивают свиток в прозрачную пленку, чтобы видеть мезузу, а не футляр.

Под защитой Творца

Мезуза пользуется в народе Израиля особой любовью. Редко можно найти еврейский дом без мезузы: каждый еврей чувствует, что без мезузы в доме чего-то не хватает: не хватает символа, напоминающего всем входящим в дом, что этот дом - еврейский.

Кашрут

Религия
Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи.

Определение

Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Талмуде (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей) до бытовых (выбор ткани) и ритуальных (тфилин, цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат кошер.

Жертвоприношения в иудаизме

Религия
Жертвоприношение — форма религиозного культа, существовавшая во многих религиях древнего мира; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с Богом путем принесения ему в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Вплоть до разрушения Второго Храма жертвоприношение являлось основной формой еврейского священослужения.

Жертва. Роль в истории и культуре

Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи, однако также они служили средством выражения благодарности, преданности богам или демонстрации собственной ничтожности. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

Формы жертвоприношения у древних израильтян были близки к формам ханаанского культа, однако Библия решительно отвергает и сурово порицает изуверские и оргиастические элементы этого культа, в первую очередь — человеческое жертвоприношение. В иудаизме библейского периода, так же как и в некоторых других развитых древних цивилизациях, обычай жертвоприношения приобрёл гораздо более возвышенный смысл. В еврейской религии он становится выражением покорности и благодарности Богу, но главным образом — основным средством искупления грехов и очищения от скверны (см. Ритуальная чистота).