Портрет в масонском интерьере

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Портрет в масонском интерьере
Наше время склонно переписывать историю. Иногда это можно назвать работой над ошибками. А порой – откровенными спекуляциями, глумлением над нашими патриотическими чувствами! Вот и до Кутузова добрались! Его не просто принизили в лучшем духе нынешних тенденций, но еще и попытались выставить рассеянным стариком, который только и делал, что спал или дремал. Да еще и Наполеона не схватил, хотя несколько раз имел такую возможность и под Малоярославцем, и на Березине!
Попробуем этому возразить. Найдем логику не только во всех поступках Кутузова, но и в его бесконечных снах. И тоже привлечем на свою сторону аргументы, мягко говоря, нетрадиционные.
А для этого вспомним, что восемнадцатый век, в коем был рожден и прожил большую часть своей жизни выдающийся полководец, называли «веком Просвещения». Люди, и в первую очередь аристократы, стремились не только к лучшим образцам мировой культуры, но и к передовым идеям о сути мироздания, происхождении и предназначении государственной власти, о долге посвященного в такие знания.
В Европе появились многочисленные общества «вольных каменщиков», или масонов. Все они были тайными, закрытыми для профанов. Чтобы вступить в общество, нужно было отвечать определенным морально-нравственным требованиям, в том числе обладать умением сдерживать чувства ради общего дела.
А дело такое у масонов было. Общества «вольных каменщиков» хотели реформировать всю политическую, общественную и религиозную жизнь Старого Света. Им хотелось примирить всех европейских государей, создать хотя бы подобие единого общеевропейского государства. Причем такого, в котором умрут феодальные отношения, уступив место свободному труду и инициативе. И фактическими руководителями такой конфедерации станут они, как бы воплощая в реальной жизни идеи Платона о том, что миром должны править философы.
Именно в обстановке такого «масонского угара» и произошло первое знакомство Кутузова с тайными орденами. В 1779 году в Регенсбурге он вступил в ложу «К трем ключам». Как он сам заявил при вступлении, его цель – это «нахождение сил для борьбы со страстями и жажда ключа от тайн мира».
Потом он стал членом еще нескольких масонских лож – во Франкфурте и в Берлине. А по возвращении в Россию в 1783 году «посвященные на берегах Невы признали его своим». Эти слова взяты из все той же траурной речи в июле 1813 г.!
Любопытно, что Кутузов стал даже членом шотландской ложи «Сфинкс». Он дошел до самых высоких масонских степеней и оказывал всему общеевропейскому «Вольному Братству» всяческую поддержку, за что и получил от Братства масонское имя «Зеленеющий Лавр».
И еще одна важная деталь. Рекомендовал Кутузова «братьям» великий Суворов, сам активный деятель масонского движения. Он познакомился с Кутузовым еще в 1776 году и с тех пор стал не только его военным, но и духовным наставником.
Все эти факты и детали собрала в своей книге «Знаменитые русские масоны» Татьяна Бакунина. Книга увидела свет в Париже в 1934–1935 гг. Но в полном виде она была издана только в России в горячем 1991 году.

Сны «Зеленеющего Лавра»

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Сны «Зеленеющего Лавра»
«Ты руководил бестрепетными русскими солдатами не для завоеваний и разорений, но во имя защиты человечества, освобождения Европы, установления ее мирного процветания. Прими же скромное признание, которое оказывают тебе братья по посвящению устами занимающего этот священный пост».
Эти слова звучали в июле 1813 года в залах Петербургского музыкального общества. Шло траурное собрание в связи с кончиной фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Много сотен людей присутствовало там. И все эти люди были «вольными каменщиками», масонами. Потому что и сам усопший был одним из них!
А торжественную речь произносил не кто иной, как Пьер Муссар, француз. И было крайне важно, что такую оценку сокрушителю Наполеона дает именно представитель побежденной страны. И заключил он траурную речь словами о том, что Кутузов стал гением добра, повергшим гения зла. И добавил: «Это в нашей среде ты приобрел добродетели и свет, давшие тебе бессмертие».

Эпилог за гробовой доской

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Эпилог за гробовой доской
Бирон, получивший, согласно воле Анны Иоанновны, подтвержденной указом правительствующего Сената, «мочь и власть управлять всеми государственными делами, как внутренними, так и иностранными, вплоть до совершеннолетия царевича», вскоре пал. Он пробыл регентом всего 22 дня.
Его приговорили к смертной казни, но заменили ее пожизненной ссылкой в Сибирь. Там для него по чертежам Миниха построили специальный дом-тюрьму.
И все-таки судьба снова улыбнулась ему. Хотя и не так широко, как при Анне. Императрица Екатерина Вторая возвратила Бирону и его наследникам герцогство Курляндское, куда они и отбыли.
Возможно, Екатерина, сама падкая до фаворитов и ценившая их верность себе, отдала дань уважения бессменному кавалеру царственной Анны.
Последние 20 лет своей жизни Бирон посвятил строительству собственной резиденции в местечке Рундала. Как всегда, он был озабочен исключительно своими личными делами.
Он перешел в мир, где уже давно находилась Анна, в самый канун 1773 года. В благодарность Екатерине наследники Бирона отказались от прав на владение герцогством Курляндским в пользу России. Оно превратилось в одну из губерний империи.
Личные привязанности царственных особ женского пола были главными доминантами всего XVIII века России. Иногда они превращались во благо страны, как при Екатерине и Потемкине, иногда в проклятие, как при Анне и Бироне.
И только император Павел Первый, поставивший трагическую точку в истории этого века, издал наконец указ, по которому престол передавался только лицам мужского пола и переставал быть игрушкой в женских руках.

«Она не любила печальных историй»

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
«Она не любила печальных историй»
Так говорили об императрице те, кто близко знал ее. Слишком уж печальна была ее собственная судьба, а потому, неожиданно став главной персоной в государстве, Анна предпочитала веселые развлечения при дворе неприятным разговорам о текущих делах страны. К тому же и любимый был рядом, что делало все это веселье особенно приятным.
А текущие дела оставляли желать лучшего. Земли по южному и западному побережью Каспийского моря, которые с таким трудом завоевал Петр Первый, пришлось вернуть Персии. Попытки отвоевать у Турции территории, потерянные Петром во время Прутского похода, тоже окончились неудачей.
Правда, Анна Иоанновна все-таки смогла выправить положение. Русская армия заняла крепость Азов. А на следующий год войска под командованием генерал-фельдмаршала Миниха овладели Перекопом и дошли до Бахчисарайских теснин в Крыму. Вступив в Яссы, Миних принял от светских и духовных чинов Молдавии изъявление покорности русской государыне.
Победы давались очень дорогой ценой. К людским потерям на поле боя прибавлялось хроническая нехватка боеприпасов, одежды, провианта и медикаментов. Это делало победы страны почти пирровыми! А царица не любила «печальных историй» и крайне неохотно выслушивала мрачных вестников. Что же касается любимого Бирона, то он был не настолько талантлив и дальновиден, чтобы принять решительные меры по исправлению положения в стране, хотя и пытался наладить отчетность, столь близкую его немецкому сердцу. «Сполна ли в сборе и что в доимке осталось – неизвестно, потому что из многих губерний и провинций рапортов не прислано».
Взрослое население России сокращалось, тяжелые подати и повинности разоряли людей, а Бирон в сознании простого человека давно превратился в «Обирона»!
Россия все больше напоминала некую «черную дыру» в политической карте Вселенной Европы. Не зря же астрономы считают, что в «черных дырах» время течет по-другому: иногда может останавливаться, течь вспять, а то и ужиматься или неимоверно растягиваться.
Историческое время России ужалось до размеров двора императрицы и личных интересов ее фаворита. Но когда надо было расправиться с «верховниками», Анна проявила быстроту и волю. Еще бы, они же пытались помешать ее счастью с курляндцем!
Кроме взаимоотношений с Бироном, Анну беспокоил вопрос о престолонаследии. Незадолго до кончины она объявила наследником престола младенца Иоанна Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны и принца Ульриха Брауншвейг-Бевернского. Ребенок родился 12 августа 1740 года.
Вскоре после его рождения царица почувствовала себя дурно. Она поняла, что умирает. И призвала к своему смертному одру того, кто единственный в империи не рассказывал ей «печальных историй». Проницательная женщина посмотрела на документ, где Бирон объявлялся регентом маленького престолонаследника, и сказала, что это – смертный приговор. Приговор и царевичу, и Бирону. Она же прекрасно понимала, что Бирон нужен только ей, Анне, верной и всегда любящей. А Бирон не понимал всей ошибочности своих непомерных притязаний.
Утром 17 октября императрица велела позвать духовенство и попросила читать отходную. «Простите все», – сказала она, и дух ее отлетел в иные сферы. Это «простите» звучало глубоко и трагично. В нем заключалась все осознание Анной того, что произошло со страной из-за ее личного, женского выбора. Но она верила в любовь до гроба. И вот этот гроб появился.

Влюбленная самодержица

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Влюбленная самодержица
Анна сразу же проявила себя как государыня педантичная. Сказывалось ее долгое общение с немцами. С первых же дней своего правления она стала обращать строжайшее внимание на соблюдение придворного этикета. Чтобы ни у кого больше не появилось желания «порулить» вместе с ней!
Царица очень хорошо разбиралась в людях, оказавшись тонким психологом, всегда способным отличить мздоимца от верного служаки. Одна из придворных дам, близко знавшая императрицу, писала о ней: «Ее сердце одарено такими хорошими качествами, каких мне не удавалось видеть у кого бы то ни было, и это – принимая во внимание власть, которая ей принадлежит».
Это было не просто сердце царицы. Это было любящее сердце! Верное! Не зря же она так покровительствовала верным людям, предпочитая подчас их верность тонкости ума возможного интригана.
И первое, что она сделала, это пригласила в столицу империи Эрнста Иоганна Бирона, любимого и единственного.
Никто не посмел ей перечить. Анна знала, что Бирона будут ненавидеть, что против него будут затевать заговоры, желать ему падения и смерти. Но ей тем более хотелось доказать и ему, и самой себе, что их любовь отныне становится святым государственным делом!
На одно содержание Бирона тратилось 2 млн. рублей в год! Но царица готова была пустить всю казну по ветру, лишь бы ее любимый ни в чем не знал нужды и отказа. И он отвечал ей взаимной верностью. Не правы те, кто говорит, что он исключительно разорял казну. Нет, Бирон не был глуп, он дал самодержице немало хороших деловых советов по управлению государством. Но если бы обладал он еще и масштабом мышления будущего соправителя Екатерины Второй – князя Потемкина!
Однако Анна полюбила именно этого курляндца. А потому именно ему доверяла государственные дела. Волевая по отношению ко всем остальным, она беспрекословно подчинялась своему «вернейшему подданному».
Если бы на месте Бирона был другой, то история России могла бы пойти иначе. Но Россия стала заложницей царственной любви до гроба, как стала такой заложницей и сама государыня.
В 1737 году Анна сломила упорное сопротивление курляндского дворянства и добилась того, что именно Бирон получил герцогскую корону Курляндии.
Его ненавидели немцы. Его ненавидели русские. Он умел быть фантастически беспощадным. Однажды он пообещал положить под колеса своей кареты губернатора Москвы, если в городе не будут исправлены дороги. Его угрозе поверили, потому что знали его беспощадный характер.
Зато там, где не требовалось вмешательства Бирона, Анна Иоанновна проявляла свои лучшие качества. Она всегда готова была удовлетворить прошение какого-нибудь невысокого чина, если тот терпел бюрократические притеснения от какого-либо государственного ведомства.
Известен, например, случай, когда один полковник из небогатых дворян по имени Федор Вишневской по именному указу императрицы был послан в «венгры» за партией токайского вина для двора. Поручение он выполнил, но по дороге сильно издержался. Никто не хотел восполнить ему расходы. «Ея императорского величества кабинет» перекидывал дело «Ея императорского величества канторе», та отсылала обратно, пока, наконец, «Покорное доношение» бедного ревностного служаки не дошло до очей государыни. И та собственноручно начертанной на документе резолюцией приказала немедленно выдать полковнику требуемую сумму – и «оклад жалованья» за девять месяцев, и «рационы» на содержание четырех денщиков! Было это в 1733 году, а погребок Ракоци, откуда доблестный полковник доставил токайское, существует и поныне – более того, по случаю 300-летия Санкт-Петербурга в Константиновском дворце в Стрельне у него ныне учрежден филиал, который венгры заполнили несколькими сотнями бутылок превосходного токайского!

«Затейка верховных господ»

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
«Затейка верховных господ»
Так продолжалось три года. Роман между Бироном и Анной становился все более ярким, все более очевидным. Казалось, личная жизнь курляндской властительницы никого не трогает. Но судьба всегда подчиняется высшей мудрости, сформулированной в поговорке: «Человек предполагает, а Бог располагает». В России скончался царственный юноша Петр Второй. Страна снова была накануне великих политических разборок и дворцовых интриг. Нужна была какая-то нейтральная фигура, чтобы успокоить мятежные умы. Такая, которая бы была послушным орудием в руках сильных мира сего.
В России появился Верховный тайный совет, ставший реальной властью в стране. Но ему нужен был призрачный монарх, потому что само сознание народа не приняло бы республику аристократов. Тут-то и вспомнили о провинциальной немецкой герцогине русского происхождения.
Члены тайного совета, или «верховники», решили составить документ, ограничивающий права приглашенной ими государыни. Список сих ограничений получил название «Кондиций».
Вот некоторые пункты из этого документа:
«Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного согласия: 1. Ни с кем войны не всчинять, 2. Миру не заключать. 4. В знатные чины, как в стацкие, так и в военные, выше полковничья ранга не жаловать. 7. В придворные чины как русских, так и иноземцев не производить».
Особенно любопытен был седьмой пункт. Направленный непосредственно против Бирона. В Петербурге давно знали о страстной любви Анны и Эрнста Иоганна, а потому предпочли подстраховаться. На всякий случай!
Под этими «Кондициями» подписались канцлер граф Головкин, князь Михайла Голицын, князь В. Долгорукий, князь Дмитрий Голицын, князь Алексей Долгорукий, Андрей Остерман.
Надо сказать, что прочие «лучшие люди государства», не вошедшие в Совет, узнали о появлении «кондишек», как они презрительно окрестили «Кондиции», с откровенным раздражением. И при малейшей возможности были готовы выступить против великолепной восьмерки!
С таким документом выехало посольство в Митаву и получило согласие Анны Иоанновны на выполнение всех условий. Одновременно Анна получила сведения о том, что в стране есть мощная оппозиция «верховникам».
Анна с болью рассталась с любимым человеком, дав ему понять, что скоро все изменится и они вновь соединятся.
И Анна не ошиблась. Недостаток образования ей заменяла интуиция, остро отточенная еще в детстве, где ее окружали всякие колдуньи, ворожеи и прочие «чудесные люди».
Оппозиционеров поддерживала гвардия. Военные составили петицию с нижайшей просьбой к государыне принять на себя всю полноту власти.
И она приняла ее. 25 февраля 1730 года во дворец, где заседали «верховники», явилась депутация дворян из 150 человек. Она и передала прошение государыне Анне. Разыгралась бурная сцена выяснения отношений между двумя силами. И тут Анна проявила волю, доставшуюся ей в наследство от матери. Она в гневе разорвала «кондишки»!

Курляндская герцогиня

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Курляндская герцогиня
Свою среднюю дочь Анну царица Прасковья не любила, предпочитая ей старшую, которую называла «свет-Катенька». А потому, когда Петр потребовал, чтобы она отдала одну из своих дочерей замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма, то Прасковья тут же «откупилась» от дотошного царя Анной.
Союз с Курляндией имел для Петра стратегическое значение, потому что герцогство предоставляло ему свои порты и выход к морю. И в 1710 году пышнотелая русская царевна стала немецкой герцогиней.
Герцогиня была по-русски смиренна и не помышляла в чем-то перечить мужу, а уж тем более лезть в его дела. И когда супруг внезапно заболел и умер, она очень хотела вернуться на родину, пугаясь перспектив власти. Но ей запретили сделать это. А на всякий случай в ее резиденции – городе Митаве, нынешней Елгаве в Латвии – разместили полк русских солдат. Да еще и замуж решили вторично выдать. Претендент на руку герцогини нашелся. Это был Мориц Саксонский, внебрачный сын польского короля Августа Второго. Он был талантливым полководцем, искушенным политиком, авантюристом и дамским угодником.
Анне он понравился, но… Морицу Саксонскому присылают портрет будущей русской императрицы Елизаветы Петровны. И он тут же охладевает к Анне. Зато портрет будоражит его воображение и его честолюбие.
Анна, успевшая в свою очередь увлечься Морицем Саксонским, пытается посылать ему любовные записки. Она даже пишет письма в Петербург, где просит дать ей разрешение побыстрее выйти замуж за красавца. И на все просьбы получает решительный отказ.
Впервые проявляется ее характерная черта, ставшая впоследствии роковой не только для нее, но и для всей истории России – зависимость от чувств к мужчине. Ради мужчины она готова переступить через что угодно и через кого угодно, смотреть ему в рот, слушать каждое слово, поступать по его совету, больше похожему на приказ!
Анна осталась в своей Курляндии. Но и несостоявшийся жених тоже получил от ворот поворот. Елизаветы Петровны ему не дали!
В Митаве Анна прожила целых 19 лет. Она приспособилась к сугубо немецким порядкам, полюбила ранее чуждый ей уклад жизни. Герцогство не было богатым, а потому Анне приходилось выпрашивать деньги на содержание своего маленького немецкого двора у своих русских родственников. Ей приходилось вникать в каждую мелочь, что сделало из ленивой русской царевны женщину энергичную и деловую.
Ей не хватало только любви. Любви до гроба! Как в романах. И ее ожидание было вознаграждено.
В 1727 году во время охоты на глаза ей попался эффектный высокий кавалер. Звали курляндского дворянина Эрнст Иоганн Бирон. Он был страстным любителем верховой езды и ружейной стрельбы. Он влюбился в Анну. И Анна влюбилась в него. Она уже не могла сделать без него и шагу. И поняла, что тот, кого она ждала столько лет, пришел. Он стал ее счастливой судьбой. И будущим несчастьем России.

Заложница любви до гроба

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Заложница любви до гроба
Дитя стрелецкого царя
Много тронов можно увидеть в Московском Кремле, но, пожалуй, самый удивительный из всех – это трон на двоих! Единственный и уникальный – словно русское самодержавие решило уподобиться своему символу, двуглавому орлу. Трон, на котором сидели «цари и государи Петр и Иоанн» – Петр Великий и его брат Иван. Иван был не просто сыном «Тишайшего» Алексея Михайловича, он родился на шесть лет раньше Петра, а потому имел куда больше прав на престол, чем грядущий преобразователь страны. Но – увы – болезненный юноша всегда был тенью младшего брата. А сидел на троне рядом с ним только благодаря стрелецкому бунту, когда толпа «красных кафтанов» чуть не разорвала в клочья маленького Петра. Вот и пришлось согласиться на двух государей, а регентшей сделать властную царевну Софью.
«Великий государь» Иоанн Алексеевич не был помехой для Петра, так как власть его мало интересовала. Зато он уделял большое место дому. Дети у него росли такими же тихими, каким был он сам. И когда 28 января 1693 года по старому стилю у него родилась дочь Анна, то это было более чем рядовым событием и для семьи, и, конечно, для страны. Через три года и один день после ее рождения, 29 января 1696 года, Иоанн Алексеевич преставился.
Его жена царица Прасковья осталась вдовой. Она была красивой и властной женщиной и в отличие от мужа обладала жестким характером. Быть может, даже суровым.
Трех своих дочерей: Екатерину, Анну и Прасковью – царица растила в духе патриархальной старины. Главным материнским долгом она считала хорошо «напитать» детей. Мамки-няньки выкормили царевен полными, дородными, как и полагалось на Руси. В доме вдовствующей царицы постоянно бывали всякого рода колдуньи, вещуньи, знахарки. Поэтому все девушки, в том числе и Анна, верили в чудеса, приметы, знаменья.
Вместе с тем в духе петровского времени их обучали истории и географии, чтению и каллиграфии. Но уровень их знаний оставлял желать лучшего.
Боясь разгневать Петра, Прасковья перебралась в Петербург, где не пропускала ни одного торжества, ни одного бала или ассамблеи. Она внимательно присматривалась к тому, как обучают боярских дочерей, и своих дочек пыталась обучить тем же манерам.

Сикхи и наши дни

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Сикхи и наши дни
С первых дней существования Новой Индии, независимой страны, созданной ненасильственными действиями Махатмы Ганди и его сторонников, сикхи поставили вопрос о создании собственного государства. Они считали, что если Пакистан смог отделиться от Индии, став отдельным исламским государством, то и сикхизм имеет право на независимость в государственных границах, а не на «культурную автономию».
Наиболее воинственные сикхи – это так называемые Ниханчи. Они ходят в ярких желто-синих одеждах, на их тюрбанах красуются чакры – орудия убийства, которыми их обладатели мастерски владеют. Стоит такую чакру, острую металлическую пластину в виде звездочки, метнуть в противника, как она мгновенно отсечет ему голову. На одежде Ниханчи всегда красуется холодное оружие. Все уступают им дорогу при встрече.
Невзирая на все свое внешнее благородство, сикхи встали на путь открытой вооруженной борьбы с властями с использованием террористических методов. На совести сикхских террористов – жизни выдающихся деятелей Индии Индиры Ганди и ее сына Раджива. А сколько было других многочисленных вылазок с кровавыми последствиями! Их требование всегда одно – создание независимого государства сикхов под названьем Холистан.
Есть и другая секта в движении сикхов. Она называется Намдхари. Члены этой секты ходят в белых одеждах, соблюдают во всем простоту. Они – вегетарианцы, и, как и во всей Индии, корова для них – священное животное. Эти сикхи – самые невоинственные среди своих единоверцев, но именно они и являются непосредственными продолжателями дела Великого Гуру Гобинд Сингха и носителями его этики. Неспроста у них белые одежды, точно такие же, какие были у грозных, но справедливых воинов Великого Гуру.
Есть еще у современных сикхов и секта Нирмала, религиозные воззрения которой ближе всего к официальному индуизму.
И, наконец, существует еще секта Удаси, проповедующая аскетизм, отрешенность от мирских дел. Есть и очень небольшая секта Рамраи, объединяющая людей, избравших своим покровителем брата Великого Гуру, когда-то, по их мнению, обделенного им.
Современные сикхи отмечают несколько основных праздников, главные из которых Гурпураб и Байсакхи.
Гурпураб – скорее не один, а целая серия празднеств, связанных с рождением или уходом всех гуру сикхов.
Байсакхи – день рождения хальсы – совпадает с первым днем месяца басакх (апрель – май). Отмечается Байсакхи так: важно шествует процессия участников праздника в парадных одеждах, гарцуют всадники. Затем шествие сменяют боевые ритуальные танцы, воинские игры и спортивные состязания.
Следует сказать, что и власти Индии порой проявляют определенную политическую бестактность, когда, например, позволяют полиции занимать главный храм сикхов. А ведь это для них святая святых! На такое оскорбление у них принято отвечать кровью!
Сикхи, которых сейчас насчитывается в Индии около десяти миллионов человек, стали для всего мира такой же проблемой, как курды, палестинцы, северные ирландцы и баски. Вряд ли постоянная война с этими народами решит проблему. Тут скорее поможет диалог, потому что любой отказ от диалога приводит к катастрофическим последствиям. Вроде тех, с какими столкнулась сейчас потрясенная величайшим терактом Америка!
Имеет смысл снова вспомнить Великого Воина Света и Рыцаря Поэзии. Гуру Гобинд Сингх, столько претерпевший от врагов своих, тем не менее приказывал своим людям оказывать вражеским раненым медицинскую помощь. И этим перенес себя через несколько веков, став своим человеком нашего времени. И не просто своим человеком. А своим Великим Человеком.

После Гуру

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
После Гуру
Смерть Гуру Гобинд Сингха не только не сломила волю сикхов к свободе, но вызвала еще большую волну возмущения и желания разгромить беспощадных завоевателей. И в 1709 году, через год после ухода своего Великого Гуру, они вновь подняли восстание. На сей раз во главе армии сикхов встал крестьянин Банда.
В 1710 году армия сикхов, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, имевших огнестрельное оружие и пушки, овладела большей частью Восточного Пенджаба и стала угрожать Дели. Однако в битве при Садхауре 5 декабря 1710 года Банда был разбит Великим Моголом Бахадур-шахом. Но тем не менее ожесточенная война в Восточном Пенджабе и предгорьях Гималаев продолжалась еще пять лет, пока основные силы сикхов не были блокированы в крепости Гурдаспур и только после девяти месяцев осады принуждены были сдаться.
Разгром сикхов и казнь Банды не прекратили антифеодального движения в Пенджабе. И уже в 30 – 40-х годах XVIII века сикхи стали там господствующей силой. А спустя еще некоторое время создали свое независимое государство, завершив дело Великого Гуру.
Государство, созданное руками столь смелых, отчаянных и убежденных людей, оказалось весьма жизнестойким. И пока англичане захватывали одну область Индии за другой, сикхи упорно держались и стеной стояли за свою независимость. Англичане даже часто искали среди них союзников в борьбе с Великими Моголами.
Сикхи придерживались демократических взглядов на устройство общества, свято соблюдая завет Великого Гуру Гобинд Сингха о равенстве каст и религий. Они управлялись отныне собранием общины. Такая община называлась хальса. Она заменила собою наследственную власть сикхских гуру, что фактически сделало страну сикхов одной из первых республик не только Азии, но и всего мира! Потому и государство их было куда крепче, куда сплоченнее, чем ветхая империя Великих Моголов или другие мелкие независимые княжества Индии. Оно просуществовало до 1849 года, когда англичанам после двух ожесточенных англо-сикхских войн все-таки удалось аннексировать Пенджаб.
Но и после потери независимости сикхи почитались в Индии как самые отважные воины. Стоит вспомнить хотя бы о том, что человек, сопровождавший путешествующую по стране знаменитую Елену Петровну Блаватскую, носил имя Гулаб-Лал-Сингх, что свидетельствовало о его безусловной принадлежности к сикхам! Именно этот человек был главным проводником теософов и их консультантом по многим духовным, научным и философским вопросам. Знания его поражали и саму Блаватскую, и ее спутников, особенно английских, привыкших считать индусов людьми второго сорта.
Одновременно с такими выдающимися личностями, как проводник Блаватской, среди сикхов встречались в массе своей самые обычные люди. И уже тогда в сикхской общине стало проявляться определенное расслоение: одни люди выступали как пацифисты, другие клялись на своем оружии бороться с любыми завоевателями до тех пор, пока страна сикхов снова не станет свободной и полностью независимой.

Уход Десятого Гуру

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
Уход Десятого Гуру
После смерти Аурангзеба, злейшего врага сикхов, Гуру Гобинд Сингх принял участие в борьбе за могольский престол на стороне Бахадур-шаха и вместе с ним отправился в поход. Гуру верил, что новый правитель империи будет достоин своего великого предшественника Акбара Великого.
Воины гуру вместе с войсками претендента на могольский престол отправились на юг. По пути у города Нандера на Гуру Гобинд Сингха напал предатель, подосланный к нему Великими Моголами. Он набросился на великого воина во время сна, как и положено шакалу и предателю. Но негодяй не смог убить гуру, а только тяжело ранил его. И пораженный величественным видом того, на кого он поднял руку, предатель тотчас же покончил жизнь самоубийством. История Иуды повторилась в индийском варианте с некоторыми изменениями. Давно замечено, что у каждого Великого Светоносца, к какому бы народу и эпохе он ни принадлежал, всегда находится свой предатель, который только еще больше подчеркивает величие подвига преданного им! И в этом – великая оппозиционная пара философии древних мудрецов и современных эзотериков.
Да, убийца покончил с собой на руках гуру. Но и рана самого Воина Света и Рыцаря Поэзии оказалась смертельной. И он ушел с земного плана бытия 7 октября 1708 года, воистину смертью смерть поправ! Да и не было у гуру такого понятия – «смерть». Он просто слился с Единым и Вечным, чтобы ТАМ, на куда более Высоких Планах бытия, продолжить свое восхождение по ступеням лестницы эволюции. И, быть может, ждать еще более впечатляющего воплощения на Земле, когда силы Добра и Зла сойдутся в своей последней, давно предсказанной схватке.

«Джаап Сахиб»

Энциклопедии » Мистика в жизни великих
«Джаап Сахиб»
Самым главным произведением Гуру является «Джаап Сахиб», свод философских стихотворных мыслей, обращенных к богу. И если священную книгу сикхов, которую дал миру Арджуна, называли «Библией сикхов» (книга «Ади Грантха»), то «Джаап Сахиб» по праву можно назвать «Евангелием сикхов», их Новым Заветом.
Как считает современный святой Индии Баба Вирса Сингх, «Джаап Сахиб» оказывает поистине волшебное воздействие на того, кто читает эти стихи с любовью и пониманием, приближая его к постижению основной реальности, и подготавливает человека для собственного опыта Божественного видения.
Всего в «Джаап Сахиб» 199 куплетов. При этом стоит сказать, что произведения Рыцаря Поэзии еще ждут своего настоящего переводчика. Тем не менее первые опыты по переводу священной поэтической книги сикхов уже сделаны, а потому их можно привести.
Так, обращаясь к богу как к Великому Абсолюту, Высшей Реальности, не имеющей конкретного облика и формы, Гуру Гобинд Сингх говорит:

Свободен полностью от всяческих терзаний,
Бессмертен Ты, вне описаний,
Всегда незримым остаешься,
Без формы Ты – как Песня льешься.

Или вот еще, пожалуй, одно из ключевых стихотворений, посвященных природе Абсолюта, Его невовлеченности в людские смертные страсти. Такое положение Ницше называл «по ту сторону Добра и Зла»:

Ты – Тот, Кто вне привычных уз,
Знакомых и родных Кто не имеет,
Вне страха Ты, Твой беспристрастен суд,
Он Милосердьем над Вселенной веет.
Да, Ты всегда Святое Состраданье!

Ты в Состраданье Безграничен, Бог,
В своих деяньях Ты есть Величайший,
Ты Истина Святая, Ты – Любовь!
Вcегда Ты полон Благости и Счастья!

И Ты же – Тот, Кто властен Разрушать,
Поддерживая этим жизни Вечность.
Хвала Уничтожителю Вселенной,
Который должен вечно Созидать!
И не зря сказал о Воине Света и Рыцаре Поэзии Баба Вирса Сингх: «Гуру Гобинд Сингх, являясь посланником бога на Земле, занимает особое место среди пророков».